Лучший педагог года

Проект «Формирование навыков безопасности у детей 3–4 лет» в младшей группе

Татьяна Носенко
Проект «Формирование навыков безопасности у детей 3–4 лет» в младшей группе

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Раздольненский детский сад № 5 «Сказка»

Раздольненского района Республики Крым

Проект

«Формирование навыков безопасности

у детей 3-4 лет»

в младшей группе №5 «Ладушки»

Выполнил:

Воспитатель Носенко Т. С.

2022г. - 2023г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Публикация «Проект „Формирование навыков безопасности у детей 3–4 лет“ в младшей группе» размещена в разделах

Наша повседневная жизнь таит множество опасностей. Проблема безопасности жизнедеятельности человека признается во всем мире, отмечается рост детского травматизма, особенно высок этот показатель в больших городах. В Российской Федерации от социальных, техногенных, природных и иных катастроф ежегодно погибают более 300 тысяч человек, 100 тысяч человек становятся инвалидами. По тяжести и неблагоприятным последствиям на первом месте стоят случаи дорожно-транспортного травматизма и падения детей с высоты.

Сохранить здоровье детей, уберечь их от травм и инвалидности является долгом взрослых.

В современных условиях, когда появилось много игрушек, небезопасных для ребенка, когда появилось много нового современного оборудования и бытовой техники, при обращении с которой нужно быть аккуратными и внимательными, на дорогах появилось большое количество автотранспорта, что тоже требует повышенного внимания. В младшем дошкольном возрасте дети не умеют принимать правильные решения при возникновении в их жизни опасной ситуации, и как показывает практика, они даже не способны её распознать. Тем не менее, даже в этом возрасте детей нужно знакомить с потенциальными опасностями и способами выхода из них, так как от этого зависит их здоровье и безопасность. Большое количество маленьких детей гибнут из-за равнодушия и невнимательности взрослых, из-за нежелания вовремя показать, объяснить, сделать вместе с детьми. Прямой обязанностью взрослого является обучение ребёнка основам безопасного поведения.

Детям нужно разумно помогать избегать повреждений, ведь невозможно все время водить их за руку, удерживать возле себя. Необходимо воспитывать привычку правильно пользоваться предметами быта, учить обращаться с животными, кататься на велосипеде, объяснять, как надо вести себя во дворе, на улице и дома. Нужно прививать детям навыки поведения в ситуациях, чреватых получением травм, формировать у них представление о наиболее типичных, часто встречающихся ситуациях. Ребенку необходимо знать правила поведения, которые он должен выполнять неукоснительно, так как от этого зависит его здоровье и безопасность. Эти правила следует разъяснить детям подробно. Однако безопасность и здоровый образ жизни – это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях, умение правильно действовать в случае любой опасности. Понять это – значит, сделать первый шаг в изучении основ безопасности жизнедеятельности. Считается необходимым создать педагогические условия для ознакомления детей с различными видами опасностей.

Согласно закону РФ «Об образовании», родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем детском возрасте, научить безопасному поведению в социуме, природе, быту.

В концепции содержания непрерывного образования приоритетными задачами системы дошкольного образования являются:

- приобщение детей к здоровому образу жизни;

- формирование знаний об окружающем мире;

- развитие компетентности в сфере отношений к себе, к людям.

Но круг проблем, связанных с безопасностью ребенка, невозможно решить только в раках детского сада, успех в работе по безопасности детей, может быть, достигнут только при тесном взаимодействии с родителями воспитанников, поскольку те знания, которые получает ребенок в детском саду, должны закрепляться в условиях семьи. Но зачастую, родители сами нуждаются в квалифицированной помощи педагогов, т. к. недостаточно компетентны в вопросах безопасности жизнедеятельности и не владеют способами обучения детей правилам безопасного поведения в социуме. В связи с этим реализация основной общеобразовательной программы дошкольного образования включает в себя время, отведенное на взаимодействие с семьями детей. Сотрудничество воспитателя с семьей формирует у родителей осознанное отношение к собственным взглядам и установкам в воспитании ребенка.

Актуальность

Самое ценное – здоровье и жизнь ребенка. Часто, втягиваясь в круговорот повседневности, мы забываем о том, сколько неожиданных опасностей подстерегает человека на жизненном пути.

Наша беспечность и равнодушное отношение к своему здоровью зачастую приводят к трагедии. А ведь человек может предотвратить беду, уберечь себя и своих близких от опасности, если будет владеть элементарными знаниями основ безопасности жизнедеятельности.

Знания эти формируются в процессе воспитания, следовательно, обучение детей обеспечению безопасности их жизнедеятельности является актуальной педагогической задачей.

В 2022 – 2023 учебном году в младшей группе №5 «Ладушки», был разработан проект «Формирование навыков безопасности у детей младшего дошкольного возраста»

В данном проекте социально значимой проблемой является безопасное поведение детей в окружающем мире : правила безопасного поведения на дороге и профилактика детского дорожно-транспортного травматизма; правила пожарной безопасности в быту, при чрезвычайных ситуациях, правила поведения в природе.

Данный проект носит открытый характер, что дает возможность включению в него достаточного количества участников и их инициатив в решении поставленных задач.

В процессе реализации проекта предполагается активизировать всех участников процесса, с целью повышения эффективности и результативности.

Цель данной работы - формирование у детей младшего дошкольного возраста осознанного безопасного поведения на улице, в природе и в быту через игровую деятельность и взаимодействие с родителями.

Проект «Формирование навыков безопасности у детей младшего дошкольного возраста 3-4 года»

Цель моей работы состояла через решение следующих задач:

- повысить педагогическую компетентность родителей в вопросах безопасного поведения детей младшего дошкольного возраста на улице, в природе и в быту;

- организовать совместную с родителями работу для формирования у детей правил безопасного поведения через обогащение предметно-развивающей среды центров активности;

- знакомить детей с правилами дорожного движения и правилами безопасного поведения на улице;

- формировать навыки осторожного обращения с огнем, дать элементарные представления о причинах и последствиях неосторожного обращения с огнем;

- учить детей правильно вести себя в таких ситуациях, как контакты с чужими людьми;

- воспитывать привычку соблюдать правила личной гигиены;

- воспитывать потребность в здоровом образе жизни.

Тип проекта : информационно-игровой, долгосрочный

Сроки реализации проекта : сентябрь 2022 г. – май 2023г.

Участники проекта : педагоги, воспитанники младшей группы общеразвивающей направленности (3- 4 лет, родители воспитанников.

Продукт проекта :

Продукты деятельности педагогов-

- учебо-тематический план по формированию навыков безопасного поведения детей в быту, с чужими людьми, на проезжей части, в природе;

- конспекты занятий и тематических недель;

- консультации, памятки для родителей;

- обогащение предметной среды демонстрационным и дидактическим пособием.

- мультимедийная презентация;

Результат деятельности детей и педагогов :

- создание альбома «Берегись бед, пока их нет»;

- выставка детских рисунков.

Результат деятельности детей и родителей :

- макет «Наша улица»

- выставка рисунков совместно выполненных детей с родителями.

Методы реализации проекта

Практические:

создание здоровьесберегающей и развивающей среды, обеспечивающей комфортное пребывание ребенка в группе

демонстрация разных ситуаций, несущих опасность для здоровья ребенка

создание уголка безопасности в группе для использования полученных знаний в игровой и самостоятельной деятельности

фронтальные, подгрупповые, индивидуальные занятия

индивидуальная работа

дидактические игры и игровые упражнения

совместная деятельность педагога с детьми

самостоятельная деятельность детей

просмотр видеоматериалов

развлечения

Словесные:

беседы

чтение художественной литературы

заучивание стихотворений

консультации

наблюдения

сюжетно-ролевые игры

подвижные игры

Наглядные:

организация выставок, конкурсов

сбор фотоматериалов

рассматривание иллюстраций, схем, плакатов

театрализованная деятельность

личный пример взрослых

Этапы проекта и план работы

1. Вводный этап. Подготовительный (сентябрь)

Ознакомление с теоретическими основами методик, технологий.

Диагностирование детей с целью выявления уровня сформированности знаний и представлений об основах безопасности жизнедеятельности.

Изучение мнения родителей и получение семейной поддержки. Анкетирование родителей «Особенности формирования у детей дошкольного возраста культуры личной безопасности» (Приложение 2);

Анализ исходного состояния предметно-развивающей среды в группе.

2. Основной этап. Практический (октябрь- апрель)

Организация развивающего образовательного пространства в группе, создание условий и оформление необходимого материала:

Уголок правил дорожного движения (игры по ПДД, подбор художественной литературы, набор знаков дорожного движения, альбом «Виды транспорта» и др.)

Правила поведения при пожаре (выставка рисунков, поделок, создание книги детских рисунков «Опасные вещи» и др.)

Правила поведения в природе (фотоальбом «Сбережем природу вместе», экологические цепочки и др.)

Взаимодействие с семьей по вопросам безопасности жизнедеятельности воспитанников.

Родительские встречи

Анкетирование

Консультации для родителей

Совместные мероприятия

Взаимодействие с педагогами по обогащению опыта работы по вопросам безопасности жизнедеятельности воспитанников.

Консультации для педагогов (опыт работы)

Разработка методической картотеки материалов по данной проблеме.

Планирование образовательной деятельности по формированию основ безопасности жизнедеятельности в группе (Приложение1)

3. Заключительный этап. Аналитический

Итоговый мониторинг показателей основ безопасности ОБЖ детей младшего дошкольного возраста 3-4 года;

повторное анкетирование родителей - «Особенности формирования у детей дошкольного возраста культуры личной безопасности» (Приложение 2);

сравнительный анализ анкетирования родителей (Приложение 3);

итоговое мероприятие (с участием родителей воспитанников) «Опасно в лесу одному» (по сказке «Колобок);

выставка рисунков совместно выполненных детей с родителями;

презентация результатов работы по проекту в рамках «Фестиваля проектов» на уровне Учреждения;

выводы и предложения.

Условия реализации программы

Реализация проекта «Формирование навыков безопасности у детей младшего дошкольного возраста» предусматривает проведение серии интегрированных занятий. Материал, предлагаемый детям, можно использовать в любом из режимных моментов деятельности группы, начиная с утреннего приема детей (беседы, сюжетно – ролевые, театрализованные, подвижные игры, продуктивная деятельность детей и т. д.

Дидактические игры, разработанные по темам программы, можно использовать в самостоятельной игровой деятельности детей : игры-загадки, игры-развлечения, игры-задания, сказки.

В работе с детьми используется опытно – экспериментальная деятельность. Широко используются педагогические технологии: личностно ориентированного обучения, сотрудничества, игровые технологии, ИКТ.

Средства реализации программы

Совместная деятельность педагога с детьми.

Разделы программы: «Ребенок на улице», «Ребенок дома», «Ребенок на природе», интегрированы в различные моменты: игру, прогулку, индивидуальную работу, самостоятельную деятельность детей.

Предметно - развивающая среда.

Организация развивающей среды, способствующей конструированию вариантов личной и общественной безопасности

Работа с родителями.

Предполагает системное и планомерное взаимодействие триады родитель – ребенок – педагог и включает разные формы работы.

Мониторинг

Усвоение программных задач по основам безопасности жизнедеятельности

Содержание проекта

Первый блок – работа с детьми, включающая формирование представлений об основах безопасности жизнедеятельности.

Работа по формированию основ безопасности жизнедеятельности у детей Младшего дошкольного возраста состоит из следующих разделов:

1. Ребенок на улице.

2. Ребенок дома.

3. Ребенок на природе.

Второй блок – повышение образовательного уровня педагогов в вопросах безопасности жизнедеятельности дошкольников.

Третий блок – просвещение родителей в формировании основ безопасности жизнедеятельности у детей младшего дошкольного возраста.

Четвертый блок - Организация здоровьесберегающей и развивающей среды, способствующей конструированию безопасности жизнедеятельности дошкольников.

Работа с детьми

Работа по формированию основ безопасности жизнедеятельности у детей от 3 до 4 лет состоит из следующих разделов:

Ребенок на улице:

Учить детей различать знаки дорожной грамоты: светофор, пешеходный переход.

Формировать устойчивое представление детей об устройстве улицы : тротуар, проезжая часть, двор, перекрёсток.

Закрепить правила безопасного поведения на дороге осенью, зимой, весной; правила поведения в транспорте.

Продолжать знакомить с видами и назначением транспорта.

Формировать у детей осознанное отношение к личной безопасности,

воспитывать грамотного пешехода.

Ребенок дома:

Расширить представления детей о предметах, которые могут служить источниками опасности в доме, уметь пользоваться телефоном.

Продолжать знакомить детей с опасными ситуациями, которые могут возникнуть на улице, в транспорте, возможных контактах с незнакомыми людьми, с тем как правильно вести себя в таких ситуациях.

Ребенок на природе:

Познакомить детей с элементарными правилами безопасного поведения в природе; Сформировать умение самостоятельно применять их в жизни.

Закрепить знания детей о явлениях природы, знакомить с правилами поведения во время бури и сильного ветра (урагана, грозы и гололеда.

Закрепить знания об опасностях, возникающих при контакте с насекомыми и животными, формировать представления о правилах поведения при встрече с ними.

Познакомить с правилами безопасного поведения возле воды и на воде; о причинах несчастных случаев на воде; формировать знания о действиях в случае опасности на воде.

Учить внимательно относиться к растениям в природе, познакомить с ядовитыми грибами и растениями; учить узнавать их

Работа с родителями.

Для успешной реализации проекта была проделана большая работа по обогащению предметно-пространственной среды. С помощью родителей, были сшиты детские накидки для игр по ПДД и пожарной безопасности, изготовлены макет противопожарного щита, огнетушители, дорожные знаки и пешеходный переход, приобретены большие специализированные машины (скорая помощь, пожарная, полиция). Были сделаны маски животных, которые так же используются для драматизации («Кошкин дом», «Волк и семеро козлят», «Три поросёнка», «Красная шапочка») приобретены фигурки для пальчикового театра.

Запланированная и проводимая работа на подготовительном этапе плавно перетекла в период основного, в ходе реализации образовательной программы требовались материалы для оснащения педагогического процесса, которые изготовлялись по мере необходимости, проводились консультации для родителей такие как:

- «Безопасность ребенка оставленного дома»;

- «Как бороться с укусами насекомых»;

- «Легко ли научить ребёнка правильно вести себя на дороге?»;

- «Первая доврачебная помощь»;

- «Обморожение»;

- «Зимние травмы»;

- «Рекомендации родителям по преодолению неприятных ситуаций в жизни их детей»;

- папка – передвижка «Улица - не место для игр»;

- папка – передвижка «Правила пожарной безопасности»;

- папка передвижка «Профилактика гриппа»;

- совместные постановки сказок «Волк и семеро козлят на новый лад», «Кот, петух и лиса».

- совместные досуги: спортивное мероприятие по физической культуре приобщение к ЗОЖ «Сильные и смелые, ловкие умелые»; «Я – сам!»;

- родительские собрания: "Здоровье - в наших руках";

- конкурсы плакатов и поделок совместного творчества детей и родителей : «Учим с детьми правила дорожного движения»; «Спичка невеличка»;

Работа с педагогическим коллективом дошкольной организации

Цель: повышение образовательного уровня педагогов в формировании основ безопасности жизнедеятельности дошкольников.

Основными направлениями работы являются:

создание информационной базы по педагогическим, психологическим составляющим по формированию безопасности жизнедеятельности.

Формы работы с педагогами :

беседы;

семинар – практикум;

компьютерные презентации;

предоставление методических рекомендаций в виде памяток.

Ожидаемый результат внедрения проекта

1. Готовность воспитанников, родителей и педагогов к овладению знаниями и навыками по преодолению различных экстремальных ситуаций, готовность с их помощью обеспечить максимальную защиту жизни и здоровья, как своих, так и окружающих.

2. Успешное освоение образовательной программы ДО, в том числе и по соблюдению условий обеспечения своей и общественной безопасности.

3. Развитие творческой активности детей, как средства изучения способов преодоления экстремальных ситуаций и обеспечения безопасности.

4. Повышение заинтересованности родителей в сотрудничестве с ДО, активное взаимодействие с ребенком и педагогами в вопросах применения в воспитательно-образовательной деятельности опыта противодействия экстремальным ситуациям.

5. Повышение информационной культуры родителей по вопросам общественной и личной безопасности.

6. Повышение социального статуса ДО в вопросах обеспечения защищенности воспитанников от чрезвычайных происшествий и экстремальных ситуаций.

7. Рост профессиональной компетентности педагогов в области формирования культуры безопасности.

8. Внедрение в практику: системы теоретических, практических занятий; учебно-методических материалов для детей, педагогов, родителей

Оценка эффективности реализации проекта

На уровне субъектов образовательного процесса:

Высокий уровень положительной динамики физического развития с учетом индивидуальных возможностей каждого из них;

Высокий уровень реализации двигательных функций с учетом индивидуальных особенностей;

Достаточный уровень знаний о безопасности жизнедеятельности и резервных возможностях своего организма;

На уровне ДО:

Модернизация предметно-развивающей среды группы;

Создана и внедрена эффективная система работы с родителями.

Воспитательная ценность проекта :

У детей значительно повысился интерес и желание заниматься гимнастикой, физкультурой, принимать участие в закаливающих процедурах.

Познавательная ценность проекта :

У детей повысились знания о значимости безопасного поведения.

Расширилось представление о работе МЧС, полиции и скорой помощи.

Перспектива проектной деятельности в данном направлении:

С целью повышения интереса к безопасному поведению в различных ситуациях необходимо продолжать систематическую работу по указанной теме через создание и реализацию новых совместных с родителями проектов с использованием интегрированного подхода в этом направлении.

Список используемой литературы:

1. Методическая литература общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Соответствует ФГОС. - М., Мозаика-Синтез, 2014.

2. Авдеева Н. Н. «Безопасность» С-Петербург, Детство-Пресс,2002.

3. Алёшина Н. В. «Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью» (младшая группа). Изд. :ЦГЛ Москва,2003.

4. Извекова Н. А. «Правила дорожного движения». Изд. : «Сфера».Москва2007.

5. Кириллова Ю. А. «Комплексы упражнений (ОРУ) и подвижных игр на свежем воздухе для детей логопедических групп (ОНР) с 3 до 7 лет. Издательство «Детство-Пресс»,2008.

6. Саулина Т. Ф. «Знакомим дошкольников с правилами дорожного движения»Издательство: «Мозаика – Синтез», г. Москва,2014.

7. Белая К. Б. «Формирование основ безопасности у дошкольников»., Издательство: «Мозаика – Синтез», г. Москва,2014.

8. Стеркина Р. Б. «Безопасность»Издательство: «Детство – Пресс», г. Санкт – Петербург,2019.

9. Шорыгина Т. А. «Основы безопасности»Издательство: «Сфера», г. Москва,2007.

10. «Обучение детей мерам пожарной безопасности». – Издательство: «Вымпел», г. Видное.

11. Белая К. Ю., Кунакова Л. В., «Как обеспечить безопасность дошкольников». Издательство: Просвещение,2006.

12. Аролона Н. А. «Ознакомление дошкольников с правилами пожарной безопасности». – Издательство: «Скрипторий», г. Великие Луки,2003.

13. Анастасова Л. П., Иванова И. В., Ижевский П. В. Жизнь без опасностей. Первые шаги к самостоятельности. - М., 1996.

14. Белая Н. Ю. Как обеспечить безопасность дошкольников. - М., 2000.

15. Шаталин А. А. Правила пожарные без запинки знайте, правила пожарные строго соблюдайте! // После уроков - 2002.

16. Шаталин А. А. «Огонь - наш друг, огонь - наш враг». // После уроков - 2003.

Публикации по теме:

Формирование графо-моторных навыков у детей с ОНР Процесс формирования графомоторных навыков Графомоторный навык – это определенные привычные положения и движения пишущей руки, позволяющие.

Формирование коммуникативных навыков у детей с РАС младшего школьного возраста Цель: Рассмотреть и изучить специфику развития коммуникативных навыков и методы коррекции у детей с РАС Задачи: Определить сущность понятия.

Формирование культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возрастаФормирование культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста С первых дней жизни при формировании культурно-гигиенических навыков идёт не просто усвоение правил и норм культуры поведения, а чрезвычайно.

Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшей группы Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшей группы. Актуальность проекта. Выбранная тема показалась мне интересной и актуальной.

Формирование навыков самообслуживания у детей раннего возрастаФормирование навыков самообслуживания у детей раннего возраста Ранний возраст (1 – 3 лет) является сложным для ребенка и очень насыщенным. У маленького человечка появляется стремление к самостоятельности.

Формирование основ безопасности во второй младшей группеФормирование основ безопасности во второй младшей группе Создание условий для социально-коммуникативного развития воспитанников по разделу «Формирование основ безопасности» во второй младшей группе.

Формирование первоначальных трудовых навыков у детей раннего возраста Дети раннего возраста активны и любознательны, но их трудовая деятельность в силу возрастных возможностей детского организма еще очень ограничена.

Формирование трудовых навыков детей средствами экологии Труд является важным средством воспитания детей дошкольного возраста. В детском саду процесс воспитания организовывается так, чтобы дети.

Консультация для педагогов «Формирование навыков общения у детей раннего возраста» «Общение детей раннего возраста в игре» Слайд 1 Жизнь каждого нормального человека буквально пронизана контактами с другими людьми. Потребность.

Проект «Формирование навыков мыслительной деятельности дошкольников посредством развивающих игр» Данный проект ориентирован на формирование навыков мыслительной деятельности детей старшего дошкольного возраста посредством развивающих.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Формирование навыков безопасности у детей 3–4 лет» в младшей группе
Опубликовано: 15 декабря 2022 в 13:57
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД