МААМ-картинки

Проект «Формирование элементарных математических представлений с использованием элементов системы М. Монтессори»

Федаева Наталья
Проект «Формирование элементарных математических представлений с использованием элементов системы М. Монтессори»

Проект «Формирование элементарных математических представлений дошкольников с использованием элементов системы М. Монтессори».

Актуальность. В условиях развития вариативности и разнообразия дошкольного образования в последнее десятилетие происходит внедрение в практику работы дошкольных образовательных учреждений альтернативных образовательных программ и технологий, реализующих различные подходы к вопросам образования и развития ребенка дошкольного возраста. В этой связи, с теоретической и практической точек зрения все более актуализируется проблема математического образования дошкольников. Математические представления служат средством интеллектуального развития ребенка, его познавательных и творческих способностей. От эффективности математического развития ребенка в дошкольном возрасте зависит успешность обучения математике в начальной школе.

Публикация «Проект „Формирование элементарных математических представлений с использованием элементов системы М, Монтессори“» размещена в разделах

В современном российском образовании активно используется зарубежный опыт. Растет интерес педагогов-практиков к идеям Монтессори. Возможности совершенствования процесса формирования математических представлений у детей дошкольного возраста не исчерпаны до конца, поскольку все еще остаются нечеткими границы и потенциальные возможности детей в овладении математическими представлениями и понятиями. Формирование математических представлений вызывает у дошкольников большие трудности из-за несовершенства познавательной деятельности, объективной сложности математического материала, а также недостаточного учета этих факторов в существующей методике обучения. Поэтому формирование математических представлений будет более эффективным, если включить в процесс обучения элементы педагогической системы М. Монтессори, в частности, дидактические игры и упражнения, содержащие элементы самоконтроля.

Данная проблема позволила определить тему исследования – «Формирование элементарных математических представлений с использованием элементов системы М. Монтессори».

Объект исследования – процесс формирования математических представлений у детей дошкольного возраста.

Предмет исследования – механизмы формирования элементарных математических представлений, посредством включения элементов педагогической системы М. Монтессори.

Цель исследования – обосновать эффективность применения элементов системы М. Монтессори в формировании математических представлений.

Для достижения поставленной цели были выдвинуты следующие задачи:

1. Развитие у детей математических представлений (представлений о математических свойствах и отношениях предметов, конкретных величинах, числах, геометрических фигурах, зависимостях и закономерностях).

2. Развитие сенсорных (предметно-действенных) способов познания математических свойств и отношений: обследование, сопоставление, группировка, упорядочение, разбиение;

3. Развитие у детей логических способов познания математических свойств и отношений (анализ, абстрагирование, отрицание, сравнение, обобщение, классификация, сериация); способов познания дей-ствительности: счет, измерение, простейшие вычисления;

4. Развитие точной, аргументированной и доказательной речи, обогащение словаря ребенка; развитие активности и инициативности детей;

5. Воспитание готовности к обучению в школе: развитие самостоятельности, ответственности, умений самоконтроля и самооценки.

6. Налаживание связи с родителями в области формирования математических представлений у детей, учитывая интересы родителей. П

Гипотеза исследования. Мы предположили, что включение в процесс формирования математических представлений элементов педагогической системы М. Монтессори будет способствовать более прочному и осмысленному усвоению математических знаний детьми, формированию переноса этих знаний в новые условия, в повседневную деятельность и окажет положительное влияние на развитие восприятия и мышление, т. е. познавательной деятельности в целом.

Практическая значимость исследования состоит в том, что методические рекомендации по использованию Монтессори – материала вносят существенный вклад в совершенствование процесса формирования математических понятий детей, повышают уровень умственной, математической и социальной подготовленности детей к жизни и активизации их психического развития в целом. Разработаны конспекты занятий по формированию математических представлений для детей дошкольного возраста с использованием элементов предложенной системы. Полученные материалы позволяют совершенствовать содержание и повышать качество воспитательно-образовательной работы с детьми.

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ МОНТЕССОРИ-СИСТЕМЫ:

• Антропологический принцип

• Принцип условий свободы развития ребенка

• Принцип концентрации внимания

• Принцип специально подготовленной обучающей среды

• Принцип сензитивности

• Принцип ограничения и порядка

• Принцип актуального и ближайшего развития

Вся развивающая среда, каждый дидактический материал устроены таким образом, что содержат внутри себя прямую цель, работающую на утончение изолированной способности ребенка, и в то же время – косвенную, работающую на зону его ближайшего развития.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

• всестороннее развитие ребенка во всех направлениях психической деятельности

• формирование в ребенке инициативности, ответственности в условиях свободы выбора;

• максимальная эффективность освоения задач, заложенных в Монтессори – материалах;

• развитие аналитических функций мыслительной деятельности, когда ребенок может обнаружить и исправить собственную ошибку;

• развитие у детей математических представлений (представлений о математических свойствах и отношениях предметов, конкретных величинах, числах, геометрических фигурах, зависимостях и закономерностях);

• развитие сенсорных (предметно-действенных) способов познания математических свойств и отношений: обследование, сопоставление, группировка, упорядочение, разбиение;

• развитие точности восприятия; концентрации внимания; памяти ребенка и умения работать по образцу; приучение к порядку;

• развитие социально-адаптивных навыков и уважения к правам других;

• развитие точной, аргументированной и доказательной речи, обогащение словаря ребенка.

Смысл метода, разработанного Монтессори, заключается в том, чтобы стимулировать ребенка к самовоспитанию, самообучению, саморазвитию. Задача взрослого - помочь организовать ему свою деятельность, пойти собственным уникальным путем, реализовать свою природу!

Длительность работы над опытом осуществляется в четыре этапа:

1 этап – аналитико-прогнозтический (подготовительный):

1. Изучение теоретической части развития вопроса.

2. Повышение квалификации педагога.

3. Выявление уровня математического развития детей 3-6 лет.

4. Разработка диагностического инструментария к материалу.

5. Разработка перспективного плана работы.

6. Проведение диагностики математического развития детей

7. Создание соответствующей предметно-развивающей среды.

2 этап – рабочий (внедренческий):

1. Использование дидактических материалов и упражнений системы М. Монтессори в процессе формирования элементарных математических представлений;

2. Развитие у детей памяти, внимания, логического мышления, воображения, смекалки, самостоятельности.

1 блок – работа с детьми

• «Сенсорное развитие». Средства реализации: «Розовая башня»; «Коричневая лестница»; «Красные штанги»; «Цветные таблички»; «Цилиндры – вкладыши»; «Шершавые таблички»; «Шумовые коробочки»; «Рамки-застежки» и др.

• «Количественные представления». Средства реализации: «Числовые (красно-синие) штанги»; «Цифры из шершавой бумаги»; «Числовые штанги и цифры»; «Ящики с веретенами»; «Числа и чипсы»; «Игры на запоминание» и др.

• «Формирование представлений о величине предметов и измерении величин». Средства реализации: «Розовая башня»; «Коричневая лестница»; «Блоки-цилиндры»; «Красные штанги»; «Цветные таблички»; «Цветные цилиндры».

• «Геометрические представления» Средства реализации: «Геометрический камод»; «Цветные цилиндры»; «Конструктивные треугольники; «Накладывающиеся геометрические фигуры»; «Геометрические тела»; «Игра «Волшебный мешочек»

• «Пространственные представления». Средства реализации: «Игры в кругу»; «Лабиринты – упражнения», «Математические игры».

• «Временные представления». Средства реализации: «математичес-

кие игры».

2 блок – работа с родителями

1. Предварительная работа

2. Повышение педагогической культуры родителей

3. «Успехи детей»

4. «Наши игры»

3 блок – работа с педагогами

1. Выступления на педагогическом совете

2. Выступления на РМО

3 этап – коррекционный:

1. Анализ и корректировка содержания методов и приёмов работы с детьми.

4 этап – обобщающий:

1. Выявление условий, обеспечивающих наиболее успешное освоение детьми практических и умственных действий, лежащих в основе математических представлений;

2. Разработка методических рекомендаций для всех возрастных групп;

3. Анализ и обобщение материала, составление отчётов, подготовка материла к печати;

4. Семинары, публикации, взаимопосещения, обмен опытом.

Участники проекта: дети дошкольного возраста 3-6 лет.

На занятиях по формированию элементарных математических представлений проводится итог полученных знаний в предварительной работе. В качестве основного метода проверки сформированности математических представлений у детей дошкольного возраста рекомендуется использовать диагностику Тихомировой Ларисы Федоровны.

Список использованной литературы

1. Белошистая А. В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников: Вопросы теории и практики: Курс лекций для студ. дошк. факультетов высш. учеб. заведений. /А. В. Белошистая. – М. : Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2003. – 400 с. : ил.

2. Брыжинская Г. В. Педагогика М. Монтессори как личностно ориентированная гуманистическая система образования: Лекции / Мордов. гос. пед. ин-т. Саранск, 2000.- 50 с.

3. Ерофеева, Т. И. и др. Математика для дошкольников: книга для воспитателей детского сада. / Т. И. Ерофеева, А. Н. Павлова, В. Н. Новикова. – М. : Просвещение. 1992.

4. Михайлова З. А. Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста., - СПб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2008. - 384 с, илл.

5. Монтессори - материал: школа для малышей. Ч. 1. - М. : Мастер, 1992. - 80 с.

6. Монтессори М. Арифметика в детском саду: Пер. с итал. Ю. Фаусек. – Пг: Начатки знаний, 1922. – 48с.

Публикации по теме:

Обзор программ по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста. Презентация. Презентация состоит из семи слайдов, включающих в себя обзор программ по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста: 1. Основные.

Развитие системы дошкольного образования ПОДПРОГРАММА РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ ЦЕЛЬ ПОДПРОГРАММЫ: • Обеспечение государственных гарантий.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Формирование элементарных математических представлений с использованием элементов системы М. Монтессори»
Опубликовано: 18 мая 2014 в 20:13
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД