Елена Тюленева
Проект «Формирование ЗОЖ у дошкольников посредством закаливания»
▼ Скачать + Заказать документы
Тип проекта : смешанный
Вид проекта : информационно-практико-ориентированный
Продолжительность проекта : долгосрочный
Сроки реализации: сентябрь 2011 – май 2012.
Участники проекта : дети, родители, воспитатели
Актуальность: В настоящее время забота о физическом состоянии человека становится все более актуальной. Период дошкольного детства – это на самом деле быстро заканчивающиеся промежуток в жизни каждого человека. Одной из основных целей в этот период является формирование привычки к здоровому образу жизни. Ведь гармоничное развитие ребенка в будущем возможно только при условии, что он будет здоровым. Поэтому именно в период дошкольного возраста и должно формироваться психическое и физическое здоровье малыша. На протяжении первых семи лет жизни, маленький человек должен пройти определенный путь развития, который потом никогда не повторится на протяжении всей последующей жизни. И именно он и должен заложить понятие про здоровый образ жизни для детей дошкольников.
Публикация «Проект „Формирование ЗОЖ у дошкольников посредством закаливания“» размещена в разделах
- Закаливание детей
- Закаливание. Проекты
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2013
Кроме того в этот период наиболее интенсивно происходит развитие органов, становление функциональных систем организма, формируются основные черты личности, характера, восприятия себя и окружающих. Именно поэтому нужно с самого раннего возраста приучать детей к заботе о своем здоровье, развивать у них положительное отношение к себе и жизни и желание к саморазвитию и самосохранению.
Важно отметить, что работа в этом направлении должна осуществляться педагогами совместно с семьей. Так как именно семья играет важную роль в организации здорового образа жизни ребенка. Но нельзя забывать и о том, что мнение профессионального педагога также необходимо внимательно выслушивать и адекватно на него реагировать. Здесь важно понимать, что для полноценного развития ребенка нужны оба звена, поскольку каждое из них имеет свои функции и они не могут заменять друг друга.
Основной задачей семьи и педагогов в это время является приобщение ребенка к здоровому образу жизни, а именно: способствовать формированию разумного отношения к своему организму, ведению здорового образа жизни с самого раннего детства, получению знаний, навыков, основных санитарно-гигиенических норм.
Цель: формировать представления детей о здоровом образе жизни, о влиянии закаливания на организм, при взаимодействии педагогов, родителей и детей.
Задачи:
Для детей: создание устойчивой положительной мотивации к сохранению и укреплению собственного здоровья; формирование психологического здоровья дошкольника как важного фактора здоровья человека в целом; профилактика заболеваний.
Для педагога: повысить профессиональную компетентность через использование проектной деятельности.
Для родителей: повысить активность родителей через вовлечение в совместную проектную деятельность.
Этапы реализации проекта
Фаза проекта Срок Содержание работы Цель
Проектирования Сентябрь Консультации на тему: «Что делать, если ребенок заболел?»
«Методы закаливания» Подвести родителей к проблеме, раскрыть значение закаливания в профилактике простудных заболеваний
Октябрь Анкетирование родителей «Закаляетесь ли вы дома?» Обогатить знания родителей о том, надо ли закалятся осенью, как сохранить своё здоровье.
Ноябрь Рекомендации родителям по закаливанию в домашних условиях Дать представление родителям о влиянии отрицательных природных факторов на здоровье человека и значения закаливания в профилактике простудных заболеваний.
Декабрь Консультация: «Здоровье наших детей». Дать знания о способах профилактики ранней усталости дошкольников
Январь Родительское собрание «Закаляетесь ли вы дома?» Познакомить родителей с видами закаливающих процедур, обосновать их с научной точки зрения в практической деятельности.
Копилка Февраль Подбор дидактических игр по теме проекта Способствовать развитию у детей любознательности, чувства ответственности за свое здоровье
Картотека Март Систематизация собранного материала Пополнение предметно-развивающей среды группы.
Продукт Апрель Расширение кругозора детей, получение практических навыков здорового образа жизни. Активный интерес участников проекта к приобретенным знаниям, полученным в практической работе.
Презентация Апрель Совместное родительское собрание. «Где прячется здоровье?» Диагностировать знания детей и родителей по итогам года.
Рефлексивная база Май Обсуждение результатов проекта на заседании творческой группы Сделать выводы о решении проекта
Описание
Здоровый образ жизни - это рациональное питание, занятие спортом, отказ от алкоголя и курения и многое другое. Важную роль играет и закаливание. Рост числа часто болеющих детей, особенно в возрасте до 3 лет, в нашей стране за последние годы делает эту проблему чрезвычайно актуальной. Поэтому одной из задач нашего ДОУ является - охрана жизни и укрепление здоровья детей. В свою работу по укреплению здоровья детей мы включили и работу с родителями. И в первую очередь начали с просвещения родителей о закаливающих мероприятиях, т. к. большая часть родителей отнеслись к закаливанию с недоверием и опаской, боясь, что их ребенок будет чаще болеть.
Важную роль в воспитании положительного отношения у детей к закаливанию играют родители. Без тесной взаимосвязи с семьей невозможно строить свою работу. Для работы с родителями мы отобрали очень интересный и необходимый материал и старались разнообразить формы работы :
1. Консультации на тему:
- «Методы закаливания».
- «Что делать, если ребенок заболел» и т. д.
2. Анкетирование родителей на тему «Закаляетесь ли Вы дома?»
3. Родительское собрание «Закаляйся, если хочешь быть здоров!».
4. Рекомендации родителям по закаливанию в домашних условиях.
5. Папка-передвижка: «Формы и методы закаливания»
Для начала мы рассказали родителям что же такое закаливание и для чего оно нужно.
Закаливание - это научно обоснованное систематическое использование естественных факторов природы для повышения устойчивости организма к неблагоприятным агентам окружающей среды.
В настоящее время закаливание получило всеобщее признание как одно из действенных средств укрепления здоровья не только взрослых, но и детей. Под этим термином понимается правильно составленная система физических воздействий, которая способствует тренировке адаптационных возможностей организма и мобилизации всех защитных сил для сохранения нормального состояния. Все мероприятия по закаливанию детей строим с учетом их анатомо-физиологических особенностей, а также условий жизни.
Хорошее средство укрепления здоровья – закаливание водой. Дети любят играть с нею; такие занятия улучшают настроение, вызывают у них радостные эмоции.
Хорошо зарекомендовал себя метод закаливания, предложенный шведскими врачами: махровое полотенце смачивают «морской водой» (1 столовая ложка морской соли на 1 л воды, температура воды +22° С) и ребенка после сна опускают на 2-3 минуты на полотенце; ребенок «прыгает», «подтанцовывает». Не вытирая стопы, переходит к другим элементам туалета.
Особенно эффективным оказалось родительское собрание «Закаляйся, если хочешь быть здоров!». Многие родители не знали, что для закаливания здоровых детей можно применять воду более низкой температуры, чем для ослабленных, с повышенной нервной возбудимостью. Неверно, глубоко ошибочно было мнение некоторых родителей о том, что ослабленным детям закаливающие процедуры и физические упражнения противопоказаны. Именно таким детям необходимо правильно дозированные закаливающие мероприятия, что способствует более быстрому их развитию и укреплению здоровья.
Благодаря проведенным консультациям и собранию наши родители знают, что закаливание детей, особенно раннего возраста, требует осторожности. Нельзя сразу, без предварительной подготовки, подвергать ребенка воздействиям холодной воды, нужно приучать к ним постепенно, медленно и тем осторожнее, чем моложе и слабее ребенок. При проведении закаливания в домашних условиях родители учитывают возможности ребенка, состояние его здоровья, условия жизни. Родители внимательно наблюдают за реакцией ребенка на закаливающие процедуры во время их проведения и после них в домашних условиях, интересуются, как проходит закаливание в группах.
Сейчас огромное значение при закаливании детей раннего возраста в нашей группе имеет тщательный контроль со стороны родителей.
Теперь наши родители знают, что ослабленным детям полезны почти все виды закаливания, но приучать к этим процедурам нужно с еще большей постепенностью и осмотрительностью, учитывая пониженную выносливость и недостаточную сопротивляемость. Вместе с родителями мы относимся с осторожностью при закаливании детей, часто болеющих пневмонией, бронхитом, ангинами. Для них используем более теплую воду. По мере улучшения здоровья ребенка мы переходим к тем же закаливающим процедурам, которые проводятся и здоровым детям.
Таким образом, положительный эффект закаливания детей достигается только при строгом соблюдении следующих основных принципов или правил:
1. Индивидуальный подход при выборе закаливающих процедур.
2. Постепенность увеличения силы раздражения.
3. Систематичность и постоянство закаливания.
4. Учет эмоционального состояния ребенка в момент проведения закаливающей процедуры.
Наша задача, как педагогов, помочь родителям осознать необходимость закаливающих мероприятий для здоровья ребенка и вести совместную работу.
Используемая литература.
1. Вавилова, Е. Н. Укрепляйте здоровье детей [Текст] / Е. Н. Вавилова. – М. : Просвещение, 1986. – 128 с., ил.
2. Спирина, В. П. Закаливание детей [Текст] / В. П. Спирина. – М. : Просвещение, 1978. – 136с., ил.