Ольга Рязанова
Проект «Городецкие узоры»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Городецкие узоры»
Воспитатель: Рязанова Ольга Юрьевна
МКОУ «Становская начальная школа»
Вид проекта : познавательно - творческий, долгосрочный, групповой.
Срок проведения проекта : июль – февраль.
Актуальность:
Публикация «Проект „Городецкие узоры“» размещена в разделах
Проблема развития художественного вкуса дошкольников актуальна в аспекте современных условий. Дети дошкольного возраста часто подражают тому, что видят вокруг себя. Деформация художественного вкуса ребенка проявляется в стремлении к лже - красоте в быту и поведении. Такое восприятие действительности может привести к искаженному пониманию ребенком реальных духовных ценностей.
Эффективным средством развития художественного вкуса является народное декоративно-прикладное искусство. Народное декоративно-прикладное искусство бережно сохраняет и творчески развивает традиции, пришедшие из глубокой древности.
Городецкая роспись - уникальное явление русской национальной культуры. Это народное искусство соединило в себе черты художественного своеобразия народной живописи, корни которой уходят в глубину веков.
Городецкое искусство образно, красочно, оригинально по своему замыслу. Оно доступно детскому восприятию, так как несет в себе понятное содержание, которое конкретно, в простых, лаконичных формах раскрывает ребенку красоту и прелесть окружающего мира.
Участники проекта : дети старшей группы в количестве 14 человек; музыкальный руководитель; воспитатели; родители.
Цель проекта : в процессе ознакомления с Городецкой росписью развивать художественный вкус у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
Образовательные:
•Включать Городецкую роспись в творческую работу детей, помогать осваивать специфику этой росписи.
•Создать условия для формирования умения составлять узоры по мотивам Городецкой росписи.
•Содействовать знакомству с цветовым решением, спецификой создания декоративных цветов.
Развивающие:
•Продолжать знакомить детей с Городецкой росписью;
•Формировать умение выделять особенности росписи;
Воспитательные:
•Воспитывать эмоциональную отзывчивость при восприятии произведений изобразительного искусства Городецких изделий.
•Развивать художественный вкус детей в процессе ознакомления с характерными особенностями и элементами Городецкой росписи.
Деятельность детей:
Дети знакомятся с Городецким промыслом.
Рассматривают изделия народных мастеров.
Играют в дидактические игры.
Рисуют элементы Городецкой росписи – растительные орнаменты (листик, купавка, розан, птиц.
Сроки реализации проекта : 8 месяцев
Формы реализации проекта : Непосредственно образовательная деятельность, выставки, дидактические игры, наблюдения, беседы, экскурсии, подвижные народные игры, чтение художественной литературы, работа с родителями.
Ожидаемый результат: по окончании данного проекта у детей разовьются умения узнавать предметы Городецких мастеров, умение создавать рисунок, используя цветовые сочетания. Самостоятельно выбирать элементы орнамента при создании композиции.
Проект позволит использовать приобретенные навыки и умения в повседневной жизни в выполнении продуктивной деятельности, у детей постепенно будет развиваться художественный вкус.
Этапы реализации проекта :
1. Подготовительный: (июль – август)
Цель: Создание развивающей среды.
Работа с родителями.
Подбор материала и т. д.
2. Практический: (с сентября по январь)
Цель: Организация деятельности детей.
3. Заключительный: (обобщающий, (февраль)
Цель: подведение итогов практической деятельности.
1. Подготовительный этап
Содержание этапа;
- Разработать план проекта «Городецкие узоры»
- Подготовить цикл бесед для детей, консультация для родителей
- Разработать конспекты занятий
- Изготовить дидактические игры,
- Собрать необходимый демонстрационный материал,
- Изготовить пооперационные карты (схемы рисования элементов) и картотека с элементами для демонстрации и самостоятельной творческой деятельности детей.
- Организовать развивающую среду в группе; обновить творческий уголок.
- Организовать в группе мини – музей «Веселый Городец».
- На подготовительном этапе подобрать познавательную литературу о народном промысле, об особенностях Городецких узоров, об истории этого промысла.
- Уточнить методы и приемы, используемые при ознакомлении и обучении детей с этим промыслом.
2. Практический этап
Содержание этапа: (с сентября по январь)
Организация деятельности детей.
- Самостоятельная подготовка материала.
- Роспись на непосредственно организованной деятельности.
- Деятельность вне занятий
Цель: Развить у детей художественный вкус, эстетическое восприятие, творческие способности в процессе продуктивной деятельности. Создать условия для обучения технике рисования Городецкой росписи.
Совместно с детьми смешивать краски (заготовить колер, тонировать силуэты. При работе использовать гуашевые краски.
Работа по обучению детей рисованию Городецких элементов :
1. Познакомить детей с историей и изделиями Городецкой росписи.
2. Создать условия для формирования у детей навыков рисования точек, штрихов, дужек, городецких цветов, листьев и птиц.
Материалы: экспонаты мини – музея «Веселый Городец»,
- Наглядно-дидактическое пособие «Городец»,
- Плакаты с этапами выполнения росписи,
- заготовки тонированной бумаги желтым цветом,
- Гуашь, кисти, палитра.
НОД:
1. Декоративное рисование «Веселый Городец».
2. Декоративное рисование «Закладки для книг».
3. Декоративное рисование «Листок и ромашка».
4. Декоративное рисование «Доски Городецкие».
5. Декоративное рисование «Елочные шары».
6 – 7. Декоративное рисование «Городецкий фазан».
Дидактические игры:
«Волшебный рисунок»
«Найди отличия»
«Найди пару»
«Разложи по порядку».
Беседы о декоративно – прикладном искусстве Городца.
Составление альбома детских работ – «Городецкие мастера».
Рассматривание иллюстраций, альбомов по Городецкой росписи.
Экскурсия в школьный музей
3. Заключительный этап.
Цель: развитие самостоятельности и творчества, стимулировать эстетическое отношение к окружающему миру.
- Фольклорный праздник «Посиделки на Масленицу»
- Выставки детских работ
«Закладки для великанов»
«Городецкая ромашка»
«Доски Городецкие»
«Городецкий фазан»
Во время реализации проекта «Городецкие узоры» :
- Провести экскурсию в школьный музей
- Рассматривание иллюстраций, альбомов по Городецкой росписи
- Провести семь занятий, декоративного рисования по Городецкому промыслу
- Изготовить наглядные пособия «Этапы росписи»
- Создать мини – музей «Веселый Городец» в группе
- Расписать, игровую площадка под Городец
- Оформить игровую зону в группе с элементами Городецкой росписи
- Изготовить настольные – дидактические игры
- Оформить плакаты для утренников и праздников с Городецкими цветами
- Оформить тематические выставки детских работ
- Познакомить детей с народными играми
- Провести фольклорный праздник «Посиделки на Масленицу»
Чтобы осуществить эту работу, ввести игровой персонаж (кисточка, Марья-искусница, «Жар – птица», которые будут мотивировать детей и активизировать детскую деятельность.
Результативность проекта :
В результате проведения комплексной работы по приобщению детей к Городецкому искусству у детей появится желание еще больше узнать о творчестве Городецких мастеров и жизни русского народа.
Умение создавать рисунок, используя цветовые сочетания Городецкой росписи.
Самостоятельно выбирать элементы при создании композиции.
Проект позволит расширить и углубить знания и использовать приобретенные навыки и умения в повседневной жизни и выполнении продуктивной деятельности. Дошкольники лучше станут замечать особенности построения узора, красоту цветосочетаний на различных предметах и постепенно разовьется художественный вкус.