Ирина Викторовна Коптур
Проект «Хоровод дружбы» для детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка.
Данный проект направлен на воспитании у детей таких качеств, как толерантности, дружеских взаимоотношений в общих играх, уважительного отношения к детям других национальностей, сочувствия, отзывчивости. Так же проект поможет раскрыть способности детей в вокальном, танцевальном творчестве, в речевом развитии.
Структура проекта
Вид проекта : творческий, коммуникативно – познавательный.
Сроки реализации: долгосрочный (сентябрь 2016 – май 2017)
Публикация «Проект „Хоровод дружбы“ для детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Участники проекта : дети, педагоги, родители, учащиеся муз школы, педагоги муз школы, студенты музыкального педколледжа.
Возраст детей 5 – 7 лет.
Актуальность проекта : раскрывает возможности знакомства детей с обычаями и традициями народов, живущих на территории Краснодарского края, воспитывает дружеские взаимоотношения, развитие творческих способностей детей, обогащает словарь детей новыми словами. Знакомит с вокальным и танцевальным искусством народов Кавказа. Укрепляет психическое и физическое здоровье детей. Способствует развитию конструктивного взаимодействия с семьей.
Цель: развитие творческих способностей детей на основе художественно – эстетической деятельности, воспитание терпимости и толерантности в отношении детей других национальностей.
Задачи:
Познакомить и приобщить детей к обычаям и традициям других народов.
Воспитывать уважительное отношение к другим национальностям.
Приобщить к танцевальному и вокальному творчеству национальностей Кавказа.
Развивать танцевальные, вокальные и художественные способности детей.
Способствовать развитию положительного психического и физического развития детей.
Развивать разговорную речь, как средство общения. Обогащать словарь детей новыми словами.
Формировать положительное эмоциональное состояние всех участников проекта.
Обеспечить интегративную деятельность детей, педагогов ДОО, родителей, учащихся муз школы и Муз педколледжа, преподавателей муз школы.
Ожидаемые результаты
Для детей : расширение представлений о народах, живущих в Краснодарском крае на основе знакомства с культурой и их обычаями.
Для педагогов : Личностный и профессиональный рост, внедрение новых инновационных методов в работе с детьми.
Для родителей : осознание своей нужности детям, укрепление семейных отношений, важности участия в образовательной работе ДОО.
Этапы работы
1. Подготовительный этап.
Выявление проблемной ситуации: как знакомить детей с обычаями и культурой других людей, через какие виды деятельности.
2. Разработка проекта.
Составление календарно – тематического планирования по «Художественно – эстетическому развитию», вид деятельности «Музыка», разработка совместной деятельности с детьми, воспитателями, родителями, а так же учащимися музыкальной школы, педагогами и студентами педколледжа.
Подготовка развлечений к «Неделе красоты», «Моя родина – Кубань», «Дружат дети всей земли», «Святки – колядки», «Масленица», «Неделя народного творчества», «Земля – наш родной дом», «Праздничный май, победный май»
Подготовка видео и аудиоматериалов к развлечениям.
Подготовка музыкальной презентации «Песни и музыка нашего края», с применением средств ИКТ.
Написание сценария итогового мероприятия «Хоровод дружбы»
Подбор песен, танцев, вокальной и инструментальной музыки, связанных с тематикой проекта.
Подбор различных материалов и оборудования, необходимого в проведении проекта.
Драматизация детьми народных потешек, небольших сценок, связанных с культурой и обычаями народов, проживающих на территории Краснодарского края.
3. Реализация проекта.
Беседы о национальностях, поживающих в крае, чтение стихов поэтов Р. Гамзатова, Сильвы Капутикян, Т. Шевченко, Леси Украинки, Шота Руставели, Дмитрия Гулиа, знакомство детей с народными сказаниями и легендами Абхазии, Ичкерии, Дагестана. (воспитатели)
Знакомство с народной вокальной, инструментальной и танцевальной музыкой народов Северного Кавказа и Кубани.
Разучивание национальных танцев, песен и хороводов. (по выбору музыкального руководителя)
Слушание народной, современной национальной музыки в исполнении учащихся и преподавателей музыкальной школы, студентов музпедколледжа.
Знакомство с бытом, культурой и традициями народов путем просмотра видеоматериалов с использованием ИКТ.
Проведение семейных вечеров с непосредственным участием родителей и родственников детей.
Результаты проекта.
Формирование доброжелательных отношений между детьми группы и детского сада.
Продукт деятельности: итоговое открытое мероприятие «Хоровод дружбы».
Рефлексия: обсуждение итогов с педагогами,
Эмоциональные, позитивные впечатления детей.
Фотоотчет на сайте МБДОУ
Участие детей в городском фестивале «Многоцветье национальных культур».
Календарно – тематическое планирование образовательной области «Художественно – эстетическое развитие», вид деятельности «Музыка» для детей старшего дошкольного возраста.
Сентябрь
Программные задачи Тема «Неделя красоты» Тема «Моя Родина – Кубань»
Слушание музыки Продолжать развивать интерес к народной музыке, формировать музыкальную культуру, на основе знакомства с национальной музыкой. Геворг Карапетян «Дудук» «Калинка» в исполнении Оркестра народных инструментов НГМУ им Шостаковича.
Пение Формировать певческие навыки, способствовать развитию сольного пения. «Ласточка» армянская народная песня. «Ой, гарный Сэмэнэ», «А я по лугу» р н песня, «Гуси» муз а. Филиппенко, «Новороссийск – Кубань – Россия» муз Некоза.
Танцы Развивать умение передавать характер тана через выразительный показ танцевальных движений. Танец «Кочари» в исполнении народного ансамбля «Ануш» (видео запись) «Приглашение» р н м., «Ворон» р н м.
Игры Развивать танцевально – игровое творчество, самостоятельно подбирать движения к танцам.
Цветы и ветерки
Цель игры: развитие двигательных качеств, внимания, выдержки.
В середине игровой площадки на расстоянии 2 м проводятся две черты. За ними на расстоянии 10—15 м проводятся еще две черты. Выбираются две команды: цветы и «ветерки». Каждая из команд стоит перед внутренней чертой лицом к команде соперников.
Игру начинают «цветы», заранее выбрав себе имя — название цветка. Они говорят: «Здравствуйте, ветерки!» «Здравствуйте, цветы!» — отвечают ветерки. «Ветерки, ветерки, угадайте наши имена», — вновь говорит «цветы».
«Ветерки» начинают угадывать названия «цветов». И как только угадывают, цветы убегают за вторую черту. «Ветерки» их догоняют.
Правила игры:
• очки определяются по числу пойманных цветов;
• победителя определяют по условленной сумме очков;
• после одной игры команды меняются ролями.
Категория: Армянские народные игры
«Плетень» р н м., «На горе то калина» русск нар песня – хоровод, «Ворон» русск нар песня.
ДМИ Продолжать знакомить детей с музыкальными инструментами и их звучанием. Развивать музыкальную память. Звучащий дудук. Русские народные мелодии под балалайку, гармошку в исполнении учащихся муз школы №1
Интеграция областей Физическое развитие: формировать правильную осанку, умение свободно ориентироваться в пространстве.
Познавательное развитие: развивать умение воспринимать звучание различных музыкальных инструментов, знакомство с национальными традициями и культурой других народов.
Социально – коммуникативное развитие: расширять представления детей о других национальностях. Воспитание умения находить общий язык в совместных танах и играх.
Речевое развитие: продолжать развивать речь, как основное средство общения.
Октябрь
Программные задачи Тема : «Дружат дети всей земли»
Слушание музыки Обогащать музыкальные впечатления детей через слушание народных песен, музыки. Продолжать формировать музыкальную культуру. «Тбилисо» в исполнении ансамбля «Мзиури», «Кераз» в исполнении народного коллектива Абхазии, дагестанская лезгинка.
Танцы Развивать умение выразительно и ритмично двигаться под музыку. Знакомить с национальными танцами и плясками. «Дагестанская лезгинка» нар дагестанск мелодия. ,
Игры Учить самостоятельно искать способ передачи в движениях музыкальных образов. «Всадники» в игре принимают участие 2 мальчика и девочка. У мальчиков боевые кони, у девочки в руках платок. Мальчики на конях должны преодолеть препятствие из различных спортивных снарядов. Кто первый возьмет из рук девочки платок, тот и победил.
ДМИ Развивать память, музыкальный слух, узнавать музыкальные инструменты по их звучанию. «Сулико» грузинская народная песня.
Интеграция областей. Физическое развитие : формировать правильную осанку, воспитывать красоту, грациозность и выразительность движений.
Речевое развитие: Расширять представления детей о многообразии окружающего мира. Помогать детям употреблять в речи слова в точном соответствии со смыслом.
Социально – коммуникативное развитие : воспитание моральных и нравственных качеств ребенка. Формирование толерантного отношения к детям других национальностей.
Познавательное развитие: развивать творческую активность детей, формировать представления детей о малой Родине и Отечестве.
Январь
Программные задачи Тема : «Святки – колядки»
Слушание музыки Развивать умение слушать и понимать народную музыку, продолжать обогащать музыкальные впечатления детей. «Рождественские колядки», «Гой, коза», «Комара женить мы будем» казачья песня. (в исполнении учащихся муз школы №1)
Пение Развивать умение петь сольно без инструментального сопровождения. Способствовать развитию навыков выразительного пения. «Как на тоненький ледок» русск нар песня.
Танцы Продолжать формировать умении ритмично двигаться под музыку, осмысленно подбирать к ней движения. «Барыня» русск нар песня.
Игры и хороводы Развивать танцевально – игровое творчество детей, «Как на тоненький ледок» русск нар песня, «Теремок» русск нар мел, «Игра с бубнами» укр нар мелод.
ДМИ Развивать умение играть на ДМИ небольшими группами, соблюдая при этом общую динамику и темп. «Во поле береза стояла» русск нар мелодия.
Интеграция областей Физическое развитие: развивать умение выразительно и точно передавать движения.
Речевое развитие: развивать умение поддерживать беседу, не перебивать, выслушивать до конца, осмысленно отвечать на вопросы.
Социально – коммуникативное развитие: формировать умение становиться в танце парами, находить общий язык в играх.
Познавательное развитие: Расширять знания детей о крае и народах, проживающих на его территории.
Февраль
Программные задачи Тема: «Масленица»
Слушание музыки. Продолжать развивать музыкальные способности детей. «Я на горку шла» русск нар мелод. «Камаринская» муз Чайковского (в исполнении студентов музыкального педколлежа)
Пение Развивать умение петь легким звуком, формировать навыки сольного пения. Частушки «Ой блины мои блины», заклички весны и солнца, «Пошла млада за водой» русск нар музыка.
Танцы Учить свободно ориентироваться в пространстве, выразительно выполнять танцевальные движения. «Чеботуха» рысский нар танец. «Во саду ли, в огороде» русская нар мелодия.
Игры и хороводы Развивать творческую активность детей, поощрять желание самостоятельно подбирать движения к танцам, использовать все пространство зала во время игр. ., Пастух
Цель игры: развитие внимания, ловкости, быстроты реакции.
На игровой площадке чертится линия — ручеек, по одну сторону от которого собираются выбранные пастух и овцы, по другую сидит волк. Овцы стоят позади пастуха, обхватив друг друга за пояс.
Волк обращается к пастуху со словами: «Я волк горный, унесу!» Пастух отвечает: «А я пастух смелый, не отдам». После этих слов пастуха волк перепрыгивает через ручеек и старается дотянуться до овец. Пастух, расставив руки в стороны, защищает овец от волка, не давая ему возможности дотронуться до них. В случае удачи волк уводит добычу с собой. Игра начинается сначала, но меняются роли.
Правила игры:
• волк переходит линию только после слов пастуха «не отдам»;
• овца, до которой дотронулся волк, должна без сопротивления идти за волком.
Категория: Армянские народные игры
Развивает: быстроту реакции, внимание, ловкость
«Гори, гори ясно!» русская народная игра.
ДМИ Знакомить детей с музыкальными произведениями в исполнении различных музыкальных инструментов. «Во саду ли в огороде» русская народная мелодия.
Интеграция областей Физическое развитие: обеспечивать гармоничное физическое развитие, повышать умственную и физическую работоспособность.
Социально – коммуникативное развитие: формировать умение самостоятельно улаживать конфликты между сверстниками.
Познавательное развитие: развивать воображение и творческую активность детей.
Речевое развитие: формировать разговорную речь детей.
Художественно – эстетическое развитие: развивать восприятие музыки, художественной литературы, фольклора.
Апрель
Программные задачи Тема : «Земля – наш дом родной»
Слушание музыки Закреплять умение слушать, понимать фольклорную музыку. Обогащать музыкальные впечатления детей современной и народной музыкой. «Моя Россия» муз Г Струве, «Ромашковая Русь» муз Ю. Чичкова.
Пение Развивать умение петь сольно, формировать творческие способности детей. «Гуси» муз А. Филиппенко, «А я по лугу» русская нар песня.
Танцы Совершенствовать навыки танцевальных движений, выразительно передавать образ через танцевальные движения. «Кадриль с ложками» русск нар мелод.
Игры и хороводы Поощрять желания детей самостоятельно подбирать движения в соответствии с музыкой. «Земелюшка – чернозем» русская нар мелод.
ДМИ Вызывать желание играть на ДМИ, при этом соблюдать темп и ритм в коллективном исполнении.
Интеграция областей.
Май
Сценарий итогового мероприятия «Хоровод дружбы».
Цель : формировать дружеские взаимоотношения, воспитывать чувство уважения, интерес к культуре людей разных национальностей.
Зал празднично украшен воздушными шарами, ветками березы, цветами, на центральной стене рисунок хоровод детей.
Ход праздника
Под музыку «Праздничный марш» муз Лепина входят дети старшей и подготовительной группы, становятся в 2 полукруга.
Вед : Дружба – это дар нам свыше,
Дружба – это свет в окне,
Друг всегда тебя услышит,
Он не бросит и в беде.
Реб: Но не каждому дано
Знать, что дружба есть на свете.
Что с друзьями жить легко
Веселее с ними вместе.
Реб: Кто без друга прошагал
По дороге жизни этой,
Тот не жил – существовал.
Дружба – это мир планеты.
Песня «Здравствуй,Родина моя!» муз Ю. Чичкова (дети садятся)
Вед: Мы живем с вами на Кубани, а это многонациональный и гостеприимный край. Давайте вспомним с вами, какие народы живут на территории Кубани. (армяне, грузины, абхазы, украинцы, аварцы, чеченцы, русские и др) Нам в детский сад пришло письмо. Хотите я вам прочитаю, что в нем написано? «Приглашаю всех в путешествие по Кубани. Ваш друг Василий Веселкин» Ну, что ребята, будем путешествовать? На чем же нам отправляться?
Раздается стук в дверь. Появляется Вася Веселкин (персонаж одет с туристическим уклоном)
Вася: Здравствуйте друзья! У меня есть рюкзак, а в нем есть волшебный самолет, который может нас доставить в любое место нашего края, только нужно произнести волшебные слова: «Самолетик мой лети и к друзьям меня неси». Ну, что, хотите к друзьям? Тогда все вместе произнесем слова и отправимся в путешествие. (звук взлетаемого самолета, музыка по выбору музработника, с окончанием музыки выходят дети в национальных грузинских костюмах.
- дети – Гамарджоба – здравствуйте.
Вед : Здравствуйте, а на каком языке вы с нами поздоровались?
Дети – на грузинском. Мы всегда рады гостям, по традиции встречаем гостей танцами.
Дети танцуют «Лезгинку» муз Шаверзашвили.
Вася: Спасибо вам, друзья, а нам пора дальше лететь. Ребята, говорим волшебные слова «Самолетик мой лети и к друзьям меня неси» (с окончанием музыки выходят дети в чеченских костюмах.
- Де дика хуьялда шун! Здравствуйте. Много бед перенес наш чеченский народ, но друзей всегда встречаем с радостью.
Вася – А играть у вас любят?
Дети – конечно любят. Есть у нас игра «Всадники», приглашаем вас поиграть, свою удаль показать. Дети играют в игру 3 – 4 раза.
Реб - Дружит с солнцем ветерок,
А роса – с травою
Дружит с бабочкой цветок,
Дружим мы с тобою.
Все с друзьями пополам
Поделить мы рады!
Только ссориться друзьям
Никогда не надо!
Песня «Песенка друзей» муз В. Герчик.
Вася Веселкин – Спасибо, друзья, мы отправляемся дальше.
Дети говорят слова и отправляются в полет. С окончанием музыки звучит дудук.
Вед - Дети, а вы узнали этот музыкальный инструмент? Правильно, это дудук, а вы знаете, чей это национальный инструмент?
Выходят дети в национальных армянских костюмах
- Барев дзез! Здравствуйте Мы рады приветствовать вас у себя. Для друзей у нас всегда есть танец. (армянский танец в исполнении детей и родителей).
Реб: Дружба – это теплый ветер
Дружба – это светлый мир,
Дружба – солнце на рассвете
Для души веселый пир.
Дружба – это только счастье,
Дружба – у людей одна.
С дружбой не страшны ненастья,
С дружбой жизнь весной полна.
Друг разделит боль и радость,
Друг поддержит и спасет.
С другом – даже злая слабость,
В миг растает и уйдет.
Под песню «Аист на крыше» муз Тухманова девочки танцуют танец.
Вася: Нас снова зовет дорога в путь! Нас еще ждут в гости украинские друзья. (дети говорят слова, летят)
Выходят дети в украинских костюмах.
- Здоровэньки буллы! Прывит людыны и дивчины! Мы всегда гостям рады и для вас споем песню.
Песня «Гарный Сэмэнэ» укр нар.
Звучит аварская народная музыка, выходят дети в национальных костюмах.
- Салам кьей! Здравствуйте. А мы хотим поиграть с вами в нашу дагестанскую игру «Не обожгись» дагестанская нар мел. (м/р 2 – 2008 стр 49) Дети играют в игру 3- -4 раза.
Вася Веселкин: вам понравилось наше путешествие? Как много сегодня у нас появилось друзей и совсем не важно на каком языке они говорят, в какие игры играют какие поют песни. Главное, что все мы живем на Кубани и у нас одна с вами Родина - это наша Россия.
Все дети становятся в два круга поют и танцуют «Дружат дети всей земли» сл. В. Викторова муз Д. Львова – Компанейца.
Вед. А теперь мы приглашаем вас на праздничное чаепитие, на котором мы попробуем сладкие блюда национальной кухни. Дети и взрослые отправляются по группам на чаепитие.
Список используемой литературы.
Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования
«От рождения до школы» под ред Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
Изд. Мозаика – Синтез Москва 2014г.
Журнал «Справочник музыкального руководителя» № 5 2016.
Журнал «Музыкальный руководитель» №2 2008, №4 2016, №6 2016.
Проект разработан музыкальным руководителем Коптур Ириной Викторовной.