Елена Волкова
Проект «Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования»
Паспорт проекта
Тема проекта : «Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования»
Тип проекта : познавательно-практический
Продолжительность проекта : среднесрочный (февраль-апрель)
Руководитель проекта : воспитатель Волкова Е. В.
Публикация «Проект „Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования“» размещена в разделах
Участники проекта : дети 2-3 лет (вторая группа раннего возраста, родители (законные представители, воспитатель.
Введение
М. М. Кольцова в работе «Ребенок учится говорить» указывает на то, что речевые области головного мозга человека формируются под влиянием импульсов от пальцев рук. Это значит, чем больше ребенок умеет, хочет и стремится делать руками, тем он умнее и изобретательнее. Ведь на кончиках пальцев – неиссякаемый источник творческой мысли, который питает мозг ребенка. Вся история развития человечества доказывает, что движения руки тесно связаны с речью. На протяжении всего раннего детства четко выступает эта зависимость – по мере совершенствования мелкой моторики идет развитие речевой функции. Функция руки и речь развиваются параллельно. Естественно, это должно использоваться в работе с детьми – и с теми, у которых развитие речи происходит своевременно, и особенно с теми, у которых имеются различные нарушения развития речи. Совершенствование мелкой моторики – это совершенствование речи.
Актуальность:
Развитие мелкой моторики в дошкольном возрасте – это основная задача развивающей работы с детьми, и в этом помогают пальчиковые игры. Они очень эмоциональны, увлекательны и способствуют развитию речи и творческой активности. Пальчиковые игры как бы отражают реалии окружающего мира – предметы, животных, людей их деятельность, явления природы. В ходе пальчиковых игр дети совершают движения руками, совершенствуя моторику. Тем самым развивается умение управлять своими движениями, концентрировать вниманием на одном виде деятельности. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает детям возможность развивать межполушарное взаимодействие, пространственные представления. Очень важны эти игры для развития творческих способностей детей.
Проблемы:
Плохо развита речь;
Не развита мелкая моторика;
Цель:
Развитие координации движений мелкой моторики рук через нетрадиционное использование различных предметов.
Задачи:
Развивать тонкие движения пальцев рук.
Развивать ручную умелость.
Обогащать словарный запас.
Развивать память и связную речь.
Ожидаемый результат:
Развиты тонкие движения пальцев рук.
Развита ручная умелость.
Пополнен словарный запас.
Улучшена память и связная речь.
План реализации проекта
1 этап – подготовительный. На этом этапе создается информационная база для реализации проекта.
2 этап – основной. Реализация основных видов деятельности по направлениям проекта.
3 этап – заключительный. Итоговый, включающий в себя сбор и отработку диагностических результатов, и соотнесение поставленных задач, прогнозируемых результатов с полученными результатами.
Перспективный план
Этап реализации Содержание работы Участники проекта
Подготовительный Поиск материала, для реализации проекта : методическая литература, произведения художественной литературы, нестандартное оборудование для развития мелкой моторики Воспитатель
Основной Февраль.
1. Игры с платочками – «Кошки – мышки», «Стираем вместе с мамой»;
2. Игры с крупными бигудями - «Мчится поезд», «Поезд и самолет».
Март.
1. Игры с резиночками для волос – «Пошли пальчики гулять», «Дружные пальчики»;
2. Игры с зубными щетками – «Кто живет в моей квартире?», «Кто приехал?», «За ягодами».
Апрель.
1. Игры с шестигранным карандашом – «Карусели», «Волшебный карандашик»;
2. Игры с массажными мячиками – «Бежит ежик по дорожке», «Яичко». Воспитатель, дети
Заключительный НОД:
«Реализация игр, в режимных моментах» Воспитатель, дети
Итог
Способствовала развитию мелкой моторики рук, улучшению памяти и речи детей; пополнила словарный запас.
Используемые ресурсы
• Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - 2015
• ФГОС дошкольного образования
• «Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования» О. А. Зажигина -2014
Приложение
Кошки-мышки
Дети кладут платочек на колени или на любую ровную поверхность.
Кошка мышку
Цап-царап.
Подержала,
Подержала,
Отпустила.
Мышка побежала, побежала.
Хвостиком завиляла, завиляла.
До свидания. Мышка!
До свидания!
О. Крупенчук
Пальцы обеих рук собирают платочек в обе ладони.
Держат платочек в ладонях.
Дети кладут на колени. Расправляют его.
Все пальцы правой и левой руки «бегут» по платочку.
Дети кладут кулак правой или левой руки на платочек и «машут» мизинцем вправо-влево, вверх-вниз, имитируя движения хвостика.
Взяв платочек за любой уголок, машут им над головой.
Стираем вместе с мамой
Дети кладут платочек на колени или на любую ровную поверхность.
Мама вечером стирала,
А я рядышком стояла.
Не стирала – охала –
Ох, ох, ох.
Да глазами хлопала –
Хлоп, Хлоп. Хлоп.
Да ногами топала –
Топ, Топ, топ.
Лучше б было не стоять,
А взять и маме помогать!
Л. Дьякова
Берут платочки в обе руки и имитируют стирку белья.
Покачивают головой вправо, влево.
Голосовое включение.
Дети разводят в разные стороны пальцы обеих рук, подносят их к лицу и имитируют «моргание глазами».
Голосовое включение.
Дети топают ногами.
Голосовое включение.
Дети берут платочек в обе руки и имитируют стирку белья.
Мчится поезд
Чух-чух-чух!
Мчится поезд во весь дух.
Паровоз пыхтит,
Пых-пых-пых!
Тороплюсь – гудит!
У-у-у-у-у-у-у-у-у!
Э. Мошковская
Дети катают бигуди между ладонями вперед- назад, руки держат перед собой.
Поезд и самолет
Поезд песенку поет:
«Ту-ту-ту-у-у-у-у-у!»
Улетает самолет
В высоту:
«У-у-у-у-у-у-у-у!»
Э. Мошковская
Катают бигуди между ладонями вперед-назад, руки держат перед собой.
Катают бигуди между ладонями вперед-назад, руки направляют вверх над головой.
Пошли пальчики гулять
Раз, два, три. Четыре, пять –
Пошли пальчики гулять!
Этот пальчик –
По дорожке!
Этот пальчик –
По тропинке!
Этот пальчик –
За грибами!
Этот пальчик –
За малинкой!
А этот пальчик
Заблудился,
Очень поздно возвратился
Н. Нищева
Под счет дети надевают резиночку на каждый палец руки, начиная с большого пальца и заканчивая мизинцем.
Надевают резиночка на большой палец,
На указательный,
На средний,
На безымянный,
На мизинец.
Грозят указательным пальцем любой руки, хмурят брови.
Дружные пальчики
Тук-тук молотком!
Строим, строим новый дом!
Дети стучат кулаком о кулак.
Надевают резиночку для волос на каждыйпалец руки. Начиная с большогопальца и заканчивая мизинцем, затем меняют руки.
Это дом для Маши!
Это дом для Саши!
Это дом для Даши!
Это для Наташи!
А этот для Андрюши!
Все соседи, все друзья!
Жить без дружбы нам нельзя!
Е. Пожиленко
Надевают резиночку на большой палец,
На указательный,
На средний,
На безымянный,
На мизинец.
Убирают резиночку в сторону.
Хлопают в ладоши.
Кто живет в моей квартире?
Дети берут в руки зубную щетку.
Раз, два, три, четыре, пять –
кто живет в моей квартире?
Раз, два, три, четыре, пять –
Всех могу пересчитать:
Папа,
Мама,
Брат,
Сестренка,
Кошка Мурка,
Два котенка,
Мой щегол,
Бурундучек,
Сверчек
И я!
Вот и вся моя семья!
Е. Синицина
Под счет растирают щеткой подушечки пальцев правой руки, затем левой руки, начиная с большого пальца и заканчивая мизинцем.
Растирают щеткой ладонь.
Под счет растирают щеткой подушечки пальцев правой руки, затем левой руки, начиная с большого пальца и заканчивая мизинцем.
Растирают щеткой ладонь.
Растирают большой палец,
Указательный,
Средний,
Безымянный,
Мизинец.
Перекладывают щетку в другую руку.
Растирают большой палец,
Указательный,
Средний,
Безымянный,
Мизинец.
Убирают зубную щетку в сторону
Сгибают и разгибают пальцы обеих рук.
Кто приехал
Дети берут в руки зубную щетку. Растирают пальцы только после вопросительного предложения, то есть во время ответа по ходу текста, затем меняют руки.
- Кто приехал?
- мы, мы, мы!
- Мама, мама, это ты?
- Да, да, да!
- Братец, братец, это ты?
- Да, да, да!
- Ах, сестричка, это ты?
- Да, да, да!
- Все мы вместе?
- Да, да, да!
Е. Синицина
Растирают большой палец,
Указательный,
Средний,
Безымянный,
Мизинец.
За ягодами
Дети берут в руки зубную щетку.
Раз, два, три, четыре, пять –
В лес идем мы погулять!
За черникой,
За малиной,
За брусникой,
За калиной,
Землянику мы найдем
И братишке отнесем!
Н. Нищева
Под счет растирают щеткой подушечки пальцев правой руки, затем левой руки, начиная с большого пальца и заканчивая мизинцем.
Растирают щеткой ладонь.
Большой палец,
Указательный,
Средний,
Безымянный,
Мизинец.
Убирают зубную щетку в сторону
Вытягивают руки вперед – «угощение».
Карусели
Карусели, карусели!
Сели, сели, пелетели,
Завертелись, закрутились,
Зажужжали, покатились!
Задрожали, завизжали,
Вместе за руки держались.
Как захватывает дух,
Ух!
А. Кулешова
Дети вращают карандаш пальцами обеих рук вверх-вниз, вправо-влево, затем – пальцами одной руки (сначала правой, затем левой).
Волшебный карандашик
Карандаш я покачу
Вправо-влево, как хочу!
А. Сурикова
Дети прокатывают карандаши по поверхности ладони.
Дети кладут карандаш на любую ладонь.
«Проглаживают» карандаш сначала одной ладонью, затем другой.
Катают карандаш по обеим ладоням.
Бежит ежик по дорожке
Бежит ежик по дорожке,
У него кривые ножки,
Весь иголками оброс, –
Жалко ежика до слез.
К. Шеффер
Дети катают мячик в руках, делая движения вперед-назад, врпаво-влево между ладонями.
Яичко
Птичка веток набрала,
(2 раза.)
Крепко гнездышко свила,
И снесла яичко
Умничка-синичка.
Ты яичко покатай,
Но из рук не выпускай.
Очень хрупкое оно,
Так у птиц заведено.
О. Крупенчук
Дети касаются мячиком каждого пальца правой, затем левой руки.
Сводят обе ладони «гнездышком» вместе с мячиком («яичком»).
Катают мячик в руках, делая движения вперед-назад, вправо-влево между ладонями.