Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования

Ольга Осипова
Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования

Я работаю с детьми раннего дошкольного возраста, поэтому я решила провести углубленную работу по развитию мелкой моторики рук детей дошкольного возраста.

Учёные установили, что уровень развития интеллекта ребёнка находится в прямой зависимости от развития мелкой моторики. Развитие мелкой моторики тесно взаимосвязано с развитием речи в раннем возрасте. Это объясняется тем, что участки мозга, отвечающие за развитие речи и движения пальцев, находятся рядом. Развивая мелкую моторику у детей, мы стимулируем развитие речи. Это происходит потому, что при выполнении мелких движений пальцами рук в кору головного мозга поступают сигналы, которые активизируют клетки мозга, отвечающие за формирование речи ребёнка. Вот почему следует начинать заниматься развитием мелкой моторики с самого раннего возраста. Этим мы будем воздействовать на активные точки, связанные с корой головного мозга.

Еще В. А. Сухомлинский писал, что «истоки способностей и дарований находится на кончиках пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда (ручкой, карандашом, тем сложнее движения необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума; чем больше мастерства в детской руке, тем ребёнок умнее».

Одним из главных событий в развитии ребёнка раннего возраста является овладение речью. Для развития речи и мышления ребенка раннего возраста педагоги используют мелкую моторику пальцев малыша.

Значение развития мелкой моторики очень велико:

1. Повышает тонус коры головного мозга.

2. Развивает речевые центры коры головного мозга.

3. Стимулирует развитие речи ребенка.

4. Согласовывает работу понятийного и двигательного центров речи.

5. Способствует улучшению артикуляционной моторики.

6. Развивает чувство ритма и координацию движений.

7. Подготавливает руку к письму.

8. Поднимает настроение ребенка.

Занятия и игры, направленные на развитие моторики кистей и пальцев рук, сейчас особенно популярны. В настоящее время на рынке представлены разнообразные книги, пособия и игрушки, способствующие развитию мелкой моторики. Чем можно объяснить такую тенденцию? Оказывается, у большинства современных детей, особенно городских, отмечается как общее моторное отставание, так и слабое развитие моторики рук. Можно говорить о том, что уровень моторного развития рук (сила, ловкость, скорость и точность движений) и ручных навыков (использование различных инструментов - ножниц, иголки, лопатки др., застегивание и расстегивание застежек и т. д.) в дошкольном возрасте является диагностическим фактором, определяющим уровень развития общей моторики и речи. И если руки развиты не достаточно, то это часто свидетельствует о некотором отставании в развитии ребенка.

Дети очень любят манипулировать, играть с предметами-заместителями, придумывать для них новое применение. В продаже есть готовые игры с предметами для развития мелкой моторики, но в основном они стоят недешево, поэтому в своей практике я начала использовать игры с предметами, которые окружают ребенка в быту. Я предлагаю игры, сделанные своими руками с использованием нестандартного оборудования (счетные палочки, прищепки, крышки, резинки, скрепки, карандаши и др.).

1. Игровое пособие «Веселые пальчики». Используя пособие, мы развиваем мелкую моторику пальцев; учим детей самостоятельно завязывать шнурки, застегивать пуговицы, плести косы, учим работать с различными видами застежек. Так дети овладевают навыками самообслуживания и ухода за собой.

2. Игры с прищепками - развивают сенсомоторную координацию, мелкую моторику рук. Цель - научить ребенка самостоятельно прищеплять прищепки. Чтобы игра была интересной для ребенка, можно прикреплять прищепки по тематике (то есть лучики к солнцу, иголки к ежику, дождик к тучке, травку к земле и тому подобное). Д/и «Кто что ест?» - развивает внимание, память. Веселую игру можно превратить в обучение, а чтобы дети лучше запомнили материал, игра сопровождается короткими стихами – это позволяет достичь наибольшего обучающего эффекта, стихи привлекают внимание детей и легко запоминаются.

3. Игры с крышками – также развивают сенсомоторную координацию и мелкую моторику. Д/и «Подбери по цвету» - закрепление основных цветов (синий, зеленый, желтый, красный). Д/и «Светофор» - учить детей различать световые сигналы светофора, учить элементарным правилам поведения на улице.

4. Игры со скрепками и резинками развивают мелкую моторику, усидчивость, фантазию. Д/и «Подбери грибок». Цель – развитие глазомера,знакомство с понятиями: «большой-маленький», «один-много», закрепление основных цветов. Д/и «Одень резинку на гвоздики» - дети учатся составлять различные геометрические фигуры, развивается фантазия.

5. Выкладывание из счетных палочек. Дети учатся конструировать по образцу, манипулируя мелкими деталями.

6. Игры с шестигранными карандашами позволяют не только разминать пальчики, но и подготавливают руку ребенка к письму. Пальчиковые игры с карандашами также сопровождаются стихами.

7. Самомассаж - один из видов пассивной гимнастики, его необходимо проводить ежедневно, желательно 2-3 раза в день. Он оказывает тонизирующее действие на ЦНС, улучшает функции рецепторов. Самомассаж начинается с растирания подушечек пальцев в направлении к ладони одной руки, затем другой. Далее проводится растирание ладони одной руки от середины к краям большим пальцем другой руки. После чего проводится комплекс упражнений. Для растирания ладоней можно использовать зубные щетки и массажные мячики.

Все эти игры находятся в группе в свободном доступе. Все материалы размещены на открытых полках, а сами материалы привлекательные, яркие. При этом я объясняю, показываю, рассказываю, для чего нужны данные пособия и игры, как их использовать, соблюдая технику безопасности и руководствуясь принципами охраны жизни и здоровья.

Таким образом, выполняя пальчиками различные упражнения в подвижных играх, в физкультурных упражнениях и в играх с нестандартным оборудованием, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи, но и подготавливает ребенка к рисованию, а в дальнейшем и к письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений. Развитие мелкой моторики (гибкости и точности движений пальцев рук) и тактильной чувствительности – мощный стимул развития у детей восприятия, памяти, внимания, мышления и речи.

Публикации по теме:

Игры для развития мелкой моторикиИгры для развития мелкой моторики Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, координация, воображение, наблюдательность,.

Игры для развития мелкой моторикиИгры для развития мелкой моторики Игры для развития мелкой моторики Воспитатель: Волкова-Коваль Елена Андреевна Игры для развития мелкой моторики для детей II-младшей группы.

Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования Цель игр- развитие координаций движений мелкой моторики рук через нетрадиционное использование различных предметов. Образовательные задачи:.

Игры и игрушки для развития мелкой моторикиИгры и игрушки для развития мелкой моторики Игры и игрушки для развития мелкой моторики. Развитие моторики – неотъемлемая часть общего развития ребенка. Помимо развития речи, творческого.

Консультация для воспитателей «Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования» Муниципальная бюджетная дошкольная образовательная организация «Детский сад №7 комбинированного вида г. Котово» Котовского муниципального.

Мастер-класс на тему: «Роль нестандартного оборудования в развитии мелкой моторики дошкольников» Автор мастер-класса: Чуднова Елена Ивановна – воспитатель БДОУ г. Омск «Детский сад №216 общеразвивающего вида» Мастер-класс предназначен.

Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования для детей 5–7 летИгры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования для детей 5–7 лет униципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 20 станицы Варениковской муниципального образования Крымский.

Пальчиковая гимнастика с использованием нестандартного оборудования Важным показателем хорошего физического и нервно-психического развития ребенка является развитие мелкой пальчиковой моторики. В старшем.

Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования Развитие кисти руки и координации движений пальцев рук – задача комплексная, охватывающая многие сферы деятельности ребенка. Она является.

Проект «Пальчиковые игры с использованием нестандартного оборудования» Паспорт проекта Наименование проекта Пальчиковые игры с использованием нестандартного оборудования Основные разработчики проекта Воспитатели:.

Библиотека изображений:
  • Космос
  • Космос
  • Домашние питомцы
Автор публикации:
Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования
Опубликовано: 23 декабря 2016 в 09:05
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 августа. День физкультурника

Во вторую субботу августа в России отмечают праздник, посвящённый всем, кто имеет отношение к физкультуре и спорту. Не только спортсменам и тренерам, но и всем, кто выбирает здоровый образ жизни и...

7 августа. День подсолнуха на МААМ

Подсолнечник во всех языках имеет похожие названия, связанные с солнцем. Да и сам он словно маленькое солнышко, от одного только взгляда на него становится радостно и тепло. Воспользуйтесь нашей...

Модульное оригами «Подсолнух». Схема сборки. Пошаговая инструкция
Модульное оригами «Подсолнух». Схема сборки. Пошаговая инструкция Автор: Сейитмедова Оксана Сейтиевна, воспитатель, ГБОУ Гимназия №1503 Описание...
Рисование с элементами аппликации «Цветочная поляна» с детьми разновозрастной группы
Мастер-класс рисования на тему "Цветочная поляна" с детьми разновозрастной группы. Описание: мастер-класс будет полезен воспитателям детских садов,...
Анкета для родителей «Значение художественно-эстетического развития ребенка в...
Воспитатель: Качотян С. Н. ГБОУ Школа №935 1. Как вы считаете, с какого возраста нужно развивать художественно-эстетическое развитие у ребенка? 2. Как вы...