Получи документы

Пальчиковая гимнастика с использованием нестандартного оборудования

Татьяна Пономаренко
Пальчиковая гимнастика с использованием нестандартного оборудования

Важным показателем хорошего физического и нервно-психического развития ребенка является развитие мелкой пальчиковой моторики.

В старшем дошкольном возрасте работа по развитию тонкой моторики является важным компонентом подготовки детей к школе, в частности, к письму. Особое значение данная проблема приобретает в отношении детей с нарушениями речи.

Очень важно учитывать положительное влияние движений пальцев на развитие речи и других психических процессов в логопедической практике. Почему так важно для детей развитие тонкой моторики рук?

Публикация «Пальчиковая гимнастика с использованием нестандартного оборудования» размещена в разделах

Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движение пальцев рук, расположены очень близко. В двигательной области коры больших полушарий около трети площади занимает проекция кисти руки, и она расположена очень близко от речевой моторной зоны, что подтверждает связь между развитием движений и формированием речи. Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь. «Влияние проприоцептивной импульсации мышц руки так значительно только в детском возрасте, пока идет формирование речевой и моторной области» (М. М. Кольцова). Предполагается, что систематические упражнения, тренирующие движения кистей и пальцев рук, будут воздействовать на проекционную область кисти руки как на дополнительную речевую зону мозга. Систематические упражнения и тренировки движений пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга ребенка. Если ладошка научится раскрываться, то голова ребенка активно начинает работать. Тонус мышц и быстрое раскрытие ладошки легче всего нарабатывается при прикосновении к круглой поверхности. Ладонь- центр наладки, мизинец отвечает за работу сердца, безымянный- за нервную систему, половую сферу. Средний (подушечка) стимулирует работу печени, указательный- желудок, большой- легкие.

По умелости детской руки судят об особенностях развития центральной нервной системы, головного мозга.

Умственные способности ребенка начинают формироваться очень рано и не сами собой, а по мере расширения его деятельности, в том числе общей двигательной и ручной.

Традиционно для подготовки руки ребенка к письму в дошкольном образовании используется изобразительная, продуктивная, бытовая, игровая деятельность, прямо или опосредованно влияющая на развитие тонкой моторики. Однако, на наш взгляд, в решении данной проблемы недостаточно используется возможности физкультурно-оздоровительной деятельности в целом и спортивных игр в частности.

Работая в рамках инновационной площадки «Развитие мелкой моторики старших дошкольников средствами физической культуры» наш детский сад разработал имитационно-игровые упражнения, направленные на сопряженное развитие крупных групп мышц и тонкой моторики с использованием их в разных формах физкультурно-оздоровительной деятельности: во время утренней гимнастики и гимнастики после сна, на физкультурных занятиях, в динамических паузах между занятиями, индивидуальных занятиях, самостоятельной деятельности. Пальчиковая гимнастика проводится ежедневно с использованием разнообразных средств физической культуры: это резиновые мячи диаметром 8-10 см, шипованые мячи, теннисные мячики и воланчики, мячи для большого тенниса, нетрадиционные мячи.

Игры и упражнения проводятся по 3-5 минут ежедневно, включаются в занятия воспитателя и учителя-логопеда, в физкультминутки, в игры на прогулке.

«СНЕЖОК» (мягкий мяч диаметром 10 см)

Раз, два, три, четыре (Загибают пальчики, начиная с большого)

Мы с тобой снежок слепили. («лепят», меняя

положение ладоней)

Круглый, крепкий, очень гладкий (Показывают круг, сжимают ладонями

мяч, гладят одной ладонью другую)

И совсем- совсем несладкий. (Бьют по мячу «кулачок-ладошка»)

Раз- подбросим. (Смотрят вверх, подбрасывают снежок)

Два- поймаем. (Приседают, ловят «снежок»)

Три- подбросим (Встают, роняют «снежок»)

И…сломаем. (Сжимают мяч пальчиками).

«ПИРОГ» (резиновый мяч диаметром 10 см)

Падал снег на пирог. (Дети два раза медленно опускают ладони на

Кот слепил себе пирог. стол)- тренировка кистей

А пока лепил и пек, (Прижимая мячик ладонями, показывают,

как лепят пирог).

Ручейком пирог утек. (Крутят пальчиками мяч)

Пирожки себе пеки (Опять показывают, как пекут пирог)

Не из снега- из муки.

«КОЛОБОК» (мягкий мяч)

Замесила мама тесто, (Обеими руками месят тесто)

Тесту, тесту стало тесно. (Руки поднять вверх, перекладывать мяч из руки в руку)

Мы его помяли, мяли, (Мнут обеими руками мягкий мяч)

А потом в жгуты скатали.

Вот какой румяный бок, (Хлопают ладошками по мячу)

Получился колобок. (Катают между ладонями)

«ОРЕХИ» (теннисный мячик)

Мы научимся орехи

Между пальцами катать.

Это в школе нам поможет

Буквы ровные писать

Дети катают теннисные шарики между

пальцами сначала одной руки, потом другой.

Упражнение с теннисными мячиками

Ладошки лежат тыльной стороной вниз.

Это ручка - правая (Открываем ладошку- в ладошке шарик)

Это ручка - левая (То же самое)

Я на мячик нажимаю,

Я зарядку делаю. (Сгибаем и разгибаем ладошки с мячом)

Будет сильной правая, (Сжимаем ладошки в

Будет сильной левая, кулачки)

Будут ручки у меня (Катаем ладошками шарики

Ловкие, умелые! по столу)

Упражнение с резиновым мячиком

Сливу я держу в руке (кладут мячик на правую ладошку)

Зажимаю в кулаке, (крепко сжимают его)

Отпускаю, разжимаю (раскрывают ладонь)

И ладошками катаю. (катают мячик между ладошками).

Упражнение с теннисным воланчиком

С веток ягоды снимаю (Тремя пальчиками «снимают ягоды» с края воланчика)

И в лукошко собираю. (Кладут «ягоды» в воланчик)

Ягод- полное лукошко! (Раскрывают пальчики)

Я попробую немножко. (Пальчики собирают в щепотку)

Я поем еще чуть-чуть-

Легче будет к дому путь.

Упражнение с мячиком-ежиком

Капуста

Мы капусту рубим-рубим,

Мы морковку трем-трем,

Мы капусту солим-солим,

Мы капусту жмем-жмем.

Упражнения без речевого сопровождения

1. Прокатить теннисный шарик по столу: подтолкнуть правой, поймать левой рукой. Повторить наоборот.

2. Держать теннисный шарик большим и указательным пальцами, большим и средним и т. д. Удержать шарик одним согнутым пальцем.

3. «Футбол». Левая ладонь, лежащая ребром на столе, полусогнута. Это - «ворота». Пальцы правой руки поочередно «забивают гол»- подталкивают теннисный шарик к левой ладони.

Публикации по теме:

Дидактические игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудованияДидактические игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования Истоки способностей и дарований детей Находятся на кончиках пальцев. В. А. Сухомлинский. Основной целью представленных игр является развитие.

Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования Игры на развитие мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования. Цель: развитие координации движений мелкой моторики рук.

Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования "Истоки способностей и дарований детей находится на кончиках пальцев. " В. А. Сухомлинский Совершенствование мелкой моторики - совершенствование.

Игры на развитие меткости с использованием нестандартного оборудования.Игры на развитие меткости с использованием нестандартного оборудования. Образовательная область: «Физическое развитие» Цель: Разнообразить игры и упражнения детей на свежем воздухе. Задачи: 1. Развивать меткость,.

Конспект ООД по физкультуре с использованием УМК и нестандартного оборудованияКонспект ООД по физкультуре с использованием УМК и нестандартного оборудования Цель: формировать потребность детей в активном образе жизни. Задачи: • Образовательные: -упражнять детей в отбивании мяча правой и левой.

Организация самостоятельной двигательной активности детей в группе с использованием нестандартного оборудованияОрганизация самостоятельной двигательной активности детей в группе с использованием нестандартного оборудования Цель 1. Создание предметно-пространственной развивающей образовательной среды с учетом потребности ребенка в движении Задачи 1. Усложнять.

Проект: «Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования» Актуальность: С каждым годом жизнь предъявляет все более высокие требования не только к нам, взрослым, но и к детям: неуклонно растет объем.

Проект «Развитие мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования» В последнее время немало дошкольных учреждений работает по новым комплексным программам, но они к сожалению ограничиваются рамками физического.

Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках пальцев. В. А. Сухомлинский Представление, что при любом двигательном тренинге.

Конспект физкультурного занятия с использованием нестандартного оборудования в старшей группеКонспект физкультурного занятия с использованием нестандартного оборудования в старшей группе Занятие с использованием нестандартного оборудования в старшей группе. (бумажные салфетки и ватные диски.) Задачи. Совершенствовать двигательные.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Пальчиковая гимнастика с использованием нестандартного оборудования
Опубликовано: 31 мая 2016 в 09:14
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД