светлана козлова
Консультация для воспитателей «Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальная бюджетная дошкольная образовательная организация
«Детский сад №7 комбинированного вида г. Котово»
Котовского муниципального района Волгоградской области
КОНСУЛЬТАЦИЯ-ПРАКТИКУМ
ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ
ТЕМА:
"Игры для развития мелкой моторики рук с
использованием нестандартного оборудования"
Подготовила и провела:
воспитатель Козлова С. Л.
2016 год
Истоки способностей и дарований детей
находятся на кончиках пальцев.
В. А. Сухомлинский
Публикация «Консультация для воспитателей „Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Мелкая моторика
- Мелкая моторика. Консультации и рекомендации
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Чем больше ребёнок умеет, хочет и стремится делать руками, тем он умнее и изобретательнее. Ведь на кончиках пальцев – неиссякаемый источник творческой мысли, которая питает мозг ребёнка. Вся история развития человечества доказывает, что движения руки тесно связаны с речью. На протяжении всего раннего детства чётко выступает эта зависимость – по мере совершенствования мелкой моторики идёт развитие речевой функции. Функция руки и речь развиваются параллельно. Естественно, это должно использоваться в работе с детьми – и с теми, у которых развитие речи происходит своевременно, и особенно с теми, у которых имеются различные нарушения развития речи. Совершенствование мелкой моторики – это совершенствование речи.
Для развития мелкой моторики вам не понадобится специальное оборудование, не нужно выкраивать время, можно воспользоваться предметами, которые оказались в данный момент под рукой. Дети любят играть с бытовыми предметами, вам нужно только направить их фантазию в нужное русло. Для пальчиковых игр подойдут:
мячи (каучуковые, колючие, рифлёные, плюшевые;
верёвки капроновые плетёные (диаметром 3-6 мм) – для завязывания узлов и для перебирания уже завязанных узлов пальцами;
кистевые эспандеры – для развития мышечной силы кисти;
прищепки бельевые – для развития координации движений пальцев рук;
щётки для волос, зубные щётки, коврики «Травка», решётка для раковин, пельменница – для массажа и самомассажа ладоней;
платочки;
бигуди;
счётные палочки;
резиночки для волос;
Нетрадиционное использование предметов стимулирует умственную деятельность, способствуют хорошему эмоциональному настроению, повышает общий тонус, снижает психоэмоциональное напряжение, координирует движения пальцев рук, расширяет словарный запас, приучает руку к осознанным, точным, целенаправленным движениям.
Массаж и самомассаж ладоней и пальцев рук с помощью подручных предметов
Самомассаж ладоней щёткой для волос
или пластмассовым ковриком «Травка».
На каждый ударный слог осуществляются поглаживающие движения ладонями. Поверхности «иголочек» касаются не только пальцы, но и ладони. Направления движения – к себе.
Гладит мама-ежиха ежат:
«Что за пригожие детки лежат!»
Ребенок катает щетку между ладонями, приговаривая:
У сосны и у елки
Очень колкие иголки.
Упражнение с решеткой для раковины.
Обычно она состоит из множества клеточек. Ребенок ходит указательным и средним пальцами, как ножками, по этим клеткам, стараясь делать шаги на каждый ударный слог. "Ходить" можно поочередно то одной, то другой рукой, а можно – и двумя одновременно, говоря:
"В зоопарке мы бродили,
К каждой клетке подходили
И смотрели всех подряд:
Медвежат, волчат, бобрят".
Упражнение с пельменницей.
Ее поверхность похожа на соты.
Малыш двумя пальцами (указательным и средним) изображает пчелу, летающую над сотами:
"Пальцы, как пчелы, летают по сотам
И в каждую входят с проверкою: что там?
Хватит ли меда всем нам до весны,
Чтобы не снились голодные сны?"
Упражнение с зубной щёткой.
Дети берут в руки зубную щётку.
Плывёт зубная щётка, Растирают щеткой подушечки
Как по морю лодка, пальцев правой руки, затем левой
Как по речке пароход, руки, начиная с большого пальца
По пальчикам она идёт! И заканчивая мизинцем.
А. Дорогавцева
Упражнение с пробками.
Две пробки от пластиковых бутылок кладем на столе резьбой вверх. Это - "лыжи". Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги. Двигаемся на "лыжах", делая по шагу на каждый ударный слог:
"Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы,
Мы любим забавы холодной зимы".
То же самое можно попробовать проделать двумя руками одновременно.
Упражнения с грецким орехом.
1. Ребенок катает грецкий орех между ладонями и приговаривает:
"Я катаю мой орех,
Чтобы стал круглее всех".
2. Два грецких ореха ребенок держит в одной руке и вращает их один вокруг другого.
Упражнения с бельевыми прищепками.
Большой прищепкой на ударные слоги стиха поочерёдно «кусаем» ногтевые фаланги: от указательного к мизинцу и обратно. После первого двустишия – смена рук. (Проверьте на себе, чтобы прищепки были не слишком тугими).
Кусается больно котёнок – глупыш,
Он думает: это не палец, а мышь.
– Но я не играю с тобою, малыш!
– А будешь кусаться – скажу тебе «кыш»!
О. Крупенчук
Гусёнок
Вот проснулся,
Встал гусёнок,
Пальцы щиплет он спросонок:
– Дай, хозяйка, корма мне
Раньше, чем моей родне.
О. Крупенчук
Отгадайте загадки:
1. Плаваю под мостиком
И виляю хвостиком.
Это рыбка. (Показываю картинку с изображением рыбки).
Посмотрите на картинку и покажите где у рыбки глазик?
А где у нее ротик? А хвостик и плавники?
А теперь давайте сами сделаем рыбок.
(Детям необходимо выбрать подходящие по цвету прищепки и добавить каждой рыбке хвостик и плавники, форма рыбки – основа, вырезанная из картона).
2. На спинке иголки, длинные колкие,
А свернется в клубок – ни головы ни ног.
Это ежик.
Покажите где у него глазки, носик, ушки?
Давайте поможем нашему ежику найти иголочки.
(Форма ежика – дети добавляют иголки – прищепки, заданного цвета.)
3. А вот новая загадка
Колкую, зеленую срубили топором,
Красивую, зеленую принесли к нам в дом.
Это елочка, но она плачет. Она потеряла свои колкие иголочки. Не плачь, не плачь, елочка, мы тебе поможем.
(На зеленые картонные треугольники дети выбирают зеленые прищепки и возвращают елке иголки)
Ой, у елки иголки колки!
4. Солнышко, ведрышко,
Выгляни, высвети
Оно потеряло свои лучики, Какого цвета лучики у солнца? Давайте поможем солнышку,
Вот и стало опять
Солнце на небе блистать.
На круг желтого цвета дети добавляют лучики – желтые прищепки.
Самомассаж подушечек пальцев.
Кисть одной руки лежит на столе ладонью вниз, пальцы разведены. Другая рука указательным пальцем по очереди прижимает каждый ноготь, «катая» его на подушечке вправо-влево. На каждую строчку осуществляется разминание одного пальца. После 5-й строчки – смена рук.
Шёл медведь к своей берлоге (мизинец)
Да споткнулся на пороге. (безымянный)
«Видно, очень мало сил (средний)
Я на зиму накопил», – (указательный)
Так подумал и пошёл (большой)
Он на поиск диких пчёл. (большой)
Все медведи – сладкоежки, (указательный)
Любят есть медок без спешки, (средний)
А наевшись, без тревоги (безымянный)
До весны сопят в берлоге. (мизинец)
Игры с массажными мячиками.
Колючий ёжик
Гладь мои ручки, Дети катают мячик в руках, делая движения вперёд-назад, вправо-влево
Ёжик, ёжик. между пальцами. Катают мячик по правой и левой ладоням
Ты колючий, ну и что же круговыми движениями. Берут мячик в левую руку и «прыгают»
Я хочу тебя погладить, им по ладони другой руки, затем меняют руки.
Я хочу с тобой поладить. О. Крупенчук
Дружба
Я в друзьях души не чаю! Дети крепко сжимают мячик
Я друзей своих встречаю! поочерёдно в одной и в другой ладони.
Каждый руку мне пожмёт! Машут рукой.
Каждый мне привет пошлёт! О. Крупенчук
Упражнения с шариком массажёром Су-Джок.
1. Берём 2 массажные шарика и проводим ими по ладоням ребёнка (его руки лежат на коленях ладонями вверх, делая по одному движению на каждый ударный слог:
Гладь мои ладошки, ёж!
Ты колючий, ну и что ж!
(потом ребёнок гладит их ладошками со словами):
Я хочу тебя погладить,
Я хочу с тобой поладить.
2. На поляне, на лужайке (катать шарик между ладонями)
Целый день скакали зайки. (прыгать по ладошке шаром)
И катались по траве, (катать вперед – назад)
От хвоста и к голове.
Долго зайцы так скакали, (прыгать по ладошке шаром)
Но напрыгались, устали. (положить шарик на ладошку)
Мимо змеи проползали, (вести по ладошке)
«С добрым утром!» – им сказали.
Стала гладить и ласкать
Всех зайчат зайчиха – мать. (гладить шаром каждый палец)
3. Шла медведица спросонок, (шагать шариком по руке)
А за нею – медвежонок. (шагать тихо шариком по руке)
А потом пришли детишки, (шагать шариком по руке)
Принесли в портфелях книжки.
Стали книжки открывать (нажимать шариком на каждый палец)
И в тетрадочках писать.
4. Дети повторяют слова и выполняют действия с шариком в соответствии с текстом.
Я мячом круги катаю,
Взад – вперед его гоняю.
Им поглажу я ладошку.
Будто я сметаю крошку,
И сожму его немножко,
Как сжимает лапу кошка,
Каждым пальцем мяч прижму,
И другой рукой начну.
5. Ребенок катает шарик между ладонями, одновременно проговаривая стихотворение на автоматизацию звука Ж.
Ходит ежик без дорожек,
Не бежит ни от кого.
С головы до ножек
Весь в иголках ежик.
Как же взять его?
6. Предлагаем ребенку взять ежика. Будем ежика катать между ладошками и приговаривать.
Куча листьев здесь лежит.
Кто там листьями шуршит?
Из под листьев черный нос,
Клубок колючками оброс.
Вы, конечно, догадались,
Мы с ежонком повстречались!
Теперь берем ежа в правую руку – мнем в кулачке (взрослые помогают малышу, и покатаем по правой ножке: Топ – топ - туда!
Топ – топ - сюда!
Без тропинок и дорог – шорох вдоль и поперек.
А теперь берем ежика в левую руку – мнем в кулачке (взрослые помогают)
Вот какой колючий!
Берем другого ежа и катаем по левой ножке, проговаривая те же слова.
В конце прячем ежика в двух ручках «замок»
Убежал ежонок в лес.
В куче листьев шум исчез.
Вы видите, что это не просто пальчиковая гимнастика – это игра, развивающего характера. Идет развитие на ориентирование «левая», «правая», развиваем память, мелкую моторику рук, усидчивость, мышление, речь, повторяя слова за взрослыми. Прививаем интерес к игре.
В каждом шарике есть «волшебное» колечко.
Следующий прием это массаж пальцев эластичным кольцом.
1. (Дети поочередно надевают массажные кольца на каждый палец, проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики).
Этот пальчик — дедушка,
Этот пальчик — бабушка,
Этот пальчик — папенька,
Этот пальчик — маменька,
Этот пальчик — я, вот и вся моя семья.
2. (Дети поочередно надевают массажные кольца на каждый палец, проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики).
Раз – два – три – четыре – пять, (разгибать пальцы по одному)
Вышли пальцы погулять,
Этот пальчик самый сильный, самый толстый и большой.
Этот пальчик для того, чтоб показывать его.
Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине.
Этот пальчик безымянный, он избалованный самый.
А мизинчик, хоть и мал, очень ловок и удал.
3. (Ребенок поочередно надевает массажное кольцо на каждый палец, одновременно проговаривая стихотворение на автоматизацию поставленного звука Ш).
На правой руке:
Этот малыш – Илюша, (на большой палец)
Этот малыш – Ванюша, (указательный)
Этот малыш – Алеша, (средний)
Этот малыш – Антоша, (безымянный)
А меньшего малыша зовут Мишуткою друзья (мизинец)
На левой руке:
Эта малышка – Танюша, (на большой палец)
Эта малышка – Ксюша, (указательный)
Эта малышка – Маша, (средний)
Эта малышка – Даша, (безымянный)
А меньшую зовут Наташа (мизинец)
Игры с платочками.
Тесто
Месим, месим тесто! 1 вариант игры.
Есть в печи место! Дети берут платочек за два уголка и пальцами обеих рук
Будут, будут из печи собирают платочек в обе ладони.
Булочки и калачи!
2 вариант игры.
Берут платочек за уголок и собирают целиком платочек в ладонь, используя пальцы только одной руки (правой или левой). Другая рука не помогает!
Прятки
Дети кладут платочек на колени или на любую ровную поверхность.
Пальчики играли в прятки, Сжимают и разжимают пальцы обеих рук.
Ловко прятались в кроватке. Пальцы обеих рук собирают платочек в обе ладошки.
Вот так, вот так,
Ловко спрятались в кроватке. А. Савушкина
Упражнения с крупными бигудями.
Самокат, самокат, Дети катают бигуди между
Самокату очень рад! ладонями вперёд-назад, руки
Сам качу, сам качу держать перед собой.
Самокат куда хочу!
И. Токмакова
Трудно ролик мне вести Дети катают бигуди между
Прямо по дорожке, ладонями вперёд-назад, руки
Так и хочется ему держат перед собой.
Спрятаться в ладошке. Убирают бигуди в обе ладони.
С. Ерошкина
Игры со счётными палочками.
Цапля ходит по болоту Дети ставят счётную палочку на большой палец правой руки и держат
указательным пальцем правой руки.
Будто ищет там кого-то. Дети ставят счётную палочку на большой палец правой руки и держат
средним пальцем правой руки.
Ой, боюсь, что эта цапля Дети ставят счётную палочку на большой палец правой руки и держат
безымянный пальцем правой руки.
Лягушонка хочет… Дети ставят счётную палочку на большой палец правой руки и держат
мизинцем пальцем правой руки.
Сцапать! Убирают счётную палочку за спину.
О. Крупенчук
Затем дети выполняют те же движения левой рукой.
Клювы
Ребёнок собирает разложенные на столе счётные палочки одноимёнными пальцами – от указательных к мизинцам – и удерживает их до тех пор, пока не соберёт все четыре «клюва». На каждую строчку осуществляется по одному взятию палочки.
Клювов длиннее
Не видывал я,
Чем клювы у цапли
И журавля!
О. Крупенчук
Игры с эспандерами.
Силач
Дети берут эспандер в виде резинового кольца в руки.
Я сожму своё кольцо, Дети сжимают и разжимают
Буду сильным молодцом, в руках эспандер на каждый
Буду младших защищать, ударный слог. После каждой
Буду слабым помогать! строчки – смена рук.
Пополам его согну
И восьмёркой заверну!
О. Крупенчук
Сжать кольцо поможет нам Дети сжимают и разжимают
Сила с волей пополам. в руках эспандер на каждый
Станут пальчики сильнее, ударный слог. После каждой
А головушка – умнее! строчки – смена рук.
О. Крупенчук
Игры с бусами.
Бусы
Дома я одна скучала, Дети перебирают бусы в руках,
Бусы мамины достала, считают бусины в прямом и в
Бусы я перебираю, обратном порядке.
Свои пальцы развиваю.
О. Крупенчук
Игры с резинками для волос.
1-й вариант
Растягивание текстильной резинки поочерёдно большим и указательным пальцами, большим и средним, большим и безымянным, большим и мизинцем. Упражнение выполняется сначала ведущей рукой.
2-й вариант
Кисти рук ребёнка соединены в запястьях. Взрослый надевает резинку поочерёдно на указательные, средние, безымянные пальцы, мизинец ребёнка. Ребёнок растягивает резинку пальцами, не разводя кисти рук (взрослый помогает удерживать кисти рук ребёнка в исходном положении).
Литература
1. Зажигина О. А. Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012.
2. Коноваленко С. В., Кременецкая М. И. Развитие психо-физиологической базы речи у детей дошкольного возраста с нарушениями развития. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012.
3. Крупенчук О. И., Воробьёва Т. А. Исправляем произношение: Комплексная методика коррекции артикуляционных расстройств. – СПб. : Издательский Дом «Литера», 2010.
4. Фадеева Ю. А., Пичугина Г. А., Жилина И. И. Игры с прищепками: творим и говорим. – М. : ТЦ Сфера, 2012.