Папки-передвижки

Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования для детей 5–7 лет (5 фото)

Ольга Шестакова
Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования для детей 5–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы

Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования для детей 5–7 лет

униципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 20 станицы Варениковской муниципального образования Крымский район

Методическая разработка

«Игры для развития мелкой моторики рук

для детей 5-7 лет с использованием нестандартного оборудования»

Автор методической разработки:

Инструктор по физической культуре

Шестакова Ольга Александровна

Ст. Варениковская

2016 год

Содержание

Публикация «Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования для детей 5–7 лет» размещена в разделах

Раздел 1 Пояснительная записка

1.1. Кому адресована программа

Обоснованность (актуальность, значимость…. …3

Цели, задачи….4

Основные принципы….…. 4

Раздел 2 Содержательная часть …. …5

Раздел 3 Программное обеспечение

Используемая литература…. ….…

Раздел 1 Пояснительная записка

«Если руки неумелы,

Если пальчики несмелы,

Трудно ручку удержать,

Буквы ровно написать

Не удержишь карандаш –

Не получится пейзаж».

В. Лирясова.

Для детей старшего дошкольного возраста большое значение имеет развитие мелкой моторики рук, у детей еще слабо развиты мелкие мышцы рук, не закончено окостенение костей запястья и фаланг пальцев. Несовершенство нервной регуляции ведет к их неточности и низкому темпу выполнения различных действий. Поэтому ловкими пальчики детей станут не сразу, и ребенку в этом необходимо помочь.

В данной методической разработке представлены игры, направленные на развитие мелкой моторики, координации движений руки детей старшего дошкольного возраста. Нетрадиционный материал, представленный в играх, не требует больших финансовых затрат, поэтому игры могут использовать как воспитатели дошкольных учреждений, так и родители.

Актуальность заключается в том, что в настоящее время проблемой становится, полноценное развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста. Поэтому, одним из показателей и условий хорошего физического и нервно-психического развития ребёнка является развитие его руки, кисти, ручных умений или, как принято называть, мелкой пальцевой моторики. Наукой доказано о существование связи между развитием мелкой моторики и речью детей.

Мелкая моторика - это согласованные движения пальцев рук, умение ребенка «пользоваться» этими движениями. Головной мозг, руки и артикуляционный аппарат связаны между собой теснейшим образом. Ребенок со скованными движениями неумелых пальцев отстает в психомоторном развитии, у него возникают проблемы с речью.

Известный педагог В. А. Сухомлинский сказал: «Источники способностей и

дарований детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут

тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли», «Рука – это инструмент всех инструментов», заключал еще Аристотель. «Рука – это своего рода внешний мозг», - писал Кант. Большое стимулирующее влияние функции руки отмечают все специалисты, изучающие деятельность мозга, психику детей.

В России связь руки с развитием мозга изучал известный невропатолог и

психиатр Бехтерев В. М. Он посвятил этому много работ, которые доказали

влияние движения кисти рук и пальцев на развитие нервной системы и развитие речи.

Формирование речи – удивительная и сложная работа, которая проходит

незаметно для нас. Известный исследователь детской речи М. И. Кольцова

пишет, что сначала развиваются движение пальцев рук, затем появляется

артикуляция слогов, все по следующие совершенствование речевых реакций

состоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев.

Таким образом, есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи,

такой же, как артикуляционный аппарат. Поэтому, для детей тренировка

движений пальцев и кистей рук, является важным фактором стимулирующим

речевое развитие ребенка, способствующим улучшению артикуляционных

движений, подготовке кисти руки к письму и является мощным средством,

повышающим работоспособность коры головного мозга, стимулирующим

развитие мышление ребенка.

Для детей проговаривание стихов одновременно с движениями пальцев рук

обладает рядом преимуществ: речь как бы ритмизируется движениями,

делается более громкой, четкой и эмоциональной, а наличие рифмы

положительно влияет на слуховое восприятие. Использование стихов в играх с предметами позволяет достичь наибольшего обучающего эффекта: стихи

привлекают внимание детей и легко запоминаются.

В пальчиковых играх с использованием теннисных мячиков содержание

стихотворения изображается с помощью движений рук и пальцев. Во время игр с резиночками так же задействована ориентировка по схеме. Такие забавы очень увлекательны: они способствуют развитию творческой активности, мышления, речи, мелких мышц рук. Вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде действия.

Так же одним из важных моментов данный игр является развитие сенсорных особенностей у детей - это развитие восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве.

Игры, требующие тонких движений пальцев, повышают работоспособность головного мозга, дают детям мощный толчок к познавательной и творческой активности, развивают внимание, память, мышление. Кисти рук становятся более подвижными и гибкими, что помогает будущим школьникам успешно овладеть навыками письма.

Нетрадиционное использование предметов стимулирует умственную

деятельность, способствует хорошему эмоциональному настрою, повышает

общий тонус, снижает психоэмоциональное напряжение, координирует

движения пальцев рук, расширяет словарный запас, приучает руку к

осознанным, точным, целенаправленным движениями. На физкультурных занятиях пальчиковые упражнения выполняются в начале комплекса общеразвивающих упражнений, а самомассаж кисти с помощью массажных мячей – в заключительной части.

Цель: умение развивать координацию движений, подбирать максимально эффективные методы и средства для развития мелкой моторики рук.

Задачи:

-развитие пространственной ориентации;

-развитие мелкой моторики кистей и пальцев рук;

-развитие ловкости, быстроты реакции;

- развитие зрительного, слухового восприятия, творческого

воображения, развитие психических процессов: внимания, памяти, мышления, воображения;

- стимуляция развития речи у детей старшего дошкольного возраста;

Такие игры способствуют созданию положительного эмоционального фона,

воспитывают усидчивость, формируют положительную мотивацию на занятии.

В результате стандартных и нестандартных упражнений кисти рук и пальцы

приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем

облегчит овладение навыком письма.

Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой

моторики и речи в их единстве и взаимосвязи.

Работа по данной методической разработке предполагает следующее принципы:

-Принцип систематичности проведения игр и упражнений с нестандартным

оборудованием (2 игры в неделю, ежедневно, индивидуально или с подгруппой детей в свободное от образовательной деятельности время,

от 5 до 7 минут)

-Принцип последовательности (от простого к сложному). Сначала дается задание для правой руки, затем для левой руки; при успешном выполнении - на правой и левой руке одновременно.

-Принцип моделирования (создание схем как самими детьми так и педагогами).

Все игры и упражнения проводятся по желанию ребёнка, на положительном эмоциональном фоне. Важно что бы данное пособие вызывало желание создавать новые и интересные идеи для детей. Игры сделанные своими руками вызывают особый интерес, развивается воображение.

Раздел 2 Содержательная часть

1. Гимнастика для пальчиков "Веселый мячик"

Цель: стимулировать активные точки, укреплять мышцы рук, развивать

мелкую моторику, способствовать развитию речи, закреплять проговаривание стихов одновременно с движениями рук.

Оборудование : теннисный мячик

Описание: Дети садятся в круг с теннисным мячиком, можно заменить на каучуковый, большой или маленький. Под стихотворный текст выполняются определенные движения с пальчиками и кистью руки.

Мячик сильно я сжимаю

И ладошку поменяю

Здравствуй, мой любимый мячик!

Скажет утром каждый пальчик!

Два козленка мяч бодали

И другим козлятам дали

Пободали, пободали

и друг другу передали

Только брату отдает

Брат у брата мяч берет

Крепко мячик обнимаем, Никуда не выпускаем.

Только брату отдает

Брат у брата мяч берет

Братьев много, мяч один Каждый пальчик командир

Танцевать умеет танец

На мяче мой каждый палец

Мячик пальцем разминаю Вдоль по пальцам мяч гоняю

Мячик мой не отдыхает Между пальцами гуляет.

Поиграю я в футбол И забью ладошкой гол.

Сверху левой снизу правой

Я его катаю, браво!

Поверну, а ты проверь

Сверху правая теперь.

Ловка с мячиком играем И все пальчики называем

Над рукою мяч кружит От нее теперь бежит.

Между пальцев подержу И в ладошку положу

Из руки его достану,

Справа, слева ставить стану

Мяч снаружи мяч внутри

По руке качу - смотри!

Мяч с одной рукой играет И к другой перебегает.

2. Игра " Разноцветные резиночки"

Цель: Развивать зрительное воображение и восприятие, правильно ориентироваться по заданной схеме с различием цветовой гаммы. Умение различать право лево.

Оборудование : карточки-схемы рук, контейнера с цветными резиночками.

Описание: Ребенку или группе детей предлагается схема руки (дети могут нарисовать схемы сами) на пальчиках которых одеты резиночки определенного цвета. Детям предлагается по схеме одеть резиночки на свои пальчики (определенный цвет резиночки, на определенный пальчик). дети должны с точностью по схеме соотнести цвета и размер резиночек. Можно усложнить, предложить детям одеть на два, три пальчика, кто быстрее.

"Мы резиночки цветные,

Много нас, мы заводные.

Нас на пальчик одевают,

И детишек развлекают. "

Заключение:

Таким образом, большое значение придается работе по формированию

умелости в дошкольном возрасте. Целью этих игр и упражнений является

укрепление мелкой моторики за счет совершенствования технических навыков и умений детей, регулярной практической деятельности.

Все игры и упражнений, которые проводятся с детьми в интересной, непринуждённой игровой форме помогают развивать не только мелкую моторику рук детей, их речь, внимание, мышление, а так же формирует дружеские взаимоотношения, доставляют им радость и удовольствие.

Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие речи, пространственного, наглядно-действенного мышления, произвольного и непроизвольного внимания, слухового и зрительного восприятия, быстроту реакции и эмоциональную выразительность, способность сосредотачиваться. Помимо этого, пальчиковые игры расширяют кругозор и словарный запас детей, дают первоначальные математические представления и экологические знания, обогащают знания детей о собственном теле, создают положительное эмоциональное состояние, воспитывают уверенность в себе.

Литература:

1. Аксёнова М. Развитие тонких движений пальцев рук у детей с нарушением

речи // Дошкольное воспитание, №8 1990.

2. Кольцова М. М. «Развитие моторики»

3. Строгонова И. А. «Дошкольное образование, развитие мелкой моторики руки ребёнка»

4. Т. А. Воробьева, О. И. Крупенчук «Мяч и речь»

-Тимотен Е. И. Формирование лексико-грамматических навыков на занятиях по подготовке к обучению грамоте в условиях специальных групп детского сада для детей с тяжелыми нарушениями речи. – СПб. : “Детство-Пресс”, 2002.

5. Выгодская И. Г., Берковская Н. В. Звукоград, Буквоград, Златоустия. Материалы для подготовки к обучению грамоте детей 5 – 7 лет. – М. : ЛИНКА-ПРЕСС, 1999.

6.https://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2013/02/10/razvitie-melkoy-motoriki-u-detey-5-6-let

7.https://ped-kopilka.ru/blogs/utyuzhnikova

униципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад станицы Варениковской муниципального образования Крымский район Методическая разработка Материалы для педагогов Темочки Конкурс для воспитателей и педагогов Лучшая методическая разработка октябрь Раздел Пояснительная записка Кому адресована программа Обоснованность актуальность значимость Основные принципы
Публикации по теме:

Методическая разработка «Конспект НОД. Как написать?» 1. Для того, чтобы правильно написать конспект НОД по какой-либо деятельности, необходимо помнить о его структуре. Первое, с чего начинаем.

Методическая разработка занятия «Цветик-семицветик» Тема: «Цветик - семицветик». Направленность: Познание окружающего мира и развитие психических процессов, коррекция нарушений звукопроизношения,.

Методическая разработка «Дерево чудес»Методическая разработка «Дерево чудес» В оследние годы педиатры, неврологи, логопеды отмечают неуклонный рост речевой патологии у детей дошкольного возраста. Появляется все меньше.

Методическая разработка «Дом, в котором мы живем» Методические рекомендации "Дом,в котором мы живем" Пояснительная записка С 2012 года вступил в силу ФЗ «Об образовании в РФ», согласно которому.

Методическая разработка «Логопедическая ритмика» Логопедическая ритмика Логопедическая ритмика занимает особое место в системе комплексного метода лечения заикания у детей дошкольников.

Методическая разработка «Наблюдение за росой»Методическая разработка «Наблюдение за росой» Добрый день, уважаемые гости моей странички! Большое значение для всестороннего развития детей имеют наблюдения, особенно на прогулках.

Методическая разработка «Предшкольная пора»Методическая разработка «Предшкольная пора» Предшкольная пора На сегодняшний день важное значение приобретает проблема создания прогрессивной системы непрерывного образования. Преемственность.

Методическая разработка «Шкатулка рукоделия» .

Методическая разработка «Воспитание мультфильмами» ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ 1. Развитие логического мышления – для того, чтобы создать свой мультфильм, нужно продумать его сюжет, выбрать декорации,.

Методическая разработка «Ориентация в пространстве» Введение Пространство – философская категория; протяженность предметов и расстояние между ними. Пространство – всеобщее свойство материальных.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования для детей 5–7 лет
Опубликовано: 12 октября 2016 в 10:13
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования для детей 5–7 лет» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Шестакова (УИ 250738) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД