МААМ-картинки

Методическая разработка занятия «Цветик-семицветик»

Альфия Сираева
Методическая разработка занятия «Цветик-семицветик»

Тема: «Цветик - семицветик».

Направленность: Познание окружающего мира и развитие психических процессов, коррекция нарушений звукопроизношения, слоговой структуры слова, фонематического восприятия, развитие речи.

Предпосылки: Обогащение материально – технической базы и развивающей среды логопункта.

Вид: методическая разработка по учебно – методическому пособию.

Предназначение: для детей с ФНР, ФФНР и ОНР – III уровня.

Актуальность:

Публикация «Методическая разработка занятия „Цветик-семицветик“» размещена в разделах

Дошкольное образование – это первый уровень общего образования, поэтому основная задача педагогов, работающих с дошкольниками – формирование интереса к процессу обучения и его мотивации, развитие и коррекция речи. Сегодня совершенно определенно можно выявить назревшие противоречия между общим для всех воспитанников нормативным содержанием образования и индивидуальными возможностями детей. В последние годы логопункт посещают все больше детей с диагнозом ОНР. Для детей с ОНР характерно быстрая утомляемость и потеря интереса к занятиям.

Практика логопедической работы показывает, что метод наглядного моделирования является эффективным коррекционным средством.

По мнению Леонтьева А. Н., Егоровой Т. В. метод наглядного моделирования помогает ребенку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, предложение, текст, научиться работать с ними. Это особенно важно для дошкольников, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербально.

Такие ученые как Леон Лоренсо и Холизева Л. М. отмечают, что использование заместителей и наглядных моделей развивают умственные способности дошкольников.

Наглядное моделирование – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним.

Следовательно, актуальность использования наглядного моделирования состоит в том, что:

- Ребенок дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но для детей с ОНР характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию. Использование наглядного моделирования вызывает интерес, помогает решить эту проблему. Так же использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приемы работы с памятью.

Цель: реализация современных требований к организации образовательного процесса в ДОУ; создание условий, способствующих развитию всех сторон речи, активизации и совершенствованию познавательной сферы, ориентировочной деятельности, коррекции психических процессов по средству использования метода наглядного моделирования.

Задачи:

Образовательные:

- расширять представления об окружающем мире, свойствах предметов;

- развивать умение выделять сходство и различие между предметами;

- обогатить словарь детей;

- формировать у детей умение сравнивать, группировать, классифицировать предметы по определенным признакам. Делать правильные выводы, обобщения.

Воспитательные:

- формировать у детей навыки сотрудничества, сотворчества со сверстниками и взрослыми;

- воспитывать умение слушать друг друга, свободно общаться;

- прививать бережное отношение к дидактическим пособиям;

Коррекционные:

- развитие психических процессов: внимание, мышление, память, воображение, эмоции;

- формирование навыков артикулярного уклада, звуко - буквенного анализа;

- коррекция нарушений фонематического восприятия лексико – грамматических категорий, связной речи;

Описание пособия:

В течение долгих, лет работая с детьми, имеющими речевые нарушения и сталкиваясь с проблемами в их обучении, мне часто приходится искать вспомогательные средства, облегчающие, систематизирующие и направляющие процесс усвоения детьми нового материала.

Идея создания игрового пособия «Цветик – семицветик» возникла для того, чтобы вызвать интерес детей к логопедическим занятиям, помощь в игровой форме решать умственные задачи.

В связи с этим возникла необходимость создания практического материала, интересного по содержанию, доступного в использовании, привлекательного, яркого, отвечающего современным требованиям ФГОС. Это многофункциональное пособие, в основе которого лежит дидактическая игра с элементами наглядного моделирования.

Для создания пособия был сделан круглый столик диаметром 60 см, с основанием и стойкой, поддерживающей наверху каркас из проволоки в виде цветка, что послужило названием «Цветик – семицветик». В центре стола установлена легко вращающаяся стрелка. Верхний каркас обтянут разноцветной тканью семи цветов радуги. Столешница разделена на 8 секторов. На каждый сектор выкладываются модели. При создании этого пособия я использовала модели, предлагаемые Т. А. Ткаченко, И. В. Скворцовой, а так же собственные и общепринятые обозначения и схемы. Модели несут в себе задания определенного блока.

Этапы работы:

Перед тем как начать использовать дидактическое пособие «Цветик – семицветик» была проведена предварительная работа:

- на подгрупповых и индивидуальных занятиях познакомились графическим образом; дешифровкой модели; непосредственно работы с моделью;

- создали условия для реализации методической разработки : подготовка и изготовление игрового пособия;

- изучили модели на карточках на индивидуальных занятиях;

- подборали упражнения и игры для развития звукопроизношения, лексико – грамматических категорий, развития словаря;

- прочитали произведение «Цветик – семицветик»;

- выучили стихотворение из произведения «Цветик – семицветик»;

На следующем этапе с целью побуждения интереса детей, на работу с дидактическими играми мы внесли готовое пособие «Цветик – семицветик» в логопункт.

Вначале мы с детьми рассмотрели наш столик, обыграли его, сопровождая словами из произведения «Цветик – семицветик».

В дальнейшем с детьми на логопедических занятиях проводили коррекционно – развивающие игры с использованием пособия в соответствии с темой занятия. Самое удобное, что все эти задания можно использовать на любом речевом материале при работе с любой группой звуков. Это получилось универсальное пособие, которое можно использовать как на индивидуальных, так и на групповых занятиях.

Данное пособие я представила на внеочередном педагогическом совете (провела мастер – класс для воспитателей) с целью обучения их практическим навыкам работы с пособием «Цветик - семицветик».

Ожидаемый результат: использование метода наглядного моделирования на логопедических занятиях облегчает процесс усвоения ребенком предлагаемого ему материала, так как используемые модели отражают основные свойства объекта и доступны ребенку по возрасту.

Составляющие элементы:

Всего 10 блоков заданий, каждый имеет свое название, цель и хранится в отдельной пластиковой папке.

1 блок «Времена года»

2 блок «Слова – малыши»

3 блок «Звуковик»

4 блок «Приставочные глаголы»

5 блок «Эмоциональный»

6 блок «Веселый язычок»

7 блок «Ритмика»

8 блок «Грамотейка»

9 блок «Солнышко»

10 блок «Умный рассказчик»

Цель и название каждого блока представлен в приложении № 1

Вариации:

Работать с таким столом не сложно.

1. Дети знают варианты выбора модели:

- логопед объявляет задание – дети ищут соответствующую модель (поворачивают стрелку).

- логопед выбирает модель (поворачивает стрелку) – дети рассказывают в чем суть задания.

- дети сами выбирает модель (задание).

2. Стол многофункционален и широко используется в ходе коррекционно-развивающего обучения.

Возможные формы реализации: картинки предметные, сюжетные; (цветок, листочки, снежинки, птички, бабочки) для упражнения на дыхание; папки с дидактическими играми.

Возможные формы работы: подгрупповые и индивидуальные занятия, игры, упражнения, задания.

Основные достоинства:

Облегчает процесс усвоения ребенком предлагаемого ему материала, вызывает повышенный интерес, положительные эмоции, а значит, позволяет добиться значительных результатов в коррекции речевых нарушений у детей. Данное пособие можно многократно варьировать, изменять, модифицировать при изучении разных тем.

На данном этапе мною был сделан следующий вывод: в связи с повышенным интересом детей к новому пособию расширить круг дидактических игр и изготовить еще несколько блоков заданий.

Литература

1. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. М., 1991.

2. Ткаченко Т. А. Если дошкольник плохо говорит – СПб., 1997.

3. Ткаченко Т. А. В первый класс без дефектов речи – СПб., 1999.

4. Смышляева Т. Н., Корчуганова Е. Ю. Использование метода наглядного моделирования в коррекции общего недоразвития речи дошкольников. Логопед. 2005, № 1, с 7-12.

5. Громова О. Е. Инновации в логопедическую практику – М., 2008.

6. Кудрова Т. И. Моделирование в обучении грамоте дошкольников с недоразвитием речи. Логопед в д/с 2007 № 4 с. 51-54.

Публикации по теме:

Цветик-семицветик.Цветик-семицветик. Украшение для группы к Празднику Весны! И вот, наконец-то, наступила долгожданная Весна. Зима закончилась, но свои права сдавать не хочет.

Цветик-семицветик методом торцеванияЦветик-семицветик методом торцевания "Что за прелесть эти сказки!" -так назывался проект в старшей разновозрастной группе. В ходе его реализации мы вспомнили давно знакомые.

Дидактическое пособие «Цветик-семицветик»Дидактическое пособие «Цветик-семицветик» В детский сад, после длительного перерыва, вернулась и работаю воспитателем в группе раннего возраста вот уже как два года. Мне потребовалось.

Игра для пальчиков «Цветик-семицветик»Игра для пальчиков «Цветик-семицветик» Игра для пальчиков "Цветик-семицветик" Ц Цель игры: Развитие мелкой моторики пальцев рук для успешного развития речи детей младшего дошкольного.

Конспект НОД «Цветик-семицветик» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Василёк» с. Кистендей Аркадакского района Саратовской области.

Конспект НОД «Цветик-семицветик» Задачи. 1. Расширять и активизировать словарный запас детей, учить подбирать к словам антонимы. Способствовать запоминанию отрывков самых.

Конспект НОД по ФЭМП «Цветик-семицветик» Деятельность воспитателя Деятельность воспитанников 1. Вводная часть (мотивация) Дети готовятся к занятию. Раздаётся телефонный звонок.

Поделка к 8 марта «Цветик-семицветик»Поделка к 8 марта «Цветик-семицветик» У педагог каждый раз возникает вопрос, какой подарок можно сделать мамам и бабушкам на праздник. Поразмыслив с детьми, мы решили подарить.

Проект «Цветик-семицветик» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 1 комбинированного вида ПРОЕКТ Тема: «Цветик-семицветик».

Словесные игры «Цветик-семицветик» Тема: Словесные игры. «Цветик-семицветик». Цель: пополнение словарного запаса, развитие связной речи, развития образного мышления и творческого.

Автор публикации:
Методическая разработка занятия «Цветик-семицветик»
Опубликовано: 5 октября 2016 в 09:41
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - Год Семьи. Передвижка «Год семьи»

Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал 22 ноября Указ об объявлении 2024 года в России Годом семьи.

18 апреля. День отпечатка пальца. Передвижка «Пальчиковая живопись»

 18 апреля 1902 года впервые был использован метод установления личности человека по его отпечаткам пальцев. Эта дата считается днем рождения дактилоскопии, поэтому 18 апреля отмечаем с детьми...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД