Кристина Борисова
Методическая разработка «Дерево чудес»
▼ Скачать + Заказать документы
В оследние годы педиатры, неврологи, логопеды отмечают неуклонный рост речевой патологии у детей дошкольного возраста. Появляется все меньше малышей, речь которых развивается без серьезных отклонений от нормы. Таким образом, одним из важнейших направлений современной системы дошкольного образования становится работа с детьми-дошкольниками, имеющими нарушения в развитии речи.
Тема данной работы актуальна, так как основная задача логопедического воздействия на детей с общим недоразвитием речи – научить их связно и последовательно, грамматически и фонетически правильно излагать свои мысли, рассказывать о событиях из окружающей жизни, то есть развивать связную речь дошкольника. Это имеет большое значение для обучения в школе, общения с взрослыми и детьми, формирования личностных качеств.
Публикация «Методическая разработка „Дерево чудес“» размещена в разделах
- Деревья и кустарники
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2016
В литературных источниках проблема развития связной речи дошкольников с ОНР вполне раскрыта. Ею занимались Филичева Т. Б., Чиркина Г. В., Ястребова В. А., Туманова Т. В., Жукова Н. С., Мастюкова Е. М. и многие другие. Выявлены закономерности развития связной речи ребенка и разработаны методические рекомендации по ее развитию.
Анализируя литературу, можно сделать вывод, что коррекционное обучение детей с ОНР направлено на решение следующих задач:
1. практическое усвоение лексических и грамматических средств языка, развитие связной речи;
2. формирование правильного произношения: воспитание артикуляционных навыков, фонетической стороны речи, слоговой структуры и фонематического восприятия;
3. подготовку обучению грамоте и овладение элементами грамоты.
Нормализация речи ребенка с ОНР не возможна без решения этих задач, а решение каждой последующей вытекает из решения предыдущей. То есть переход к решению третьей задачи невозможен без решении первой и второй.
Традиционные приемы и методы реализации коррекции не представляют собой комплекса, а являются разрозненными.
Очевидность необходимости совершенствования традиционных приемов и методов, а также поиска более новых, более эффективных научно- обоснованных путей развития связной речи у детей с общим недоразвитием речи, побудили к создании нового комплексного пособия основной целью, которого является развитие связной речи старших дошкольников, через усвоение лексико-грамматических категорий, развитие мелкой моторики пальцев рук, сенсорного и пространственного восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения, расширение словарного запаса, закрепление лексического материала, развитие воздушной струи.
Для решения первой задачи была создана методическая разработка «Дерево чудес», которая позволяет комплексно подойти к ее решению.
Игра-конструктор «Дерево чудес» представляет собой многофункциональное развивающее пособие для детей 3-7 лет. Она предназначена как для совместной с взрослым, так и для самостоятельной игры.
При работе с пособием у ребенка развиваются:
• происходит усвоение лексико-грамматических категорий,
• связная речь,
• закрепляется лексический материал,
• расширяется словарный запас,
• мелкая моторика пальцев рук,
• сенсорное и пространственное восприятие,
• внимание, память, мышление, воображение,
• развитие воздушной струи.
Кроме того, «Дерево чудес» позволяет детям получить заряд положительных эмоций и удовольствие от процесса игры.
Пособие включает в себя каркас дерева; картинки с изображениями частей деревьев в разное время года, птиц, животных и т. д. закрепленных на прищепках; картинки с изображением листьев, снежинок, капель дождя, закрепленных на ниточках. В игре заложены большие возможности для вариативного ее использования.
Уникальность пособия состоит в его комплексности и возможности использования на протяжении всего учебного года, с вариантами изменения заданий в соответствии с лексической темой, что является гарантом непресыщаемости интереса детей к играм с «Деревом чудес». А так же интересно то, что данный вариант пособия позволяет делать псевдо 3D модель дерева, что так же очень занимательно и интересно, прекрасно позволяет развивать пространственные представления детей.
Игры с использованием «Дерева чудес»
Игра «Собери дерево»
Цели: развитие мелкой моторики рук, связной речи, пространственной ориентировки, мышления, воображения.
Оборудование: прищепки веток и ствола дерева (дерево можно выбрать педагогу или предложить сделать это ребенку).
Ребенок собирает на каркас ветки и ствол дерева. Свои действия комментирует, в конце делает небольшое описание получившегося дерева.
Пример:
Логопед предлагает ребенку собрать березу поздней весной. Ребенок сначала собирает ствол дерева, а потом ветки с листьями. Свои действия комментирует. В конце делает резюме: «Получилась красивая береза. Береза это лиственное дерево. Ее никогда не спутаешь с другими деревьями. Только у берёзы такой красивый белый с тёмными точками и полосками ствол, покрытый нежной тонкой корой. У нее длинные тонкие веточки, низко склоняющиеся к земле. Ее зеленые листики похожие на сердечки. Не случайно эту белоствольную красавицу называют кудрявой. Уж очень похожи тоненькие веточки с маленькими листочками на кудряшки».
Игра «Птичка»
Цели: развитие пространственных ориентировок, умения ориентироваться, закрепление понятий вверху, внизу, справа, слева, в центре, развитие мелкой моторики рук, мышления, воображения.
Оборудование: прищепки веток и ствола дерева, птичка, так же по выбору ребенка.
1) Ребенок собирает на каркас ветки и ствол дерева. Логопед садит на одну из веток дерева птичку и просит ребенка сказать, где сидит птичка.
2) Ребенок собирает на каркас ветки и ствол дерева. Логопед предлагает посадить птичку на определенную ветку по словесной инструкции.
Игра «Волшебный дом»
Цели: закрепление лексического материала, развитие словаря, развитие мелкой моторики рук, связной речи, пространственной ориентировки, мышления, воображения.
Оборудование: прищепки веток и ствола дерева, (1) птицы перелетные или зимующие в соответствии с лексической темой, (2) дикие животные и их детеныши.
1) Логопед предлагает ребенку собрать каркас дерева поздней осенью или ранней весной. И рассадить на этом дереве всех перелетных птиц или зимующих, назвать их. Составить небольшой рассказ о птицах живущих на этом дереве.
2) Логопед предлагает ребенку собрать каркас дерева. Поселить на этом дереве или под ним диких животных и их детенышей, в соответствии с тем, где они располагают свои дома в действительности. Составить небольшой рассказ о животных, живущих на или около этого дерева.
Игра «Листопад», «Снежок», «Дождик»
Цели: развитие воздушной струю, а так же развитие мелкой моторики.
Оборудование: картинки с изображением листиков/ снежинок/ капель.
Предлагаем ребенку, в соответствии со временем года, надеть на каркас дерева листики, снежинки или капельки, затем подуть на них, следим, чтобы щеки не раздувались.