МААМ-картинки

Проект «Инновационный подход к созданию предметно-развивающей среды в группе»

Людмила Шаврина
Проект «Инновационный подход к созданию предметно-развивающей среды в группе»
▼ Скачать + Заказать документы

Проект по инновационному подходу к созданию предметно-развивающей среды в ДОУ для дошкольников.

«Надо предпочесть того педагога,

который идёт новыми путями.

Каждое его слово, каждый поступок

Несёт на себе печать незабываемой новизны».

Л. С. Выготский

Вид проекта : практико-ориентированный.

Время реализации: сентябрь – январь 2012 – 2013 уч. г.

Участники: зам. заведующей по УВР, воспитатели дошкольных групп.

Публикация «Проект „Инновационный подход к созданию предметно-развивающей среды в группе“» размещена в разделах

Цель проекта : Разработка модели предметно-развивающей среды, способствующей гармоничному развитию и саморазвитию детей в конкретно заданных условиях группы с последующим её формированием и доведением соответствия с федеральными государственными требованиями.

Задачи проекта : изучить и внедрить в практику новые подходы к организации предметно-развивающей среды, обеспечивающей полноценное развитие дошкольников в рамках Программы «Радуга» и основной общеобразовательной программы ДОУ.

1. разработать рекомендации по созданию предметно-развивающей среды в ДОУ с учетом возрастных особенностей детей;

2. организовать развивающую среду, способствующую эмоциональному благополучию детей с учетом их потребностей и интересов;

3. создать условия для обеспечения развития детей в разных видах деятельности (игровой, двигательной, интеллектуальной, самостоятельной, творческой, художественной, театрализованной);

4. обеспечить богатство сенсорных впечатлений,

5. создать комфортные условия пребывания детей в ДОУ, приближенные к домашним;

6. содействовать сотрудничеству детей и взрослых для создания комфортной и безопасной предметно-развивающей среды;

7. приобщить дошкольников к активной предметно-преобразовательной деятельности в интерьере..

Гипотеза: Если в ДОУ создать предметно-развивающую среду адекватную реализуемой программе, соответствующую особенностям педагогического процесса и ФГТ к созданию предметно – развивающей среды, то это будет эффективно способствовать формированию базиса личностной культуры и развитию индивидуальности каждого ребёнка.

Актуальность: Одним из важнейших факторов развития личности ребёнка является среда, в которой он живёт, играет, занимается и отдыхает.

Детская деятельность не может быть полноценной на чисто вербальном уровне, вне предметной среды, в противном случае у ребенка исчезнет стремление узнавать новое, появятся апатия и агрессия. Те же ощущения возникают и у родителей, когда предметная среда унылая, серая и непривлекательная. Избежать проявления столь отрицательных чувств поможет окружающее пространство, отвечающее требованиям актуального ближайшего и перспективного творческого развития каждого ребенка, способствующее своевременному выявлению и становлению его способностей.

Выявлена проблема неэффективности существующей среды в группах детского сада : присутствует некоторая перенасыщенность в одном из направлений и недостаточность в другом, то есть наличие дисбаланса в оформлении и практическом применении оборудования и игр, используемых детьми.

Ожидаемый результат: Реализация проекта обеспечит целостность педагогического процесса и создаст окружающее пространство, удовлетворяющее потребности актуального, ближайшего и перспективного творческого развития каждого ребенка. Создаст творческую атмосферу в работе педагогов.

Этапы проекта :

I этап:

Формирование проблемы, цели задач проекта.

II этап:

Практическая реализация проекта.

III этап:

Подведение итогов.

Оформление материалов по проекту.

Создание презентации.

Содержание деятельности педагогов и детей

в ходе реализации проекта

На этапе формирования предметно-развивающей среды в ДОУ организовали большую многоплановую и творческую деятельность всех педагогов в соответствии с планом реализации проекта. Работа началась с изучения методической литературы, а также нормативных документов, регламентирующих выбор оборудования, учебно-методических и игровых материалов, требований ФГТ к среде ДОУ.

В ходе реализации проекта педагоги выступали в качестве дизайнеров, декораторов, кукольников, портных, художников, конструкторов, психологов, мастеровых. Находили удачные решения, позволяющие оптимально использовать ограниченное пространство группы. Зонирование группового помещения продумывали таким образом, чтобы материалы, стимулирующие развитие познавательных способностей, располагались в разных функциональных зонах. Для этого в рамках группового пространства формировали разные центры.

План методической работы по реализации проекта

Мероприятия Задача Срок Ответственный

Круглый стол «Создание инновационной развивающей среды в группах детского сада» Составление аналитической справки о направлениях и формах работы с детьми.

Анкетирование педагогов

Рекомендации «Позиция воспитателя в процессе деятельности детей в предметно – развивающей среде»

сентябрь

зам. зав по УВР

Консультации Особенности создания предметно – развивающей среды.

Инновационный подход к созданию предметно – развивающей среды.

ФГТ к созданию предметно – развивающей среды.

Влияние цвета на эмоциональное состояние детей»

Сентябрь

октябрь

зам. зав по УВР

педагог - психолог

Оперативный контроль Соответствие предметно – развивающей среды современным требованиям

октябрь - ноябрь

зам. зав по УВР

Педагогическая гостиная Знакомство и изучение опытов работы детских садов России посредством просмотра видео и мультипрезентаций.

октябрь

зам. зав по УВР

Педагогический час Обзор литературы по организации предметно – развивающей среды в группе

октябрь

зам. зав по УВР

Самообразование

Поиск резервов повышения компетентности через самообразования

сентябрь - декабрь

зам. зав по УВР

Разработка положения «Лучший дизайн – проект»

Изучение проблемы и постановка цели проекта

ноябрь

зам. зав по УВР

Бюро находок

Обсуждение возможных компонентов среды будущих проектов.

Разработка эскизов предметно – развивающей среды в группах

ноябрь

ноябрь

зам. зав по УВР

Фотоколлаж

Выбор оптимольно приемлемых вариантов дизайна групповых комнат

декабрь

зам. зав по УВР

Фестиваль педагогических идей

Презентации дизайн – проектов.

Пропаганда инновационных и эффективных методов и форм работы педагогов

Анализ состояния предметно – развивающей среды на конец проекта

Январь

январь

зам. зав по УВР

зам. зав по УВР

В методическом кабинете

Создание электронной базы методического обеспечения проекта (видео, фото, презентации: дизайн – проектов, ФГТ к созданию предметно – развивающей среды, методические рекомендации, консультации, список литературы)

в течение реализации проекта

зам. зав по УВР

Анализ содержания предметно – развивающей среды

Анализ изучения предметно – развивающей среды в возрастных группах (1 – 8) показал, что на 85% она отвечает современным требованиям, предъявляемым к дошкольному воспитанию и образованию в соответствии с ФГТ. С целью улучшения результатов работы педагоги детского сада отдали предпочтение инновационной, личностно ориентированной модели развития и воспитания детей. Тактикой общения с воспитанниками выбрали сотрудничество. Воспитатели всех групп сделали акцент на то, чтобы дети при расставании с родителями чувствовали себя комфортно, ощущая заботу и внимание со стороны всех работников детского сада в течение всего времени пребывания в ДОУ.

Во всех возрастных группах ДОУ осуществляется художественно – эстетическое развитие детей через приобщение их к общечеловеческим ценностям средствами театрального, музыкального и изобразительного искусства. Так, в группах оформлены в соответствии с ФГТ книжные и театральные уголки, центры продуктивной деятельности, где дети с интересом погружаются в атмосферу, которая формирует у них любовь к животным, природе, к окружающему миру, формируются нравственные качества. Развивается желание участвовать в драматизации сказок, литературных произведений, развиваются навыки импровизации, выразительного чтения, изобразительного искусства, творческие способности. В театральных уголках дети учатся взаимодействовать с куклой. В уголке продуктивной деятельности в группе № 3 представлена развивающая среда не только традиционными и нетрадиционными средствами обучения детей рисованию, но и инновационными, в виде светового стола для рисования песком. При этом дети ещё получают и заряд психоэмоционального благополучия с учётом их потребностей и интересов.

Центром ознакомления с народной культурой, развития национального мировосприятия являются организованные в группах № 3 и 7 мини-музеи : «Русская горница», «Русская народная кукла». Под руководством воспитателей дети знакомятся с русским народным творчеством, открывают для себя выразительность малых фольклорных жанров. В мини-музеях представлен быт русского народа.

В рамках реализации парциальной программы «Юный эколог» особое внимание уделяется экологическому воспитанию. Работа в этом направлении начинается с младшего дошкольного возраста, когда закладывается фундамент познавательной активности, пробуждается интерес к окружающему. Потребность в самостоятельном изучении природы реализуется через создание предметно – развивающей среды экологического направления, позволяющей детям, познавая мир, самостоятельно выделять связи и зависимости, осуществляющие в природе, наблюдать за объектами живой и неживой природы. В группе № 3 в инновационной форме представлен уголок природы, в виде мини-метеостанции, а широкое отражение эта работа с детьми нашла в дизайн – проекте «Окно в природу» группы № 1 и 5.

Интеллектуальное воспитание осуществляется посредством развития у детей познавательных способностей. (гр. 8)

Мир детей невозможно представить без игры. Модернизация современного образования заставила наш педагогический коллектив по – новому посмотреть на проблему игры и игровой деятельности детей. Сегодня личностно – ориентированная модель образования предполагает создание единого игрового пространства. Поэтому одним из важных механизмов развития ДОУ является создание условий для осуществления совместной игровой деятельности детей и педагогов в рамках единого игрового пространства. Такой подход позволил реализовать педагогические инновации в области проектирования и разработки игровой деятельности в условиях группы. Ведь именно в игре решается центральная проблема всего детства – поиск своего места среди взрослых людей. На примере дизайн – проекта групп № 2 и 4.

Таким образом, решение задач успешного воспитания и развития дошкольников ориентирует педагогов ДОУ на создание соответствующих условий и развивающей среды на основе комплексной оценки возможностей каждого ребёнка, т. е. реализации дифференцированного и индивидуального подходов. Те задачи, которые были поставлены по реализации проекта «Инновационный подход к созданию предметно – развивающей среды в группе ДОУ» выполнены.

Рекомендации:

1. Создать предметно – развивающую среду всех центров развития детей в соответствии с федеральными государственными требованиями.

Публикации по теме:

«Учимся, играя!» — развивающая среда в первой младшей группе«Учимся, играя!» — развивающая среда в первой младшей группе Чтобы создать предметно - развивающую среду для обучения и развития детей, необходимо учитывать возрастные физиологические и психические.

Анкета для педагога Анкета для педагогов С целью организации эффективного взаимодействия педагога и ребёнка и оказания при необходимости методической помощи.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Инновационный подход к созданию предметно-развивающей среды в группе»
Опубликовано: 6 декабря 2012 в 15:55
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект «Инновационный подход к созданию предметно-развивающей среды в группе»» (включая файлы) размещена пользователем Людмила Шаврина (УИ 49174) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД