галина негреску
Проект «Использование ИКТ в музыкальной деятельности при работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность проекта.
Тяжелые нарушения речи у детей в последнее время встречаются, к сожалению всё чаще. Это затрудняет общение, отрицательно влияет на эмоциональную сферу ребенка, снижает познавательную активность.
Исследования, посвященные проблеме изучения и коррекции общего недоразвития речи (Т. В. Гуровец, и др., показывают, что преодоление системного речевого недоразвития, как правило, имеет длительную и сложную динамику.
В свете новых ФГОС д/о одной из целей, является «Развитие научных знаний, широкое внедрение в образовательный процесс информационных технологий».
Публикация «Проект „Использование ИКТ в музыкальной деятельности при работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи“» размещена в разделах
- ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ
- Музыка. Проекты, планы, недели
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Проекты. Проектная деятельность
- Работа музыкального руководителя
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2014
В федеральном законе «Об образовании» говорится, что необходимо «создание условий для ведения экспериментальной и инновационной деятельности в сфере образования, связанной с внедрением в образовательную практику новых технологий, направленных на более полную реализацию права на образование».
Основой проекта является создание оптимальных условий для коррекционно-развивающей работы в музыкальной деятельности с использованием ИКТ.
Концепция проекта.
Дошкольный возраст – Период накопления знаний. Наиболее благоприятный период для коррекции нарушений речи детей, приобщению к музыке, используя на занятиях ИКТ.
К сожалению, в современных научно-методических и практических исследованиях не определена новая эффективная модель образовательного процесса развития детей с нарушением речи, в музыкальной деятельности дошкольников.
Гипотеза проекта : Включение ИКТ в музыкальную деятельность может способствовать развитию мотивации к занятиям; работоспособности и сохранению продуктивности деятельности на протяжении всего занятия у детей с тяжелыми нарушениями речи; сокращению времени формирования ряда навыков, необходимых для развития речи.
Цель проекта : Внедрение ИКТ.
задачи:
• Определить влияние использования ИКТ в музыкальном воспитании на развитие детей с речевой патологией;
• Изучить и проанализировать современные образовательные технологии;
• Проследить динамику формирования и развития речи в музыкальной деятельности
Наиболее актуальные и эффективные принципы: Принцип заинтересованности, Принцип комплексности, Принцип систематичности и последовательности, Принцип сотрудничества, Принцип новизны, Принцип успешности
Содержание деятельности проекта
Известно, что у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи страдают, в первую очередь, познавательная и мотивационная сферы, нарушена координация движений рук. Низкий познавательный интерес, внешняя мотивация преобладает над внутренней.
1. У детей появляется хорошая мотивация для учебной деятельности
2. Дети учатся обращаться с ИКТ, что в дальнейшем обеспечит им социальное интегрирование.
Виды музыкальной деятельности в работе с детьми с нарушением речи традиционные – это слушание музыки, исполнительство, творчество.
фонограммы, видеоряд, анимация, синтезированный зрительный ряд, литературный ряд, творческие (интерактивные) задания для дошкольников.
Использование информационно – коммуникативные технологии на музыкальных занятиях – осуществляется через дифференцированный и индивидуальный подход к детям.
Основные способы стимулирования:
Создание ситуации успеха, комфортной психологической обстановки, Использование ИКТ, Использование корректной педагогической помощи, Последовательность и системность в коррекции нарушения речи дошкольников с использованием ИКТ носит постоянный характер, поэтому способствует развитию речи детей в полной мере, следовательно, достаточно эффективно отражается на коррекции нарушения речи детей в целом.
Добиться положительных результатов с такими детьми можно лишь при создании единой коррекционно-образовательной среды в речевых группах ДОУ. Комплексный подход при коррекции речи обеспечивает интегрированные связи между участниками образовательного процесса, работающими с детьми логопедической группы
Направления использования ИКТ
Информатизация системы образования предъявляет новые требования к педагогу и его профессиональной компетентности.
Интерактивные технологии Mimio и Smart Board как источник развития и обучения дошкольников:
В интерактивной доске Smart Board объединяются проекционные технологии с сенсорным устройством, позволяет управлять процессом презентации.
Учебное программное обеспечение Mimio Studio – это интерактивное программное обеспечение, необходимое для разработки и проведения увлекательных занятий с использованием интерактивной доски.
На современном занятии использование Интернета применяется с целью поиска информации в WWW, повышающие эффективность работы музыкального руководителя, скачивания программ, тестирования on-line, участия в конкурсах. Интернет-ресурсы, доступные любому ребенку, расширяют кругозор, обостряют интерес к обучению.
Многие сайты содержат «минусовки», использование которых эффективно при проведении музыкальных занятий
Использование компьютерных игр.
Оптимальному решению задач по коррекции речевой патологии у детей дошкольного возраста способствует компьютерная технология коррекции общего недоразвития речи «Игры для Тигры» (автор-Л. Р. Лизунова). Со стороны компьютера выступает весёлый Тигренок, который объясняет ребёнку цель и правила выполнения предлагаемого задания, помогает его выполнить, даёт итоговую и промежуточную оценку выполненного действия.
В музыкальной деятельности работа идет в разделе «Просодика». Упражнения блока «Просодика» направлены на коррекцию следующих просодических характеристик речи :
Длительность и сила речевого выдоха, громкость и тембр голоса, темпо-ритмичность, интонационная выразительность, четкость и разборчивость речи.
Принцип работы этого блока основывается на интерактивном общении ребенка и компьютера с использованием микрофона.
Выбор упражнений, входящих в блок «Просодика», производится из подменю, включающего в себя четыре модуля.
Модуль «Дыхание».
Модуль «Слитность».
Модуль «Ритм».
Модуль «Высота и тембр».
Заключение
Данная форма организации обучения, позволяет значительно повысить эффективность образования. Способствует развитию личности, самореализации - всем субъектам образовательного процесса: совершенствования своего профессионального мастерства, дальнейшего углубления педагогического сотрудничества, направленного на укрепление межпредметных связей, выработку единства требований.
• интерактивная доска и приставка помогают педагогу находиться в постоянном взаимодействии с детьми;
• дают возможность расширения использования электронных средств обучения
• использование мультимедийных презентаций обеспечивает наглядность, которая способствует восприятию и лучшему запоминанию материала.
• с помощью компьютера можно смоделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя или сложно показать на занятии либо увидеть в повседневной
• использование новых приёмов объяснения и закрепления, в игровой форме, повышает непроизвольное внимание детей.
Литература и интернет - источники:
Выготский Л. Н. «Педагогическая психология» - М. : П., 1999;
Выготский Л. Н. «Обучение и развитие в дошкольном возрасте» - М., 2001;
Горвиц Ю. М., Чайнова Н. Н., Зворыгина Е. В. «Новые информационные технологии в дошкольном образовании» - М. : ЛИНКА-ПРЕСС, 1998;
Филичева Т. Б. Туманова Т. В. «Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение». Методическое пособие – М. :Гнм – Пресс», 1999;
Королевская Т. К. «Компьютерные интерактивные технологии и устная речь, как средство коммуникации: достижения и поиски» - Дифектология», 1998;
Большакова, С. Е. Речевые нарушения и их преодоление : Сборник упражнений / Светлана Евгеньевна Большакова. – М. : ТЦ Сфера, 2005. – 128с.
Нищева Н. В. Примерная программа коррекционно - развивающей работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи// Нищева Н. В. – СПб. : Детство – пресс, 2003г.