Лариса Дмитриева
Проект «Я и моё тело» для детей старшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Одной из главных ценностей в жизни человека было и остается здоровье. Каждый ребенок хочет быть сильным, бодрым, энергичным: бегать не уставая, кататься на велосипеде, плавать, играть с ребятами во дворе, не болеть. Но, если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье, если родители будут личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то можно надеяться, что будущее поколение будет более здоровым и развитым не только физически, но и личностно, интеллектуально, духовно. Отсюда вытекает важная проблема: как помочь ребенку реализовать свое право на здоровье, на счастливую жизнь? Детям очень интересно, занимательно все знать о своем здоровье. Они с удовольствием слушают, узнают новое.
Публикация «Проект „Я и моё тело“ для детей старшей группы» размещена в разделах
Работая с детьми в старшей группе, разработала проект «Я и мое тело». Знаний дети должны были получить много, поэтому проект стал долгосрочным.
Актуальность проекта.
На современном этапе проблема профилактики здоровья детей является одной из самых актуальных. Жизнь в XXI веке ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения здоровья, воспитание привычки к здоровому образу жизни.
Одной из приоритетных задач нового этапа реформирования системы образования также стало сбережение и укрепление здоровья дошкольников, выбор образовательных технологий, соответствующих возраста, устраняющих перегрузки и сохраняющих здоровье детей.
В дошкольном детстве в результате целенаправленного педагогического воздействия формируется здоровье, жизнедеятельность и другие качества необходимые для всестороннего, гармонического развития личности. Правильно организованная развивающая среда даёт ребёнку возможность проявлять себя в социальном плане, освоить определённые правила здорового образа жизни, ощутить взаимосвязь с другими детьми, укрепить уверенность в своих силах.
Учитывая всё это, появилась необходимость разработки и реализации проекта о строении тела человека и об основах здорового образа жизни.
Цель проекта:
Расширять представление о своем организме и о его строении, об основах здорового образа жизни.
Задачи проекта:
Образовательные:
Формировать положительное отношение к здоровому образу жизни у детей дошкольного возраста.
формировать у детей 5-6 лет элементарные представления о человеческом организме;
расширить знания детей о здоровье и происхождении болезней;
расширять представления детей о том, что полезно и что вредно для здоровья.
Воспитательные:
Воспитать желание у детей заботиться о своем здоровье.
Воспитывать культурно-гигиенические навыки
Развивающие:
Развивать у детей потребность в активной деятельности.
Развивать потребность в выполнении специальных профилактических упражнении и игр на занятиях и в повседневной жизни.
Развитие представлений о строении человеческого тела и назначении внутренних органов.
Ожидаемые результаты:
1) Дети больше узнали о себе, о своих частях тела и их функциях.
2) Дети стали увереннее в себе.
3) У детей появились чувства уважения к себе и сверстникам.
4) Появилась заинтересованность родителей о ведении здорового образа жизни.
5) Появился интерес родителей к вопросам воспитания детей.
Вид проекта: познавательно – исследовательский.
Срок реализации проекта: долгосрочный
Исполнители: дети, воспитатели, родители.
Формы работы:
- Занятия по познавательной деятельности,
- Беседы с детьми и родителями,
- Игровая деятельность,
- Здоровьесберегающие технологии (утренняя гимнастика, дыхательная гимнастика, подвижные игры, динамические часы, коммуникативные игры)
- Эксперименты,
- Выполнение работ по изодеятельности.
1. ОД по познавательному развитию.
Тема: «Моё тело»
Цель:
• Познакомить дошкольников со строением своего тела, продолжать учить беречь себя и свое тело, бережно относиться к своему организму.
• Продолжать способствовать укреплению своего здоровья, прививать гигиенические навыки.
• Развивать память, мышление, воображение, активизировать словарь.
2. ОД по познавательному развитию.
Тема: «Скелет человека»
Цель:
• рассмотреть настоящие кости, познакомиться с их некоторыми свойствами;
• методом самообследования выяснить, сколько костей входит в состав отдельных частей скелета;
• понять значение отдельных элементов скелета;
• для осуществления сенсорного воспитания развивать способность анализировать свои тактильные и мышечные ощущения;
• продолжать формирование представлений о том, что любые знания человек может приобрести самостоятельно путём наблюдения реальных объектов, явлений и событий.
3. ОД по познавательному развитию.
Тема: «Какие мы внутри»
Цель:
• познакомить детей с основными органами человеческого организма, их названиями, расположением и функциями.
• учить детей опытным путём подтверждать полученные знания (в ходе простых опытов,
• вызвать у детей желание больше узнать о своём организме,
• воспитывать стремление вести здоровый образ жизни.
4. ОД по познавательному развитию.
Тема: «Пищеварительная система»
Цель: создать условия для развития интегративных качеств детей через знакомство с пищеварительной системой и её основными отделами.
5. ОД по познавательному развитию.
Тема: «Правильное питание – залог здоровья»
Цель:
• учить самостоятельно, следить за своим здоровьем,
• закрепить знания о значении витаминов и правильного питания для здоровья человека, формировать представления детей о зависимости здоровья от правильного питания, еда должна быть не только вкусной, но и полезной,
• наглядно закрепить представление детей о полезной и вредной еде.
6. ОД по познавательному развитию.
Тема: «Здоровье на тарелке»
Цель: Учить самостоятельно, следить за своим здоровьем, знать простейшие приемы самооздоровления (точечный массаж, фиточай, закаливание). Закрепить знания о значении витаминов для здоровья человека. Познакомить с поговоркой. Ввести в активный словарь детей слова: витамины, здоровье. Воспитывать желание вести здоровый образ жизни.
7. ОД рисование
Тема: «Полезные продукты»
Цель: развивать интерес к изодеятельности, развивать творческую активность, воображение, образное мышление, закрепить навыки рисования разнообразных округлых форм.
8. ОД по познавательному развитию
Тема: «Что такое микробы»
Цель: дать представления о микроорганизмах, об их свойствах (растут, размножаются, питаются, что микроорганизмы бывают полезными и вредными, познакомить с простыми способами борьбы и болезнетворными бактериями.
9. ОД рисование
Тема: «Микробы»
Цель: закрепить знания о микробах и борьбе с ними, учить детей рисовать разного вида микробы, развивать творчество.
10. ОД по познавательному развитию
Тема: «Органы чувств»
Цель: Дать детям представления об органах чувств, как наших помощниках в познании окружающего мира. Учить воспринимать объекты разными органами чувств.
11. ОД по познавательному развитию
Тема: «Глазки, уши и носы быть здоровыми должны»
Цель: формирование представлений о том, что полезно и что вредно для нашего организма, закреплять у детей знания и представления о полезных продуктах питания, их оздоровительном влиянии на органы и системы человек.
12. ОД по познавательному развитию
Тема: «Зачем нам нос»
Цель: дать детям первичные представления об органах дыхания; отметить их важное значение для человека; расширять кругозор детей, их словарный запас; познакомить ребят с новым комплексом дыхательной гимнастики и корригирующей гимнастикой с массажем носа для укрепления носоглотки, верхних дыхательных путей и лёгких; подвести к пониманию значения бережного отношения к органам дыхания и правильного ухода за ними.
13. ОД по познавательному развитию
Тема: «Гигиена дыхательной системы»
Цель: расширять представление о строении органов дыхания, подвести к пониманию необходимости бережного отношения к органам дыхания, научить правилам ухода за ними.
14. ОД по познавательному развитию
Тема: «Роль зрения в жизни человека»
Цель: Дать детям знания о назначении органов зрения, воспитывать желание, заботиться о здоровье глаз, подвести к пониманию того, как нелегко живётся слепым людям.
15. ОД по познавательному развитию
Тема: «Как сохранить свою кожу здоровой»
Цель: изучить общие функции кожи; расширить представления детей о защитных свойствах кожи; уточнить и закрепить некоторые навыки ухода за кожей; раскрыть причины болезней кожи; запомнить, как правильно ухаживать за кожей; сравнить гигиенические навыки человека и животных.
16. ОД по познавательному развитию
Тема: «Счастливый случай» (викторина)
Цель: закрепить знание детей как устроен организм, формировать представление о том, что здоровье – главная ценность человеческой жизни, воспитывать сознательное отношение к своему здоровью, вести здоровый образ жизни.
17. Чтение художественной литературы.
Сказки: «Айболит»,«Мойдодыр» (К. Чуковский, «Петушок и бобовое зёрнышко», Г. Немкиной, М. Савки «История феи Витаминки» ЮНИСЕФ, 2009
Рассказы: «Лекарство»(К. Ушинский, «Почему надо чистить зубы»(Я. Янхин, В. Катаев «Цветик –семицветик», С. Я. Маршак «Робин - Бобин».
Стихи: «На коньках» (С. Черный, Благинина Е. «Тюлюлюй», «Где живут витамины?» С. Лосева, «Нос, умойся!» (Э. Мошковская, «Хлюп-хлюп»(С. Погореловский, «Мыльные Пузыри» (Э. Фарджен, «О здоровье», «Ем я много витаминов», «Закалка», «О зубках», «Надо спортом заниматься!», «Не смотрите долго телевизор!», «Бедный доктор Айболит», А. Барто «Я расту», «Придумываю сны», «Мы с Тамарой санитары»; С. Михалков «Прививка»
Цель: воспитывать интерес к художественной литературе, умение слушать и делать выводы.
18. Уголок здоровья.
1. Папка с иллюстрациями «Как устроен человек»
2. Настольные игры: «Внутренние органы»,«Аскорбинка и ее друзья», «Мир эмоций».
19. Игры.
Сюжетно-ролевые: «Больница», «Поликлиника», «Доктор».
Дидактические: «Из-за чего так получилось», «Хорошо-плохо», «Что вредно, что полезно для здоровья».
Развивающие: «Оденем куклу на прогулку», «Наша кукла заболела».
Игры: «Угадай фрукты - овощи», «Кому нужна вода», викторина «Виды спорта», ребусы, игра-путешествие «В гостях у Мойдодыра».
20. Работа с родителями. Консультация на тему: «Мы за здоровый образ жизни», «Полезные привычки», «Здоровый образ жизни в семье».
Совместная деятельность родителей и детей Рисунки на тему «Валеология».
Цель: расширение знаний родителей о развитии познавательного интереса и познавательной активности детей дошкольного возраста.
21. Картотека дидактических игр по валеологии для детей старшей группы.
Цель: продолжать развивать познавательный интерес у детей дошкольного возраста.
Вывод: Основы здорового образа жизни у дошкольников определяются наличием знаний и представлений об элементах здорового образа жизни (соблюдение режима, гигиенических процедур, двигательной активности, эмоционально-положительным отношением к данным элементам и умением реализовывать их в поведении и деятельности доступными для ребенка способами (чистить зубы, мыть руки, делать зарядку).
Показатели и уровни сформированности основ здорового образа жизни у дошкольников характеризуются степенью осведомленности детей об элементах основ здорового образа жизни, способах ведения основ здорового образа жизни, полнотой, системностью и обобщенностью данной информации, степенью овладения способами ведения основ здорового образа жизни, адекватностью, целенаправленностью, инициативностью и самостоятельностью их использования в поведении и деятельности для достижения результатов.
Анализ проведенной работы показал, что у детей появился живой интерес к познанию своего организма и сохранению своего здоровья. Дети с удовольствием стали использовать разные способы, чтобы сохранить и укрепить свое здоровье. У детей появилась потребность в сохранении безопасного поведения в обществе и доброжелательного отношения друг к другу.
Список литературы:
1. Уроки здоровья для детей 5 -8 лет, Л. Ф. Тихомирова, 2003г.
2. «Я и мир»: Конспекты занятий по социально – нравственному воспитанию
детей дошкольного возраста. Л. Л. Мосалова, 2009г.
3. «Беседы о здоровье» Т. А. Шорыгина, 2010г.
4. «Я и моё тело» С. Е. Шукшина, 2004г.
5. Интернет ресурсы.