Анна Фролова
Проект как средство активизации музыкально-творческого потенциала дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы
Сегодня, в условиях стремительно изменяющегося общества, идет становление новой системы в сфере дошкольного, в частности музыкального образования воспитанников, направленной на реализацию Федеральных государственных требований.
Понимание этого заставило нас искать новые пути, способствующие достижению оптимального качества музыкального образования дошкольников; выбирать более эффективные средства музыкального развития и воспитания детей на основе современных методов и новых интегрированных технологий.
Публикация «Проект как средство активизации музыкально-творческого потенциала дошкольника» размещена в разделах
- Музыка. Проекты, планы, недели
- Проекты творческие
- Проекты. Проектная деятельность
- Работа музыкального руководителя
- Темочки
На наш взгляд, одной из перспективных инновационных форм музыкально-образовательной работы, способствующей решению этой проблемы, является проект, специфической особенностью которого является его активизирующее влияние на развитие творческой направленности личности и обеспечение творческого характера освоения действительности. Использование метода проект в музыкальном образовании дошкольников предполагает интеграцию (взаимопроникновение видов искусств) на основе единого проекта и способствует гармонизации взаимоотношений педагогов, воспитанников и их родителей благодаря тесному взаимодействию всех основных субъектов музыкально-образовательного процесса ДОУ в процессе работы над музыкальным проектом.
В этой связи возникают две крайности – полностью предоставить воспитанника самому себе или, наоборот, значительно ограничить его самостоятельность, направляя, советуя – лишая, таким образом, ребенка творческой
инициативы и активности в процессе реализации музыкального проекта.
Здесь было бы уместно обратиться к идее Л. Выготского о зоне ближайшего развития:
- если сегодня часть работы ребенок выполняет сам, а другую (трудную) часть работы он выполняет вместе со взрослым (музыкальным руководителем, воспитателем или родителем, то завтра весь объем подобной работы он
уже сможет выполнить полностью самостоятельно;
- если же сегодня ребенок всю работу, даже ту ее часть, которая пока ему недоступна, пытается выполнить сам, совершая при этом ошибки, не добиваясь результата, теряя мотив к музыкальной деятельности,то и завтра он не сможет выполнить подобную работу.
Поэтому именно совместная музыкально-творческая деятельность ребенка со взрослым в ходе работы над музыкальным проектом даст воспитаннику возможность освоить новые знаний, умения и навыки; усовершенствовать уже имеющиеся и способствовать качеству музыкального образования детей.
Кроме того, сравнительная характеристика традиционной и проектной формы музыкального образования дошкольников выявила положительные аспекты использования проектной формы работы в системе музыкального образования ДОУ.
Анкетирование педагогического и родительского коллектива подтвердило заинтересованность основных субъектов образовательного процесса (педагогический и родительский коллектив) во внедрении
проектного метода в музыкально-образовательную систему ДОУ.
Результаты стартовой диагностики подтвердили наши опасения о недостаточно высоком уровне музыкального и креативного развития дошкольников. Поэтому для дальнейшей работы по реализации проектов
в образовательной области «Музыка» нами была определена экспериментальная и контрольная группа детей старшего дошкольного возраста.
Перед тем, как начать работу, мы определили ОСНОВНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ - это построение взаимодействия на основе трёхвекторного подхода по внедрению технологии проектирования в музыкально-образовательный процесс ДОУ, основанный на тесном взаимодействии с педагогическим коллективом, родительским коллективом и уже в дальнейшем с воспитанниками.
Таким образом, исходя из всего вышеизложенного, мы предполагаем, что внедрение проектирования в музыкальную деятельность, при условии тесного взаимодействия всех субъектов музыкально-образовательного процесса, позволит сформировать у детей следующие жизненные компетенции по интегративным качествам:
- проявляет устойчивый интерес к музыкальному искусству;
- проявляет творческую активность, любознательность, интерес к исследовательской деятельности в образовательной области «Музыка»;
- умеет делиться с педагогом и другими детьми разнообразными впечатлениями, ссылается на источник полученной информации (телепередача, посещение выставки, детского спектакля и т. д.)
- проявляет умение поддерживать беседу, высказывает свою точку зрения, согласие или несогласие с ответом товарища.
Основной ЦЕЛЬЮ внедрения проектирования в музыкально-образовательный процесс ДОУ стало - способствовать качеству музыкального образования дошкольников; формировать у детей основы музыкальной, художественной и эстетической культуры средствами проектной деятельности; развивать познавательные, творческие навыки воспитанников, умения самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационно - музыкальном пространстве.
Были определены следующие ЗАДАЧИ:
1) развивать музыкальность детей средствами проектной деятельности;
2) активизировать проявления творчества в образовательной области «Музыка»;
3) развивать эстетические эмоции, чувства, переживания в процессе слушания музыки;
4) повышать интерес и собственную активность детей в музыкальной деятельности через совместную поисковую деятельность;
5) содействовать средствами музыки возникновению чувства дружбы, доброты к близкому окружению.
Также были выбраны основные ПРИНЦИПЫ реализации проектов в музыкальной деятельности дошкольников :
1. Гуманно-личностный принцип
2. Принцип систематичности и последовательности.
3. Принцип учёта возрастных и индивидуальных особенностей.
4. Принцип учета гендерных особенностей детей.
5. Принцип интеграции.
6. Принцип субъект-субъектного взаимодействия в процессе организации проектной деятельности.
7. Принцип координации деятельности педагогов.
8. Принцип преемственности взаимодействия с ребёнком
в условиях ДОУ и семье.
На основе анализа методической литературы нами были выявлены ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ реализации проектов в образовательной области «Музыка» :
1. Концептуальный
2. Диагностический
2. Подготовительный
3. Основной
4. Заключительный
5. Аналитический
Кроме того были определены сами проекты в музыкальной деятельности воспитанников для реализации в течение учебного года.
Выбранные нами проекты давали детям возможность применить уже полученные знания, умения и навыки, проявить творческую инициативу и активность
в различных видах музыкально-эстетической деятельности. Для каждого проекта характерны свои цели, задачи, формы работы. Нами были разработаны перспективные планы реализации проектов, (представленные в приложении,в сочетании с занятиями художественно-эстетического цикла, интегрированными занятиями, на которых дети могли прослушать музыкальные произведения, рассмотреть иллюстрации художников, передать свои впечатления через продуктивную творческую деятельность.
На основе определившихся этапов нами был разработан алгоритм деятельности педагогической работы в процессе реализации выбранных музыкальных проектов, который включил в себя:
- Аналитико-проектировочный этап с разработкой планирования содержания всего музыкально-образовательного процесса ДОУ на основе тематики проекта, а также изучением необходимой методической литературы, интернет-ресурсов и курсовой подготовкой;
- Подготовительный этап, включающий в себя непосредственно организацию предметно-развивающей среды, проведение интегрированных занятий с детьми старшего дошкольного возраста, а также консультации по реализации проектов в музыкальной деятельности с родительским коллективом.
- Следующий этап – внедренческий, в ходе которого происходила практическая реализация выбранных нами проектов в сочетании с творческими выставками по впечатлениям детей от прослушанных музыкальных произведений.
Результаты итоговой, а также сравнительной диагностики выявили в большей степени положительную динамику в музыкальном и креативном развитии воспитанников экспериментальной группы в сравнении с контрольной группой. (Результаты наглядно представлены на слайде).
Таким образом, планомерная работа по реализации проектов
в образовательной области «Музыка» позволяет нам сделать следующие выводы:
1. Метод проектов как один из методов интегрированного обучения дошкольников способствует качеству музыкального образования детей : формирует устойчивый интерес воспитанников к музыкальному искусству; активизирует творческий потенциал, самостоятельную активность воспитанников в музыкальной деятельности.
2. Использование метода проектов в образовательной области «Музыка»
с дошкольниками способствует повышению самооценки ребенка, развитию благоприятных межличностных отношений в группе детей. Это подтверждают социометрические исследования, проводимые ежегодно психологом ДОУ.
3. Педагоги дошкольного учреждения освоили идеи и методы проектной деятельности, могут использовать данную технологию в работе с детьми. Изменился стиль общения взрослого с ребенком.
4. Родители стали активными участниками музыкально-образовательного процесса.
По результатам проделанной работы провожу рефлексию, которая включает в себя оценку:
1. Эффективности работы по реализации проектов в музыкальной деятельности дошкольников.
2. Оценку педагогического коллектива.
3. Мнение родительского коллектива.
Анализ перечисленных параметров позволяет спланировать работу на перспективу:
- продолжать углубленную работу в данном направлении;
- обмен опытом в рамках методических объединений;
- оформление творческих презентаций проектов в музыкальной деятельности в общую книгу – «Наши музыкальные проекты».
Таким образом, работа над музыкально-творческими проектами органично вписывается в педагогический процесс детского сада и на практике показывает своё преимущество и эффективность.
Литература:
1. Агуреева Т. Н. «Руководство проектной деятельностью педагогов ДОУ». Справочник старшего воспитателя №9, 2009 года.
2. Ильин, Г. Л. Теоретические основы проективного образования : автореф. Дис. д-ра пед. наук/ Г. Л. Ильин. - Казань, 1995.
3. Матяш Н. В. Инновационные педагогические технологии: Проектное обучение : учебное пособие для студентов ВУЗов. М. : Академия ИЦ, 2011.
4. Кальней, В. А. Структура и содержание проектной деятельности. Метод проектов в России и за рубежом / В. А. Кальней, Т. М. Матвеева, Е. А. Мищенко, СЕ. Шишов // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2004.
Использованы материалы сайта:
https://www.doshvozrast.ru/
https://festival.1september.ru