Мария Горобченко
Проект «Казачьему роду, нет переводу»
▼ Скачать + Заказать документы
«Казачьему роду, нет переводу»
Автор: воспитатель
Горобченко Мария Вячеславовна
Иловля 2019 год
Паспорт проекта
Тип проекта: информационно-творческий.
Продолжительность: краткосрочный (с 14.01.2019г. по 24.01.2019г.)
Участники проекта: дети средней группы «Донцы-удальцы»,
воспитатель, родители воспитанников.
Цель проекта:
Публикация «Проект „Казачьему роду, нет переводу“» размещена в разделах
- Казаки. Культура и традиции кубанских и донских казаков
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» октябрь 2022
формировать знания детей об истории, традициях, нравах, и обычаях Донских казаков. Воспитывать любовь к своим казачьим корням через игры и фольклор.
Задачи проекта:
-Познакомить детей с историческим прошлым Донских казаков, их бытом, с традициями и обычаями.
- Познакомить детей с устным народным творчеством Донских казаков: сказками, пословицами и поговорками, учить понимать их смысл.
- Развивать познавательный интерес к истории своего народа и своим корням. Понимание детьми значимости семьи в жизни.
- Воспитывать чувство уважения к старшему поколению.
-Осуществлять взаимодействие ДОУ, окружающего социума и семьи, направленное на развитие нравственно-патриотических и духовных качеств личности ребенка.
Участие родителей:
- Вовлечение родителей в педагогический процесс в ДОУ.
- подготовка костюмов и атрибутов к театрализованной постановке.
Проблемные вопросы:
- Почему мы казаки?
- Как выглядят Донские казаки, чем занимались, где жили?
Гипотеза: Если детям прививать интерес к историческому прошлому родного хутора, к культуре и быту Донского казачества, то мы воспитаем в детях патриотические чувства к родной земле, уважение к народу и его традициям, возрождение культурно-исторического наследия и самобытной казачьей культуры.
Предполагаемый результат:
- Расширение и систематизация знаний о культуре Донского казачества
-Формирование представлений о казачестве, уважения к его культуре и традициям.
- Создание методической копилки по данной проблеме.
- Повышение уровня родительской активности в организации совместной деятельности.
- Налаживание доверительных, партнерских отношений в группе.
- Знание детьми информации о своей семье, о ее членах.
- Понимание детьми значимость семьи в жизни.
Продукт подпроекта: Мультимедийная фильм - презентация «Казаком надо родиться! Казаком надостать! Казаком надо быть!»; дидактическая игра «Донцы удальцы».
Актуальность:
Как несёт Дон-батюшка свои воды, так быстра и стремительна наша жизнь. Всё течёт и меняется. Современная семья в третьем тысячелетии сталкивается с множествомпроблем, одна из которых –утраченная историческая преемственностьпоколений в семье. Дети не всегда знают имена и отчества своих родителей,не говоря уже о бабушках и дедушках,- своих самых родных людей. Ценность казачьих традиций огромна, а их утрата невосполнима никакими материальными благами. Дети лишаются возможности брать пример с людей, живших в прошлом, в большинстве семей не сохраняются и не передаются нравственные и духовные обычаи, созданные предками. Между тем, опытнаших предков –живая нить преемственности поколений является бесценным сокровищем для духовно-нравственного воспитания детей. Не найдя этого в новом, люди обратились к своим корням. Мы считаем, что именно казачество, в основе которого лежат идеи православия, единства, равенства, безграничной любви к Родине, может помочь нам воспитать детей более нравственно крепких и сильных,толерантных и справедливых. А для этого мы и наше подрастающее поколение должны хорошо знать историю и традиции донского казачества. На мысли о прошлом, о пращурах наводило все, что было внутри и вокруг дома. Без знания своих корней, традиций своего народа, нельзя воспитать полноценного человека. Прикосновение к истории своей семьи, соблюдение семейных традиций вызывает у ребёнка сильные эмоции, откладывает впечатление в дальнейшей жизни, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням.
Этапы работы над проектом:
1. Этап. Подготовительный:
- Подбор и изучение литературы по теме проекта.
- Создание необходимых условий для реализации проекта.
- Подборка картин, фотографий, картинок о Донских казаках.
- Отбор медиа ресурсов.
Работа с родителями:Проведение родительского собрания. Обсуждение, цели и задач проекта «Казачьему роду, нет переводу» воспитателем с детьми и родителями. Беседа на собрании с директором краеведческого музея Иловлинского района Чекуновым Геннадием Евгеньевичем. Беседа с семьями воспитанников, в которых казачьи корни и запись воспоминаний о пращурах.
Работа с педагога: Изготовление дидактической игры «Донцы удальцы» о Донском казачестве и Иловлинском районе.
2. Этап. Основной:
Планирование работы
Работа с детьми:
1. Беседа с детьми о Донских казаках.
2. Знакомство детей с историей возникновения Донских казаков
3. Экскурсия в мини музей казачьего бытагруппы №2 «Донцы удальцы».
Центр науки:
1. Рассматривание альбома «Донскиеказаки и обычаи,одежда казаков».
2. Изучение казачьего календаря со старинными фотографиями и исторической информации Иловлинского района.
3. Просмотр фотографий дедушек и бабушек воспитанников.
Центр искусства:
1. Рисование по теме проекта «Конь друг казака».
2. Аппликация по теме проекта «Бабушкин платок».
Центр книги:
1. Чтение сказок, стихов о казаках.
2. Знакомство с казачьими пословицами, потешками, пестушками, прибаутками.
3. Разучивание казачьих потешек, пестушек.
Центр игр:
1. Подвижные игры «Кони», «Курень», «Заинька».
2. Игра-эстафета «Ловкие – казаки».
3. Пальчиковая гимнастика «Кони», «Казачья семья».
4. Настольная дидактическая игра «Донцы удальцы».
5. Су Джок терапия по мотивам сказки Елены Ерилкиной «Как ёжик Пых с казачатами подружился».
Центр музыки:
1. Слушанье казачьих песен в исполнении Иловлинского народного казачьего хора.
2. Слушание пестушек, потешек, прибауток «Уж вы котики, коты…» записанных в фольклорно-этнографических экспедициях Волгоградской области.
3. Разучивание песенки-потешки «Как у нашего соседа весела была беседа».
3. Этап. Заключительный:
1. Выставка детских работ по ИЗО «Конь друг казака» и «Бабушкин платок».
2. Просмотр мультимедийного фильма - презентации «Казаком надо родиться! Казаком надостать! Казаком надо быть!»
Список литературы:
1. Л. О. Тимофеева, Н. Н. Волохова, Т. В. Тимофеева, В. Ф. Князева, И. В. Богачева Приобщение дошкольников к традициям родного края.
2. О. Ф. Емельянова сборник казачьих песен Волгоградской области «Споем братцы казаки».
3. Юрий Сухарев Лазоревый цвет. Страницы казачьей истории.
4. Бондарь Н. И. «Традиционная культура и дети», 1997
5. Елена Ерилкина. Семинар-практикум по здоровье сбережению «Использование элементов Су-джок терапии в ДОО»Сказка «Как ежонок Пых с казачатами подружился».
6. А. В. Егоров, А. Ю. Рыбцова, Г. Е. Чекунов казачий календарь Иловлинского муниципального района.
7. В. В. Путиловская сборник видеодиск «Посиделки на Дону».
8. Родионова Ольга сборник аудио диск фольклорно-этнографических произведений Волгоградской области «Уж вы котики, коты.»