Папки-передвижки

Проект по лепке в старшей группе «Волшебство своими руками»

Сухарева Ксения
Проект по лепке в старшей группе «Волшебство своими руками»

Совместная проектная деятельность

в образовательной области

«Художественно – эстетическое развитие»

«Дом, в котором живут волшебники» (лепка)

тема «Волшебство своими руками»

Выполнила:

Сенникова Марина Михайловна 6 гр. старшая группа

Актуальность

Публикация «Проект по лепке в старшей группе „Волшебство своими руками“» размещена в разделах

В настоящее время педагоги, специалисты в области раннего развития, настаивают на том, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, а в частности с развития движений в пальцах кисти. Это связано с тем, что развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга, его познавательных способностей, становлению речи. Значит, чтобы развивался ребенок и его мозг, необходимо тренировать руки. Именно это в дальнейшем даст ему возможность легко обучаться новому, будь то иностранный язык, письмо или математика. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений руки и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.

Учитывая важность проблемы по развитию ручных умений и тот факт, что развивать руку ребенка надо начинать с раннего детства, мною был организован проект художественной направленности “Волшебство своими руками”- основной идей которой является лепка из пластилина и не только, с использованием бросового материала. Проблема развития мелкой моторики, ручной умелости на занятиях по изобразительной деятельности так же весьма актуальна, так как именно изобразительная деятельность способствует развитию сенсомоторики – согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, силе, точности в выполнении действий, коррекции мелкой моторики пальцев рук. Дети овладевают навыками и умениями работы с инструментами (в рисовании - карандаш и кисть, в аппликации - ножницы и кисть, в лепке - стека). На этих занятиях дети вырабатывают умения управлять инструментом (конечно, если ребенка учат правильно держать инструменты и работать ими).

Основной материал — пластилин, но также в своем проекте, мы взяли за основу и лепку из соленого теста и даже глину, а основным инструментом в лепке,является рука (вернее, обе руки, следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками. Данная техника хороша тем, что она доступна детям дошкольного возраста, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество детей, делает его более увлекательным и интересным, что очень важно для работы с детьми.

Занятия лепкой способствуют развитию таких психических процессов, как: внимание, память, мышление, а так же развитию творческих способностей. Лепка способствует развитию восприятия, пространственной ориентации, сенсомоторной координации детей, то есть тех школьно-значимых функций, которые необходимы для успешного обучения в школе. Дети учатся планировать свою работу и доводить её до конца.

Занимаясь лепкой, у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются, ребенок подготавливает руку к освоению такого сложного навыка, как письмо. Этому всему способствует хорошая мышечная нагрузка пальчиков.

Цель и задачи проекта «Волшебство своими руками»

Цель: Развитие ручной умелости у детей дошкольного возраста посредством лепки из разных материалов.

Задачи для детей:

- Учить передавать простейший образ предметов, явлений окружающего мира посредством лепки.

-Учить основным приемам лепки (надавливание, размазывание, отщипывание, вдавливание).

- Учить принимать задачу, слушать и слышать речь воспитателя действовать по образцу, а затем по словесному указанию.

- Учить обследовать различные объекты (предметы) с помощью зрительного, тактильного ощущения для обогащения и уточнения восприятия их формы, пропорции, цвета.

- Воспитывать навыки аккуратной работы с пластилином.

- Воспитывать отзывчивость, доброту, умение сочувствовать персонажам, желание помогать им.

- Воспитывать желание участвовать в создании индивидуальных и коллективных работах.

- Развивать мелкую моторику, координацию движения рук, глазомер.

- Развивать изобразительную деятельность детей.

- Развивать сюжетно – игровой замысел.

- Развивать интерес к процессу и результатам работы.

- Развивать интерес к коллективной работе.

Данный проект разработан для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет).

Данный проект предусматривает полгода обучения.

Участники проекта : воспитатели, дети, родители.

Задачи для воспитателей:

- продолжать изучать литературу по данной теме

- продолжать искать интересные занятия и нестандартные методы и материалы

- изучить литературу по гончарному делу

- изучить способы лепки из глины

- изучить гончарный круг

План реализации проекта

блок месяц Тема мероприятия

Первый блок октябрь Лепка животных к сказке «Колобок»

Лепка сказки «Колобок» (подари сказку малышам)

Второй блок ноябрь Лепка персонажей к сказке А. С. Пушкина «У Лукоморья»

Лепка стихотворения «У Лукоморья»

Третий блок декабрь Знакомство с соленым тестом

Лепка елочных игрушек из соленого теста

Четвертый блок январь – март Знакомство с глиной

Лепка лошадки из глины

Роспись лошадки

Знакомство с гончарным делом и с гончарным кругом

Занятия проводятся 2 раза в месяц

Продолжительность занятия 30минут.

Занятия проходят как фронтально, так и коллективно. В вечернее время в блоке совместной деятельности с детьми.

При разработке данной программы отбирались наиболее интересные доступные темы, сюжеты, которые смогли бы завлечь ребенка и помочь ему раскрыться. К каждому занятию подобраны соответствующие игры с движением, пальчиковая гимнастика, разминка для рук.

Ожидаемые результаты

Реализация познавательной активности. Весь подбираемый материал для занятий с детьми, имеет практическую направленность, максимально опирается на имеющийся у них жизненный опыт, помогает выделить сущность признаков изучаемых объектов и явлений, активизирует образы и представления, хранящиеся в долговременной памяти. Они позволяют уточнить уже усвоенные им знания, расширить их, применять первые варианты обобщения.

Обогащение словаря. В процессе обыгрывания сюжета и выполнения практических действий с пластилином ведётся непрерывный разговор с детьми. Такая игровая организация деятельности детей стимулирует их речевую активность, вызывает речевое подражание, формирование и активизации словаря, пониманию ребенком речи окружающих.

Знакомство с художественными произведениями, стихами, потешками, пальчиковыми играми. В процессе реализации проекта, были использованы литературные произведения, через которые дети обогатили активный и пассивный словарь и расширили кругозор.

Развивитие сенсорных эталонов. Сенсорное развитие занимает одно из центральных мест в работе с детьми по лепке. Происходит развитие общих сенсорных способностей: цвет, форма, величина.

Воспитывание тактильных и термических чувств пальцев. Необходимость тактильного и термического чувства кончиками и подушечками пальцев обусловлена практикой жизни, должна стать необходимой фазой обучения, накопления социокультурного опыта ребенка.

Дети дошкольного возраста наилучшим образом знакомятся с материалами через тактильные ощущения. На занятиях проекта происходит реализация впечатлений, знаний, эмоционального состояния детей в изобразительном творчестве.

Развитие умелости рук, укрепление силы рук, развитие согласованности движений обеих рук, дифференциация движений пальцев.

Работа с родителями.

В рамках реализации проекта «Волшебство своими руками» определена система работы с родителями воспитанников. См. приложение 4

.

Список использованных источников

1. Тюфанова И. В. «Мастерская юных художников». - СПб., «Детство-Пресс», 2002 г.

2. Венгер Л. А. «Педагогика способностей». - М., 1973 г.

3. Григорьева Г. Г. «Развитие дошкольника в изобразительной деятельности». - М., 2000 г.

4. Комарова Т. С. «Дети в мире творчества». - М., 1995 г.

5. Межиева М. В. «Развитие творческих способностей у детей 5 – 9 лет». Ярославль. Академия развития, 2002 г.

6. Рейд Б. «Обыкновенный пластилин». - М., 1998 г.

7. Шумакова Н. Б. «Одаренный ребенок: особенности обучения». - М., Просвещение, 2006 г.

8. Венгер Л. А. программа «Одаренный ребенок» (раздел изобразительное искусство).

9. Лыкова И. А. «Изобразительная деятельность в детском саду». Авторская программа «Цветные ладошки».

Приложение 1

Лепка сюжетная по мотивам народной сказки

«Колобок»

Задачи:

Обучающие: учить детей лепить по мотивам русских народных сказок, самостоятельно выбирать отдельного героя или сюжет, определять способы и приемы лепки, в зависимости от характера образа придавать персонажам сказочные черты.

Развивающие: развивать способности к сюжетосложению и композиции.

Воспитывающие: воспитывать художественный вкус, самостоятельность, творческую инициативность.

Материалы и оборудование:

Пластилин,стеки,бисер,лоскутки, зубочистки, веточки.

Ход занятия:

1. Воспитатель показывает детям иллюстрации к нескольким русским народным сказкам (художник рисует иллюстрации, что бы мы не только слушали текст, но и хорошо представляли себе, как выглядят сказочные герои, но можно не только рисовать, но и слепить героев сказки «Колобок»

2. Предложить детям распределить героев сказки (Лису Патрикеевну, Михаила Потаповича, Зайца- хвасту и т. д, дети выбирают пластилин и дополнительный материал.

3. После лепки животных, лепим осенний лес, с помощью веточек.

4. Итог, рефлексия.

По окончанию работы, происходит экспресс выставка для младших групп.

Приложение 2

Лепка сюжетная коллективная композиция

«У лукоморья дуб зеленый…»

Задачи:

Обучающие: Учить детей создавать коллективную пластическую композицию по мотивам литературного произведения. Совершенствовать технику лепки (свободно сочетать разные способы и приемы, в зависимости от характера образа)

Развивающие: Развивать способности к композиции, развивать мелкую моторику, развивать мышление, память, внимание.

Воспитывающие: Воспитывать аккуратность, любовь к литературным произведением.

Интеграция видов деятельности: Чтение отрывка «Лукоморье» из поэмы А. С. Пушкина «Руслан и Людмила». Рассматривание изображений дуба, загадывание загадок и чтение стихов.

Я из крошки – бочки вылез,

Корешки пустил и вырос,

Стал высок и могуч,

Не боюсь ни гроз, ни туч.

Материалы, оборудование: пластилин, пластиковая бутылка, стеки, бисер, пряжа, блестки.

Ход занятия

1. Воспитатель зачитывает отрывок «Лукомрье»

У лукоморья дуб зеленый,

Золотая цепь на дубе том,

И днем и ночью кот ученый,

Все ходит по цепи кругом,

Идет направо песнь заводит,

Налево сказку говорит.

Там чудеса, там леший бродит…

2. Вопросы детям : какие герои были в прочитанной сказке? Как вы их представляете? Каким цветом их можно слепить?

3. Предложить детям слепить всем вместе большую композицию «Лукоморье», предложить детям распределить кто и кого будет лепить (кота ученого, кощея – лепят мальчики, русалку, лешего – девочки, бабу ягу в паре, дуб облепливают все дети по очереди)

4. За 5-7 минут до конца работы дети начинают переносить своих героев к пластилиновому дереву и размещают в соответствии с сюжетом поэмы : Кот ходит по цепи, русалка на ветвях сидит и т. д.

5. Итог занятия, рефлексия

Приложение 3

Лепка из соленого теста (тестопластика)

«Елкины игрушки – шишки, мишки и хлопушки»

Задачи:

Обучающие: учить детей создавать образы животных, игрушек, бытовых предметов, лепить из соленого теста скульптурным способом или вырезывать формочками для выпечки.

Развивающие: развивать чувство формы, пропорций, глазомер, согласованность в работе обеих рук.

Воспитывающие: воспитывать аккуратность, вызвать желание украсить интерьер.

Интеграция видов деятельности:

Рассматривание соленого теста, освоение нового материала для лепки (подготовка соленого теста, экспериментирование и спонтанная лепка, совершенствование техники скульптурной лепки, беседа о предстоящем празднике.

Материалы и оборудование: подготовить (замесить соленое тесто, добавляя пищевой краситель, стеки, бусинки, ленточки

Ход занятия

1. Знакомство с соленым тестом

Воспитатель просит детей подойти к ней показывает большой ком соленого теста, предлагает потрогать, погладить, отщипнуть по кусочку размером с кулачок. Вопросы: Что можно сделать из теста?

2. Показ фигур из соленого теста (домик, колокольчик, шишку, зайку, предложить детям выбрать форму елочной игрушки.

Нас трое, мы явились

Из пряничной страны:

На нас рубашки сладкие

И сладкие штаны.

Мы пробыли сегодня

В дороге целый день

У нас глаза – изюминки

И шапки набекрень

Мы сделаны из теста

Мы в гости к вам пришли

Но пряничного козлика

С собой не привели

Ему не захотелось

Из печки вылезать

Просил он вам горячий

Привет свой передать.

3. Итог, рефлексия.

Дети аккуратно выкладывают свои изделия для просушки, рассматривают игрушки друг друга, обмениваются идеями и впечатлениями

Приложение 4

Лепка из глины по мотивам народных игрушек

«Лошадки» веселая карусель

Задачи:

Обучающие: уточнить представление детей о специфике дымковской игрушки, из чего, как, кем сделана, как украшена, какая по характеру. Формировать обобщенные способы создания образов (лепка фигурок животных на основе цилиндра)

Развивающие : развивать память, внимание. Развивать мелкую моторику.

Воспитывающие: воспитывать интерес, трудолюбие.

Материалы, оборудование:

Глина, дощечки, стеки, салфетки.

Ход занятия:

1. Предварительная работа- рассматривание дымковских игрушек, беседа о народных промыслах.

2. Чтение рассказа Ушинского «Лошадка»

Коню храпит,ушами прядет, глазами поводит, удила грызет, шею, словно лебедь гнет, копытом землю роет. Грива не шее волной, сзади хвост трубой, меж ушей- челка, на ногах – щетка, шерсть серебром отливает. Во рту удила, на спине седло, стремена золотые, подковки стальные. Садись и пошел!

3. Рассмотрение дымковской лошадки, показ техники из цилиндра.

4. Вторым этапам будет рисование вылепленной лошадки (через 2-3 дня)

Итог, рефлексия

Выставка лошадок

Приложение 5

Работа с родителями

1. Блок «Лепка сюжетная по мотивам народной сказки»

Родители помогают педагогу собрать библиотеку русских народных сказок с красивыми иллюстрациями для обогащения детских впечатлений. Педагог советует родителям перед сном почитать русские народные сказки, мотивируя тем, что нужно оживить в детской памяти и помочь переосмыслить произведения, с которыми дети познакомились еще в раннем возрасте. Принести сухие веточки, для дерева.

2. Блок «Лепка из соленого теста»

Предложить мамам и бабушкам провести вместе с детьми кулинарные опыты с тестом (замесить, раскатать, вырезать, формочки, полепить вареники, пирожки, и любимые фигурки по желанию ребенка)

3. Блок «У Лукоморья»

Педагог предлагает родителям собрать материал для композиции (пряжа, бисер и т. д), предложить родителям дополнительно прочитать отрывок «Лукоморье», и нарисовать рисунок (отрывок или героя).

4. Блок «Лепка из глины Лошадка»

Предложить родителям приобрести глину. Родители помогают педагогу подобрать иллюстрации, фотографии, репродукции, художественные открытки о дымковской игрушке.

Прикреплённые файлы:

lepka_mivp1.pptx | 9119,06 Кб
 
Публикации по теме:

Фотоотчёт «Волшебство своими руками; в ожидании Нового года»Фотоотчёт «Волшебство своими руками; в ожидании Нового года» Зима – это время года, которое само по себе создаёт ощущение сказки. Я хорошо помню, как на берегу замёрзшей реки среди деревьев, покрытых.

Методический проект «Развивающие игры своими руками из бросового и подручного материала»Методический проект «Развивающие игры своими руками из бросового и подручного материала» Тип проекта: По доминирующему методу: практико-ориентированный. По характеру содержания: ребёнок и рукотворный мир. По характеру участия.

Открытка ко Дню дошкольного работника своими руками. Детский мастер-класс в старшей группе «Цветы для любимых»Открытка ко Дню дошкольного работника своими руками. Детский мастер-класс в старшей группе «Цветы для любимых» Открытка ко Дню дошкольного работника своими руками. Детский мастер-класс в старшей группе "Цветы для любимых". Цель: изготовление поздравительной.

Проект «Диафильм своими руками» с детьми подготовительной группы Уважаемые коллеги! Разрешите представить Вам проект "Диафильм своими руками". В рамках этого проекта мы смогли создать собственный диафильм.

Проект «Книга своими руками» в средней группеПроект «Книга своими руками» в средней группе Актуальность: Любой человек радуется, если умеет что-то делать сам и если то, что он делает, у него получается. Большое значение для развития.

Проект «Мультфильм своими руками» ВидеоПроект «Мультфильм своими руками» Видео "Козленок, который научился считать до десяти" Паспорт проекта 1. Организация: МБДОУ детский сад №65 г. Куровское. 2. Название проекта:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект по лепке в старшей группе «Волшебство своими руками»
Опубликовано: 1 февраля 2024 в 11:45
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД