Папки-передвижки

Проект «Логопункт в дошкольном учреждении»

Ольга Каночкина
Проект «Логопункт в дошкольном учреждении»

Протяженность проекта: учебный год.

Проблема.

Нарушения со стороны речи условно можно разделить на две категории: общее недоразвитие речи (ОНР) и фонетико – фонематическое недоразвитие (ФФН). При «ОНР» - патологии подвержены в той или иной степени все компоненты речи, при «ФФН» - страдает в основном произносительная её сторона.

Если смотреть на речевые проблемы с точки зрения социализации, то их условно можно разделить на следующие:

1. комплексное нарушение речи, влекущее за собой трудности в дальнейшем обучении в школе, препятствующие социализации ребёнка;

Публикация «Проект „Логопункт в дошкольном учреждении“» размещена в разделах

2. нарушения, не влекущие за собой столь пагубных последствий для социализации ребенка и носящие скорее эстетический характер.

По большому счету весь институт коррекционной логопедической помощи дошкольникам в России работает на сегодняшний день над решением проблем по первому направлению.

Все структурные подразделения, входящие в состав этого института, (МПК различного уровня, логопедические группы дошкольных учреждений и т. д.) подчинены одной цели: скоррегировать речь до уровня, не препятствующего дальнейшей социализации ребенка.

Так не найдена печатная информация по оказанию дополнительной коррекционной (логопедической) помощи в детских садах России. На Интернет сайтах выкладывается информация лишь о давно сложившейся системе работы с дошкольниками в детских садах (это структура логопедических групп и отчетности по ним).

И даже структура предлагаемых логопунктов носит явные черты логопедических групп Однако, на сегодняшний день в детских садах обозначилось несколько актуальных проблем в направлении коррекции речи:

1.«пропускная способность» логопеда детского сада, работающего на две ставки, составляет самое большее тридцать человек в учебный год. Это дети с выраженной патологией речи. В то же время контингент детей, нуждающихся, в так называемой «эстетической коррекции», на несколько порядков выше. Более того, на основании итогов заседаний психолого- медико-педагогических консилиумов,можно сделать вывод, что число этих детей неуклонно растет.

2. анкетирование внутри детского сада выявило большой процент родителей, обеспокоенных речью своих детей.

Так в 2014 году проводился очередной опрос родителей с целью выявить степень удовлетворенности педагогической деятельностью.

И вот что он показал: Из 161 анкетированных родителей удовлетворены коррекционной работой -76 человек, 37 не удовлетворены, а 48 человек воздержались от ответа.

У родителей есть потребность пользоваться услугами логопеда, а у коррекционного педагога, работающего в традиционной системе (индивидуальные консультации, общие консультации на родительских собраниях, зачастую нет возможности охватить столь обширный контингент детей;

3. наблюдается рост тяжелой речевой патологии. Как же вести работу с ребенком, имеющим серьезные речевые проблемы до его поступления в логопедическую группу? При существующей на сегодняшний день структуре коррекционной деятельности в ДОУ в лучшем случае логопед может проконсультировать родителей и держать на заметке фамилию потенциального «клиента». В то же время само наличие тяжелых нарушений требует как можно более раннего оказания специализированной помощи. В ДОУ наблюдается дефицит педагогов, способных эту помощь оказать.

Кроме этого, дефицит дошкольных учреждений, наблюдающийся в последние годы, привел к тому, что большое количество детей не охвачено дошкольным образованием, в том числе и коррекционным сопровождением. Потребность же жителей микрорайона в помощи логопеда велика.

Таким образом, представив вышеизложенное, можно утверждать следующее: на сегодняшний день логопед, работающий в традиционной системе коррекционной деятельности, не в состоянии решить всех этих проблем, а потому систему оказания коррекционной помощи в ДОУ необходимо модернизировать, согласно современным требованиям детей и родителей.

С чем мы неминуемо столкнемся, если обозначенные проблемы не будут решены:

деление на «легкую» и «тяжелую» степень нарушения речи с точки зрения социализации весьма условно. Даже легкая степень нарушений может повлечь за собой затруднения в адаптации к социуму;

несвоевременное выявление речевой патологии приведет к сложностям в дальнейшей работе;

противоречия между сложившейся системой коррекционной работы в ДОУ и современными требованиями родителей неминуемо приведут к снижению статуса детского сада;

даже незначительные нарушения речи могут повлечь за собой трудности в обучении в школе;

на данный момент мы наблюдаем интенсивную рекламу коррекционных (логопедических) услуг в учреждениях дополнительного образования. А значит недалек тот день, когда будет наблюдаться отток детей из детского сада в учреждения дополнительного образования.

Наше дошкольное учреждение – детский сад № 465- разрешение данных проблем видит в следующем:

В ДОУ наряду с традиционными логопедическими группами должен функционировать логопункт как структурное подразделение, оказывающее консультативно – коррекционную помощь детям, не попавшим в специализированную группу.

Свой проект мы направляем на создание новой модели коррекционной деятельности в ДОУ.

Цель проекта: Оказание коррекционной помощи детям, не посещающим логопедическую группу, через создание внутри детского сада структурного подразделения – логопункт.

Задачи:

изучить нормативно – правовую базу для создания логопункта;

выявить детей, нуждающихся в коррекционной помощи;

выявить потребности в оказании коррекционной помощи среди родителей детей старшего и подготовительного возраста;

разработать семинары для педагогов детского сада по теме «Логопедическая помощь в детском саду. Как я ее понимаю»;

Создать проект «Логопункт в детском саду».

Инициативно – аналитическая группа по созданию проекта.

Учитель – логопед, педагог – психолог, заведующая ДОУ, старший воспитатель, воспитатели специализированных и неспециализированных групп (старший и подготовительный возраст)

Методы реализации проекта.

Реализация проекта, а именно апробация его как модели, рассчитана на 9 месяцев и будет проходить в три этапа:

I этап- подготовительный

Организация инициативной группы, определение графика работы, степени вовлеченности в проект. (первая неделя сентября)

Организация аналитической деятельности для проведения мероприятий по оценке качества реализации проекта. (1 неделя сентября)

Разработка общего положения о логопункте. отв. - инициативная группа (2 неделя сентября)

Разработка структуры коррекционной деятельности на логопункте (отв. инициативная группа)2-3 неделя сентября.

Разработка проекта договора между администрацией детского сада №465 и родителями по оказанию дополнительных услуг. (отв. инициативная группа)- 3-4 неделя сентября.

Информация о проекте – родительские собрания (отв. инициативная группа) 4 неделя сентября.

Семинар для воспитателей по теме: «Логопедическая помощь в детском саду. Как я ее понимаю?» (отв. учитель – логопед)-4 неделя сентября

II этап - основной

Работа на логопункте. Отслеживание аналитической группой промежуточных результатов деятельности. (отв. учитель – логопед, аналитическая группа) - с октября по май.

III этап – заключительный

Заслушивание итоговой аналитической справки. -май

Оформление отчетной документации. (отв. аналитическая группа)-май

Выступление на методическом объединении логопедов Ленинского района с проектом. (отв. учитель – логопед)-май

Отчетный спектакль (концерт) для родителей (отв. учитель – логопед, воспитатели)-май

Итоговое анкетирование родителей. (отв. аналитическая группа)-май

Структура работы на логопункте

I Дети, взятые на занятия с логопедом (возраст детей-6 лет, Задачи работы:-коррекция фонетики, Формы деятельности- индивидуальные занятия с логопедом 2 раза в неделю, формы взаимосвязи с воспитателями- взаимосвязь через индивидуальные тетради детей,еженедельные отчеты воспитателей по проделанной работе. Работа с родителями:-консультации по автоматизации звуков. (не менее 1 раза в месяц). Время работы на логопункте: в течение учебного года или по мере ликвидации речевого дефекта.

II Дети, взятые под патронат.

Возраст-(от3 до 6 лет)Задачи:-коррекция фонетики,отслеживание тяжелых речевых патологий,

мониторинг с целью отбора детей в логопедическую группу. Формы работы-осмотр детей один раз в месяц с записью рекомендаций в тетрадь взаимосвязи со специалистами.

Взаимосвязь с воспитателями- через тетрадь взаимосвязи со специалистами,через отчеты воспитателей о проделанной работе. Консультация родителей (не менее 1 раза в месяц)

Время работы -в течение учебного года или по мере ликвидации речевого дефекта

График работы на логопункте

Дети, взятые на занятия

дни занятий логопеда-понедельник,среда С 16.00 до 17.30 (не менее 10 минут на каждого ребенка С 17.30 до 18.00(30 минут)

Работа воспитателей

Четверг

Пятница С 17.00 до 18.00 (не менее 10 минут на каждого ребенка С 18.00 до 18.30(30 минут)

Дети, взятые под патронат

Работа логопеда

С 25 по 30 число каждого месяца с 16.00 до 17.00 (не менее 10 минут на каждого ребенка С 17.00 до 17.30

Работа воспитателей логопункта

С 1 по 31 число каждого месяца С 17.00 до 18.00 (не менее 10 минут на каждого ребенка С 18.00 до 18.30

Оценка качества реализации проекта

Оценка будет осуществляться через анкетирование родителей 3 раза в год (на начало учебного года, в середине учебного года, в конце учебного года).

Через справки аналитической группы (в середине учебного года и в его конце). Эти справки должны быть составлены по следующим критериям:

• какое количество детей прошли за учебный год через логопункт;

• какой процент детей подготовительного возраста, посещающих логопункт, выпущен с речевой нормой, с диагнозом «речь улучшена»;

• в случае не стопроцентного результата оценка причин (объективных, субъективных);

• оценка аналитической группой патронатных детей. Выведение процента эффективности в зависимости от структуры дефекта каждого ребенка.

Ожидаемые результаты проекта

Будет создана система мониторинга речевых нарушений по детскому саду.

Все нуждающиеся дети получат коррекционное сопровождение.

Будет создан эффективный механизм работы с детьми вне логопедической группы (воспитатели всех групп детского сада будут обучены основам коррекционной деятельности).

Снизится процент родителей, обеспокоенных речью своих детей, а следовательно, возрастет статус детского сада в микрорайоне.

Детский сад станет конкурентноспособным. Он сможет соперничать с учреждениями дополнительного образования.

Предполагаемые риски проекта

Пассивная позиция родителей.

Неприятие со стороны коллег логопедов.

Конкуренция со структурой дополнительного образования.

Дефицит времени не позволяет на сегодняшний день распространить услуги логопункта на детей микрорайона, не посещающих детский сад.

Публикации по теме:

Принципы речевых анализов, речевых нарушений 1. Принцип развития. Предполагает эволюционно динамический анализ возникновения дефекта: - анализ в соответствии с возрастной нормой. Принципы.

Какое бывает недоразвитие речи? (стенд для родителей) Какое бывает недоразвитие речи?ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОЕ НАРУШЕНИЕ РЕЧИ Это дети с нормальным интеллектом, не произносящие или призносящие.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Логопункт в дошкольном учреждении»
Опубликовано: 25 октября 2014 в 21:49
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 15.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД