Виктория Казакова
Проект «Малая Родина» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Проект создан для совместной деятельности с детьми 6 - 7летнего возраста и их родителями.
Тема: "Малая Родина"
Авторы:
Воспитатели подготовительной группы «Знайки» - Казакова В. В.,
Можаева И. В.
Актуальность работы проекта :
Публикация «Проект „Малая Родина“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Подготовительная группа
- Проекты. Проектная деятельность
- Родной край, город. Проекты
- Темочки
В период дошкольного детства происходит зарождение первичного образа мира благодаря познавательной активности ребенка, история Санкт-Петербурга богата и многогранна, имеет свой особенный стиль культуры, духовности, отличающийся от культуры других городов России и Европы. Успешное ознакомление детей с Петербургом во многом зависит от понимания ими его роли истории русской культуры, которая станет основой духовного развития личности воспитанников.
Развитие познавательного интереса к различным областям знаний и видам деятельности является одной из составляющих, как общего развития дошкольника, так и дальнейшем успешности его обучения в школе. Интерес дошкольника к истории родного города, желание освоить все новое - основа формирования этого качества. На протяжении всего дошкольного детства наряду с игровой деятельностью огромное значение в развитии личности ребенка имеет познавательная деятельность, как процесс усвоения знаний, умений, навыков. Понимая, какое значение имеет поисковая деятельность в развитии познавательной активности детей, их интеллектуальных способностей, одним из видов деятельности мы выбрали ознакомление с Санкт-Петербургом, его историей и традициями.
Петербург, как носитель культуры, обладает определенными психологическими и эстетическими качествами, которые отражаются в архитектуре, произведениях искусства и культурном уровне горожан, которые требуют целенаправленного постепенного изучения и возможности интериоризации полученных знаний воспитанниками. Город является особой формой социальной жизни, которая требует определенного уровня адаптации, социализации и навыков поведения различных возрастных групп. Одна из глобальных проблем современных жителей города - отсутствие интереса и стремления к познанию исторического прошлого и настоящего Петербурга, а также явное снижение уровня эстетического восприятия окружающей красоты.
Следствием вышесказанного является актуальность и необходимость приобщения юных петербуржцев к постижению своеобразия и уникальности Петербурга и одним из красивейших и величественнейших городов мира, и носителем особого типа культуры на протяжении последних трех столетий.
Цель:
Пробуждение у дошкольников познавательного интереса к Малой Родине (городу, в котором они живут). Формирование элементарных умений, необходимых для жизни в крупном городе. Создать условия для интересного и познавательного проведения досуга детей с родителями. Вовлечение семьи в образовательный процесс.
Задачи:
• Воспитание любви к родному городу, гордость: я - петербуржец;
• Побуждение познавательного интереса к городу, восхищение им;
• Формирование начальных знаний о родном городе;
• Воспитание петербуржца в лучших традициях петербуржской культуры;
• Формирование у детей чувство патриотизма, любви к родному городу.
• Ориентировать родителей на совместное с педагогом приобщение ребенка к истории своего города и района.
Участники: дети подготовительной группы «Знайки», воспитатели, родители.
Сроки реализации проекта
Долгосрочный. Срок реализации проекта сентябрь 2021 - май 2022 учебного года.
Тип проекта
• информационно – практико - ориентированный
Этапы проекта :
1этап – Организационный:
• Изучение справочной, методической, энциклопедической литературы, сбор материала необходимого для реализации цели проекта.
• Информирование родителей о планировании работы с детьми по проекту «Моя Малая Родина».
• Подбор художественной литературы для детей по выбранной тематике.
• Подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта.
• Создание развивающей среды по теме.
2 этап – Практический:
Реализация проектных мероприятий в форме совместной деятельности воспитателя с детьми. Это использование раздаточного материала в соответствии с темой проекта, изготовление пособий для занятий и атрибутов для игр; чтение художественной литературы, просмотр мультфильмов, презентаций, беседы, экскурсии, дидактические игры, художественное творчество, решение проблемных ситуаций, сюжетно-ролевые игры, игровые ситуации, продуктивная деятельность.
3 этап – Заключительный:
Подведение итогов реализации проекта в форме интеллектуально-познавательной игры «День рождение Санкт-Петербурга»
Результат:
• Усвоение детьми знаний, представлений о Малой Родине.
• Создание единого инновационного пространства по теме.
• Чёткое выполнение поставленной задачи.
• Повышение уровня мотивации к занятиям.
Содержание реализации работы над проектом :
Для достижения поставленных целей и задач необходима реализация следующих действий:
• Создание центра «Малая Родина».
• Организация образовательного пространства в группе по ознакомлению с Санкт-Петербургом.
• Создание у воспитанников и их родителей устойчивого интереса к изучению истории, традиций Малой Родины.
Для реализации проекта рекомендуется использовать следующие формы работы по поисково-экспериментальной деятельности:
• Совместная деятельность воспитателя с ребенком.
• Самостоятельная деятельность детей.
• Фронтальные занятия.
• Развлечения.
• Наблюдения.
• Рассматривание альбомов, познавательной литературы и фотографий.
• Беседы по темам.
• Целевая прогулка.
План – схема реализации работы по проекту «Малая Родина»
Месяц Тема Содержание работы
Сентябрь «Санкт-Петербург – культурная столица России».
«Город на островах» Беседа «Из чего состоит город».
Разучивание песни «Осень в городе моем».
Посещение детской Филармонии на Самсониевском.
Чтение Л. Г. Барбас «Жили-были улицы», В. Я. Меерзон «На чем город стоит и чем знаменит».
Лото «Город Санкт-Петербург», пазлы.
Д/и «Назови улицу», «Город-деревня».
«Маршрут выходного дня» - прогулки по улицам района, праздник безопасности в районе.
- просмотр слайдов на тему «Острова, на которых построен город. Акватории Петербурга»;
- С/р игра «Строительство моста между островами»
- заполнение слепой карты города
- игра викторина «Покажи остров» или «Найди реку» см. Сборник загадок о Санкт – Петербурге;
- чтение Л. И. Шиф «Путешествие по Петербургу с Аликом и Гусариком» см. Картотеку стихотворений по СПб;
- познавательная игра «Что это значит?»
Октябрь «Стрелка Васильевского острова»
«Парки и сады Санкт-Петербурга»
- просмотр слайдов на тему «Стрелка Васильевского острова»;
- изготовление макета стрелки Васильевского острова (совместно с родителями);
- создание альбома «Экспонаты музеев Васильевского острова»;
- игра викторина «Загадки о СПб» см. Сборник загадок о Санкт – Петербурге;
- чтение и заучивание стихотворения Р. Назмутдинов «Ростральные колонны» см. Картотеку стихотворений по СПб;
- познавательная игра «Что это значит?»
- просмотр слайдов на тему «Летний сад»»
- рассматривание фотографий Летнего, Таврического, Александрийского сада, парка Победы, парка Сосновка;
- чтение: А. Смирнова, В. Пянкевич «Как найти счастье на улице»;
- заучивание стихотворения С. А. Скаченков «Майский сад», «Лебяжья канавка»;
- д/и «Сложи картинку парка»
- экскурсия в Летний сад, Ботанический сад.
Ноябрь «Петр и город. Памятники Санкт-Петербурга. Медный всадник»
«Легенды и мифы Санкт – Петербурга. Сказочные животные Петербурга». - просмотр слайдов на тему «Памятники СПб»;
- рассказ о жизни Петра;
- рассматривание иллюстрации с изображением памятников СПб;
- д/и «Парные картинки»;
- чтение и заучивание отрывка стихотворения В. Я. Брюсова «К медному всаднику» А. Пушкина «Медный всадник» см. Картотеку стихотворений по СПб.
- экскурсия к медному всаднику.
- просмотр слайдов на тему «Легенды и мифы Санкт – Петербурга»;
- прогулка с родителями во двор аптеки Пеля и сыновей к «Башне грифонов»;
- игра-конкурс «Мифические животные»;
- чтение В. Нестерова «Львы стерегут город»;
- изобразительная деятельность на тему: «Сфинксы в городе».
Декабрь «Музеи нашего города – Эрмитаж».
«Музеи нашего города. Русский музей». - просмотр слайдов на тему «Музеи нашего города – Эрмитаж»;
- работа с картой – местонахождения музея;
- рассматривание репродукций картин из Эрмитажа;
- игры с путеводителем по музею;
- рисование экспонатов музея Эрмитажа, которые больше всего понравились;
- просмотр слайдов на тему «Музеи нашего города. Русский музей»;
- рассматривание репродукций Русского музея;
- работа с картой – местонахождения музея;
- пополнение коллекции билетов;
- прогулка с родителями к дому на углу Большого пр. и Весёльной улицы «Дом с картинами»;
- игра викторина «Загадки о СПб» см. Сборник загадок о Санкт – Петербурге.
Январь «900 дней блокады». - просмотр слайдов на тему «900 дней блокады»;
- чтение литературы, рассматривание иллюстрации по теме «Блокада Ленинграда»;
- рассматривание иллюстраций по теме занятия: «900 дней блокады»
- чтение и заучивание стихотворения Н. Поляковой, «Город у залива» см. Картотеку стихотворений по СПб
Экскурсия на Пискаревское кладбище.
Февраль «Храмы и соборы города. Казанский собор»
«Храмы и соборы города. Исаакиевский собор» - просмотр слайдов «Казанский собор»;
- чтение О. Мандельштам «На площадь выбежав, свободен…»
-С/р игра «По Петербургу пройдем, все соборы найдем»;
- аппликация «Здание с колоннами»;
- слушание колокольного звона;
- экскурсия к Казанскому собору.
- просмотр слайдов с изображением Исаакиевского собора;
- чтение Р. П. Алдонина «Исаакиевский собор»;
- заучивание стихотворения С. А. Скаченкова «Исаакиевский собор»;
- д/и «Что лишнее»;
- беседа «Как вести себя в храме»;
- экскурсия к Исаакиевскому собору.
Март «Улицы, проспекты, бульвары, площади».
«Дворцово-парковые ансамбли (пригороды СПб)» - просмотр слайдов на тему «Улицы, проспекты, бульвары, площади»;
- продолжить с детьми работу с картой города;
- совместная деятельность с родителями : найти на карте города улицы, в названиях которых спрятались животные;
- изобразительная деятельность: нарисуй «звериную» улицу;
- составление сказки по теме «Зверинская улица»
- игра викторина «Загадки о СПб» см. Сборник загадок о Санкт – Петербурге;
- чтение и заучивание стихотворения М. Борисовой «Очень просто сесть в трамвай…» см. Картотеку стихотворений по СПб.
- просмотр слайдов на тему «Дворцово-парковые ансамбли (пригороды СПб)»;
- рассмотрение буклетов пригородов и городов спутников;
- пополнение коллекции билетов;
- рисование на тему: «Где бы я хотел провести выходные».
Апрель «Санкт-Петербург – крупный транспортный город».
«Архитекторы города» - просмотр слайдов о вокзалах, портах, выставка транспорта;
- стихи, загадки и ребусы о видах транспорта;
- с/р игра «Полет на самолете»;
- ситуация «Как Незнайке попасть на вокзал»;
- беседа с детьми «Как вести себя на территории вокзала»;
- экскурсия в музей метро.
- беседа с детьми о профессиях архитектора, скульптора;
- просмотр слайдов о К. Росси, В. Растрелли и их шедеврах;
- интерактивная технология «Собери достопримечательность Санкт-Петербурга»;
- заучивание коротких стихов об архитекторах, загадывание загадок, решение кроссвордов;
- литературный досуг «Великий А. С. Пушкин»
Май «Празднуем день рождения Петербурга» Знакомство с гимном города (Олег Кваша " Гимн Великому городу").
Конструирование «Город мастеров».
Выставка работ ко Дню города.
Дидактическая игра «Узнай по силуэту».
Экскурсия в музей-театр «Кошкин дом».
Продукт: развлечение «Празднуем день рождение Петербурга».
Работа с родителями.
1. Анкетирование родителей.
2. Консультации: «Как знакомить ребенка с достопримечательностями города», «Правила поведения детей при посещении театра, музея, на прогулке, у памятника», «Вместе дружною семьей любим город свой родной», «Как воспитать юного петербуржца».
3. Ознакомление родителей с уголком «Малая Родина» в ДОУ.
4. Наглядная информация.
5. Обмен опытом.
Ожидаемые результаты.
• Созданы необходимые условия для формирования основ целостного мировидения дошкольниками своей Малой Родины.
• Воспитанники имеют представления детей о своей Малой Родине, родном городе.
• У дошкольников развиты умения: наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки.
• Родители заинтересованы в приобщении ребенка к истории своего города и района.
• Развито эмоционально-ценностное отношение воспитанников к Малой Родине.
Список использованной литературы
1. Бехметьева Е. А. «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к культурному наследию Санкт-Петербурга». – Детство-Пресс, 2019.
2. Кравченко Т. Ю. Путеводитель для детей. Санкт-Петербург. – Аванта, 2019.
3. С. П. Заварихин «Явление СанктЪ-ПитерЪ-Бухра». Санкт-Петербург: Стройиздат СПб, 1996г.
4. Овсянников Ю. М., «Великие Зодчие Санкт-Петербурга. Трезини. Растрелли. Росси.». Санкт-Петербург: «Искусство-СПб» – «Северо-Запад», 1996г.
5. Помарнацкий В. Ф., «Узнай и полюби Санкт-Петербург: Пособие по историческому краеведению». СПб. : Лениздат, 1997г.
6. Пукинский Б. К., «Санкт-Петербург 1000 вопросов и ответов». СПб. : «НОРИНТ», 2001г.
7. Синдаловский Н. А., «История Санкт-Петербурга в преданиях и легендах». СПб. : «НОРИНТ», 1997г.
8. Платунов А. М., «Так строился Петербург». СПб. : «Специальная Литература», 1997г.
9. .Авсеенко В. Н., «История города С. -Петербурга в лицах и картинках 1703-1903». СПб. : «СОТИС», 1993г.
10. Канн П. Я., «Прогулки по Петербургу». – СПб. : «Палитра», 1994г.
11. Дмитриева Е. В., «Санкт-Петербург пособие по истории города». – СПб. : «КОРОНА принт», 2000г.
12. Георгиев И. И., Иванова И. Н., Исаченко В. Г., «Санкт-Петербург. Занимательные вопросы и ответы». СПб. : Издательство «Паритет», 2000г.
13. Ермолаева Л. К., «Чудесный город». Программа пропедевтического краеведческого курса, СПб. : «ИНСТИТУТ ПЕТЕРБУРГА», 1995г.
14. Алифанова Г. Т., «Первые шаги». (воспитание петербуржца-дошкольника). Методическая разработка, Санкт-Петербург 2000, «Петербургская Новая школа».
15. Толкачева Т. Ю. «Система работы по ознакомлению старших дошкольников с историей и культурой Санкт - Петербурга». – СПб. : «Детство-Пресс», 2018г.