Папки-передвижки

Проект «Матрешка — душа России»

Ольга Сердобинцева
Проект «Матрешка — душа России»

Проект «Матрешка — душа России»

«Есть одна только общая для всех прирожденная наклонность,

на которую всегда может рассчитывать воспитание:

это то, что мы называем народностью.

Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых

лучших системах, основанных на абстрактных

идеях или заимствованных у другого народа».

Д. Ушинский.

Проект – художественно -эстетического, творческого, познавательного, экспериментального, и игрового направления.

Обоснование актуальности проекта :

Публикация «Проект „Матрешка — душа России“» размещена в разделах

Для освоения духовно-нравственных ценностей, становления базиса личностной культуры, принятых правил и норм поведения, особо значимым является период дошкольного детства. Именно в дошкольном возрасте закладывается основа системы ценностей, определяющая отношение ребенка дошкольника к миру во всем многообразии его проявлений.

Миссией воспитания и развития личности гражданина России выступает сплочение и консолидация нации, укрепление социальной солидарности, повышении доверия личности к жизни в России, согражданам, обществу, настоящему и будущему малой родины, Российской Федерации, на основе базовых ценностей Российского гражданского общества и развитие у подрастающего поколения навыков позитивной социализации.

В нашей группе «Рябинка» для детей с ЗПР(3-8лет) было проведено анкетирование родителей по теме: «Народная игрушка в жизни вашей семьи». По итогам анкетирования сделан вывод, что у детей и их родителей плохо сформированы представления о народных игрушках, в семье мало уделяется внимания этой теме.

Поэтому педагоги группы решили создать условия для знакомства с народной игрушкой. Самая простая и понятная народная игрушка -это матрешка. Она до сих пор нравится и взрослым и детям. В ее содержании, форме и отделке отразилась вся широта души русской, представления о мире, добре, красоте. Матрешка – это не просто игрушка, это частичка каждого из нас, россиян.

Играя с ней, дети знакомятся не только с историей создания игрушки, мы возрождаем добрую традицию народа, передаём опыт старшего поколения. В народной игрушке есть весь арсенал необходимых средств для формирования человека - гражданина своей страны.

Поэтому задумались над проблемой о знакомстве детей и их родителей с русской народной матрешкой как проводником к русской народной культуры.

Цели и задачи проекта

Цель проекта : воспитание чувства патриотизма через народную игрушку-матрешку.

Задачи проекта :

1. Познакомить детей с русской народной игрушкой, с историей создания матрешки, русских традициях и праздниках связанных с игрушкой.

2. Создать условия для экспериментальной, игровой и творческой деятельности.

3. Стимулировать познавательную активность, способствовать развитию коммуникативных навыков, пополнению активного и пассивного словаря детей в процессе работы над проектом.

4. Развивать мелкую моторику рук.

5. Развивать память, логическое мышление, внимание, самооценку.

6. Активизировать работу по патриотическому воспитанию среди детей и родителей воспитанников.

Вид/ тип проекта : краткосрочный

Участники проекта : воспитанники группы детей с ЗПР (7 человек, посещающих детский сад и их родители, воспитатели групп, педагог дополнительного образования Балашовской школы искусств №2, сотрудник детской библиотеки.

Этапы реализации проекта

Подготовительный этап:

1. Анкетирование.

2. Размещение информации в уголках для родителей по теме проекта.

3. Подбор материала и изготовление дидактических игр, альбомов, запись мультфильмов, презентаций.

4. Подбор методической, художественной литературы, загадок, стихов, сказок, бесед по теме проекта.

5. Подбор наглядно-дидактического иллюстративного, материала, для реализации проекта.

6. Продумывание практической, экспериментальной деятельности.

7. Создание условий для реализации проекта.

Основной этап:

-Беседы с детьми.

-Экспериментальная деятельность.

-Просмотр презентаций, мультфильмов и познавательных фильмов.

-Чтение художественной литературы, загадок, сказок. Разучивание стихов.

-Проведение ОД по рисованию, лепке, аппликации, ручному труду.

-Разучивание с детьми подвижных игр, физминуток.

-Семинар-практикум для родителей по росписи матрешек.

-Совместно с родителями изготовление и рассматривание альбома «Русская матрешка».

-Оформление мини-музея «Матрешка-душа России».

• Результатами данного проекта : (собранный и изготовленный печатный материал, созданные мультимедийные презентации и записанные мультфильмы, д/и, литературные произведения) будут использовать ежегодно в работе с детьми педагоги, родители, воспитанники.

Продукт проекта : мини-музей «Матрешка-русская душа»

Организованная

Образовательная

Деятельность,

осуществляемая в разных видах детской деятельности Образовательная деятельность в режимных моментах Самостоятельная деятельность детей (с использованием ресурсов среды) Взаимодействие с родителями

Подготовительный (мотивационный)

Составление плана работы по проекту с детьми (беседы, встреча с педагогом дополнительного образования из школы искусств №2 Мишиной О. И., пополнение предметно – развивающей среды, встреча с сотрудником Детской Библиотеки Леонтьевой Н. Н Подбор физ. минуток, подвижных игр, динамических пауз, пальчиковых гимнастик Подбор иллюстраций и книг для рассматривания, для раскрашивания; пополнение предметно – развивающей среды для самостоятельной деятельности детей. Составление плана работы с родителями.

Анкетирование.

Основной (проблемно – деятельный)

1. Чтение худ. литературы Л. Некрасов «Мы веселы матрешки», В. Приходько «Матрешка на окошке», С. Маршака «О матрешках», В. Берестова «Матрешкины потешки», В. Моисеева «Кто матрешку сделал, я не знаю», Ю. Володиной «Танец матрешек», стихи о матрешках Е. Крысина, Р. Карапетян, Л. Громовой, Н. Радченко, А. Клешовой, С. Иваова.

2. Беседы: «История русской матрешки», «Семеновская матрешка», «В гости к матрешке».

3. Проведение ОД по ОО»художественно-эстетическое развитие» на темы: «Семья матрешек»(рисование, «Украсим матрешке сарафан» (пластилинография, «Украсим платочки для матрешки кругами и кольцами»(рисование, «Матрешка пришла в гости», «Угощение для матрешки»(аппликация)матрешка на ложках»(ручной труд)

4

Просмотр электронных презентаций:

«Матрешка – русская красавица».

«Как изготавливают матрешку».

Просмотр фильмов:

«Секрет матрешки».

«Жили были матрешки».

«Русские матрешки».

Диафильм (презентация) «Катя в гостях у матрешки».

4. Встреча с преподавателем школы искусств №2Мишиной О. И.

5. Беседа. Сетевое взаимодействие с библиотекой (Леонтьева Н. Н.)

Экспериментальная деятельность

Тема: «Матрешка деревянная»

Цель: Познакомь со свойствами дерева

Тема: «Сарафан Матрешки»

Цель: расширить и закрепить представления о свойствах бумаги.

1. Подвижные игры:

- «Матрёшки и мышки».

• - «Матрёшечка - матрёшка».

• - «Матрешки и карусели».

- «Кто первый?»

- «Найди матрешку».

- «Весёлые матрёшки».

5 Пальчиковые игры:

- «Мы веселые матрешки».

- «Кукла».

- «Мы — красавицы матрешки».

- «Строили ладошки домик для матрешки».

- «Нужно пальчики размять».

- «Кукла славная матрешка».

- «Мы становимся всё выше». Физминутка для глаз.

6Физминутки:

• - «Матрёшки».

-«Мы, матрешки, вот такие крошки».

• - «Все они матрешеньки».

- «Матрёшкины частушки».

- «Мы -весёлые матрёшки».

- «Ножки».

- «Ах, какие щечки».

5. Отгадывание загадок.

1. Д/и «Разрезные картинки», «Сенсорная игра. Трехцветная матрешка», «Собери матрешку», «Найди домик матрешке», «Больше-меньше»

2. Обучение игре:»К нам в гости пришла матрешка»

3. Рассматривание иллюстраций на тему : «Какие разные матрешки»

4. Продуктивная деятельность. Рисование матрешек с помощью трафаретов. Аппликация. Лепка

1. Семинар-практикум для родителей по росписи матрешек на тему «Изготавливаем сувенир своими руками»

Изготовление альбома «Русская матрешка»,

2. Консультация для родителей «Матрешка-детская развивающая игрушка»»

3. Совместная работа родителей по оформлению мини- музея в группе «Матрешка – душа России»

4. Рекомендации для родителей по домашнему чтению.

5. Памятка для родителей «С чего начинается Родина…».

Заключительный (творческий)

Продукт проекта - мини-музей «Матрешка- душа России».

Ожидаемые результаты реализации проекта

В детском саду:

1. Созданы условия для приобщения детей к русской народной культуре через народную игрушку матрешку, сказки, игры, беседы.

2. Изготовлены дидактические игры для детей, оформлен альбом для рассматривания «Русская Матрешка», собранны и записаны на DVD мультфильмы и презентации по теме проекта.

3. Проведены семинары- практикумы, консультации для родителей.

4. В работе проекта примут непосредственное участие 90% семей и 7детей посещающих группу «Рябинка» в возрасте от 3 до 8 лет.

5. К окончанию срока реализации проекта у детей обогатится кругозор, сформируется представление о матрешке, как символе нашей страны, откуда она к нам пришла. Дети будут использовать знания в играх и НОД.

Дети будут знать и называть:

Матрешка – символ и гордость России, символом народного искусства, и очень нравится людям, потому-то она несет в себе любовь и дружбу.

• Познакомятся с русской народной игрушкой матрешкой, в которой отразилось народное представление о семье, добре, красоте.

• Знать историю происхождения матрешки. Первую русскую матрешку изготовил токарь-игрушечник Василий Звёздочкин, а расписал художник Сергей Малютин.

• Знать отличия и уметь находить матрешек по росписи : семеновскую, вятскую матрешки и матрешку из Сергиево-Пассада.

• Познакомятся с малыми формами устного народного творчества, загадками, сказками, уметь употреблять их в жизни.

• У детей развиты творческие способности и коммуникативные навыки, возникнет желание творить и исследовать вместе с взрослыми.

Дальнейшее развитие проекта

• В детском саду продолжит действовать мини – музей «Матрешка-душа России».

• Собранный и изготовленный печатный материал, созданные мультимедийные презентации и записанные мультфильмы будут использоваться ежегодно в работе с детьми, согласно календарно-тематическому плану.

• Педагоги детского сада будут использовать в своей практической работе разработки по теме проекта.

Публикации по теме:

«Душа России». Сценарий районного праздника«Душа России». Сценарий районного праздника «Душа России» сценарий районного праздника8 апреля 2016 года на базе нашего сада прошел районный этап городского конкурса «Душа России».

Матрёшка — душа, символ и визитная карточка РоссииМатрёшка — душа, символ и визитная карточка России Наравне с русской берёзкой и русским самоваром, русская Матрёшка стала неофициальным символом России. Причина популярности матрёшки заключается.

Дидактические игры для мини-музея «Душа России»Дидактические игры для мини-музея «Душа России» Доброго всем солнечного весеннего дня! Каждый из нас, педагогов, постоянно задумывается над новыми идеями, технологиями, дидактическими.

Конспект НОД по аппликации в подготовительной группе «Русская матрешка — символ России»Конспект НОД по аппликации в подготовительной группе «Русская матрешка — символ России» Программные задачи: - Формировать у детей интерес к русскому прикладному искусству — деревянной игрушке, как символу России; - Развивать.

Мастер-класс по созданию праздничной поделки «Матрешка — душа России» в технике аппликации из цветной бумагиМастер-класс по созданию праздничной поделки «Матрешка — душа России» в технике аппликации из цветной бумаги Мастер-класс по созданию праздничной поделки «Матрешка - душа России» в технике аппликации из цветной бумаги. Автор: Шубенкова Татьяна.

Педагогический проект в старшей группе «Вся семья вместе, так и душа на месте»Педагогический проект в старшей группе «Вся семья вместе, так и душа на месте» Семья – это труд, друг о друге забота, Семья – это много домашней работы. Семья – это важно! Семья – это сложно! Но счастливо жить одному.

Проект «Когда все вместе, то и душа на месте»Проект «Когда все вместе, то и душа на месте» Паспорт к проекту "Когда все вместе, то и душа на месте»Классификация проекта: По срокам реализации проект – среднесрочный По тематике.

Проект «Вся семья вместе, так и душа на месте» для детей младшего дошкольного возрастаПроект «Вся семья вместе, так и душа на месте» для детей младшего дошкольного возраста Проект «Вся семья вместе, так и душа на месте»(для детей младшего дошкольного возраста) «Семья – это та самая среда, в которой человек.

Творческая мастерская «Матрешка — душа России» для детей младшего школьного возрастаТворческая мастерская «Матрешка — душа России» для детей младшего школьного возраста Цель: сделать матрешку из бумаги Задачи. Образовательные: • познакомить детей с историей создания русской матрёшки • научить делать матрешку.

Выставка «Золотая хохлома» — душа России!Выставка «Золотая хохлома» — душа России! Хохлома Хохлома ты моя золотая, Твой характер цветист без прикрас, Над Россией жар-птицей взлетая, Ты волнуешь придирчивый взгляд. Чтоб.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Матрешка — душа России»
Опубликовано: 14 мая 2023 в 12:35
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД