Лучший педагог года

Проект «Мир фольклора — мир народной мудрости»

Алёна Рахматуллина
Проект «Мир фольклора — мир народной мудрости»

Пояснительная записка

Реализация данного проекта осуществлялась через интеграцию образовательных областей: «Художественно - эстетическое», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Познавательное развитие, «Социально – коммуникативное». В детской деятельности прослеживается игровая, включая сюжетно – ролевую игру, народная игра с правилами, коммуникативная (общение и взаимодействие с взрослыми и сверстниками, восприятие художественной литературы и фольклора, музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных народных произведений, исполнение народных песен и танцев, а также игры на детских не музыкальных шумовых и музыкальных инструментах)

Публикация «Проект „Мир фольклора — мир народной мудрости“» размещена в разделах

Проблема

Проанализировав результаты работы с воспитанниками, я пришла к выводу, что у детей недостаточный слуховой багаж произведений музыкального фольклора, так же наблюдается лишь поверхностный интерес к устному и музыкальному фольклору в современных семьях. Для решения этой задачи и будет продолжаться работа с воспитанниками, педагогами и родителями по «вплетению» музыкального фольклора в жизнь ребенка.

Актуальность проекта

«Изучайте фольклор, учитесь на нем. Без знания прошлого нет будущего»

А. М. Горький

Обращение к фольклору сегодня имеет глубокий социальный смысл, являясь средством эстетического, нравственного и патриотического воспитания детей.

Фольклор — устное народное творчество, включающее в себя большое количество жанров: сказки, пословицы и поговорки, потешки, частушки — это неоценимое богатство народа, показатель его способностей и таланта. Через устное народное творчество ребенок не только овладевает родным языком, но и, понимая его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа. Фольклор как исторически конкретная форма народной культуры не остается неизменным, а развивается вместе с развитием народа, вбирая в себя все ценное, что существовало ранее, и отображая новые социальные изменения. Поэтому фольклор всегда самобытен и современен.

Фольклору отводится все более заметное место в выполнении задач нравственного и эстетического воспитания, развития творческих способностей подрастающего поколения, т. е. способствует всестороннему развитию личности детей. Это – коллективное творчество народа, вобравшее в себя его вековой жизненный опыт и знание.

Внедрение элементов фольклора в практику музыкально-эстетического воспитания детей, изучение традиций и обычаев своего народа являются важнейшим звеном в процессе формирования у детей высокой художественной культуры. Знание музыкальной культуры своего народа позволит осознать специфику музыкального творчества и культуру других народов. Народные традиции и праздники многообразно отражают жизнь человека, раскрывают духовную красоту и богатство. Именно в русском фольклоре отражаются со всей полнотой извечные стремления народа к добру и правде, к счастью и справедливости. В детском музыкальном воспитании и образовании народные праздники имеют непреходящее значение. Они учит с достоинством любить свою Родину, народ, природу, воспитывают чувство коллективизма и товарищества, развивают музыкально поэтический вкус, пробуждают творческие способности. Ребенок, воспитанный на русском фольклоре будет с любовью относиться к культуре своего и других народов.

На сегодняшний день остро встают проблемы нравственности, морали, трудового воспитания. Сочетающиеся в фольклоре, мудрость и простота, помогают донести до детей высокие нравственные идеалы русского народа. Воспитание трудолюбия, милосердия, терпимости, честности; уважение к старшим, забота о младших – заповеди народного фольклора.

В настоящее время проблема воспитания детей средствами музыкального фольклора уделяется большое внимание. Активно внедряются в педагогическую практику программы и методики по народному творчеству. Пение, родное слово, игра на народных инструментах, национальный костюм, игровые и танцевальные элементы – все это комплексно используется на музыкальных занятиях. Используя все это, педагог воспитывает музыкально-эстетические чувства у детей, учит их мыслить образами, помогает им проявить себя, исполняя, слушая, размышляя, двигаясь, импровизируя.

Фольклор может и должен стать альтернативой увлечению детей массовой субкультурой. Её вредному воздействию может противодействовать только личность, обладающая устойчивыми художественно-нравственными образами и эстетическими представлениями, умеющая понимать подлинную художественную ценность предметов и явлений, воспитанная на лучших образцах национальной традиционной школы.

Инновационная направленность: развитие социального и эмоционального интеллекта посредством знакомства детей с праздниками, традициями и обычаями русского народа.

Сроки реализации проекта: долгосрочный; сентябрь 2020 – май 2020.

Вид проекта: практико-ориентированный

Участники: музыкальный руководитель, педагоги и дети группы «Б» КН 6-7 лет, родители, привлечение социальных партнеров.

Продукт совместной деятельности: календарные и народные праздники, вокальное исполнение, танцевальное и игровое творчество.

Перспектива проекта:

Привлечение внимания участников проекта к возрождению интереса и освоения детьми фольклорного наследия русского народа

Цель проекта: развитие социального и эмоционального интеллекта дошкольников посредством знакомства с праздниками, традициями и обычаями русского народа

Задачи:

• повысить свою педагогическую компетентность и других участников образовательных отношений (педагогов, родителей) в вопросах развития социального и эмоционального интеллекта;

• способствовать развитию творческой инициативы детей и социального и эмоционального интеллекта посредством участия детей в русских народных праздниках;

• создать развивающую среду по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста по теме проекта «Мир фольклора – мир народной мудрости»

• приобщать детей и родителей к истокам русской культуры посредством знакомства с праздниками, традициями и обычаями русского народа;

• воспитывать у детей уважение к традициям и обычаям русского народа.

Ожидаемый результат

• участники образовательных отношений компетентны в вопросах развития социального и эмоционального интеллекта;

• будет реализована творческая инициатива детей: дети являются активными участниками русских народных праздников; развиты социальный и эмоциональный интеллекты (умение выразительно и эмоционально играть свою роль, инсценировать русские народные сказки, потешки; исполнение народных, обрядовых, хороводных песен);

• будет создана развивающая среда по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста по теме самообразования «Формирование основ нравственных качеств личности ребёнка, развитие его социального и эмоционального интеллекта через фольклор» в рамках проекта «Мир фольклора – мир народной мудрости»

• дети и родители знают традиции и обычаи русского народа посредством участия в русских народных праздниках;

• дети уважительно относятся к традициям и обычаям русского народа.

План реализации проекта

1 этап – подготовительный (сентябрь, октябрь).

2 этап – основной (ноябрь - апрель). Реализация основных видов деятельности по направлениям проекта. Включает в себя сбор и обработку диагностических результатов, и соотнесение поставленных задач, прогнозируемых результатов с полученными результатами.

3 этап – заключительный (апрель - май). Проведение итогового мероприятия.

Продукт проекта:

• отчетное мероприятие для детей «За околицей» с участием родителей

План реализации проекта

Сентябрь - октябрь

- Изучение методической литературы, поиск информации в сети Интернет

- Анкетирование родителей «Место фольклора в жизни ребенка»

Цель: выявление интереса и знаний родителей к народным обычаям и праздникам, а также развитие и поддержание данного интереса

- Составление плана работы по реализации проекта с участием педагогов – специалистов Т. Н. Улаевой и Р. Р. Вахитовой; представителей вокального ансамбля «Сибирская вечерка» МАУ «Дворец искусств»; председателем ОО «Истоки России» Ткаченко Н. В. с участием вокального ансамбля «Родные напевы»; педагогов и учащихся ДШИ «Камертон»

- пополнение развивающей среды материалами по теме проекта:

1. подборка фонотеки народной музыки, рекомендуемых программой;

2. приобретение и подборка иллюстрированного демонстрационного материала; подборка слайд - шоу, видео, фонотеки

3. пополнение книжки «Музей русских народных инструментов» (иллюстрации)

- Подготовка и проведение «Праздника урожая» (капустные посиделки) с участием вокального ансамбля «Сибирская вечерка» МАУ «Дворец искусств», совместно с педагогом – организатором Т. Н. Улаевой для детей 5-7 лет

- пополнение картотек: «Народные календарные игры для детей старшего дошкольного возраста», «Народные игры», «Считалки»;

- Подбор материала и оформление консультации для родителей «Детский фольклор»

- Подготовка и проведение Фольклорного праздника «Играй, гармонь - звени, балалайка!» с участием представителей ОО «Истоки России» для детей старшего дошкольного возраста

- Оформление в родительском уголке консультаций о роли фольклора в жизни ребёнка («Детский фольклор», «Народный фольклор») (приложение)

- Участие в постановке музыкальной сказки «Гуси – лебеди» (совместное мероприятие с логопедом – педагогом И. В. Гермашовой)

- Экскурсия в Школу искусств «Камертон».

- Музыкальный досуг «Русские народные инструменты» для детей 6-7 лет

- Досуг ко Дню рождения Югры «Люби и знай наш Югорский край» с участием представителей ОО «Истоки России» для детей старшего дошкольного возраста

- Фольклорный праздник «Рождественские посиделки» с участием вокального ансамбля «Сибирская вечерка» МАУ «Дворец искусств», совместно с педагогом – организатором Т. Н. Улаевой

- Музыкально – спортивный праздник, посвящённый Дню Защитника Отечества «Как дети Кощея бессмертного и Змея Горыныча победили» (для детей старшего дошкольного возраста) совместно с инструктором по физической культуре Р. Р. Вахитовой

- Развлечение «Масленица – кривошейка, встретим тебя хорошенько…» с участием председателя ОО «Истоки России Ткаченко Н. В. и вокального ансамбля «Родные напевы»

- Экскурсия в Школу искусств «Камертон».

-Фольклорный праздник «За околицей» для детей с участием родителей

- Участие в тематической (методической) неделе «Аукцион педагогических идей»: презентация проекта в рамках работ по самообразованию среди педагогических работников Учреждения на тему «Создание педагогических условий, способствующих формированию основ нравственных качеств личности ребенка, развитию его социального и эмоционального интеллекта».

Публикации по теме:

Копилочка народной мудростиКопилочка народной мудрости Позвольте пригласить вас на мою страничку и предложить вашему вниманию буклет "Копилочка народной мудрости". Работая над проектом " Что.

Краткосрочный проект по русской народной культуреКраткосрочный проект по русской народной культуре Информационная карта проекта (или паспорт проекта) Полное название проекта: Русские народные сказки в жизни дошкольника на примере сказки.

Образовательный проект в первой младшей группе «Использование фольклора в разных видах деятельности» Образовательный проект в первой младшей группе МБДОУ «Детский сад № 9 комбинированного вида» г. Бавлы Участники проекта: воспитатель Богатая.

Проект «Берегиня». Создание мини-музея традиционной народной куклы в ДОУПроект «Берегиня». Создание мини-музея традиционной народной куклы в ДОУ Визитная карточка проекта «Из всех существующих в мире загадок тайна куклы – самая загадочная; без понимания сущности куклы невозможно понять.

Проект «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к русской народной культуре» Познавательно-исследовательский проект «Приобщение детей к русской народной культуре». Автор проекта: Голоева Р. Т. Продолжительность проекта:.

Проект «Приобщение дошкольников к русской народной культуре»Проект «Приобщение дошкольников к русской народной культуре» Давно уж "заболела" я народной куклой. И всё благодаря вам, дорогие мои маамовцы. Началось всё с Международной миротворческой акции "Гирлянда.

Проект «Приобщение дошкольников к русской народной культуре»Проект «Приобщение дошкольников к русской народной культуре» Тип проекта: творчески - игровой. Продолжительность проекта: долгосрочный (сентябрь 2019г. - апрель2020г). Участники проекта: • воспитатель.

Проект «В гостях у русской народной сказки» Проект «В гостях у русской народной сказки» (Комбинированная группа для обучающихся общеразвивающей направленности и обучающихся с ЗПР от.

Праздники на основе русского фольклора в ДОУПраздники на основе русского фольклора в ДОУ Добрый день уважаемые коллеги! Хочу продолжить рассказ о нетрадиционных праздниках в нашем детском саду. Ранее я уже рассказала о празднике.

Фотоотчет о мастер-классе «Сова — символ мудрости и прозорливости»Фотоотчет о мастер-классе «Сова — символ мудрости и прозорливости» Здравствуйте дорогие коллеги! Поздравляю, Вас, с профессиональным праздником Днём Воспитателя! Для вас в подарок я сделала вот такую Сову.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Мир фольклора — мир народной мудрости»
Опубликовано: 12 сентября 2021 в 17:00
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД