Иванова Мария Ивановна
Проект «Мое генеалогическое древо»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект : «Мое генеалогическое древо»
Тип проекта : исследовательско-творческий.
Возраст детей: старший дошкольный возраст.
Участники: родители, дети, воспитатель
Продолжительность: краткосрочный (в рамках тематической недели).
Публикация «Проект „Мое генеалогическое древо“» размещена в разделах
- Генеалогическое древо семьи. Родословная
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» апрель 2020
Актуальность: Углубить представления детей о семье, родственных отношениях. Приучить активно, выражать в поступках и действиях доброе отношение к близким людям. Содержание нравственного воспитания дошкольников включают в себя решение множества задач, в том числе и воспитание любви к Родине, семье, уважительного отношения к своим родителям. Для ребенка семья – это место его рождения и основная среда развития. Она определяет очень многое в жизни ребенка. В прошлом каждой семьи можно найти много интересного и полезного. Семейная история – это родословная. Родословная – слово о роде. Род – все родственники, которые имеют общего предка. Все родственники могут быть занесены в специальную таблицу, которая носит название «генеалогическая таблица», или «генеалогическое древо».
Генеалогия – наука о родословной человека. Знать свое генеалогическое дерево всегда считалось необходимым для развития, ведь человек без прошлого не имеет будущего.
Генеалогическое древо являлось и является одной из самых ценных реликвий в семье – ничто не может быть ценнее памяти о своем роде, о тех, от кого мы произошли.
Проблема: Детей необходимо приобщать к семейным традициям и обычаям, повышать интерес к ценностям семьи, но содержание работы в ДОУ не обеспечивает решения поставленной задачи в полной мере. Не многие дети знают историю создания семьи, свою родословную. Малоразвито чувство гордости за свою семью.
Цель: Систематизация знаний семьи о своей родословной; установить более тесную связь во взаимоотношениях взрослого и ребенка; развивать интерес к истории своей семьи, семейным традициям. Воспитывать любовь и уважение к семье, как к людям, которые живут вместе, любят друг друга и заботятся о родных и близких.
Задачи:
- Дать представление о понятиях: “род”, “родители”, “родословная”, “семья”, “родные”, “близкие”; понятия о распределении семейных обязанностей, о русских семейных традициях.
- Продолжать знакомить детей о родословной своей семьи.
- Создать генеалогическое древо семьи.
- Учить детей составлять рассказ о своей семье, о родственниках. Воспитывать гордость за принадлежность к своему роду, желание стать продолжателем лучших качеств своих родственников.
- Воспитывать любовь и уважение к членам своей семьи. Укреплять детско-родительские отношения.
- Продолжать развивать познавательные способности у детей, активно включать их в творческо-поисковую деятельность.
- Расширять кругозор и обогащать словарный запас детей терминами родственных отношений, развивать связную речь.
Этапы реализации проекта :
1 этап – организационно-ознакомительный
Знакомство с основными понятиями (родственники, семья, брат, сестра, тетя и т. д.) «Семь Я», «Моя семья - моя радость», «С кем я живу».
Ознакомление участников проекта с планом, задачами и целями предстоящего мероприятия, сбор информации о генеалогическом древе.
2 этап - информационный
Детям читались произведения о семье «Моя бабушка» С. Капутикян; «Мой дедушка» Р. Гамзатов; «Мама» Ю. Яковлев; «Заплатка» Н. Носов; «Грипп», «Прививка» А. Барто; «О мальчиках и девочках» С. Маршак; «Вместе тесно, врозь скучно», «Косточка» К. Ушинский.
Просматривались мультфильмы о семье и взаимоотношениях в ней: «Мешок яблок» (СССР, 1974) - трогательная история о заботливом зайце, который ради своих любимых жены-Зайчихи и «четырех сыночков и лапочки-дочки» готов преодолеть любые трудности. Мультфильм научит детей важности заботы о близких. «Северная сказка» (СССР, 1979) - мудрость, словно сошедшая со страниц фольклора северных народа, наполняет этот мультфильм особой атмосферой. Невероятно грустная, но от этого еще более поучительная, история о детях, которые не услышали свою маму в сложную минуту. Этот мультфильм, скорее напоминает притчу, смотреть и пересматривать которую следует и маленьким, и взрослым.
Составлялись описательные рассказы по картинкам и фотографиям, которые дети принесли из дома «Я и мой папа, лучшие друзья»; «Выходной день с мамой и папой», «Традиции нашей семьи».
Рассматривание репродукций картин: Ф. Решетников «Опять двойка», З. Серебрякова «За завтраком», Н. Богданов-Бельский «Новые хозяева», Б. Кустодиев «Голубой домик».
Проводились беседы с детьми на темы: «Любимый отдых членов семьи», «Имена, отчества, фамилии», «Наш домашний праздник», «Мои бабушка и дедушка», «Работа моих родителей», «Вспомни пословицу о семье», «Коли семья вместе, то и душа на месте».
Прослушивание музыкальных произведений: песни «Моя семья» (муз. и сл. Е. Гомоновой, «Воскресенье» (муз. и сл. Л. Олифировой); «Вальс-каприс» А. Рубинштейна.
Создание условий для самостоятельной деятельности детей:
Книжный уголок: Книги для чтения и рассматривания на выбор: А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане», В. И. Дмитриева «Малыш и Жучка», сказка М. Булатова «Как братья отцовский клад нашли», Г. Виеру «Мамин день», А. Линдгрен «Карлсон, который живет на крыше», В. Катаев «Цветик-семицветик».
Центр сюжетно-ролевых игр: Создание предметно развивающей среды и совместной изготовлении атрибутов «Кафе», «Больница», «Экскурсия в лес с семьей».
Центр театрализованных и режиссерских игр: Создание предметно-развивающей среды и совместное изготовление атрибутов. «Наш дом», «В гости к бабушке».
Центр дидактических и развивающих интеллектуальных игр: «Расскажи о своем генеалогическом древе», «Сравни - кто старше? Кто младше?», «Скажи наоборот» (Дедушка старый - внук …/молодой/;). Пальчиковая гимнастика «Кто живет в моей квартире?», Игра с мячом «Скажи, чей, чья, чьё, чьи?», «Чей я ребенок, угадай?», «Какая у вас семья?».
Центр продуктивных видов деятельности: материалы и инструменты для рисования, лепки, аппликации и художественного труда.
3 этап – практико-обобщающий
Это непосредственно реализация самого проекта, в рамках которого велась работа по трем направлениям: работа воспитателя с детьми, работа детей и родителей, беседы воспитателя и родителей. Итоговым мероприятием стало создание работ «Мое генеалогическое дерево» и альбомов «Моя семья». Дети совместно с родителями сделали свои генеалогические древа и семейные альбомы и презентовали свои работы небольшими рассказами о своих семьях.
Выводы:
В результате работы над проектом дети расширили представление о своей семье, о нравственном отношении к семейным традициям. Сформировали представление о мире семьи, как о людях живущих вместе и любящих друг друга. Познакомились с понятиями род, родственники, генеалогическое древо. Так же в ходе проекта развивались творческие и исследовательские способности детей. Дети приобрели навыки поиска и сбора информации, приобрели умения анализировать и презентовать свои работы. Все это способствовало развитию доброжелательности, понимания, взаимопомощи, а так же повышению интереса к истории происхождения своей семьи.
Гипотеза нашего проекта подтвердилась : знание своего генеалогического древа, помогло узнать детям историю создания соей семьи, свою родословную, сформировало у детей представление о семье и семейных традициях.