Наталья Аникина
Проект «Мой город Раменское — капелька России»
▼ Скачать + Заказать документы
Название проекта : «Мой город Раменское-капелька России».
Продолжительность проекта : долгосрочный (октябрь 2015 – май 2016)
Тип проекта по количеству : групповой.
Тип проекта по доминирующему виду проектной деятельности : ознакомительно – ориентированный.
Тип проекта по содержанию : интегративный.
Участники проекта : дети старшей группы, родители, воспитатели, администрация ДОУ.
Возраст детей: 5 – 6 лет.
Актуальность проекта
Публикация «Проект „Мой город Раменское — капелька России“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Проекты
- Мой город. Проекты
- Моя Родина Россия
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Родина, Россия. Проекты
- Родной край, город. Проекты
- Темочки
Актуальность проекта : Воспитание гражданственности, любви к окружающей природе, Родине, семье – один из основополагающих принципов государственной политики в области образования, закрепленный в законе Российской Федерации «Об образовании». В настоящее время патриотическое воспитание становится самостоятельным и важным звеном российского образования. Его задачи выдвигаются самой жизнью и признаются актуальными и государством, и обществом. В концепции модернизации российского образования сказано : «Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные люди, которые обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны». Сегодня о необходимости возрождения патриотического воспитания заговорили на государственном уровне. Принята государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы», которая сохраняет непрерывность процесса по дальнейшему формированию патриотического сознания российских граждан как одного из факторов единения нации. Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Люди с момента рождения инстинктивно, естественно и незаметно привыкают к окружающей среде, природе, культуре и быту своего народа. Любовь маленького ребенка к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, бабушке, дедушке, сестре, брату; с любви к своему дому, к улице, на которой он живет, к детскому саду, городе.
В процессе работы с детьми по расширению представлений о родной стране, родном крае, родном городе, мы столкнулись с тем, что дети испытывают дефицит знаний о том месте, в котором живут.
В процессе наблюдения за общением детей, их игрой, в процессе бесед с детьми мы пришли к выводу, что практически все дети не владеют знаниями о своём городе. Они могут назвать город, в котором живут, домашний адрес, говорят, что им город нравится, и они хотели бы жить здесь со своей семьей. Но на вопросы: Что интересного есть в твоем городе? Почему он так называется? Что бы ты рассказал о своем городе своему другу? – дети ответить затруднялись. Историю города не знает никто.
После рассказов педагога о родном городе, о людях, проживающих в нем, просмотра фотографий и т. д., дети стали проявлять интерес: задавать вопросы, предлагали сходить на экскурсию. У детей появилась потребность узнать больше о родном городе. Необходимо было продумать работу в этом направлении.
Опыт работы показывает, что наиболее эффективных результатов можно достичь только при условии совместной работы с родителями воспитанников. Но беседы с родителями показали, что даже не все родители имеют знания о родном городе (могут рассказать историю, символику, назвать достопримечательности и т. д.).
К счастью были и родители, владеющие информацией. Из бесед с ними выяснилось, что мало знаний о городе не потому, что они не хотят, не могут знать, а просто потому, что никогда не задумывались об этом. Отсюда вывод: недостаточно сформирована система работы с семьями воспитанников по проблеме нравственно - патриотического воспитания.
На основании вышеизложенного, у нас возникла потребность составить план работы с детьми и родителями по данному направлению, систематизировать имеющуюся информацию. Возникла идея написания проекта «Мой город Раменское - капелька России».
Цель проекта : Воспитывать любовь к родному городу, закрепить понятие - малая Родина. Воспитывать чувство гордости, любви к родному краю через знакомство с достижениями знаменитых людей, прославивших наш город. Расширять представления детей о том, что родной город славен своей историей, традициями, бытом, достопримечательностями. Формировать толерантное отношение к людям разных национальностей.
вызвать у детей познавательный интерес, желание узнавать новое о том месте, где они родились и живут. Формирование представления у детей об истории родного города. Создание условий для расширения кругозора детей и родителей о родном городе через совместную деятельность педагогов, детей и родителей. Создание дружелюбного партнёрства между детским садом и семьёй.
Задачи проекта :
1. Создать условия в ДОУ для формирования и развития интереса к родному городу.
2. Привлечь внимание родителей и детей к истории родного города, познакомить с памятными местами.
3. Воспитывать чувство уважения к родному городу.
4. Воспитывать бережное отношение к природе города.
5. Вовлекать родителей воспитанников в совместную деятельность по изучению и представлению изученного материала о своем городе.
6. Обобщить собранный материал по родному городу в ДОУ среди детей старшего дошкольного возраста и родителей.
7. Создать альбом «Мой город Раменское».
Продукты проекта :
- для детей:
Презентация рассказов собственного сочинения о родном городе.
Выставка детских рисунков на тему: «Город глазами детей»;
Изготовление макета «Улицы города»
- для педагогов:
Конспекты ООД, НОД, целевых прогулок, экскурсий, наблюдений, бесед.
Презентация проекта.
Подведение итогов, обмен мнениями по реализации проекта.
- для родителей:
Изготовление страниц альбома по теме «Мой город Раменское».
Фотовыставка: «Я и мой город»;
Основные формы реализации проекта :
- утренний круг;
- образовательная деятельность;
- оснащение предметно – развивающей среды;
- взаимодействие с родителями;
- взаимодействие с администрацией ДОУ.
Ожидаемые результаты по проекту
Развитие партнёрских отношений.
Дети должны знать и называть свой город, предприятия родного города и их значимость; символику города, достопримечательности.
У детей должно быть сформировано чувство гордости за свой город и желание сохранить его чистым и красивым.
Активное участие детей и родителей в различных видах деятельности, конкурсах, выставках, акциях на благо родного города.
Мы будем считать проект реализованным, если более 80% детей будут знать историю своего города, а также значительно повыситься родительская компетентность по представленной проблеме.
Итоговые мероприятия проекта
Игра – викторина «Знатоки родного города»
Презентация альбома «Мой город Раменское».
Подведение итогов, обмен мнениями по реализации проекта.
План подготовки и этапы реализации проекта
I. Подготовительный этап
1. Определение темы проекта, постановка цели, задач (октябрь 2015 года).
2. Изучение литературы и интернет источников по данной теме.
3. Составление перспективного плана (октябрь – ноябрь 2015года).
4. Создание развивающей среды. Подбор игр и оборудования (ноябрь).
5. Создание условий для изобразительной и продуктивной деятельности (в течение всего периода)
6. Привлечение администрации ДОУ, родительского комитета для поддержки нашего проекта (декабрь).
7. Сообщение родителям о предстоящей работе (октябрь).
II. Основной этап
Реализация проекта
1. Сбор информации по истории нашего города (беседы с местными жителями, систематизация собранного материала по разделам). Сбор фотографий (с помощью родителей) с любимыми видами своего города (ноябрь – декабрь 2014 года)
2. Рассказ – беседа "С чего начинается Родина? " (символика, герб страны). Достопримечательности Москвы. Рисование на тему «Что я знаю о Москве» (ноябрь2015 года)
3. «Мой город» (путешествие по фотографиям) Рассказ – беседа "Моя малая Родина" (символика, герб города) Рассказ (местоположение, историческое прошлое). Знакомство с достопримечательностями города (по фото) - декабрь 2015
4. Изготовление панно методом обрывной аппликации «Герб города». Довести до понимания детей, что Родина - это не только та страна, в которой мы живём, но и то место, где мы родились. Рисование на тему «Мой город»; «Мой дом». Выставка детских работ в фойе сада (январь 2016 года).
5. Конструирование с крупным строительным материалом: «Моя улица». Представление собранного материала семьями о родном городе в комплексе с детскими рисунками «Семейный фотоальбом» (январь – февраль 2016 года)
6. Участие в акции «Накормим птиц». Просмотр фотографий спортивной жизни города. «Спорт в нашем городе» - встреча со спортсменами. Рисунки детей «Спорт в нашем городе». Выставка. Оформление папки-передвижки по теме: «Надо спортом заниматься» (февраль 2016 года)
7. Боевое прошлое города Раменское. Знакомство с памятниками боевой славы, как наши предки защищали свою родину. Рассказы детей – «Мой прадедушка - герой», «Мой папа - герой», «Моя мама – военная» (февраль – март 2016 года).
8. Раменское – культурный город (посещение концерта в доме культуры). Оформление альбома с фотографиями, стихами, рисунками о культурной жизни города (март 2015 года)
9. Природа города. Изготовление макета «Природа вокруг города» (природные богатства). Конкурс семейных рисунков: «Мы за жизнь на Земле». Формирование у детей представление о географическом положении нашего города (март 2016 года).
10. Совместный просмотр макро - фото, собранных семьями воспитанников: «Природа вокруг нас» (цветы, травинки, насекомые и т. д.) и представление. Продолжать знакомство с животными и птицами, обитающими в наших парках, лесах (март 2016 года).
11. Игра – викторина «Знатоки родного города» (с участием родителей и детей старшего дошкольного возраста). Награждение медалями «Знатоки родного города». Награждение семей, принимавших активное участие в работе над проектом (март – апрель 2016 года).
12. Встреча с ветеранами ВОВ (круглый стол) Изготовление праздничных открыток (апрель 2016 года).
III. Заключительный этап
Презентация альбома «Мой город Раменское».
Результаты проекта следующие :
Мы будем считать проект реализованным, если более 80% детей будут знать историю своего города, а также значительно повыситься родительская компетентность по представленной проблеме.
Список литературы:
1. Зацепина М. Б. Дни воинской славы. Патриотическое воспитание дошкольников. Для работы с детьми 5-7 лет- М. : Мозаика- Синтез, 2008 год;
2. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. Москва. Мозаика – Синтез, 2008г.
3. Алёшина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников - «Перспектива», 2008 год;
4. Давыдова О. И. Работа с родителями в ДОУ. М., 2005г.
5. Доронова Т. Н. Дошкольное учреждение и семья. М., 2001г.
6. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
7. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155)
8. Бережнова О. В. ,Тимофеева Л. Л. Проектирование образовательной деятельности в детском саду: современные подходы. - М. : Цветной мир, 2013
9. Захарова Т. Н. Социальное партнерство как средство развития личности дошкольника. Ярославский педагогический вестник. - 2.- 2009.
10. Микляева Н. В. Социальное партнерство детского сада с родителями. –М. : ТЦ Сфера, 2013
11. Морозова Л. Д. Педагогическое проектирование в ДОУ : от теориии к практике. - М. : ТЦ Сфера, 2010
12. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования под ред. Е. Н. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – 3-е изд. - М. : Мозаика – Синтез, 2012