Нина Козлова
Проект «Мойдодыр»
▼ Скачать + Заказать документы
Управление образования администрации
городского округа Орехово-Зуево
муниципальное дошкольное
образовательное учреждение
детский сад №21 общеразвивающего вида
Проект
«Мойдодыр»
Козловой Ниной Дмитриевной
воспитателем МДОУ №21 ОВ
г. Орехово-Зуево
Одно из условий своевременного и полноценного развития детей раннего возраста – культурно-гигиеническое воспитание.
Публикация «Проект „Мойдодыр“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- «Мойдодыр», Чуковский К.И.
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2017
Культурно-гигиенические навыки следует воспитывать с самого раннего детства ребенка, тогда они становятся стойкой привычкой, потребностью, ребенок не представляет, как можно поступить иначе.
Для привития культурно-гигиенических навыков широко используются, особенно в младшем возрасте, игровые приемы: дидактические игры и упражнения, потешки, стихотворения, также беседа с детьми. Используя потешки и стихотворения дети включаются в любую игру, с удовольствием умываются, обедают, засыпают. Слушая потешки, у ребенка развивается память, внимание, мышление и речь, а если он выполняет определенные движения согласно тексту, то дополнительно развивается его координация движений.
Развитие культурно-гигиенических навыков на основе приобщения к чтению художественной литературы у детей раннего возраста одна из наиболее актуальных проблем. Педагогической наукой доказана необходимость теоретической и методической разработки этой проблемы и осуществление её на практике.
Цель проекта :
Формирование культурно – гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста через использование художественной литературы, начальных представлений о здоровом образе жизни.
Задачи проекта :
• Формирование привычки (сначала под контролем взрослого, а затем самостоятельно) мыть руки по мере загрязнения и перед едой, насухо вытирать лицо и руки личным полотенцем с использованием художественной литературы.
• Формирование умения с помощью взрослого приводить себя в порядок, пользоваться индивидуальными предметами с использованием художественной литературы.
• Формирование умения во время еды правильно держать ложку с использованием художественной литературы.
• Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.
Этапы реализации проекта :
• Подготовительный (подбор художественной литературы для использования её в развитии навыков гигиены – умывания, раздевания, одевания, сна и прочее).
• Основной (чтение художественной литературы, заучивание потешек, беседа, использование художественного слова в процессе формирования культурно-гигиенических навыков у детей, дидактические игры и упражнения).
• Констатирующий (итоговое занятие «Водичка, водичка умой моё личико»).
Участники проекта : дети первой младшей группы, воспитатель.
Сроки реализации проекта : 01.09.2015г. – 23.12.2015г.
Этапы
проекта Проект «Мойдодыр»
Содержание деятельности
1. Подготови -
тельный Подбор художественной литературы для использования её в развитии навыков гигиены (умывания, раздевания, одевания, сна и прочее).
2. Основной Чтение художественной литературы:
К. Чуковского «Мойдодыр», «Муха Цокотуха»,
А. Барто «Девочка чумазая».
Заучивание потешек: «Водичка, водичка», «Расти коса, до пояса», «На мою малышку наденем мы штанишки», «Кушай, кушай кашку».
Беседа с детьми на тему: «Друзья Мойдодыра»,
«В гостях у кролика», «Маша идёт на прогулку».
Использование художественного слова в процессе формирования культурно-гигиенических навыков у детей.
Дидактические игры: «Купание куклы», «Накормим куклу».
Дидактические упражнения: «Оденем куклу на прогулку», «Уложим куклу спать», «Покажем кукле Кате как делаем зарядку после дневного сна».
3. Констати –
рующий
Итоговое занятие
«Водичка, водичка умой моё личико».
Формирование тех или иных навыков самообслуживания я начинаю с прямого показа действия, сопровождаемого объяснением. Затем выполняю действия вместе с детьми.
Обучая детей мыть руки, заворачиваю вместе с ними рукава одежды, намыливаю руки, тру их, смываю мыло, вытираю руки и только после этого побуждаю детей повторить все операции в той же последовательности самостоятельно, одним.
При этом я создаю у детей хорошее настроение, использую потешку, например: «Водичка, водичка умой моё личико».
Формируя у детей навык пользования индивидуальными предметами (носовой платок, салфетка, полотенце, расческа, горшок) заучиваем потешку «Расти коса, до пояса».
В процессе еды побуждаю детей к самостоятельности, учу держать ложку в правой руке, пищу брать понемногу, хорошо её прожевывать. Не ронять пищу на стол и одежду, не обливаться. После еды вытирать рот салфеткой. Также эти процессы сопровождаю потешками, например «Кушай, кушай кашку».
В процессе одевания и раздевания напоминаю детям их порядок. Учу детей снимать одежду, обувь (расстегивать пуговицы спереди, застежки на липучках); в определенном порядке аккуратно складывать снятую одежду; правильно надевать одежду и обувь. Использую при этом дидактические упражнения «Оденем куклу Катю на прогулку», «Уложим куклу Катю спать» и чтение потешки «На мою малышку наденем мы штанишки».
Делая зарядку с детьми, сопровождаю потешкой «Раздувайся пузырь…»
Также использую дидактическое упражнение «Покажем кукле Кате как делаем зарядку после дневного сна».
Дети в режимных моментах с интересом и желанием проговаривают отдельные фразы и слова из художественных произведений.
Итоги проекта.
У детей сформировались навыки мыть руки по мере загрязнения и перед едой, насухо вытирать лицо и руки личным полотенцем через чтение и заучивание потешек, чтение стихотворений и художественных произведений.
Сформировалось у детей умение приводить себя в порядок, пользоваться индивидуальными предметами с помощью дидактических игр и упражнений.
Сформировалось у детей умение во время еды правильно держать ложку через использование художественной литературы.
Во время проведения режимных моментов дети стремятся и проговаривают отдельные фразы и слова из художественных произведений.
Литература:
• Бархатова Л. Воспитание культуры поведения. // Дошкольное воспитание. -1989- №11-17-21с
• Богина Т. Л., Терехова Н. Т. Режим дня в детском саду. - М. : Просвещение, 1987.-95с
• Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду. - М. : Просвещение, 1991-160с.
• Козлова С. А. Куликова Т. А. Дошкольная педагогика. - М. : Академия, 2005-467с.
• Конина Е. Ю. Формирование культурно-гигиенических навыков у детей. Игровой комплект. - Айрис-пресс, 2007 -12 с.