Папки-передвижки

Проект «Моя семья и семейные ценности» в подготовительной к школе группе (9 фото)

Ирина Свиркова
Проект «Моя семья и семейные ценности» в подготовительной к школе группе
▼ Скачать + Заказать документы

«Я происхожу из большой семьи,

но я не был воспитан в богатой семье.

У меня осталось нечто большее,

и это были семейные ценности»

(Дикембе Мутомбо)

Актуальность темы

Духовно-нравственное воспитание детей является одной из важных задач образовательного учреждения. В «Концепции модернизации Российского образования» сформулированы важнейшие цели воспитания: «Формирование у детей гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, способности к успешной социализации и активной адаптации в жизни».

Публикация «Проект „Моя семья и семейные ценности“ в подготовительной к школе группе» размещена в разделах

Большое значение для решения этих задач имеет семья, именно семья является источником и опосредующим звеном передачи ребенку социально- исторического опыта. В статье 18 Закона РФ "Об образовании" говорится: "Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте". Учитывая это, можно с полным правом считать, что семья была, есть и будет важнейшим институтом воспитания патриотических качеств ребенка.

Патриотизм применительно к ребёнку старшего дошкольного возраста, определяется, как потребность участвовать в посильных делах на благо семьи, детского сада, родного города, Родины, представителей живой природы; наличие у детей таких качеств, как сочувствие, чувство собственного достоинства и осознание себя частью окружающего мира.

В дошкольном возрасте происходит формирование культурно-ценностных ориентации духовно- нравственной основы личности ребенка, развитие его эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, начинается процесс национально-культурной самоидентификации, осознания себя в окружающем мире. Данный период в жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально-психологического воздействия, так как образы восприятия действительности, культурного пространства очень ярки и сильны и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма.

Анализируя работы современных исследователей (Л. В. Кокуевой, Т. Н. Антоновой, Т. Т. Зубовой, Е. П. Арнаутовой и др., можно говорить о том, что формирование основ патриотизма охватывает более широкий круг задач:

- формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому, семье, детскому саду, городу, родной природе, культурному наследию своего народа;

- воспитание любви, уважения к своей нации, понимания своих национальных особенностей, чувства собственного достоинства как представителя своего народа и толерантного отношения к представителям других национальностей – сверстникам, их родителям и окружающим людям;

- воспитание уважительного отношения к людям, родной земле, символике, традициям и обычаям.

Все эти задачи важны и актуальны, однако приоритетной для формирования основ патриотизма, на наш взгляд, является задача воспитания у ребенка любви и привязанности к родному дому, семье, семейным традициям и обычаям. Поэтому задача образовательного учреждения – актуализировать чувство сопричастности ребенка с семьей, родом, родственниками; дать возможность осознавать правила, регулирующие взаимоотношения в семье; инициировать осознание детьми семейных ценностей, традиций, обычаев.

Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями в данном направлении способствует формированию бережного отношения к семейным ценностям, сохранению семейных связей. Только семья может обеспечить сохранение национальных традиций и обычаев, песен, поговорок и заповедей, обеспечить передачу потомкам всего положительного, что накапливается семьей и народом.

Необходимо отметить, что в настоящее время у людей наблюдается интерес к своей генеалогии, к исследованию национальных, сословных, профессиональных корней и своего рода в разных поколениях. Поэтому семейное изучение своей родословной поможет детям начать осмысление очень важных и глубоких постулатов:

- корни каждого – в истории и традициях семьи, своего народа, прошлом края и страны;

- семья – ячейка общества, хранительница национальных ценностей.

Это способствует формированию основ патриотизма уже в дошкольном возрасте, ребенком познаются поведенческие модели, происходит осознание целей жизни и закладывается основа успешности цели воспитания – развитие ребенка как личности, в которой концентрируются идеалы народа и государства.

Семейные ценности - это принципы, на которых основывается наша жизнь; они являются стандартами, по которым мы судим, что правильно, а что неправильно. Некоторые ценности, такие как доброта, вежливость и честность широко признаются как наиболее важные, в то время как другие, такие как пунктуальность и постоянство, менее важны для некоторых людей. Каждый человек придерживается своей личной шкалы ценностей, характерной только для него.

С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того или иного мира, который его окружает, особенно мир его семьи. Выбор темы проекта проходил по рассматриванию фотографий родителей и членов семей воспитанников подготовительной группы. Дети, рассматривая фотографии своих близких в разные периоды жизни и близких своих товарищей, проявили желание узнать, как живут дети в семьях, какие существуют семейные традиции, специфика занятий и предпочтений в семье. Формирование у детей любви и уважения к родителям; дать возможность ребёнку реально самостоятельно прикоснуться к семейным ценностям, традициям, жизненным устоям; находить неожиданные открытия, узнавая о жизни бабушек и дедушек.

К сожалению, в современных условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Всё это, как правило, не приносит позитивных результатов. У детей отсутствуют четкие представления о понятиях «семья», «члены семьи». Наблюдаются неточные знания об истории своего рода и семьи. Недооцениваются семейные ценности, интерес к изучению и сохранению семейных обычаев и традиций неустойчив или отсутствует. У дошкольников в основном нечеткие, неясные, несформированные представления о семье как ценности, об уровнях ценностей семьи. Многие дети не могут охарактеризовать значимость семьи для человека.

Цель проекта: Формирование духовно-нравственных качеств личности через приобщение детей к семейным традициям и ценностям.

Задачи:

1. Сформировать у детей интерес к своей семье, сохранению семейных традиций и обычаев, воспитать уважение к членам семьи.

2. Сформировать и развивать у детей навыки исследовательской творческой работы в разных видах деятельности.

3. Пропагандировать оздоровительный семейный досуг с детьми; поддерживать современную семью в осмыслении ценностей партнёрских отношений.

4. Показать детям значимость семьи в жизни каждого человека. Воспитывать у детей любовь и уважение к родительскому дому, семье, своим близким, старшему поколению.

5. Привлечь родителей к установлению в семье правил, норм поведения, обычаев, традиций.

Предполагаемый результат для воспитанников:

1. Повышение качества образовательного процесса по нравственно патриотическому воспитанию через организацию совместной исследовательской деятельности родителей, детей, педагогов.

2. Формирование у детей интереса к своей семье, сохранению семейных

традиций и обычаев, воспитание уважения к членам семьи.

3. Активизация и обогащение воспитательных умений родителей по приобщению дошкольников к семейным традициям и ценностям, поддержание их уверенности в собственных педагогических возможностях.

Участники проекта: дети подготовительной группы, родители (законные представители, воспитатели, инструктор по физическому воспитанию.

Продолжительность проекта: краткосрочный (1месяц)

Необходимое оборудование: методические пособия; справочный материал, мультимедийные системы, интернет ресурсы, ноутбук, принтер, физкультурное оборудование и материалы.

Литературный ряд: художественная литература по теме «Моя семья и семейные ценности»: сказки, загадки, стихи, рассказы.

Демонстрационный ряд: предметные картинки, иллюстрации; настольно-печатные игры; атрибуты для сюжетно-ролевых и театрализованных игр

Содержание работы в рамках реализации проекта.

1 этап – подготовительный

1. Круглый стол с родителями (законными представителями) по теме: «Наш проект». Корректировка плана проекта по результатам беседы. (воспитатели, инструктор по физ. воспитанию, родители)

2. Подбор, приобретение и изготовление игр и пособий. Создать условия для реализации проекта. (воспитатели, инструктор по физ. воспитанию родители)

3. Подбор упражнений для утренней гимнастики, упражнений, самомассаж, изготовление картотек активизация речи детей, развитие двигательной активности. (воспитатели, инструктор по физ. воспитанию)

4. Подбор и приобретение художественной литературы, аудио и видео материала по данной теме. -Расширение знаний детей по данному вопросу. (воспитатели, инструктор по физ. воспитанию)

5. Подбор и приобретение демонстрационного и раздаточного материала, плакатов - Развивать интерес детей к теме «Моя семья и семейные ценности». (воспитатели, инструктор по физ. воспитанию)

6. Создание условий для организации работы: обогащение развивающей предметно-пространственной среды. Пополнение центра нравственно-патриотического воспитания. -Развивать активность и познавательный интерес по данной теме. (воспитатели)

7. Подбор и изготовление необходимых схем и алгоритмов действия- Активизация речи детей, обучение последовательному выполнению действий. (воспитатели)

8. Оформление родительского уголка по теме Просвещать родителей: размещать статьи, рекомендации по реализации проекта. (воспитатели)

Подбор и выбор мониторинга по теме проекта - Выявление знаний детей по данной теме. (воспитатели_

2 этап – основной

1. Проведение мониторинга Определение уровня знаний детей по данной теме на начальном этапе.

Направление «Социально-коммуникативное развитие»:

2.- Рассматривание семейных фотографий, альбомов, картин и репродукций на тему «Семья».

- Рассказ педагога о своей семье.

- Игровая ситуация: «Мои братья и сёстры», «У меня большая семья», «На кого я похож?», «Мы - разные». «Моя бабушка».

- Интервью с детьми: «Как росли мои родители, бабушка и дедушка»,

«Традиции нашей семьи», «Мои близкие» - Формировать представления о семье, родственных отношениях. - Раскрыть значения слов «род», «родословная», «родные».- Углубить знания детей о своей семье, воспитывать уважение и любовь к близким.

-Воспитывать любовь и уважение к членам своей семьи.

3. -Проблемные ситуации:

- «Что ты будешь делать, если мама заболеет/ папа уедет?», «Оторвалась пуговица на платье у куклы, кто может помочь?», «Сломался стул/ игрушка» - Закреплять знания детей о семье и членах семьи, о том, что в семье все любят, заботятся.

4.- Просмотр мультфильма:

«Мама для мамонтенка», «Красная шапочка», «Гуси- лебеди», «Федорино горе», «Марья -искусница», «Встречайте бабушку», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» - Закрепить представления детей о самых близких им людях.

5. Сюжетно-ролевая игра:

«Семья», «Дочки-матери», «Дом», «День рождения», «К нам гости пришли». - Совершенствовать умение детей объединяться в игре, выполнять игровые действия в соответствии с игровым замыслом.

6. Игра-драматизация:

«Три поросенка», «Гуси лебеди», «Кот, петух и лиса», «Кошкин дом»,

Настольный театр:«Волк и семеро козлят», «Три медведя»

Пальчиковый театр: «Сказка о козленке, который умел считать до 10»

- Воспитывать устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности.

Направление «Физическое развитие»:

7. -Утренняя гимнастика: «На зарядку всей семьёй»»

Физминутка: «Семейная зарядка», «Кто приехал?», «Да здравствует сюрприз», «Беспорядок» - Повышение двигательной активности.

8. -Дыхательная гимнастика: «Каша кипит», «Пирог именинника»

Пальчиковая гимнастика: «Моя семья», «Кто живет у нас в квартире», «Мамины помощники» - Формирование навыков правильного носового дыхания - Развитие соотносящих движений рук, тонкой моторики пальцев рук.

9. Самомассаж: «Подарок для мамы» - Ознакомление с упражнениями, укрепляющими системы организма. Профилактика простудных заболеваний.

10. Подвижные игры: «Я знаю 5 имен девочек/мальчиков», «Моя семья и я любим.» (с мячом, «Кто быстрее соберет», «Стирка», «Перемена мест», «У бабушки Маланьи», «Перстень», «Здравствуй дедушка Прокоп!» - Повышение двигательной активности. Обогащение двигательного опыта детей.

11. Эстафеты: Кто быстрее добежит», «Эстафета друзей», «Разложи рабочую и праздничную одежду». - Развивать интерес к спортивным играм-соревнованиям.

Направление «Познавательное развитие»

12. ООД (познание): «Традиции моей семьи»

Беседы: «Никого роднее мамы и папы в целом мире нет», «Моя родословная. Генеалогическое древо»

Викторина: «В какой сказке встречаются семьи».

Просмотр презентации: «Традиции и семейный уклад наших предков"

Конструирование: «Дом, в котором мы живем»;

- оригами «Подарок маме» - Формировать представление о ценности семьи, соблюдении добрых традиций, объединяющих родных и близких. Закрепление знаний о родственных связях. Познакомить детей с особенностями жизни и быта наших предков. Закреплять навыки конструирования. ; формировать умение сочетать в постройке детали по форме и цвету, устанавливать пространственное расположение деталей. Закреплять умения и навыки в складывании бумаги в технике оригами.

Направление «Речевое развитие»

13. Беседы: «Семейный праздник – День рождения», «Бабушка рядышком с дедушкой», «На кого ты хочешь быть похож» - Воспитывать у детей любовь и уважение ко всем членам семьи желание и потребность проявлять заботу о близких и внимание к ним; развивать общительность и коммуникабельность;

Составление рассказов: «Моя семья», «Мой домашний любимец», «Как я помогаю дома». «Мой дом, моя семья», «Что если бы?», «Что предмет расскажет о себе», «Хочу быть как мама/ папа» - Развивать речевую деятельность. Воспитывать любовь и уважение к членам своей семьи.

14. Рассматривание картины: Т. Сорокина «Семья», Ю. Кугач «В субботу» - Формировать умение детей составлять рассказ по картине; обогащение словаря детей существительными, глаголами, прилагательными.

15. Дидактические игры: «Маленькие помощники», «Кто живет в квартире», «Бабушкино лукошко», «Кем быть», «Кому, что нужно для работы», «Моя родословная», «Чьи детки?», «Грязи нет и пыли нет», «Сложи картинку», «Родственные отношения»», «Моя семья. Составь цепочку», «Кто сегодня именинник?», «Придумай фамилию» -Закреплять у детей представления о семье, ее членах; воспитывать у детей любовь, ласковое и чуткое отношение к членам семьи, учить проявлять заботу о родных людях; уважение к повседневному труду родителей.

16. Чтение художественной литературы:

- «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» (РНС, «Гуси-лебеди» (РНС)

«Синяя чашка» М. Матвеева, «Теплый хлеб» К. Паустовский, «Сказка об умном мышонке» С. Маршак, «Красная шапочка» Ш. Перро, «Посидим в тишине» Е. Благинина, «У бабушки дрожат руки» В. Сухомлинский - Формировать интерес детей к произведениям художественной литературы; активизировать словарный запас; воспитывать уважительное отношение к родным людям.

17. Знакомство с пословицами и поговорками о семье. Отгадывание загадок:

- загадки о семье, доме, профессиях. Разучивание стихов о семье и её членах. - Побуждать использовать пословицы и поговорки о семье в речи, закреплять умение объяснять их смысл. Обучение детей соотносить описываемые признаки предмета с его названием - Заучивание и чтение стихотворений о семье.

Направление «Художественно-эстетическое развитие»

18. ООД (рисование):

- «Моя семья», «Коврик для бабушки», «Открытка для мамы», «Папа (мама) гуляет со своим ребенком в сквере, по улице». Самостоятельная художественная деятельность в центре творчества по теме - Упражнять в рисовании контура простым карандашом и последующем закрашивании цветными карандашами (акварелью) - Формировать умение самостоятельно определяться в выборе сюжета и техники исполнения.

19. ООД (лепка): «Ромашка-символ семьи», «Петушок с семьей». - Закреплять умение детей лепить знакомые предметы, используя ранее усвоенные приемы лепки.

20. ООД (аппликация): «Украшение платочка», «Дом», «Наш семейный теремок», «Ладошка» - Совершенствовать умение создавать предметные и сюжетные изображения с натуры и по представлению. Развивать чувство композиции.

Прослушивание аудиозаписей и песен о маме, папе, дедушке и бабушке, семье. -Формировать у детей старшего дошкольного возраста представления о семье.

Работа с родителями (законными представителями):

20. Оформление информационного стенда «Моя семья»

- Папка-передвижка: «Роль семьи в воспитании ребенка».

- Консультация: «Семья и семейные ценности», «Мама, папа, я – счастливая семья или незабываемый выходной», «Гордость моей семьи». «Чем занять ребенка в свободное время»,

- Анкетирование: «Ценности и традиции нашей семьи»

-Повышение знаний для обеспечения успешного развития детей.

Получение консультаций по вопросам формирования нравственного воспитания и развития детей.

-Буккросинг: «Сказки перед сном»

-Создание фотоальбома:«Семейные традиции моей семьи»

-Создание альбома: «Мое генеалогическое древо», «Герб моей семьи» (рисунок, «7Я»

-Книжки-малышки: «Полезные рецепты моей семьи», «Я и моя семья», «Загадки о семье».

- Создание выставки к «Дню Матери»: «Вместе с папой я рисую маму»

- Спортивный праздник, посвященный Дню Матери: «Моя спортивная мама»

- Семейный досуг: «Сядем рядком, да поговорим ладком» - Повышение интереса к чтению книг у родителей и детей, обогащение духовного и культурного уровня дошкольников, возрождение традиции семейного чтения.

- Способствовать закреплению интереса к своей семье, воспитывать любовь и уважительное отношение к родителям и предкам, развивать партнерские отношения с семьёй. Привлечение родителей к совместной с детьми продуктивной деятельности. Установление партнерских отношений с семьями воспитанников. Гармонизировать детско-родительские отношения.

3 этап – итоговый

22. Видеоролик «Моя семья и с нею я…» -Закрепление полученных знаний, получение положительных эмоций (воспитатели, инструктор по физ. воспитанию.

Заключительный этап.

За время реализации проекта «Моя семья и семейные ценности» уровень знаний детей о семье значительно повысился. Дети узнали больше о своей семье, о членах семьи, традициях, о жизни бабушек и дедушек. Благодаря этому проекту у детей появился больший интерес к своей семье, к сохранению семейных традиций и обычаев, а также укрепились детско – родительские отношения, расширился кругозор и обогатился словарный запас детей. Особенность этого проекта в том, что вместе с семьей мы не только познакомились и познали новое, но и активно трудились и отдыхали в одной команде «Воспитатели – дети - родители», где родители превратились из пассивных наблюдателей в активных участников жизни детей в детском саду.

В период реализации проекта родители приняли активное участие в оформлении и обогащении развивающей среды группы: выставка рисунков «Вместе с папой я рисую маму», создание книжек-малышек; фотоальбома «Семейные традиции», альбома «Генеалогическое древо моей семьи», «Герб моей семьи», а также участие в спортивном празднике «Моя спортивная мама».

Данный проект обогатил детско – родительские отношения, позволил реализовать творческие инициативы, как детей, так и взрослых, способствовал укреплению доверительных, партнерских отношений между всеми участниками проекта.

Список используемой литературы:

1. Примерная основная общеобразовательная «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой / М. : Мозаика-Синтез.

2. Занятия по изобразительной деятельности в подготовительной к школе группе детского сада. Т. С. Комарова/ Издательство Мозаика – Синтез Москва 2007.

3. Учебно – методическое пособие «Планирование внеучебной деятельности с детьми в режиме дня», подготовительная к школе группа под редакцией Л. Л. Тимофеевой/ Центр педагогического образования Москва.

4. Конструирование З. В. Лиштван Москва «Просвещение» 1981.

5. Пособие для педагогов и родителей «Пословицы, поговорки, потешки, скороговорки»/ Ярославль Академия развития.

6. Хрестоматия для чтения детям в детском саду и дома, средняя группа 6-7 лет/ Москва Мозаика – Синтез 2017.

7. Занятия по развитию речи для детей 5-7лет. О. С Ушакова/ Творческий центр «Сфера» Москва

8. Игры для развития речи (артикуляционная, речевая, пальчиковая гимнастика) /Москва Эксмо 2008.

9. А. Я. Ветохина «Нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Планирование и конспекты занятий. Методическое пособие для педагогов».

10.. Агавелян М. Г., Данилова Е. Ю., Чечулина О. Г. Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями. - М. : ТЦ Сфера, 2009. (Библиотека журнала «Воспитатель ДОУ»).

Проект «Моя семья и семейные ценности» в подготовительной к школе группе
Фото «Моя семья и семейные ценности»
Проект  в подготовительной к школе группе - фото
Я происхожу из большой семьи но я не был воспитан в богатой семье У меня осталось нечто большее и это были Семейные традиции обычаи ценности семейные ценности Дикембе Мутомбо Актуальность темы Духовно нравственное воспитание детей является одной из важных задач образовательного учреждения Публикация Проект Моя семья и семейные ценности в подготовительной к школе группе размещена в разделах Подготовительная группа Проекты Проектная деятельность Семейные традиции обычаи ценности Семья Все материалы по теме семьи Семья
Публикации по теме:

Беседа «Семейные ценности» в старшей группеБеседа «Семейные ценности» в старшей группе Цель: показать ценности семьи и нравственные основы, на которых строится семья; формировать представление о психологических особенностях.

Наши семейные ценности. ФоторассказНаши семейные ценности. Фоторассказ Недавно Наталья Попова познакомила нас с фотозарисовкой «Старые игрушки». Так трогательно и с большой душевной теплотой она рассказала нам.

Планирование в средне-старшей группе на неделю «Семья и семейные ценности» ТЕМА: «Семья и семейные ценности» (05.11.2019 – 08.11.2019г.) ЦЕЛЬ: расширять представление детей о семье и родственных связях; вызвать.

Презентация «Семейные ценности. О нашей любви к маме и папе» для дошкольников и младших школьников "Детство начинается с любви к матери. Это самое святое чувство. Если в твоей душе нет его, значит, когда ты станешь взрослым, не будет.

Презентация «Семейные ценности — поговорим с дошкольниками и младшими школьниками «Как вы относитесь к дедушке и бабушке?» Давно известно – в семьях счастливы те дети, рядом с которыми живут добрые и любимые бабушки и дедушки. Вот некоторые выдержки из рассказов.

Проект «Моя Семья» в подготовительной к школе группе. 1 часть Долгосрочный, информационно - практико - ориентированный, социально - просветительский тип проекта Тема проекта: «МОЯ СЕМЬЯ»Подготовительная.

Проект «Моя Семья» в подготовительной к школе группа. 2 часть Перспективный план долгосрочного группового проекта «Семья» в подготовительной к школе группе «Буратино» ГК ДОУ «Детский сад №2 «Золотой.

Проект «Семья и семейные традиции» с родителями и детьми средней группыПроект «Семья и семейные традиции» с родителями и детьми средней группы Актуальность Семья в жизни человека занимает важное место. В семье человек растет, развивается, формируется его характер. Важную роль в.

Проект «Семья и семейные традиции» в средней группеПроект «Семья и семейные традиции» в средней группе Проект ко Дню Матери «Семья и семейные традиции». Тип проекта: краткосрочный, групповой. Цель проекта: создание условий для всестороннего.

Семья и семейные ценности для детей дошкольного возрастаСемья и семейные ценности для детей дошкольного возраста Семья – это и результат, и, пожалуй, еще в большей мере – творец цивилизации. Семья – важнейший источник социального и экономического.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Моя семья и семейные ценности» в подготовительной к школе группе
Опубликовано: 26 января 2023 в 00:17
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект «Моя семья и семейные ценности» в подготовительной к школе группе» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Свиркова (УИ 1343556) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД