Лучший педагог года

Проект муниципальной опорной площадки «Предшкольная подготовка детей 6–7 лет с особыми образовательными потребностями»

марина морозова
Проект муниципальной опорной площадки «Предшкольная подготовка детей 6–7 лет с особыми образовательными потребностями»

Паспорт проекта

Тема: «Предшкольная подготовка детей с особыми образовательными потребностями»

Руководитель образовательного проекта : заведующий.

Научный консультант: научный руководитель, кандидат педагогических наук, научный сотрудник лаборатории специального образования.

Участники разработки проекта : заместитель заведующего,

старший воспитатель

Сроки реализации проекта : сентябрь 2013 –июнь 2016.

Постановка проблемы

Публикация «Проект муниципальной опорной площадки „Предшкольная подготовка детей 6–7 лет с особыми образовательными потребностями“» размещена в разделах

На сегодняшний день все большее число детей к семи годам не готовы к обучению в массовой школе. Причины этого могут быть самыми разными. Очень часто это связано со здоровьем детей и, особенно, с отклонениями в психическом здоровье.

Детям с ООП при обучении часто требуются индивидуальные программы коррекции, помощь логопеда или психолога. В массовой школе всего этого, как правило, предоставить ребенку невозможно. Поэтому часто уже с первого класса такие «особые» дети становятся неуспешными, а со временем эта проблема усугубляется.

Таким образом, на сегодняшний день существует проблема – скрытое неудовлетворение спроса на образование детей с отклонениями в развитии. Скрытое - потому что родители очень редко вслух заявляют о том, что их ребенок имеет отклонения в развитии. Именно поэтому нужны альтернативные формы предшкольной подготовки.

С 2007 по 2010 год МБДОУ «ЦРР – детский сад №2» стал участником проекта «Апробация моделей и вариативных программ предшкольного образования в Чернушинском районе». В результате которого в детском саду была открыта группа предшкольной подготовки детей с ООП 6-7 лет «Гнездышко».

В 2010 году МБДОУ «ЦРР – детский сад №2»получил статус муниципальной экспериментальной площадки по «Предшкольной подготовке детей 6-7 лет с особыми образовательными потребностями».

Работая в течение 6 лет по данному направлению и получая положительные результаты, в детском саду был накоплен достаточный опыт работы по адаптации и выравниванию стартовых возможностей детей с ООП при подготовке к школе.

Цель проекта :

диссеминация передового педагогического опыта по предшкольной подготовке детей с особыми образовательными потребностями.

Задачи проекта :

оказание систематической методической помощи педагогам и руководителям образовательных учреждений города;

распространение актуального педагогического опыта;

создание условий для повышения квалификации педагогических кадров;

установление эффективных связей между образовательными учреждениями города, района, края, создание профессиональных педагогических сообществ;

участие в формировании банка информации о состоянии развития своего направления деятельности.

Анализ образовательного пространства учреждения в рамках заявленной проблемы.

Работа с детьми, имеющими особые образовательные потребности, является одним из основных направлений деятельности МБДОУ «ЦРР - детский сад №2», что закреплено в Уставе. В учреждении получают услуги дошкольного образования дети с дефектами речи, задержкой психического развития, дети-инвалиды (для них есть возможность посещать детский сад в режиме кратковременного пребывания).

В учреждении созданы условия, позволяющие говорить о диверсификации дошкольной образовательной услуги. Так в штаты детского сада входят: 5 логопедов, дефектолог, психолог, социальный педагог, педагоги-специалисты по изобразительной деятельности и экологическому воспитанию, музыкальные руководители. Около 48 % педагогов имеют высшее образование, 31% - высшую квалификационную категорию, 40% - первую, 11% - базовую. В детском саду имеются музыкальный и физкультурные залы, студия для комплексных занятий (изобразительная деятельность, экологическое воспитание, формирование естественно-научных представлений, 4 логопедических кабинета, кабинет психолога. На территории детского сада расположена экологическая тропа, 2 спортивных площадки (в т. ч. и коррекционно-оздоровительная, прогулочные участки.

В течение последних 14 лет на базе ДОУ функционируют коррекционные группы для детей с задержкой психического развития. Принимаются в них дети по направлению ПМП-комиссии. Как правило, к нам направляют детей, имеющих не только задержку психического развития, но другие, более сложные для коррекции отклонения в развитии. Это объясняется тем, что в районе мы единственное учреждение, где детям с особыми образовательными потребностями оказывается помощь специалистов.

В детском саду с 2007 года функционирует группа кратковременного пребывания по предшкольной подготовке для детей с ООП «Гнездышко». По содержанию образование в этой группе ведется чуть шире рамок стандартных дошкольных программ, а вот по форме оно больше напоминает школьное. Например: дети приходят в детский сад с портфелем, им даются домашние задания, вводятся элементы школьной атрибутики (звонок, урок, перемена).

Контингент детей посещающих данную группу следующий:

• Выпускники специализированных или общеобразовательных групп, не освоившие программу детского сада.

• Дети, не посещавшие детский сад по какой либо причине.

• Выпускники детских садов, работающих без логопедического сопровождения, имеющие речевые нарушения.

Группа функционирует в режиме кратковременного пребывания – с 10.15 до 15.15. Определен особый режим труда и отдыха воспитанников, соответствующий их возрасту, возможностям и потребностям : 3-4 учебных часа по 30 минут с большим количеством физминуток, перемен, подвижных игр, также предусмотрены ежедневные прогулки, развивающие занятия, двухразовое питание.

На базе ДОУ созданы условия функционирования группы:

- материальные (учебный инвентарь, дидактические, наглядные материалы и пособия);

- кадровые (см. таблицу) Таблица

Ф. И. О. Должность Образование Категория Стаж

Воспитательно-образовательный процесс

Фазлыева

Эльмира

Флюровна воспитатель высшее первая 10 лет

Пикулева Надежда Николаевна дефектолог высшее первая 9 лет

Психологическое сопровождение

Габбасова

Светлана

Владимировна Педагог - психолог высшее высшая 14 лет

Логопедическое сопровождение

Белкина

Елена Ивановна Учитель - логопед высшее высшая 25 лет

Медицинское сопровождение

Федорова

Елена

Михайловна педиатр высшее высшая -

-нормативно-правовые (положение о группе, приказы, формы договора с родителями, должностные инструкции, положение о творческой группе, договоры о взаимодействии и научном сопровождении);

Дети обучаются по программе «Коррекционно-развивающее обучение: Подготовительный класс». Авторами программ подготовительного класса являются С. Г. Шевченко (Ознакомление с окружающим миром и развитие речи, Р. Д. Тригер (Развитие речевого (фонематического) восприятия и подготовка к обучению грамоте, И. Н. Волкова (Ознакомление с художественной литературой, Т. М. Капустина (РЭМП)

В программу включены следующие учебные дисциплины: Математика, Обучение грамоте, Письмо, Окружающим мир, Физкультура, Музыка, Ручной труд.

Учебный процесс имеет психологическое, логопедическое, медицинское сопровождение: проводятся коллективные занятия с педагогом-психологом по развитию познавательных способностей детей (памяти, внимания, мышления, воображения, фронтальные и индивидуальные занятия с логопедом, направленные на развитие связной речи дошкольников, врач - педиатр регулярно осматривает воспитанников, проводит консультации с родителями, назначает лечебные процедуры. Кроме этого с ребятами проводятся музыкальные и физкультурные занятия со специалистами ДОУ.

В течение срока обучения на каждого воспитанника заполняется «Карта индивидуального сопровождения ребенка».

Воспитательно-образовательный процесс координируется творческой группой ДОУ.

За период функционирования группы «Гнездышко» количество выпускников составило 51 человек, из них 48 обучаются в общеобразовательных школах, 2 ребенка – в коррекционной школе, 1 – на домашнем обучении.

Гипотеза

Исходный факт:

В практике современной общеобразовательной школы в последние годы отмечается ряд острых проблем, связанных с увеличением числа учащихся, испытывающих стойкие трудности в обучении и адаптации к школе. Данная категория детей – дети с особыми образовательными потребностями.

Целесообразна разработка и апробация различных моделей предшкольного образования с целью выравнивания стартовых возможностей детей и обмен педагогическим опытом по заявленной проблеме.

Если:

Исходя из накопленного педагогического опыта на базе ДОУ будет функционировать муниципальная опорная площадка по предшкольной подготовке детей 6-7 лет с особыми образовательными потребностями

То:

Получим возможность добиться следующих результатов:

• оказание систематической методической помощи педагогам и руководителям образовательных учреждений города;

• распространение актуального педагогического опыта;

• установление эффективных связей между образовательными учреждениями города, района, края, создание профессиональных педагогических сообществ;

• участие в формировании банка информации о состоянии развития своего направления деятельности.

Так как:

Будут созданы особые условия для диссеминации педагогического опыта по предшкольной подготовке детей с особыми образовательными потребностями.

Ожидаемые результаты

Реализация цели и задач проекта предполагает достижение следующих результатов:

• в образовательных учреждениях города и района создана система по выявлению и сопровождению детей с ООП;

• налажена взаимосвязь между образовательными учреждениями города, района, края, созданы профессиональные педагогические сообщества;

• участие педагогов образовательных учреждений на мероприятиях различного уровня, обмен опытом по предшкольной подготовке детей с ООП;

• создан информационный банк материалов для распространения и использования накопленного опыта.

Этапы реализации проекта

№ Этапы Мероприятия Сроки

1. Организационный

Составление плана мероприятий работы опорной площадки;

Взаимодействие с научным консультантом по реализации проекта опорной площадки;

Налаживание связи с другими дошкольными учреждениями района и края имеющими опыт работы с детьми с ООП Май - сентябрь

2. Практический Проведение районных и краевых мероприятий:

-Всероссийская конференция «Актуальные проблемы предшкольного образования и пути их решения».

-межрайонная конференция «Актуальные проблемы предшкольной подготовки детей с особыми образовательными потребностями».

-Межмуниципальное методическое объединение педагогов и специалистов работающих с детьми с ООП

-районный фестиваль педагогических идей «Предшкольное образование»

- цикл обучающих семинаров по выявлению и сопровождению детей с ООП

-показ открытых занятий с детьми с ООП

- Работа творческой группы Сентябрь –

июнь

3. Аналитический Анализ работы опорной площадки в рамках проекта «Предшкольная подготовка детей 6-7 лет с особыми образовательными потребностями» Май – июнь

Публикации по теме:

Круглый стол для родителей по вопросам приобщения дошкольников к истокам русской народной культуры. Тема: «Русские календарные праздники, которые отмечают в разные времена года: «Осенины», «Зимние забавы», «Масленица», «Пасха»; + работа.

Конспект занятия в подготовительной группе «Как животные готовятся к зиме?» .

Автор публикации:
Проект муниципальной опорной площадки «Предшкольная подготовка детей 6–7 лет с особыми образовательными потребностями»
Опубликовано: 28 января 2014 в 15:27
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД