Папки-передвижки

Проект «Мы — маленькие исследователи»

Вика Куприянова
Проект «Мы — маленькие исследователи»

«Детский сад № 12 города Красноармейска Саратовской области»

Познавательно – исследовательский проект Воспитатель : Куприянова В. Ю.

«Мы – маленькие исследователи»

Тип проекта : познавательно - исследовательский, информационно - ориентированный.

Вид проекта : долгосрочный.

Сроки реализации: сентябрь - май 2021 год.

По содержанию: семейный, социально - педагогический.

Публикация «Проект „Мы — маленькие исследователи“» размещена в разделах

По количеству участников: групповой, фронтальный, индивидуальный.

Участники проекта : дошкольники, родители, воспитатели.

Актуальность.

Огромная роль в воспитании дошкольников отводится эколого - валеологическому образованию детей. На сегодняшний день экологическая грамотность, бережное отношение к окружающей действительности стали залогом выживания человека на нашей планете. Кроме того, экологическое образование детей - это огромный потенциал их всестороннего развития. И если дошкольники будут узнавать больше о природе методом экспериментирования и исследования, у них возрастёт желание беречь окружающий мир.

Знакомство дошкольников с окружающей действительностью с помощью исследований и экспериментов развивает у них важнейшие операции мышления:

- анализ (наблюдая, дети рассматривают и изучают строение объектов);

- сравнение (дети находят сходство и различия разных объектов);

- умение устанавливать взаимосвязи (дети выделяют способы приспособлений растений и животных к сезону и к среде обитания);

- обобщение (дети совершенствуют умение объединять объекты в группы на основе выделения существенных признаков).

Дошкольный возраст детей обладает восприимчивостью, эмоциональностью, отзывчивостью, подражательностью, позволяющих наиболее чувственно воспринимать явления природы, поэтому детям уже доступны элементарные методы экспериментирования и исследования объектов и явлений окружающей действительности.

Достижением первых семи лет является становление самосознания ребё нка: он выделяет себя из предметного мира, начинает понимать свое место в кругу близких и знакомых людей, осознанно ориентироваться в окружающем предметно - природном мире, видеть его ценности. На этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления об окружающей действительности, накапливает представления о разных формах жизни. Важнейшим условием формирования знаний о взаимосвязях в окружающей действительности является наличие у детей определенного запаса фактических сведений, полученных в результате проведения опытов, экспериментов.

Опыт - это наблюдение, проводимое в специально организованных условиях (лес, сад, огород и т. д.). Оно предполагает активное воздействие на предмет или явление, их преобразование в соответствии с поставленной задачей. В этом преобразовании дети принимают активное участие.

В процессе познавательно - исследовательской деятельности, ребенок расширяет представления о мире, начинает овладевать культурными формами упорядочения опыта: причинно - следственными, родовидовыми, пространственными и временными отношениями, позволяющими связать отдельные представления в целостную картину.

Введение ребенка в природный мир предполагает:

- ознакомление с природным объектом или явлением;

- восприятие объекта или явления;

- формирования правильного отношения к объектам окружающей действительности.

Эксперименты - это реальные опыты с реальными предметами и их свойствами. Познание окружающей действительности лучше всего происходит в процессе наблюдений, экскурсий, опытов и экспериментов, в игровой деятельности. В процессе познавательно - исследовательской деятельности даю детям доступную им информацию, подвожу их к умению самостоятельно делать элементарные выводы. Для этого подобраны эксперименты, доступные детям дошкольного возраста, не требующие сложного оборудования и безопасные.

Основное содержание познавательно - исследовательской деятельности.

В ходе экспериментальной работы создаются ситуации, которые ребенок решает посредствам проведения опыта и, анализируя, делает вывод, самостоятельно овладевая представлением о том или ином объекте или явлении.

Некоторые опыты дети повторяют сами, показанный взрослым, могут наблюдать, отвечать на вопросы, используя результат опытов. Часто экспериментирование возникает по инициативе самого ребенка.

Два направления: первое - игровое, второе - осознанное экспериментирование.

Эксперимент, самостоятельно проведенный ребенком, позволяет ему создать модель явления и обобщить полученные действенным путем результаты, сопоставить их, классифицировать и сделать выводы данных явлений для человека и самого себя. Из этого можно сделать вывод, что для детей дошкольного возраста экспериментирование, наравне с игрой является ведущим видом деятельности.

Цель:

- поддержание и развитие у дошкольников интереса к исследованиям, открытиям, создание необходимых для этого условий.

Задачи:

- обучающая: обучать детей исследовательской (поисковой) деятельности, направленной на познание окружающего мира;

- развивающая: развитие любознательности и самостоятельности детей через экспериментирование;

- развивать мыслительные операции, умение выдвигать гипотезы, делать выводы;

- воспитательная: способствовать воспитанию самостоятельности, развитию коммуникативных качеств, воспитывать культурно - гигиенические навыки.

Методы и приемы работы.

Традиционные методы:

- наглядные (наблюдения, экскурсии, иллюстрации, просмотр фильмов о природе);

- словесные (беседы, чтение художественной литературы о природе, использование фольклорных материалов);

- практические (игры - эксперименты, игры - опыты).

Инновационные методы:

- использование отдельных приёмов мнемотехники - мнемотаблицы и коллажи;

- игровое проблемное обучение - проигрывание с детьми проблемных ситуаций, которые стимулируют их познавательную активность и приучают к самостоятельному поиску решений проблемы;

- наглядное моделирование, в основе которого развиваются умственные способности ребенка;

- проектная деятельность.

Этапы проекта :

- первый – подготовительный: знакомство детей и родителей с проектом, подготовительная работа, постановка цели и задач, определение методов исследования, подготовка оборудования и материалов;

- второй – собственно исследовательский : поиск ответов на поставленные вопросы;

- третий – заключительный: обобщение результатов, их анализ, формулировка выводов.

Ожидаемый результат:

- дети самостоятельно выделяют и ставят проблему, которую необходимо решить;

- предлагают возможные решения;

- доказывают возможные решения, исходя из данных, делают выводы;

- применяют выводы к новым данным, делают обобщение.

Примерный перспективный план

работы познавательно – исследовательского проекта

«Мы – маленькие исследователи»

МБДОУ «Детский сад №12г. Красноармейска Саратовской области»

на 2021– 2022 учебный год.

Неделя Тема Задачи

Сентябрь

1 Мониторинг

2 Знакомство с оборудованием для

исследовательской деятельности. Поддержать и развивать интерес у ребёнка к исследованиям, новым открытиям.

3 Песочная страна. Способствовать расширению знаний детей о свойствах песка, закрепить правила поведения при работе с песком, развивать интерес к экспериментированию.

4

Глина. Способствовать расширению знаний детей о свойствах глины, совершенствовать умение работать с ней, развивать интерес к экспериментированию.

Октябрь

1 Посев семян растения – бархатцы. Совершенствовать умение детей наблюдать за семенами, отмечать свои наблюдения в календаре, сеять семена самостоятельно, в дальнейшем ухаживать за ними.

2 Мир бумаги - свойства. Формировать представления о свойстве бумаги. Развивать умение выражать свои мысли, познавательно - исследовательскую активность в процессе экспериментирования.

3 Вода и её свойства. Развивать речь детей, активизировать словарь: жидкая, прозрачная, бесцветная.

Ноябрь

1 Дружба красок. Формировать умение смешивать краски для получения нового цвета. Развивать мыслительную активность, умение делать выводы на основе наблюдений, чувство цвета.

2 Поможем воде стать чистой. Развивать логическое мышление; умение схематично изображать проделанные действия. Закрепить в речи слова: фильтр, воронка.

3 Магнит. Испытание магнита. Дать представление о магните и его свойстве притягивать предметы, выявить предметы которые могут стать магнетическими, используя магнит, актуализировать знания детей об использовании свойств магнита человеком.

Декабрь

1 Мир ткани и её свойства. Способствовать уточнению и закреплению представлений о видах и свойствах тканей. Развивать умение выражать свои мысли, познавательно - исследовательскую активность в процессе экспериментирования.

2 Измерение глубины снежного покрова. Развивать интерес к исследовательской деятельности, совершенствовать умение делать выводы.

3 Дерево - его свойства. Расширить представление о дереве, его качествах и свойствах, овладевать средствами познавательной деятельности, способами обследования объекта.

Январь

2

Мир металла. Расширять знания детей о металле и его свойствах, учить сравнивать, делать выводы.

3 Волшебная бумага. Дать представление о свойствах бумаги. Воспитывать чувство взаимопомощи.

4

Вулкан. Познакомить детей с образованием и работой вулкана; способствовать накоплению у детей конкретных представлений о вулканах. Развивать умение делать выводы, умозаключения. Воспитывать аккуратность и осторожность при работе - ОБЖ.

Февраль

1

Чудесная мука. Ознакомить детей со свойствами муки через детское экспериментирование, дать детям понятия: мягкая, лёгкая, тяжёлая, сыплется, отпечатки.

2 Свойства снега. Закрепить свойства снега посредством экспериментирования.

3 Знакомство с термометром. Совершенствовать детей наблюдать за температурными изменениями. Отмечать свои наблюдения в календаре. Сравнивать, делать выводы.

Март

1 Удивительные камни.

Совершенствовать умение детей классифицировать камни по форме, размеру, цвету, особенностям поверхности (гладкие, шероховатые). Показать детям возможность использования камней в хозяйственных и игровых целях; закрепить элементы ОБЖ.

2 Растения – посадка, посев. Формировать умение распознавать семена растений, правильно сеять и ухаживать за ними, совершенствовать трудовые умения.

3 Экологические – игры – исследования. Развивать чувствительный опыт, внимание посредством чудесного мешочка, ящика ощущений.

4 Посадка лука, чеснока. Развивать тактильные ощущения, трудовые действия.

Апрель

1 Неживая природа. Развивать чувствительный опыт, внимание, сосредоточенность при нахождении объектов и явлений неживой природы.

2 Живая природа. Развивать чувствительный опыт, внимание, сосредоточенность при нахождении объектов и явлений живой природы.

3 Живая и неживая природа. Обобщить знания детей о живой и неживой природе, способствовать развитию познавательных интересов.

4 Итоговое занятие – для воспитателей. Обобщить знания детей, способствовать развитию познавательных интересов.

Май

1 Подземная кладовая. Познакомить детей с полезными ископаемыми земли, развивать познавательную активность в процессе экспериментирования.

2 Итоговое занятие – с участием родителей. Обобщить знания детей, способствовать развитию познавательно - исследовательских интересов. Поддержать интерес у родителей к исследованиям и открытиям с детьми.

3 Мониторинг.

Публикации по теме:

Фотоотчет «Маленькие исследователи во второй младшей группе. Опыт с сахарным и речным песком»Фотоотчет «Маленькие исследователи во второй младшей группе. Опыт с сахарным и речным песком» Фотоотчет во второй младшей группе. Маленькие исследователи. Опыт с сахарным и речным песком. Цель: -показать детям растворимость сахарного.

Фотоотчёт об элементарном экспериментировании «Эколята-дошколята — маленькие исследователи неживой природы»Фотоотчёт об элементарном экспериментировании «Эколята-дошколята — маленькие исследователи неживой природы» Фотоотчёт по элементарному экспериментированию «Эколята-дошколята-маленькие исследователи неживой природы»[/b] Лето – самое хорошее время.

Фотоотчет «Маленькие исследователи или немного о первой научно-практической конференции в ДОУ»Фотоотчет «Маленькие исследователи или немного о первой научно-практической конференции в ДОУ» 15 декабря в нашем детском саду произошло знаменательное событие. Состоялась первая научно-практическую конференцию «Я-исследователь». Цель.

Познавательно-исследовательский проект «Юные исследователи» Проект «Юные исследователи"Актуальность проекта «Люди, научившиеся… наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и.

Проект для дошкольников 2–3 лет «Мы — маленькие артисты»Проект для дошкольников 2–3 лет «Мы — маленькие артисты» «Мы - маленькие артисты»Тип проекта: познавательно – творческий. Сроки реализации: краткосрочный проект (1 месяц). Участники проекта: дети,.

Проект «Маленькие артисты большого театра»Проект «Маленькие артисты большого театра» Проект «Маленькие артисты большого театра»(старший дошкольный возраст) Театр, словно чародей, волшебник, Своею палочкой волшебной проведя,.

Проект «Маленькие исследователи» по экспериментально-исследовательской деятельности в группе раннего возрастаПроект «Маленькие исследователи» по экспериментально-исследовательской деятельности в группе раннего возраста Тип проекта: экспериментально-исследовательский Длительность проекта: долгосрочный (сентябрь 2019 – май 2020) Участники проекта: дети, воспитатель,.

Проект «Маленькие исследователи» для второй младшей группыПроект «Маленькие исследователи» для второй младшей группы Проект "Маленькие исследователи"«Самое лучшее открытие – то, которое ребенок делает сам»Тип проекта: познавательно-исследовательский, творческий.

Проект «Маленькие помощники!» (младшая группа) Актуальность: Воспитание должно развить в человеке привычку и любовь к труду, оно должно дать ему возможность отыскать для себя смысл в.

Проект в средней логопедической группе по опытно-экспериментальной деятельности «Юные исследователи»Проект в средней логопедической группе по опытно-экспериментальной деятельности «Юные исследователи» Проект в средней логопедической группе №4 «Юные исследователи» Руководители проекта: воспитатели Краковская Надежда Александровна, Шлейгер.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Мы — маленькие исследователи»
Опубликовано: 25 октября 2022 в 20:09
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД