Получи документы

Проект «Мы-юные крымчане»

Анастасия Вербицкая
Проект «Мы-юные крымчане»

ПРОЕКТ «МЫ – ЮНЫЕ КРЫМЧАНЕ»

Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с декоративно-прикладным искусством народов Крыма (продуктивная деятельность)

Автор:

Воспитатель

МБДОУ №95 «Звоночек»

Вербицкая Анастасия Владимировна

Пояснительная записка

Вид проекта : творческий с использованием продуктивной деятельности детей.

Продолжительность проекта : долгосрочный (с сентября 2016г. по май 2017г.).

Публикация «Проект „Мы-юные крымчане“» размещена в разделах

Участники проекта : дети старшего дошкольного возраста с 5-ти до 7-ми лет, воспитатели групп, специалисты, родители воспитанников.

Образовательная область: развитие самостоятельной творческой деятельности, во взаимосвязи и взаимопроникновении разных видов искусства и разных видов художественно-творческой деятельности, по ознакомлению с культурой и декоративно-прикладных искусством народов Крыма.

Кадровое обеспечение проекта : руководство ДОУ – контроль;

Воспитатель Вербицкая А. В. – разработка плана по ознакомлению дошкольников с культурой и национальными традициями, плана по ознакомлению детей с произведениями декоративно – прикладного искусства народов, населяющих Крыми руководство его реализацией;

Педагоги – проведение мероприятий по плану.

Актуальность темы:

Республика Крым – уникальный регион, впитавший в себя разнообразие, взаимодействие и взаимовлияние различных культур, которые способны оказывать значительное влияние на духовный мир человека, формирующееся с раннего возраста, и задачей педагога, по реализации данного направления, является знакомство детей с культурой, обычаями и традициями народов, через яркие, интересные и незабываемые формы работы.

Народное (декоративно-прикладное)искусстволюбого народа содержит богатейший материал для воспитания в духе дружбы, взаимопонимания, трудолюбия, патриотизма.

Важную роль народного декоративно-прикладного искусства в воспитании детей отмечали и искусствоведы и отечественные психологи, педагоги. По их мнению, ознакомление с произведениями народного декоративно-прикладного искусства побуждает в детях первые яркие представления о Родине, о ее культуре, способствует воспитанию патриотических чувств, а также подчеркивают взаимосвязь обучения и творчества в использовании народного искусства, его влияния на развитие эстетического восприятия, воображения, творчества детей.

Таким образом, познавая красоту народного творчества, ребенок испытывает положительные эмоции, на основе которых возникают более глубокие чувства (радости, восхищения, восторга). Формируются образные представления, развивается мышление, воображение.

В нашем детском саду этой проблеме мы уделяем серьезное внимание. Задачи нравственно-патриотического воспитания, знакомства с культурой и искусством народов Крыма решаются во всех видах деятельности: занятиях, играх, труде, быту.

Цель проекта : развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста, проявление их индивидуальности в творческой деятельности в процессе приобщения их к русскому, украинскому и крымскотатарскому народному творчеству.

Главными задачами данного проекта являются :

1) знакомить детей с особенностями декоративно – прикладного искусства;

2) формировать творческие умения и навыки самостоятельно выполнять разнообразные декоративно – оформительские работы;

3) учить создавать изображения по мотивам народной декоративной росписи народов Крыма, знакомить с ее цветовым строем и элементами композиции, учить использовать для украшения оживки;

4) учить ритмично располагать узор, предлагая расписывать силуэты и объемные фигуры;

5) продолжать развивать навыки лепки из глины, передавать образ глиняной игрушке;

6) развить эстетические чувства, эмоции, эстетический вкус, эстетическое восприятия, интерес к искусству;

7) формировать умение соотносить художественный образ и средства выразительности, характеризующие его в разных видах искусства, подбирать материал для самостоятельной художественной деятельности. ;

8) воспитывать любовь к Крыму, как своей Родине;

9) формировать умения различать жанры русского, украинского, крымскотатарского, армянского народного творчества.

Проект построен на основе принципов:непрерывности;возрастной преемственности;постепенного усложнения учебного материала с ориентиром на индивидуальные возможности и способности детей;импровизационности, заключающегося в нахождении оптимального соотношения обучения и творчества в развитии детей;толерантности; игровой подачи дидактического материала;личностно – ориентированного подхода к каждому ребёнку.

Основные методы и формы работы, используемые для реализации проекта «Мы – юные крымчане» :

1) беседы с детьми о декоративно-прикладном искусстве;

2) рассматривание видов росписи, демонстрация иллюстраций, показ и объяснение педагога;

3) выполнение работ по изобразительной деятельности;

4) выполнение работ из глины;

5) подвижные и малоподвижные народные игры;

6) выставка детского творчества;

7) работа с родителями (фотоколлаж, фотоширма;оформление мини-музея «Дивная роспись народов Крыма»;создание альбома детских работ по народно-декоративному творчеству.

Ожидаемый результат:

1. В ходе целенаправленного, систематического использования русского, украинского, крымскотатарского народного творчества, с учётом личностно – ориентированного подхода и взаимодействия взрослых (ДОУ и семьи) у детей к моменту выпуска из ДОУ:

сформируется интерес к народному творчеству в рамках программы «Мы – юные крымчане» и декоративно-прикладному искусству, желание и умение исполнять элементарные творческие работы, связанные с ознакомлением с культурой народов Крыма;

сформируется чувство толерантности.

2. Улучшится микроклимат в детском коллективе.

3. Родители и педагоги (специалисты) повысят свою компетенцию и овладеют технологией использования разных жанров декоративно-прикладного искусства.

Этапы реализации проекта :

подготовительный;

исследовательский;

заключительный (обобщающий).

Представим подробное описание этапов реализации проекта.

I этап – подготовительный, включает в себя:

анкетирование родителей знаний и представлений о народном творчестве, родном городе, его истории, достопримечательностей, культуры национальностей, проживающих в Крыму

беседа с детьми на предмет выявления уровня сформированности знаний и представлений о декоративно-прикладном искусстве в частности и об истории и культуре родного города в целом.

II этап – основной, включает в себя:

Занятия с детьми в соответствии с перспективным планом,

совместные мероприятия с семьями воспитанников,

совместные мероприятия с детьми по декоративной росписи (продуктивной деятельности,

экскурсии по городу Симферополю, посещение этнографических музеев с целью ознакомления с народным промыслом разных национальностей Крыма,

пополнение развивающей среды,

выставки детских работ, семейных коллекций

III этап – итоговый, включает в себя:

итоговая беседа с детьми по результатам работы с декоративно-прикладным искусством народов Крыма,

выявить степень удовлетворённости родителей и педагогов полученными результатами в ходе реализации проекта,

итоговая организация развлечений для детей по теме «Декоративно-прикладное искусство народов Крыма».

ВЫВОД: Данный проект можно реализовать в условиях большинства дошкольных учреждений. Проект не требует значительных материальных затрат, в его реализацию активно включаются родители воспитанников. Сведения о городе, декоративно-прикладном искусстве народов Крыма доступны и интересны не только детям, но и взрослым.

Тщательно изучив материалы, касающиеся истории развития различных народных промыслов, был разработан перспективный план по реализации проекта.

Изготовили практический материал: разработали картотеку дидактических и развивающих игр; картотеки пальчиковых игр, подвижных игр и физминуток. Папки с силуэтным моделированием, таблицы с элементами народных росписей, модели-плакаты для формирования умения планировать работу по реализации замысла. Были созданы условия для самостоятельной деятельности детей (доступный материал для творчества, наличие его разных видов, глина, краски, карандаши, бумага разных цветов, силуэты изделий из бумаги, различный иллюстрированный материал. Были приобретены подлинные изделия декоративно-прикладного искусства. На занятия приходили в гости куклы в национальных одеждах.

Перспективный план деятельности, сроки реализации проекта

Сроки проведения Форма проведения Содержание работы

Сентябрь Коммуникативно-познавательная

Консультация с родителями 1. Беседа на тему: «Знакомство с Крымом»

2. Дидактическая игра «Собери карту Крыма»

3. Художественное слово «Народы Крыма и их творчество»

4. Консультация для родителей на тему: «Влияние народных промыслов на эстетическое воспитание детей дошкольного возраста».

5. Занятие с использованием нетрадиционной техники рисования «кляксография» по теме «Крымская осень».

Октябрь Продуктивная

деятельность

Коммуникативно-познавательная

Взаимодействие с родителями 1. Занятие по лепке в старшей группе по теме «Аю-Даг».

2. НОД Тема: «Декоративное рисование»

3. Беседа на тему: «История возникновения декоративно-прикладного искусства»

4. Дидактическая игра «Наряди матрёшку»

5. Художественное слово «Легенды Крыма»

6. Консультация для родителей на тему: «Народное искусство и детское творчество»

Ноябрь

Декабрь Продуктивная

Коммуникативный

Познавательно-исследовательский

Продуктивная

Продуктивная

Коммуникативный 1. НОД Рисование Тема: «Декоративное рисование. Роспись дымковская лошадка»(готовое изделие из глины)

2. Беседа на тему: «Основные цвета в русском декоративно-прикладном искусстве»

3. Дидактическая игра «Русская матрёшка»

4. Занятие по рисованию на тему: «Поляна сказок».

5. Знакомство с Филимоновской игрушкой

6. НОД Рисование Тема: «Декоративное рисование петушок на подставке»(готовый макет для росписи из бумаги)

7. Дидактическая игра «От какой народной игрушки этот элемент росписи»

8. Создание книги-самоделки сказок по мотивам народных промыслов Крыма

Январь Продуктивная

Коммуникативный

Познавательно-исследовательский

Взаимодействие с родителями 1. Занятие по декоративной лепке в старшей группе по теме «Армянские мотивы»

2. Беседа на тему: «Разнообразие форм декоративно-прикладного искусства у крымскотатарскогои армянского народа. Их сходство и различия».

3. Занятие по рисованию на стекле в старшей группе по теме «Крымская зима».

4. Дидактическая игра «Собери из частей орнамент крымскотатарского народа»

5. Консультация для родителей на тему: «Влияние народных промыслов крымскотатарского и армянского народа на эстетическое воспитание детей дошкольного возраста»

Февраль Продуктивная

Коммуникативный

Познавательно-исследовательский

Музыкальный

Семейный проект 1. Беседа «Знакомство с украинским декоративно-прикладным искусством: Петриковская роспись»

2. НОД Тема: «Декоративное рисование. Укрась свои игрушки украинским узором»

3. Занятие по лепке на тему «Жители Черного моря».

4. Дидактическая игра «Составь узор»

5. Развлечение «Масленица»

6. Работа с родителями «Народные промыслы нашего края» по изготовлению – изготовление игрушки в стиле декоративно-прикладного искусства своего народа.

Март Продуктивная

Экскурсия 1. НОД занятие по аппликации в старшей группе по теме «Первоцвет»

2. Лепка Тема: «Барашек»(русская декоративная роспись)

3. Занятие по лепке из солёного теста с использованием декоративной росписи крымскотатарского народа по теме «Моей маме в день 8- марта».

4. Беседа на тему: «Основные цвета дымковской игрушки, основные цвета филимоновской игрушки»

5. Посещение музея истории города Симферополя

6. Занятие по аппликации в старшей группе «Мой любимый город Симферополь».

7. Дидактическая игра «Наряди куклу» в национальные костюмы русского, украинского и крымскотатарского народа

Апрель

Ознакомительная

Коммуникативная

Работа с родителями по организации экскурсии 1. Знакомство декоративной росписью «Городец»

2. НОД Тема: «Элементы росписи доски» (макет из бумаги)

3. Беседа на тему: «Городецкая роспись по дереву»

4. Художественное слово «Весёлые яркие цветы»

5. Дидактическая игра «Узнай к какой росписи принадлежит этот элемент»

6. Экскурсия в Крымский Этнографический музей в Симферополе с целью всестороннего отражения традиционной бытовой (народной) культуры всех национальностей Крыма.

Май

Продуктивная

Познавательная

Организация выставки работ

Организация развлечения для детей 1. НОД Тема: «Роспись по дереву «Городец» (готовое изделие из дерева)

2. Занятие по лепке на тему: «Крымский лес».

3. Дидактическая игра «Угадай и расскажи»

4. Консультация для родителей на тему: «Декоративно- прикладное искусство — детям»

5. Выставка детских работ и изготовление для родителей альбома «Декоративно- прикладное искусство народов Крыма».

6. Праздник «Волшебная кисть народов Крыма».

Методическое обеспечение проекта

Справочная и специальная литература:

1. Акчурина-Муфтиева, Н. М. Декоративно - прикладное искусство крымских татар XV - первой половины ХХ вв. : (Этапы развития, типология, стилистика, художественные особенности)/КИПУ, Ин-т искусствоведения, фольклористики и этнологии им. М. Рыльского НАН Укр. ; Отв. за вып. Н. Р. Караманов. - Симферополь: ОАО "Симфероп. гор. тип. " (СГТ, 2008. – 392 с. : ил., вкл. л. 32 (ил).

2. Акуненок Т. С. Использование в ДОУ приемов нетрадиционного рисования // Дошкольное образование. – 2010. – №18. – С. 12-17

3. Асанова Д, Эмирусеинова З. Декоративное искусство: ткачество, орнамент, вышивка // Очерки истории и культуры крымских татар. – Симферополь: Крымучпедгиз, 2005. - С. 110-112.

4. Болотина Л. Р., Комарова Т. С., Баранов С. П. Дошкольная педагогика. М. : Издательский центр «Академия», 1997 – 240 с.

5. Вершинина Н., ГорбоваО. Знакомство с особенностями декоративно – прикладного искусства в процессе дидактических игр // Дошкольное воспитание. – 2004. – №6. – с. 42

6. Возвращение к истокам: народное искусство и детское творчество: Учебно-методическое пособие / Под ред. Т. Я. Шпикаловой, Г. А. Поровской. – М. : Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000. – 272 с.

7. Гейкер Н. Национально региональной компонент в работе с детьми. //Дошкольное воспитание. - 2007-№9-с. 33

8. Горичева В. С., Нагибина М. И. Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина. Популярное пособие для родителей и педагогов /Художники М. В. Душин, В. Н. Куров. – Ярославль: «Академия развития», «Академия К», 1998 – 192 с., ил. – ( Серия: «Вместе учимся мастерить»)

9. Григорьева Г. Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности [Текст] : Учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / Г. Г. Григорьева. – М. : Издательский центр «Академия», 2009. – 344 с.

10. Дыбина О. В. Творим, изменяем, преобразуем: Занятия с дошкольниками [Текст] / О. В. Дыбина. – М. : ТЦ «Сфера», 2012. – 128 с.

11. Скоролупова О. А. Знакомство детей дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством. Цикл занятий для детей старшего дошкольного возраста. – М. : ООО Издательство Скрипторий 2000, 2003. – 128 с.

12. Тымкив Б. Формирование художественной этнокультуры средствами народного декоративно искусства //Народное искусство Украины. – 1998. – № 4. – С. 55.

13. Эстетическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста / Под ред. Е. А. Дубровской, С. А. Козловой. М. : Академия, 2002. – 256 с.

14. История армянского прикладного искусства: от керамики до ковроткачества [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://barev.today/news/iskusstvo4

Публикации по теме:

Конспект спортивного праздника «Юные пожарные» (старший дошкольный возраст) Ведущая: Ребята! Сегодня мы с вами поговорим об огне и пожаре. Видели вы огонь свечи? Костра? Как он выглядит) Огонь бывает ярко – красный,.

КОП «Мы — юные повара!» Приобщаться к миру готовки и создания новых блюд малыш может уже в 3-4 года. В этом возрасте дети очень любят все новое, им все интересно,.

Проект «Юные экспериментаторы» Актуальность темы: Дети очень любят экспериментировать. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Исследования представляют.

Проект «Мы юные пожарники» Проект "Мы юные пожарники" Продолжительность проекта: долгосрочный Цель проекта: формировать у детей навыки безопасного поведения в быту,.

Проект отряда ЮИД — «Юные инспектора действуют» Вид проекта: Творческо-информационный Участники проекта: воспитатели, родители, дети подготовительной к школе группы Срок реализации: Один.

Проект по культурно — патриотическому воспитанию детей «Юные звёздочки» Проект по культурно – патриотическому воспитанию детей «Юные звездочки». Патриотизм — это не значит только одна любовь к своей родине.

Проект с детьми подготовительной группы «Юные пешеходы» Проект с детьми подготовительной группы «Юные пешеходы» Паспорт проекта Вид проекта: практико-ориентированный, долгосрочный. Участники проекта:.

Проект «Юные Эйнштейны»  (подготовительная группа) Частное дошкольное образовательное учреждение детский сад №12 ОАО "РЖД" Проект "Юные Эйнштейны"Вид проекта: познавательно – творческий Участники.

Проект «Юные дизайнеры» Средняя группа. Название проекта «Юные дизайнеры» г. Пермь Название проекта: «Юные дизайнеры» Цель проекта: создание комнаты.

Юные знатоки ПДДЮные знатоки ПДД Цель. Закреплять знания детей о правилах дорожного движения. Задачи: Уточнить представления детей о назначении дорожных знаков, светоотражающих.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Мы-юные крымчане»
Опубликовано: 8 октября 2016 в 22:50
+15Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 апреля. Международный день ложки. Передвижка «История русской ложки»

2 апреля отмечаем праздник ложки — столового прибора, без которого ни супа, ни каши не съешь. Деревянная ложка – символ традиций и самобытности русской культуры.

1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД