Екатерина Разумова
Проект «Скандинавская ходьба в ДОО»
▼ Скачать + Заказать документы
на губернаторскую премию 2016 года
Введение
. Нужны новые формы работы, широкий выбор не только спортивных, но и оздоровительных мер для детей младшего возраста, именно в этом возрасте закладываются привычки и интересы, и нужно их сформировать.
В. В. Путин, президент Российской Федерации.
Важнейшим этапом в формировании здоровья ребенка, развития у него физических навыков и умений является дошкольное детство. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) нацеливает содержание образовательной области «Физическое развитие» на достижение целей формирования у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой, гармоничное физическое развитие через решение следующих задач:
Публикация «Проект „Скандинавская ходьба в ДОО“» размещена в разделах
• развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации);
• накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями);
• формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.
Воспитание здорового поколения с гармоничным развитием физических качеств - одна из основных задач современного общества. В любом обществе, построенном на гуманистических и демократических принципах, здоровье человека является высшей ценностью, важнейшим достоянием государства, оно - бесспорный приоритет, залог жизнестойкости и прогресса общества.
К сожалению, в нашей стране, наблюдается отчетливая тенденция к ухудшению состояния здоровья детей. Результаты углубленных медицинских осмотров показывают, что значительная часть детей, посещающих дошкольные учреждения, имеет различные отклонения здоровья, отстает в физическом развитии. Это свидетельствует о том, что проблемы воспитания здорового ребенка были и остаются актуальными в практике общественного и семейного дошкольного воспитания и диктуют необходимость поисков эффективных средств их реализации.
Внедрение проекта «Скандинавская ходьба» в условиях ДОО, позволит решить одну из главных проблем, таких как:
• своевременное формирование двигательных навыков и умений;
• развитие интереса к различным, доступным ребенку видам движений;
• воспитание положительных нравственно-волевых черт характера личности;
• содействие в стимулировании деятельности сердечно - сосудистой и дыхательной систем, в формировании опорно-двигательного аппарата, как основу правильной осанки.
Проектом предусмотрен объект исследования, которыми выступают условия внедрения и реализации проекта «Скандинавская ходьба» в ДОО, предметом деятельности является процесс овладения техникой «Скандинавская ходьба» детьми дошкольного возраста.
Актуальность создания проекта
Скандинавская ходьба с палками (северная ходьба, нордическая ходьба, финская ходьба, ходьба (Nordic walking) - своеобразный вид любительского спорта, представляющий собой пешие путешествия, во время которых при ходьбе опираются на специальные палки, вид которых отдаленно напоминает лыжные. Следует отметить, что большой вклад в популяризацию нового любительского спорта внесли немецкие врачи, опубликовавшие серьезные исследования, свидетельствующие о высоком оздоровительном потенциале скандинавской ходьбы.
Когда-то в России была своя культура ходьбы. Это называлось «терренкур» – ходьба с дозированной физической нагрузкой по специально организованным маршрутам. Первые тропы здоровья были проложены в Крыму по рекомендации выдающегося терапевта С. П. Боткина.
Многолетние медицинские исследования подтвердили положительное влияние ходьбы с палками на состояние здоровья, что дало толчок к профессиональному использованию скандинавской ходьбы как метода профилактики и лечения различных заболеваний – болезней сердца и сосудов, опорно-двигательного аппарата, органов дыхания, нервной системы и других. Сегодня скандинавская ходьба считается одним из видов кинезотерапии, то есть лечения движением.
Скандинавская ходьба в России завоевала признание как вид фитнеса и реабилитации, ходьба с палками очень активно набирает большую популярность не только среди пожилых людей, но и молодежи. Даже при подготовке к соревнованиям сборная команда России по биатлону и лыжники активно используют как вид активной тренировки.
Сама техника скандинавской ходьбы очень проста. Она похоже на то, как мы ходим. Ширина шага это обычная постановка ног, как повседневно мы ходим на простой прогулке. Кроме ширины шага нужно обратить внимание на правильную постановку ног. Сам шаг начинается с пятки, и перекатывается на носок до полного сцепления всей ступни с поверхностью, и затем пятка отрывается и последним в воздухе оказывается носок.
Для чего же нужна скандинавская ходьба ребенку дошкольного возраста. Здоровье малыша зависит от некоторых факторов, а именно от физической активности, Но физическая активность, не физкультура, не спорт, а именно физическая активность. Для и здоровья нужно именно это. Нужна такая активность, которая тренирует все мышцы, органы, дыхание, разгоняет по телу кровь и лимфу, дает мягкую нагрузку на сердце. Ходьба с палками не травматичный, но очень интересный, и главное простой и доступный каждому вид двигательной активности и зимой и летом и весной и осенью. Занимаясь ходьбой с палками, малыши имеют различные возможности для реализации своей двигательной активности, а научные исследования подтверждают, что потребность в движении у детей дошкольного возраста очень велика, как и потребность в питании.
Ходьба с палками позволяем ребенку на прогулке бегать, прыгать, и играть, получая от этого огромное удовольствие. А это имеет огромное значение, так как приобретаются навыки координации движений и совершенствовуются моторные способности. Дошкольники знакомятся с собственным телом, учатся владеть телом во время упражнений. У детей развиваются такие качества, как целеустремленность, упорство, ловкость, смекалка, и очень гордятся, если добиваются успеха.
Чтобы заниматься скандинавской ходьбой с малышом не надо идти в спортзал, покупать специальной одежды, не требует долгого обучения и привыкания к нагрузке. И начать заниматься может каждый любой родитель и ребенок, при этом не испытывая страха показаться быть смешным или потерпеть неудачу. Ходьбой желательно заниматься на свежем воздухе, что обеспечивает для организма большое количество кислорода, чем в здании. Во время движения кровь течет по телу быстрее, омывая органы и выработку гормонов, влияющих на настроение и самочувствие. Ходьба задействует мышцы спины, ног, рук, туловища, и тело становиться стройным крепким и физически развитым.
Прогулки лучше с малышом проводить в парках, скверах и лесных дорожках с приятным природным ландшафтом. Виды деревьев, кустарников, успокаивают психику ребенка, помогая сопротивляться стрессам и различным психологическим нагрузкам. Ходьба применяется для поддержания осанки ребенка и решения некоторых проблем шеи и плеч. Сами палки помогают детям двигаться в наиболее быстром темпе без всяких усилий
Занятие скандинавской ходьбой – это гармоничное и эффективное средство развития организма ребенка. Спортсмены, применяющие палки для ходьбы, показывают наибольшие показатели производительности сердечно-сосудистой системы и системы дыхания. Ходьба с палками используется как средство отдыха и повышение двигательной активности. Занятия в красивой лесистой местности доставляют большое удовольствие, оказывают положительное влияние на нервную систему, оздоравливает организм, обеспечивая высокую умственную и физическую работоспособность.
Именно поэтому актуальной темой, становится разработка проекта «Скандинавская ходьба» в ДОО.
Воспитание современного ребёнка и его физических, познавательных и др. способностей – приоритетная, наиглавнейшая задача дошкольной педагогики особенно в современных условиях, поскольку любой стране нужны личности: физически, интеллектуально развитые, обладающие хорошим здоровьем, имеющие задатки волевых качеств.
Итак, актуальность создания данного проекта, определяется рядом факторов: социальным заказом на воспитание здоровых граждан общества; необходимостью разработки и внедрения целостной системы формирования здорового образа жизни дошкольников в условиях учреждений дошкольного образования
Цели, задачи, ожидаемые результаты и продукты
Стратегическая цель: создание благоприятных условий для оптимизации двигательной активности детей и достижения «запаса прочности здоровья». Снижение заболеваемости через обучение детей скандинавской ходьбе с палками в условиях ДОО. Ознакомление детей с дыхательными и подготовительными упражнениями, закладывание азов правильной техники при ходьбе на лыжах
Тактические цели:
1. Создать условия для мотивации детей к двигательной активности,
2. Сформировать желание использовать их в самостоятельной двигательной деятельности детей,
3. Организовать выполнение реализации проекта «Скандинавская ходьба» в условиях ДОО.
Задачи:
1. Воспитание положительных морально-волевых качеств: настойчивость, самостоятельность.
2. Укрепление здоровья, коррекция недостатков телосложения, повышение функциональных возможностей организма.
3. Развитие двигательных качеств: быстроты, гибкости, силы, выносливости и координационных.
4. Воспитание психических морально-волевых качеств и свойств личности.
Ожидаемые результаты проекта :
1. Повышение индекса здоровья воспитанников ДОО до 30%.
2. Повышение уровня физической подготовленности детей на 30%.
3. Нулевой показатель низкого уровня двигательных умений, навыков и физических качеств.
4. Сформированы потребности в ежедневной двигательной активности.
5. Развитие координации, ловкости, быстроты, гибкости, силы, общей выносливости.
Продукт:
1. Обогащение предметно-пространственной среды: создание на территории ДОО специальной дорожки для занятий «Скандинавской ходьбы».
2. Оснащение физкультурного зала инвентарем для занятий «Скандинавской ходьбой».
Аннотация проекта
В соответствии с ФГОС ДО проект «Скандинавская ходьба», опирается на научные принципы ее построения:
1. Научности - подкрепление всех проводимых мероприятий научно обоснованными и практически апробированными технологиями;
2. Комплексности и интеграции образовательных областей ФГОС ДО – решение оздоровительных задач в системе всего учебно-воспитательного процесса;
3. Адресности и преемственности – поддержание связей между возрастными категориями, учет разно уровневого развития и состояния здоровья
4. Результативности и гарантированности – реализация прав детей на получение необходимой помощи и поддержки, гарантия положительного результата независимо от возраста и уровня физического развития детей;
5. Комплексного подхода к подбору содержания и проведения секционной, индивидуальной работы, самостоятельной двигательной деятельности;
6. Вариативности использования предложенного содержания.
7. Дифференциация и индивидуализация воспитания и обучения обеспечивает развитие ребенка в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями. Осуществляется этот принцип через создание условий для воспитания и обучения каждого ребенка с учетом индивидуальных особенностей его развития.
8. Реализация принципа непрерывности образования требует связи всех ступенек дошкольного образования, начиная с раннего и младшего дошкольного возраста до старшей и подготовительной к школе групп. Приоритетом с точки зрения непрерывности образования является обеспечение к концу дошкольного детства такого уровня развития каждого ребенка, который позволит ему быть успешным в начальной школе. Соблюдение принципа преемственности требует не только и не столько овладения детьми определенным объемом информации, знаний, сколько формирование у дошкольника качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью - любознательности, инициативности, самостоятельности, произвольности и др.
Пути решения проекта :
1. Разработать систему реализации идей на основе реальной практики и возможностей конкретного ДОУ;
2. Оценить риски реализации проекта.
Этапы реализации проекта программы
Реализация проекта рассчитана на целый учебный год с сентября по май месяц.
1. Подготовительно-проектировочный этап.
2. Практический этап.
3. Обобщающе - результативный этап.
1 этап - Подготовительно-проектировочный этап
Формулирование проблемы и цели проекта, после чего определяется продукт проекта. Введение детей в игровую ситуацию, после чего инструктор ФИЗО формулирует задачи.
Приобретение инвентаря для занятий «Скандинавской ходьбы».
Оборудование специальной дорожки для занятий «Скандинавской ходьбой».
2 этап - Практический этап
Проведение занятий в течение всего учебного года, по скандинавской ходьбе, согласно организационно-образовательной деятельности в соответствии ФГОС ДО.
3 этап - Обобщающий этап
Проведение спортивного праздника-соревнования в ДОО с элементами «Скандинавской ходьбы».
Ресурсное обеспечение программы
Нормативно-правовые ресурсы:
• Закон РФ «Об образовании»
• УСТАВ ДОО
• СанПиНы 2.4.1.2660-10
• Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено)
• Закон Российской Федерации «Об образовании» в редакции Федерального Закона от 01.12.2007 № 309-ФЗ
• Приказ Министерства образования и науки РФ от 23.11.2009 года № 655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования».
Кадровые ресурсы:
- заведующий ДОО, осуществляет общее руководство проектом,
- старший воспитатель ДОО – осуществляет контроль, анализ и управление реализацией проекта;
- инструктор по физической культуре в ДОО – непосредственно осуществляет выполнение проекта.
Материально-технические ресурсы:
- помещение, оборудование, инвентарь, находящиеся на балансе ДОО.
Информационные ресурсы:
- информационные стенды в группах ДОО;
- информационные буклеты, памятки по тематике данного проекта.
Учебно-методические ресурсы:
1. "Финская ходьба по-настоящему" - Учебник по скандинавской ходьбе ONWF - (Silver membership)
2. Жулидов М. Бег и ходьба вместо лекарств. Самый простой путь к здоровью/ Издательство: Астрель, Полиграфиздат - 2012 г.
3. Полетаева А. С. Скандинавская ходьба. Здоровье легким шагом/ Издательство: Питер- 2012 г.
4. Ярцева Е. Бег и ходьба/ Издательство : Издательский Дом Мещерякова - 2012 г.
Фонд методического кабинета:
• библиотека;
• аудиотека;
Финансовые ресурсы
Финансирование проекта производится оказанием посильной помощи непосредственно родителями, администрацией ДОО.
Риски и пути преодоления рисков
Риски Пути преодоления рисков
Нежелание родителей принимать участие в проекте Индивидуальная беседа о важности общего дела.
Консультация «Движение это жизнь»
Участие в физкультурных досугах.
Недостаток инвентаря Приобретение необходимого инвентаря в специализированных магазинах и на сайтах в интернете.
Выводы
Физкультурно-оздоровительный проект «Скандинавская ходьба» должен стать мощным импульсом к развитию творческой инициативы дошкольных педагогических коллективов, занимающимся проблемами детства.
Здоровье нации предопределяется здоровьем подрастающего поколения. Забота о сохранении и укреплении здоровья детей рассматривается как одно из приоритетных направлений государственной политики в области охраны нации. Закон РФ «Об образовании», «Федеральный государственный стандарт дошкольного образования» и ряд других документов выделяют в числе приоритетных задач сохранение здоровья подрастающего поколения и создание условий для формирования ценности здоровья и здорового образа жизни в образовательных учреждениях. Развитие и состояние здоровья детей неразрывно связаны с качеством образовательного процесса, с объемом нагрузки, способами организации процессов обучения и воспитания, а также условиями, в которых они протекают. Среди факторов, влияющих на состояние здоровья детей, важнейшими являются возможности среды детского сада (предметно- пространственной, образовательной, развивающей). Поэтому в сложившейся ситуации здоровьесберегающая направленность проводимой модернизации современного образования сближает интересы педагогов, медиков, психологов. Последние годы стали периодом активного внедрения здоровьесберегающих технологий, разработки авторских программ по разным аспектам формирования здорового образа жизни, одной из таких технологий является скандинавская ходьба.
Использование скандинавской ходьбы в учреждении дошкольного образования - это попытка по-новому взглянуть на педагогический процесс современного детского сада, особенности его организации, профессиональную деятельность воспитателей и специалистов дошкольного образования.
Литература
1. Жулидов М. Бег и ходьба вместо лекарств. Самый простой путь к здоровью/ Издательство: Астрель, Полиграфиздат - 2012 г., 224 с.
2. Полетаева А. С. Скандинавская ходьба. Здоровье легким шагом/ Издательство: Питер- 2012 г., 80 с.
3. Ярцева Е. Бег и ходьба/ Издательство : Издательский Дом Мещерякова - 2012 г., 64 с.
4. https://www.nordicwalker.ru/
5. https: // sites. google.com/a/rentail.ru/skola-finskoj-hodby/skandinavskaa-hodba-s-palkami-ee-polza-dla-zdorova
https://www.schoolnw.ru/proffesionalnaya-shkola-skandinavskoyhodby/tehnika-skand