Получи документы

Проект «На пути к школе» для подготовительных групп

Ларионова Татьяна
Проект «На пути к школе» для подготовительных групп

МКДОУ Детский сад «Теремок» п. Эссойла

Пряжинского национального района.

Проект

«На пути к школе»

Разработан воспитателем Ларионовой Т. Н.

2018-2019 учебный год

Проект : «На пути к школе»

Тип: познавательно - творческий

Участники, партнёры проекта : воспитатель Ларионова Т. Н., Дерибалова С. Т., дети двух подготовительных групп «Солнышко» и «Звездочки», родители, муз. руководитель.

Публикация «Проект „На пути к школе“ для подготовительных групп» размещена в разделах

Продолжительность: долгосрочный (сентябрь – апрель)

Цель проекта : создание условий для формирования мотивационной готовности к школе и положительного отношения к школьному обучению у старших дошкольников.

Задачи:

- формировать мотивацию учения и интереса к процессу обучения;

- способствовать развитию взаимопонимания, дружелюбия;

- способствовать снятию чувства тревоги и сомнения у дошкольников перед встречей со школой;

- повысить родительскую компетентность в вопросах предшкольной подготовки.

Актуальность проблемы: Подготовка к школе – сложный период в жизни дошкольника. Поступление в школу и начальный период обучения вызывают перестройку образа жизни и деятельности ребенка. Маленький человек находится в состоянии ожидания: предстоит что-то очень значительное и притягательное, но пока еще неопределенное. Весь уклад жизни ребенка меняется радикально (режим, смена общения со взрослыми и сверстниками, увеличение объема интеллектуальной нагрузки).

Отношение ребенка к школе формируется до того, как он в нее пойдет. И здесь важную роль играет информация о школе и способ ее подачи со стороны родителей и воспитателей детского сада. Многие родители стараются создать эмоционально привлекательный образ школы : «Ты у нас отличником будешь», «У тебя появятся новые друзья», «Учителя любят таких умненьких, как ты». Взрослые полагают, что тем самым они прививают ребенку заинтересованное отношение к школе. В действительности же ребенок, настроенный на радостную увлекательную деятельность, испытав даже незначительные, негативные эмоции (обиду, ревность, зависть, досаду) может надолго потерять интерес к учебе. Причин для подобных эмоций школа предоставляет предостаточно: неудачи на фоне кажущейся всеобщей успешности, трудности в поиске друзей среди одноклассников, расхождение оценки учителя и привычной родительской похвалы и др.

ФГОС ДО подчеркивает необходимость воспитания положительного отношения к школе, как условие успешного обучения в дальнейшем. Проекты школьной направленности способствуют повышению социальной и познавательной активности детей, целенаправленному формированию у них интегративных качеств, необходимых для успешного включения детей в школьную жизнь.

Ожидаемые результаты:

- формирование у детей мотивационной готовности к школе;

- повышение родительской компетентности в вопросах предшкольной подготовки;

- благоприятное течение адаптационного периода в школе.

1 этап: аналитическо – организационный

- подготовить в группе необходимый материал для познавательной и продуктивной деятельности;

- подготовить домашнее задание для родителей, собрать необходимую информацию и оформить её;

- помощь со стороны родителей в подборе литературы и настольно – печатных игр на школьную тематику;

2 этап: основной.

Задачи:

- формировать мотивацию учения и интереса к процессу обучения;

- способствовать развитию взаимопонимания, дружелюбия;

- способствовать снятию чувства тревоги и сомнения у дошкольников перед встречей со школой;

Тематический план

Сентябрь

1 День знаний :

- выступление на празднике в детском саду «День знаний»

2 Памятка для родителей «Психологическая готовность родителей к школе»

3 Родительское собрание «Возрастные особенности детей 6-7 лет»

4 Кукольный спектакль «Как лягушонок в школу ходил»

Октябрь

1 Экскурсия в школу

2 Развлечение «Золотая осень» (Экология)

3 Консультация «Как научить ребёнка ответственности»

4 Тематическая неделя «Неделя здоровья»

Ноябрь

1 Родительское собрание «Что такое готовность к школе»

2 Консультация «Как заниматься с ребёнком»

3 Просмотр мультфильмов

4 Памятка для родителей «Практические рекомендации родителям будущих первоклассников»

Декабрь

1 Папка – передвижка «Дисциплина. Границы дозволенного»

2 Просмотр мультфильмов о школе

3 Драматизация сказки «Лесная школа»

4 Экскурсия в библиотеку «В мире энциклопедий»

Январь

1 Викторина «Остров ошибок» (ПМШ)

2 Анкетирование «Какой я родитель»

3 Встреча родителей с учителями начальных классов.

4 Тематическая неделя «Неделя книги»

Февраль

1 Фотовыставка «Наши мамы и папы тоже были первоклашками»

2 Консультации «Рука развивает мозг», «Режим будущего первоклассника»

3 Развлечение «Шашечный турнир»

4 Беседа с детьми «Чем школа отличается от детского сада»

Март

1 Викторина «Вечер ребусов и загадок» (речевые игры)

2 Памятка для родителей «Домашние задания и как их выполнять»

3 Родительское собрание «Итоги года»

4 Просмотр мультфильмов

Апрель

1 Итоговое развлечение «Скоро в школу мы пойдём»

2 НОД «Я в школе» (рисование по замыслу)

3 этап: заключительный

1 Презентация для родителей «Как мы шли к школе»

2 Презентация проекта для коллег

Итоговые результаты: повысилась компетентность родителей в вопросах предшкольной подготовки, у детей сформирована мотивация учения и интереса к процессу обучения.

План реализации проекта :

Подготовительный этап :

- подготовить в группе необходимый материал для познавательной и продуктивной деятельности;

- подготовить домашнее задание для родителей, собрать необходимую информацию и оформить её;

- помощь со стороны родителей в подборе литературы и настольно – печатных игр на школьную тематику;

Основной этап:

Реализация проекта.

Заключительный этап:

- Конкурс детско-родительских рисунков «Прощай, любимый детский сад!».

- Развлечение «Путешествие в страну знаний»

- Презентация для родителей «Как мы шли к школе»

- презентация для коллег

Ожидаемый результат:

- формирование у детей мотивационной готовности к школе;

- повышение родительской компетентности в вопросах предшкольной подготовки;

- благоприятное течение адаптационного периода в школе.

Реализация проекта.

Обыгрывание и обсуждение ситуаций «Школьная форма», «Мне трудно!», «Переменка».

Просмотр мультфильмов на тему: «Школа»

Выставка иллюстративных книг школьной тематики и чтение произведений.

Беседа с детьми

«Чем школа отличается от детского сада. Что мы знаем о школе»

Рассматривание школьных принадлежностей.

Цель: познакомить детей со школьной атрибутикой, её назначением.

Игра «Собери портфель»

Цель: закрепить знания детей о назначении школьных предметов.

Игра «Что лишнее?» (школьные принадлежности и другие предметы)

Цель: активизировать словарь, классификация предметов, развитие речи.

Просмотр мультфильма «Остров ошибок», «Опять двойка», «В стране невыученных уроков»

Цель: формировать у детей желание и понимание в необходимости учиться в школе

.Досуг «Час загадок и ребусов о школе».

Информирование родителей о подготовке к школьной жизни.

Родительское собрание «Психологическая готовность к школьному обучению».

День открытых дверей в школе (экскурсия в школу).

Родительское собрание «Готов ли Ваш ребёнок к школе

Стендовая информация для родителей «Заповеди первоклассника», «Готовим будущего первоклассника», «Практические рекомендации родителям будущих первоклассников», «Развитие волевых качеств детей».

Часы общения по детским рисункам «Кем я хочу стать, или все работы хороши», «Крепкое тело – крепкий дух!», «С чего начинается дружба», «Мой портфель»

Обсуждение пословиц и поговорок о трудолюбии.

Сюжетно – ролевая игра «Школа» Цель: воспитывать желание принять позицию школьника – ученика, уметь подчинять свои желания коллективным.

Использованная литература:

1. Бурухина А. Ф «Мультфильмы в Педагог-психологно-образовательной работе с детьми» - журнал «Педагог-психолог ДОУ» 2012

2. Качигина Л. Б. «Создание условий для подготовки старших дошкольников к учебной деятельности» - журнал «Педагог-психолог ДОУ» №4/2013

3. Нартова-Бочавер С. К. «Скоро в школу». – М., 2012

ПРИЛОЖЕНИЯ

Рисование «Мой будущий портфель!»

Цель: Создание условий для развития умения фантазировать на школьную тему, представлять и изображать в рисунке свой будущий школьный портфель, закреплять технические изобразительные умения, воспитывать творчество, заинтересованность школьными принадлежностями.

Заповеди первоклассника

Не отнимай чужого, но и не все свое отдавай.

Попросили - дай, попытаются отнять - старайся защищаться.

Не дерись без обиды. Не обижай без дела.

Сам ни к кому не приставай

Зовут играть - иди, не зовут - попроси, это не стыдно.

Играй честно, а если водить, то отваживайся.

Не дразни, не канючь, не выпрашивай ничего. Никого два раза ни о чем не проси.

Из-за отметки не плачь, будь гордым. С учителем из-за отметки не спорь и на него не обижайся за отметки. Делай уроки, а какие будут оценки, такие и будут.

Не ябедничай за спиной у товарищей.

Не будь грязнулей, дети не любят грязнуль, не будь и чистюлей.

Почаще говори: «Давай дружить, давай играть, водиться, вместе домой пойдем».

И не выставляйся. Ты не лучше всех, ты не хуже всех, ты мой любимый.

Иди в школу и пусть она тебе будет в радость, а я буду тебя ждать и думать о тебе. Дорогу переходи внимательно, не торопись.

Психологическая готовность к школьному обучению

Обычно, когда говорят о готовности к школьному обучению, имеют ввиду такой уровень физического, психического и социального развития ребенка, который необходим для успешного усвоения школьной программы без ущерба для его здоровья.

Психологическая готовность ребенка к школьному обучению - один из важнейших этапов психологического развития в период дошкольного детства.

Поступление в школу - переломный момент в жизни ребенка, переход к новому образу жизни и условиям деятельности, новому положению в обществе, новым отношениям со взрослыми и сверстниками

Психологическая готовность ребенка к обучению в школе включает в себя :

интеллектуальную готовность;

мотивационную готовность;

волевую готовность;

коммуникативную готовность.

Интеллектуальная готовность - многие родители считают, что именно она является главной составляющей психологической готовности к школе, а основа её – это обучение детей навыкам письма, чтения и счёта.

Интеллектуальная готовность предполагает развитие внимания, памяти, мыслительных операций: анализа, синтеза, обобщения, умение устанавливать связи между явлениями и событиями.

Мотивационная готовность - это наличие у детей желания учиться. Большинство родителей почти сразу ответят, что их дети хотят в школу и, следовательно, мотивационная готовность у них есть. Однако это не совсем так. Прежде всего, желание пойти в школу и желание учиться существенно отличаются друг от друга. Школа привлекает не внешней стороной (атрибуты школьной жизни - портфель, учебники, тетради, а возможность получить новые знания, что предполагает развитие познавательных интересов.

Мотивационная готовность к школьному обучению складывается из:

- положительных представлений о школе;

- желания учиться в школе, чтобы узнать, уметь много нового;

- сформированной позиции школьника.

Мотивационная готовность включает в себя такое психологическое качество, как самооценка -- Самооценка дошкольника формируется :

-под воздействием похвалы взрослого, их оценок достижений ребенка;

- под влиянием чувства самостоятельности и успехов, которые ребенок переживает в разных видах деятельности.

Волевая готовность - необходима для нормальной адаптации детей к школьным условиям. Речь идёт не столько об умении ребят слушаться, сколько об умении слушать, вникать в содержание того, о чём говорит взрослый. Дело в том, что ученику нужно уметь понять и принять задание учителя, подчинив ему свои непосредственные желания и побуждения.

Волевая готовность предполагает наличие у ребё нка:

способность ставить перед собой цель,

умение принять решение о начале деятельности,

наметить план действий,

выполнить его, проявив определенные усилия,

оценить результат своей деятельности,

а также умения длительно выполнять не очень привлекательную работу.

Коммуникативная готовность к школе проявляется в гармоничном взаимодействии ребенка с окружающим миром, со сверстниками и взрослыми.

Получается, что психологическая готовность к школе – это вся дошкольная жизнь. Но даже за несколько месяцев до школы можно при необходимости что-то скорректировать и помочь будущему первокласснику.

«Готов ли Ваш ребенок к школе Тест для родителей.

• Хочет ли Ваш ребенок идти в школу?

• Привлекает ли Вашего ребенка в школе то, что в ней будет интересно учиться, и он многое узнает?

• Может ли Ваш ребенок заниматься самостоятельно каким-либо делом, требующим сосредоточенности в течение 30 минут (например, собирать конструктор?

• Верно ли, что Ваш ребенок в присутствии незнакомых нисколько не стесняется?

• Умеет ли Ваш ребенок составлять рассказы по картинке не короче, чем из 5 предложений?

• Умеет ли Ваш ребенок рассказать наизусть несколько стихотворений?

• Умеет ли он изменять существительные по числам?

• Умеет ли Ваш ребенок читать по слогам или, что еще лучше, целыми словами?

• Умеет ли Ваш ребенок считать до 10 и обратно?

• Верно ли, что Ваш ребенок имеет твердую руку?

• Может ли он решать простые задачи на вычитание или прибавление единицы?

• Любит ли он рисовать и раскрашивать картинки?

• Может ли Ваш ребенок пользоваться ножницами и клеем (например, делать аппликации?

• Может ли он собрать разрезанную картинку из 5 частей за 1 минуту?

• Знает ли ребенок названия диких и домашних животных?

• Может ли Ваш ребенок понимать и точно выполнять словесные инструкции?

• Может ли он обобщать понятия (например, назвать одним словом “овощи” помидоры, морковь, лук?

• Любит ли Ваш ребенок заниматься самостоятельно рисовать, собирать мозаику и т. д. ?

Подсчитайте количество положительных ответов на вопросы теста. Если оно составляет

15-18 баллов - можно считать, что ребенок вполне готов к тому, чтобы идти в школу. Вы не напрасно много с ним занимались, а школьные трудности, если и возникнут, будут легко преодолимыми;

10-14 баллов - Вы на правильном пути, ребенок многому научился, а содержание вопросов, на которые Вы ответили отрицанием, подскажет Вам точки приложения дальнейших усилий;

меньше 9 баллов– ребенку нужна ваша помощь, почитайте специальную литературу, постарайтесь уделять больше времени занятиям с ребенком и обратите особое внимание на то, чего он не умеет!

Просмотр мультфильмов на школьную тему

Цель: Обогащать детей сведениями об обучении в школе, получении знаний, дружбе и взаимопомощи. Воспитывать интерес к школе, желание идти учиться.

Час загадок и ребусов о школе

Цель: Развивать логическое мышление, догадливость, сообразительность, знание школьных принадлежностей, школьных наименований. Воспитывать положительные эмоции от игр на тему «школа», желание быть школьником

Загадки:

Все рисунки вмиг сотрет,

Если в ход она пойдет.

(Стирательная резинка)

Все листочки скреплены,

Не рассыплются они.

Держит крепко, как прищепка,

Металлическая. (скрепка)

Первая книга, что знанья дает,

Ее первоклассник в портфеле несет.

Всегда и повсюду, сегодня и встарь

Школьнику очень нужен. (букварь)

В нем лежат пенал, тетрадки

И на завтрак бутерброд.

Все учебники в порядке

В школу ученик несет.

Он блестит, как будто глянец, —

За спиной красивый. (ранец)

Отметки, замечания

Учитель пишет в нем.

Уроков расписание

Мы тоже в нем найдем.

Хранит и бережет его

Примерный ученик.

«Пятерок» в нем полным-полно,

Как документ. (дневник)

Он учится лишь на «четыре» и «пять»,

Всем детям пример лишь с него нужно брать

«Пятерки» его украшают дневник.

Скажите, ребята, кто тот ученик? (Отличник)

Шел урок, а он молчал —

Перемену, видно, ждал.

Только кончился урок,

Громко зазвенел. (звонок)

Будем весь урок писать,

Пригодится нам. (тетрадь)

День сентябрьский, осенний,

В школе нынче праздник.

От волнения рассеянный

Мальчишка. (первоклассник)

Беседа «Чем школа отличается от детского сада»

Программное содержание: Систематизировать и расширять представления детей о школе. Формировать позитивное отношение к обучению в школе, уважительные, дружеские отношения детей друг другу. Развивать связанную речь (активизировать использование в речи сложных предложений, расширять словарный запас, упражнять в составлении рассказов) .

Демонстрационный материал: карточки с изображением школьных принадлежностей

Содержание:

Педагог помещает на стенд картину «В школу».

Задаё т вопросы: -Как можно назвать эту картину?

Придумайте ей название.

-Почему?

- Почему вы думаете, что эти дети идут в школу, а не в детский сад?

- Как назвать одним словом детей, которые идут в школу? (ученики, школьники, первоклассники)

- Что находится у школьников в портфелях?

- Как можно назвать все эти предметы одним словом?

- В какое время года дети идут учиться?

- Чем отличается школа от детского сада?

- Как вы думаете, в школе дети дружат между собой?

- Да. В школе тоже дети дружат между собой.

- Вы тоже там найдёте себе друзей. И может быть на всю жизнь.

- А зачем друзья нужны в школе? Пословицы о дружбе

-Давайте вспомним пословицы о дружбе.

• Гусь свинье не товарищ.

• Друга ищи, а найдешь — береги.

• Друг познается в беде.

• Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты.

• Сытый голодному не товарищ.

• Друзья — не разлей вода.

• Старый друг лучше новых двух.

Друг денег дороже.

Друга за деньги не купишь.

Педагог: ребята, я совсем забыла. Сегодня со мной в детский сад пришел портфель. Шла я утром в детский сад и увидела его на дороге, на нашей улице…

Как она называется? (Портфель. Это такая сумочка, где носят карандаши, ручки, ножницы)

Педагог: ребята, кто хочет открыть наш портфель? (Дети открывают портфель)

Педагог: (достает из портфеля пенал) что это такое? Это пенал. Это такой важный предмет, он нужен всем школьникам. Пенал они носят в портфеле. В нем лежат авторучки, ластик, линейка, фломастеры. Все они имеют свое место. Это так удобно. Не надо искать ручку по всему портфелю, а можно просто вынуть пенал и достать ее.

Отгадывание загадок

Педагог: Следующий школьный предмет мы узнаем, отгадав загадку:

Я – в клетку, то в линейку.

Написать на мне сумей-ка,

Можешь и нарисовать.

Что такое я? Дети: Тетрадь! (Педагог достает из портфеля тетрадь)

Педагог: Отгадаем следующую загадку

Не куст, а с листочками,

Не рубашка, а сшита,

Не человек, а рассказывает. (Книга)

Педагог: (достает из портфеля книгу). Правильно. В портфеле есть и книга. Школьники по ним учатся.

Педагог: все вы готовы идти в школу. Сегодня вы еще раз показали, отгадываете загадки, играете и отвечаете на вопросы.

Педагог с портфелем и дети садятся на ковер.

Игра «Что лежит в портфеле»

- Предлагаю поиграть и узнать, что же может лежать в школьном портфеле. Педагог-психолог вешает портфель за спину, подходит к одному ребенку и говорит: «Я портфель, а ты кто?»

Ребенок: Я – пенал.

Педагог: Идем вместе. Друг за другом дальше.

Педагог хлопает его по плечу и говорит: «Я - портфель». Затем ребенок хлопает его по плечу и говорит: «Я - пенал, а ты кто?». Ребенок отвечает. Игра продолжается до тех пор, пока все дети паровозиком не сделают круг по ковру. Педагог: молодцы, ребята, скоро вы пойдете в школу, а сейчас вы еще в детском саду, но мы с вами еще много раз будем говорить о школе, а сегодня наша встреча подошла к концу.

Публикации по теме:

Физкультурное развлечение «Весёлые старты» для старших и подготовительных к школе группФизкультурное развлечение «Весёлые старты» для старших и подготовительных к школе групп Физкультурное развлечение «Весёлые старты» для старших и подготовительных групп Задачи:Продолжать учить действовать сообща в команде, слушать.

Квест для детей подготовительных к школе групп «Путешествие по улицам Санкт-Петербурга»Квест для детей подготовительных к школе групп «Путешествие по улицам Санкт-Петербурга» Цель: Способствовать эффективному взаимодействию педагогов, родителей и детей в образовательной деятельности ДОО. Задачи: Образовательные:.

Музыкальная гостиная для подготовительных к школе групп «Осенний калейдоскоп» Тема: «Времена года. Осенний калейдоскоп»(музыкальная гостиная) Место проведения: ГБОУ СОШ (ОЦ) с. Челно-Вершины с/п Детский сад «Солнышко».

Сценарий праздника-квеста для детей старших и подготовительных к школе групп «Аля, Кляксич и Азбука» Сценарий к празднику-квесту для детей старших и подготовительных к школе групп «Аля, Кляксич и Азбука» Сценарий составлен по повести-сказке.

Сценарий осеннего праздника «Жар-птица Осень» для детей подготовительных к школе групп Сценарий осеннего праздника «Жар – птица Осень»Цель: создание праздничного настроения. Задачи:создать условия для развития творческой.

Спортивно-музыкальный праздник «Школа космонавтов» для детей старших и подготовительных к школе группСпортивно-музыкальный праздник «Школа космонавтов» для детей старших и подготовительных к школе групп МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №16» Сергиево-Посадский р-н пос. Реммаш «Школа космонавтов» Спортивно – музыкальный праздник.

Спортивное развлечение для старших и подготовительных к школе групп «Богатырские забавы»Спортивное развлечение для старших и подготовительных к школе групп «Богатырские забавы» Богатырские забавы. Ход досуга: Под музыку дети собираются на спортивной площадке, на улице. Ведущий: Здравствуйте. Ответы детей. Ведущий:.

Спортивное развлечение «Ой да Масленица!» для детей старшей и подготовительных к школе группСпортивное развлечение «Ой да Масленица!» для детей старшей и подготовительных к школе групп Спортивное развлечение «Ой, да Масленица!»(для детей старшей и подготовительных к школе групп) Цель:Приобщение детей дошкольного возраста.

Туристический поход «День рождения Бабы-Яги» для детей подготовительных к школе групп Цель: Развитие желания участвовать в совместных походах. Задачи: - Совершенствовать двигательные навыки детей, направленные на укрепление.

Забавные шумелки для детей старших и подготовительных к школе группЗабавные шумелки для детей старших и подготовительных к школе групп Забавные шумелки. Эксперименты с извлечением звуков из окружающих нас предметов нас настолько увлекли, что стали рождаться всё новые и новые.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «На пути к школе» для подготовительных групп
Опубликовано: 22 июня 2022 в 23:18
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД