Лариса Туктакиева
Проект для работы с детьми среднего дошкольного возраста «Формирование связной речи в режиссёрской игре». Опыт работы
▼ Скачать + Заказать документы
В наше время развитие речи становится всё более актуальной проблемой в обществе. Снижающийся уровень бытовой культуры, широкое распространение бульварной литературы; бедное, безграмотное «говорение» с экранов телевизоров; агрессивно примитивная речь, насаждаемая телевизионной рекламой, западными боевиками и мультфильмами – всё это создает предпосылки и прямую угрозу надвигающейся языковой катастрофы не менее опасной, чем экологическая. В настоящее время одной из актуальных задач является формирование связной речи как показателя уровня всего речевого и умственного развития. Наличие проблем в развитии связной речи подтверждается данными наблюдений за речью и результатами ежегодного обследования детей. Многие авторы – (Акулова О., Кравцова Е.) считают, что именно режиссёрская игра оказывает наибольшее значение на формирование таких сторон речи, как выразительность речи, связное повествование. Изучив материалы о влиянии режиссёрской игры на развитие речи, а также руководствуясь технологией Н. М. Крыловой, я поставила перед собой цель: формирование навыков связной речи в режиссёрской игре с следующими задачами:
Публикация «Проект для работы с детьми среднего дошкольного возраста „Формирование связной речи в режиссёрской игре“, Опыт работы» размещена в разделах
- Игры для детей
- Опыт работы, практика
- Проекты. Проектная деятельность
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Сюжетно-ролевые игры
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июль 2013
1. Совершенствовать умение у детей младших групп рассказывать знакомые сказки в режиссёрской игре (передавать содержание сюжета, рассказывать одному (монолог, и с товарищем (диалог).
2. Формировать умение у детей с 5 до 7 лет самостоятельно и с товарищем составлять небольшие сказки творческого характера
3. Развивать навыки режиссёрской игры (согласовывать действия с речью, вставать на позицию героя, режиссёра, зрителя; используя игровое пространство)
Всю работу с детьми и родителями построила в трёх направлениях. Первое направление - пополнение развивающей среды (подбор художественной литературы, иллюстраций, просмотр сказок в мультфильмах, выставки игрушек и скульптур малых форм, а так же просмотр спектаклей, поставленных профессионалами-артистами, родителями.)
Второе направление – организация режиссерских игр с детьми и просвещение семьи. Работа с детьми по рекомендации Н. И. Крыловой проводилась индивидуально или подгруппой в утренние или вечерние часы 2, 3 раза в неделю. Многократно повторяя игру, дети всё меньше нуждались в помощи и действовали самостоятельно, изменилась роль воспитателя – от партнера до наблюдателя. По программе Крыловой в течение года в средней группе шла работа над шестью сказками. В старшей группе их девять. В конце года средней группы дети смогли развёрнуть игры на четырёх полях. К каждой сказке была составлена схема, которая разбиралась с подгруппой детей, затем выкладывалась на игровом поле. Сначала помогала распределить роли, обосновывая предложение; затем наши дети научились этому сами, и, распределив роли, начинали игру. В игру «Сказочная деревня» дети играли два дня, менялись ролями, переходили от одного поля к другому, брали на себя новую роль.
В старшем возрасте ребёнок уже экспериментирует с разными видами театров (драматизация, кукольные, теневые, настольные и др.). Он воспроизводит здесь типичные действия персонажа: свободное творческое построение, которое отталкивается от тех или иных представлений ребёнка. В настоящее время учу детей создавать всё более сложные игровые ситуации, иногда со многими участниками, в роли которых выступают игрушки. Развивая фантазию обращаю внимание, что одна и та же матрёшка превращается то в бабушку, то в маму, то в продавца, то в артистку театра.
Третье, важное направление в нашей работе – работа над связной речью в игре. Используем модели на занятиях и вне занятий, в игре и в индивидуальной работе. Наши ребята любят сочинять рассказы и сказки по картине, из опыта, по игрушкам с опорой на моделирование (1 – название предмета, 2 – его назначение, 3 – строение, 4 – материал, 5 – особенности поверхности, цвет, запах и т. д.) Начиная со средней группы практикуем составление небольших сюжетных рассказов с оформлением по ним альбомов. Особое внимание обращаю на организацию режиссерской игры с детьми, имеющими проблемы в речевом развитии. Практика показывает, что в партнерстве с воспитателем, в игре ребенку легче преодолеть застенчивость от недостатков звукопроизношения, быстрее можно помочь в связном рассказывании. Помогает в рассказывании ребенку альбом «Сказка за сказкой» с последовательностью событий сказки, схемы сказки (карты Проппа). В старшей группе, по рекомендациям Н. М. Крыловой, идёт глубокая работа над произведениями, включающая рассказ от лица героя, а к концу года – творческое рассказывание. С января начали использовать приемы ТРИЗ – изменение конца сказки, условий, героев сказки при составлении творческих рассказов. Эти новые оригинальные сказки будем обыгрывать в режиссерской игре. Всё это в целом поможет в дальнейшем ребёнку развёртывать свою режиссёрскую игру, по своим правилам и со своим содержанием. Детские рассказы фиксируются в альбомах (демонстрация альбомов, которые с удовольствием рассматривают дети и родители. В течение года шла подготовка к календарным праздникам, где дети участвовали в театрализованных представлениях. Работая над ролями в спектаклях и в режиссерских играх, большую работу провожу над развитием дикции и выразительности речи. При работе с семьёй проводились следующие мероприятия, такие как: анкетирование, родительское собрание, практикумы и консультации. Родители приняли участие в изготовлении атрибутов, участвовали в постановке спектаклей. В старшей группе этот опыт продолжим в дальнейшем.
По ходу работы над темой велись фиксационные карты, где отслеживалась умения самостоятельно, связно рассказывать; подбирать игрушки, атрибуты и оформлять игровое поле; а также согласование рассказа с действиями игрушкой. С этого года добавили – проявление творчества в оформлении сказки и, самое главное, в рассказывании.
Таким образом, видно, что целенаправленная работа над речью в режиссёрской игре дает положительные результаты. Улучшились показатели связной речи детей (57% самостоятельно и последовательно рассказывают сказку в режиссерской игре, 43% при рассказывании нуждаются в помощи, что отмечено в фиксационных картах и в логопедическом обследовании. Сформированы навыки в режиссерской игре, по фиксационным картам можно увидеть уровень овладения каждой игрой ребенком. Мониторинг показывает успешность формирования таких интегративных качеств, как самостоятельность, навыки конструктивного поведения; и в этом, несомненно, большая роль принадлежит режиссерской игре. В дальнейшем будем работать над формированием творчества детей при составлении и обыгрывании самостоятельных сказок.