МААМ-картинки

Проект для работы с детьми среднего дошкольного возраста «Формирование связной речи в режиссёрской игре». Опыт работы

Лариса Туктакиева
Проект для работы с детьми среднего дошкольного возраста «Формирование связной речи в режиссёрской игре». Опыт работы

В наше время развитие речи становится всё более актуальной проблемой в обществе. Снижающийся уровень бытовой культуры, широкое распространение бульварной литературы; бедное, безграмотное «говорение» с экранов телевизоров; агрессивно примитивная речь, насаждаемая телевизионной рекламой, западными боевиками и мультфильмами – всё это создает предпосылки и прямую угрозу надвигающейся языковой катастрофы не менее опасной, чем экологическая. В настоящее время одной из актуальных задач является формирование связной речи как показателя уровня всего речевого и умственного развития. Наличие проблем в развитии связной речи подтверждается данными наблюдений за речью и результатами ежегодного обследования детей. Многие авторы – (Акулова О., Кравцова Е.) считают, что именно режиссёрская игра оказывает наибольшее значение на формирование таких сторон речи, как выразительность речи, связное повествование. Изучив материалы о влиянии режиссёрской игры на развитие речи, а также руководствуясь технологией Н. М. Крыловой, я поставила перед собой цель: формирование навыков связной речи в режиссёрской игре с следующими задачами:

Публикация «Проект для работы с детьми среднего дошкольного возраста „Формирование связной речи в режиссёрской игре“, Опыт работы» размещена в разделах

1. Совершенствовать умение у детей младших групп рассказывать знакомые сказки в режиссёрской игре (передавать содержание сюжета, рассказывать одному (монолог, и с товарищем (диалог).

2. Формировать умение у детей с 5 до 7 лет самостоятельно и с товарищем составлять небольшие сказки творческого характера

3. Развивать навыки режиссёрской игры (согласовывать действия с речью, вставать на позицию героя, режиссёра, зрителя; используя игровое пространство)

Всю работу с детьми и родителями построила в трёх направлениях. Первое направление - пополнение развивающей среды (подбор художественной литературы, иллюстраций, просмотр сказок в мультфильмах, выставки игрушек и скульптур малых форм, а так же просмотр спектаклей, поставленных профессионалами-артистами, родителями.)

Второе направление – организация режиссерских игр с детьми и просвещение семьи. Работа с детьми по рекомендации Н. И. Крыловой проводилась индивидуально или подгруппой в утренние или вечерние часы 2, 3 раза в неделю. Многократно повторяя игру, дети всё меньше нуждались в помощи и действовали самостоятельно, изменилась роль воспитателя – от партнера до наблюдателя. По программе Крыловой в течение года в средней группе шла работа над шестью сказками. В старшей группе их девять. В конце года средней группы дети смогли развёрнуть игры на четырёх полях. К каждой сказке была составлена схема, которая разбиралась с подгруппой детей, затем выкладывалась на игровом поле. Сначала помогала распределить роли, обосновывая предложение; затем наши дети научились этому сами, и, распределив роли, начинали игру. В игру «Сказочная деревня» дети играли два дня, менялись ролями, переходили от одного поля к другому, брали на себя новую роль.

В старшем возрасте ребёнок уже экспериментирует с разными видами театров (драматизация, кукольные, теневые, настольные и др.). Он воспроизводит здесь типичные действия персонажа: свободное творческое построение, которое отталкивается от тех или иных представлений ребёнка. В настоящее время учу детей создавать всё более сложные игровые ситуации, иногда со многими участниками, в роли которых выступают игрушки. Развивая фантазию обращаю внимание, что одна и та же матрёшка превращается то в бабушку, то в маму, то в продавца, то в артистку театра.

Третье, важное направление в нашей работе – работа над связной речью в игре. Используем модели на занятиях и вне занятий, в игре и в индивидуальной работе. Наши ребята любят сочинять рассказы и сказки по картине, из опыта, по игрушкам с опорой на моделирование (1 – название предмета, 2 – его назначение, 3 – строение, 4 – материал, 5 – особенности поверхности, цвет, запах и т. д.) Начиная со средней группы практикуем составление небольших сюжетных рассказов с оформлением по ним альбомов. Особое внимание обращаю на организацию режиссерской игры с детьми, имеющими проблемы в речевом развитии. Практика показывает, что в партнерстве с воспитателем, в игре ребенку легче преодолеть застенчивость от недостатков звукопроизношения, быстрее можно помочь в связном рассказывании. Помогает в рассказывании ребенку альбом «Сказка за сказкой» с последовательностью событий сказки, схемы сказки (карты Проппа). В старшей группе, по рекомендациям Н. М. Крыловой, идёт глубокая работа над произведениями, включающая рассказ от лица героя, а к концу года – творческое рассказывание. С января начали использовать приемы ТРИЗ – изменение конца сказки, условий, героев сказки при составлении творческих рассказов. Эти новые оригинальные сказки будем обыгрывать в режиссерской игре. Всё это в целом поможет в дальнейшем ребёнку развёртывать свою режиссёрскую игру, по своим правилам и со своим содержанием. Детские рассказы фиксируются в альбомах (демонстрация альбомов, которые с удовольствием рассматривают дети и родители. В течение года шла подготовка к календарным праздникам, где дети участвовали в театрализованных представлениях. Работая над ролями в спектаклях и в режиссерских играх, большую работу провожу над развитием дикции и выразительности речи. При работе с семьёй проводились следующие мероприятия, такие как: анкетирование, родительское собрание, практикумы и консультации. Родители приняли участие в изготовлении атрибутов, участвовали в постановке спектаклей. В старшей группе этот опыт продолжим в дальнейшем.

По ходу работы над темой велись фиксационные карты, где отслеживалась умения самостоятельно, связно рассказывать; подбирать игрушки, атрибуты и оформлять игровое поле; а также согласование рассказа с действиями игрушкой. С этого года добавили – проявление творчества в оформлении сказки и, самое главное, в рассказывании.

Таким образом, видно, что целенаправленная работа над речью в режиссёрской игре дает положительные результаты. Улучшились показатели связной речи детей (57% самостоятельно и последовательно рассказывают сказку в режиссерской игре, 43% при рассказывании нуждаются в помощи, что отмечено в фиксационных картах и в логопедическом обследовании. Сформированы навыки в режиссерской игре, по фиксационным картам можно увидеть уровень овладения каждой игрой ребенком. Мониторинг показывает успешность формирования таких интегративных качеств, как самостоятельность, навыки конструктивного поведения; и в этом, несомненно, большая роль принадлежит режиссерской игре. В дальнейшем будем работать над формированием творчества детей при составлении и обыгрывании самостоятельных сказок.

Публикации по теме:

«Формирование связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР по средствам художественной литературы» Развитие речи становится все более актуальной проблемой в нашем обществе. Снижающийся уровень бытовой культуры, широкое распространение.

Консультация-презентация на тему: «Формирование связной речи у ребёнка-дошкольника посредством дидактических игр» Консультация- презентация на тему: Формирование связной речи у ребёнка-дошкольника посредством дидактических игр Конкурс: «Лучший конспект.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект для работы с детьми среднего дошкольного возраста «Формирование связной речи в режиссёрской игре». Опыт работы
Опубликовано: 29 июля 2013 в 20:32
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД