Юлия Баландина
«Формирование связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР по средствам художественной литературы»
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие речи становится все более актуальной проблемой в нашем обществе.
Снижающийся уровень бытовой культуры, широкое распространение низкопробной бульварной литературы, бедное, безграмотное говорение с экранов телевизоров, агрессивно-примитивная речь, наслаждаемая телевизионной рекламой, западными боевиками и мультфильмами - все это создает предпосылки и прямую угрозу надвигающейся языковой катастрофы.
Отсюда огромная ответственность и не меньшая важность работы педагогов, занимающихся обучением русскому языку, формированием речи подрастающего поколения.
Публикация «„Формирование связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР по средствам художественной литературы“» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- Литературная деятельность
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
Конечным результатом обучения русскому языку, вершиной удивительного, мощного и сложнейшего явления, называющегося человеческой речью, является собственно-связная речь.
Связная речь– это единое смысловое и структурное целое, включающее связные между собой и тематически объединенные, законченные отрезки.
Проблемой развития связной речи в той или иной степени занимались различные науки:
педагогика (К. Д. Ушинский,Е. И. Тихеева, Е. А. Флерина, А. М. Леушина)
психология С. Л. Рубинштейн, Л. С. Выготский, А. А. Леонтьев, Д. Б. Эльконин, дефектология (А. В. Ястребова,Т. А. Ткаченко,Т. Б. Филичева,В. К. Воробьева). По этому вопросу накоплен значительный теоретический и практический материал, помогающий педагогам в повседневной коррекционной работе.
В процессе создания связного высказывания у детей с ЗПР наблюдаются следующие
ошибки:
— чрезмерное сужение или расширение объема высказывания и отдельных микротем;
— пропуск тематических блоков;
— искажение фактов;
— нарушение логической последовательности изложения и причинно-следственных отношений в высказывании;
— неструктурированность;
— отсутствие лексико-грамматической связи;
— выраженный аграмматизм.
Этапы формирования связной речи.
1. Подготови-
тельный этап:
-интеллектуальное развитие (мышление);
- Речевое развитие (понимание речи, обогащение словаря, формирование грамматических категорий, исправление произношения)
2. Начальный этап:
-овладение диалогической речью.
3. Основной этап:
- формирование монологической речи.
Остановлюсь на основном этапе, т. к. у детей с ЗПР к 6-7летнему возрасту уже сформирована фраза и воспитанники самостоятельно пользуются фразовой речью в общении, в достаточной степени владеют диалогической речью.
Задача основного этапа- научить детей связно и последовательно, логически стройно и законченно, точно по употреблению лексики и по содержанию, правильно по грамматическому оформлению, самостоятельно и свободно излагать свой материал.
Работа по формированию связной монологической речи – это обучение детей рассказыванию. Она проводится по двум направлениям:
1) обучение пересказу, т. е. воспроизведение прослушанного (прочитанного) текста;
2) обучение составлению рассказов (придумывание по картинам, предметам, предложенному сюжету, теме, по данному началу и т. д.
Пересказ – более легкий вид монологической речи, т. к. он придерживается авторской композиции произведения, в нем используется готовый авторский сюжет и готовые речевые формы, приемы. Это в какой-то степени отраженная речь с известной долей самостоятельности. Пересказ доступен для всех категорий детей с ЗПР в отличие от обучения составлению рассказов. Поэтому остановлюсь на этом направлении работы.
Схема обучения пересказу.
• Выбор текстов для пересказа.
• Подготовительная работа.
• Непосредственное обучение пересказу.
1. Выбор текстов для пересказа имеет важное, принципиально-важное значение. Сложились определенные критерии отбора произведений:
· Сравнительно небольшой объем произведения;
· Доступность содержания для детей данного возраста;
· Четкость композиции;
· Простота сюжета;
· Доступность языка;
· Высокая нравственность содержания;
· Высокая художественность текста.
Неоценимым кладезем для эффективной коррекционной работы по формированию связной речи являются русские народные сказки для маленьких, рассказы и иллюстрации к ним В. Сутеева, многие рассказы Е. Чарушина, В. Бианки, М. Пришвина, И. Соколова-Микитова,Н. Сладкова, К. Ушинского, Л. Н. Толстого…
2. Подготовительная работа- это интеллектуальная, образовательная, психологическая и речевая полготовка детей к обучению пересказу.
Содержание работы:
· Знакомство с материалом, связанным с темой и содержанием рассказа;
· Рассматривание картин, иллюстраций по изучаемой теме;
· Наблюдения в природе и окружающей жизни;
· Рисование, аппликация, лепка, поделки по содержанию рассказа;
· Лексико-грамматические упражнения на лексическом и грамматическом материале рассказа;
· Материальное обеспечение (оборудование) к занятию;
· Заучивание наизусть (выборочное) потешек, чисто- и скороговорок, пословиц, стихов, способствующих пониманию содержания рассказа.
3. Непосредственное обучение пересказу, методы и приемы.
· Первичное чтение рассказа без установки на запоминание и пересказ.
Проведение первого чтения возможно как во время занятия, но вполне допустимо предварительно с воспитателями в свободное время.
· Вторичное чтение произведения с установкой на запоминание.
· Беседа по содержанию.
· Лексико-грамматические упражнения.
· Третье чтение произведения.
· Работа с планом.
· Пересказ по плану с опорой (зрительной или вербальной) или без опоры.
Виды зрительной опоры:
-графическое моделирование.
Мною разработаны игры и задания, которые я использую на подготовительном этапе в моделировании рассказов.
Н-р:1) Игра «На что похоже»
Детям показывается картинка, ребята придумывают, на что похожа картинка.
3) Игра «Перевертыши»
Каждая фигурка дорисовывается так, чтобы получилась картинка.
На следующем зтапе провожу работу по моделированию слов-предметов, слов-признаков, слов-действий. Это схематизация простых слов, понятных детям; расшифровка детьми засхематизированных педагогом простых слов; самостоятельное моделировани е простых слов; коллективное моделирование слов-предметов, слов-признаков, слов-действий.
Последующий этап- моделирование рассказов.
- Мнемотаблицы.
Алгоритм занятия по пересказу.
Значение пересказа в формировании монологической речи у детей с ЗПР.
— Качественное и количественное обогащение связной речи.
— Формирование грамматического строя речи, закрепление использования разнообразных грамматических конструкций в оформлении речевых высказываний.
— Усвоение структуры связных высказываний, формирование способности их построения, развитие планирующей функции высказываний.
— Развитие способности к речевому самоконтролю.
— Совершенствование и активизация познавательных процессов: восприятия, воображения, внимания, памяти, мышления.
— Закрепление правильного, чистого, устойчивого звукопроизношения
Учитель -логопед МКДОУ " Детский сад № 56" I кв. категории Зарубина Е. С.