Анастасия Учаева
Проект на тему «Народное декоративно-прикладное творчество»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема проекта «Народно декоративно- прикладное творчество»
По продолжительности: краткосрочный: февраль-май
Участники проекта: дети старшей группы и их родители, воспитатели.
По количеству участников: групповой (23 человека)
Актуальность проекта.
Народное декоративно-прикладное творчество нашей страны – неотъемлемая часть культуры. В наше время мало внимания уделяется знакомству детей с различными видами декоративно – прикладного искусства и с народными традициями. Эмоциональность, поэтическая образность этого искусства близки, понятны и дороги людям. Как всякое большое искусство, оно воспитывает чуткое отношение к прекрасному, способствует формированию гармонично развитой личности. Основанное на глубоких художественных традициях, Народное искусство входит в жизнь и культуру народа, благотворно влияет на формирование человека будущего.
Публикация «Проект на тему „Народное декоративно-прикладное творчество“» размещена в разделах
Детское творчество, как и народное искусство, является проявлением эмоциональной сферы человека. Чем богаче и сильнее эмоции, тем плодотворнее они себя выявляют в практической деятельности. И чувства, которые испытывает ребенок, преображают натуру, представляя ее в условно-перевоплощённом виде, сообщают ее в особое очарование, сказочное, поэтические и романтические черты. При взгляде на такие произведения ощущаешь отношение маленького художника, настроения и чувства, которые им владели, – радость, изумление, восхищение, озорство, нежность.
Гипотеза.
Если не знакомить детей в дошкольном возрасте с народно-прикладным искусством, то не будет достигнуто полное ознакомление с историей, культурой своего народа, что в дальнейшем приведёт к обеднению его нравственно – патриотических чувств.
Цель проекта: развить у детей эстетический вкус, эстетическое восприятие, интерес к искусству через декоративно-прикладное искусство и творческие способности в процессе продуктивной деятельности, оформление мини-музея «Дивная роспись».
Проблема: необходимость развить у детей эстетический вкус, эстетическое восприятие, интерес к искусству через декоративно-прикладное искусство и творческие способности в процессе продуктивной деятельности, оформление выставки «Русские народные промыслы»
Задачи проекта:
Образовательные:
1. Познакомить детей с историей возникновения народных промыслов.
2. Познакомить детей с декоративно-прикладным искусством - дымковской, хохломской, филимоновской росписью, с гжелью.
3. Научить детей ориентироваться в различных видах росписи.
Развивающие:
1. Развивать внимание, мышление, творческое воображение, зрительную память, умение анализировать.
2. Развивать навыки художественного творчества детей.
Воспитательные:
Воспитывать любовь к русскому прикладному искусству, уважение к работам народных мастеров.
Ожидаемые результаты по проекту:
- для детей: у детей проявится интерес к народному творчеству, интерес к образцам народного творчества; дети узнают о видах росписи (матрешки, гжель, хохлома); будут знать названия материалов, из которых изготавливают народные изделия; разовьются навыки в декоративном рисовании; обогатится словарный запас.
- для воспитателя: будет виден эмоциональный отклик от детей и родителей; разовьется социально-профессиональная компетентность и личностный потенциал.
- для родителей: обогатиться родительский опыт в декоративно-прикладном искусстве воспитании своих детей.
Первый этап – Организационный:
Определение проблемы, цели и задачи проекта.
Изучение справочной, методической, энциклопедической литературы, сбор материала для реализации проекта.
Информирование родителей о планировании работы с детьми по проекту «Народные промыслы России».
Подбор художественной литературы, мультипликационных фильмов для детей по выбранной теме. Создание предметно – развивающей среды. Подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта
Создание развивающей среды по теме проекта
Второй этап – основной
• Рассматривание видов росписи: «Городецкая роспись», «Золотая Хохлома», «Дымковская игрушка», «Гжель»
• Беседы: «В гости к городецким мастерам», «Путешествие к мастерам хохломы», «В гости к гжельским мастерам»; Беседа об обычаях и традициях русского народа», «Гжель сине-голубое чудо»
• Дидактические игры: «Обведи элемент», «Обведи и раскрась», «Собери целое», «Обведи рисунок», «Продолжи рисунок», «Найди пару».
• Целевая экскурсия в природу (рассмотреть травку, сравнить с травкой в хохломской росписи)
• Чтение отрывка из книги Н. Бедник «Хохлома» (об истории хохломской росписи). Е. А. Никоновой «Узоры Гжели»
• Раскрашивание плоскостных силуэтов красками: «Незабудковая гжель», «Гирлянды роз», «Сказочные птицы».
• Лепка: «Ложки хохлома», посуда «Гжель».
• Рисование посуда «Гжель», «Золотая хохлома», «Дымковская игрушка –Конь»;
• Просмотр мультфильмов: «Ремёсла России», «Гора самоцветов», «Приключения Петрушки», Видео –рассказ «Русские народные промыслы».
• Сюжетно – ролевая игра: «Ярмарка»: Побуждать детей творчески использовать в игре знания о русских традициях
• Знакомство с пословицами на тему «О мастерах и народных ремёслах»
• сюжетно-ролевые игры «Лавка мастеров»
• Просмотр презентации: «Большая история маленькой игрушки»; «Знакомство с разными профессиями в старину»;
• Конструирование «Дома в старину»
• Работа с родителями : оформление папок – передвижек, памяток;
• привлечение родителей к организации досугов;
• консультация «Русская народная игрушка»;
• «Ярмарка»
• Консультация для родителей «Декоративно – прикладное искусство в детском саду и дома»
Третий - заключение
Благодаря проекту в нашем детском саду большое внимание было уделено приобщению детей к истокам народной культуры. Декоративно – прикладное искусство обогащает стремление детей преобразовывать мир, развивает в детях нестандартность мышления, свободу, раскрепощённость, индивидуальность, умение всматриваться и наблюдать. Мы живём там, где нет возможности увидеть непосредственный технологический процесс изготовления посуды, предметов быта и игрушек, нет музеев. Благодаря 8 этому проекту дети получили радость творчества, познакомились с историей народного творчества, научились приёмам лепки и работе с кистью, познакомились с образной стилизацией растительного и геометрического орнамента. Каждый ребёнок почувствовал гордость за то, что он гражданин России. У детей развились такие качества, как: эстетический вкус, умение определять виды промыслов, умение создавать рисунок, используя цветовое сочетание. Самостоятельно выбирать элементы орнамента при создании композиции. Проект позволил расширить и углубить знания и использовать приобретенные навыки и умения в повседневной жизни и выполнении продуктивной деятельности.