МААМ-картинки

Проект «Наблюдение как средство развития экологической культуры»

Татьяна Тиунова
Проект «Наблюдение как средство развития экологической культуры»

Проект

«Наблюдение, как средство развития экологической культуры дошкольника»

группы подготовительного возраста «Ежики»

Автор: Тиунова Татьяна Николаевна

Паспорт проекта

Постановка проблемы:

Экологическое образование человека начинается с детства. Стихийно он осуществляется в семье, а направленно и постепенно – в дошкольных учреждениях.

Публикация «Проект „Наблюдение как средство развития экологической культуры“» размещена в разделах

Природа – один из источников познания ребенком окружающей среды. Процесс познания основан на чувственном восприятии, идущем от сердца, души, от непосредственного созерцания и общения с объектами, явлениями и процессами окружающей действительности.

Исходя из целей экологического образования, в дошкольном возрасте необходимо заложить основы экологической культуры, т. к. именно в этот период накапливаются яркие эмоциональные впечатления, первые природоведческие представления, закладывается фундамент правильного отношения к окружающему миру и ценностной ориентации в нем.

Один из путей повышения эффективности экологического воспитания состоит в использовании разнообразных форм и методов работы. В работе с дошкольниками могут быть использованы игра, опытная деятельность, моделирование, беседа, чтение произведений художественной литературы и др. Однако ведущим методом познания природы является наблюдение.

Наблюдение является эффективным методом ознакомления детей с окружающим миром, но иногда взрослые предоставляют ребенку готовую информацию, факты, сведения о тех или иных явлениях, заменяя наблюдения рассматриванием картин, просмотром телепередач и т. д.

Таким образом, применение метода – наблюдение в своей работе, считаю наиболее эффективным в формировании экологического сознания и экологической культуры детей старшего дошкольного возраста.

Тема: «Наблюдение, как средство развития экологической культуры старшего дошкольника» (долгосрочный, исследовательский).

Цель: показать роль и значение наблюдений в развитии экологической культуры детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

- Расширять и обобщать знания детей о мире природы через наблюдения, как целостной взаимосвязанной системе.

- Развивать общие познавательные способности: умение наблюдать, описывать, строить предположения и предлагать способы их проверки, находить причинно – следственные связи.

- Развивать опыт практической и творческой деятельности по реализации и закреплению знаний и эмоционально-чувственных впечатлений, полученных при взаимодействии с природным окружением.

- Формировать основы экологического мировоззрения и культуры, осознанное и бережное отношение детей к природе родного края.

Участники проекта : воспитанники подготовительного возраста, педагоги, родители.

Сроки реализации проекта : с сентября по апрель.

Результат:

1. Имеют представления о сезонных изменениях в природе, о многообразии растительного и животного мира, о нашей планете. Знают о природных явлениях.

2. Отражают свои впечатления в продуктивных видах деятельности.

3. Знакомы с «правилами поведения в природе».

Продукты проектной деятельности :

- картотека наблюдений;

- конспекты экологических бесед;

- конспекты экскурсий;

- картотека экологических игр;

- конспекты экскурсий;

- памятки и консультации для родителей;

- программа кружковой деятельности «Занимательная география»;

- сочинение сказок: «Хорошие герои спасли волшебный лес», «Волшебное перо», «Сказка о медвежонке»;

- дневники наблюдений за растениями огорода;

- мини-проект «Растения огорода»;

- мастер-класс «Картина для кухни»;

- акция «Добрые крышечки»;

- досуг «Юные экологи».

План

реализации проекта

1 этап

Основные направления реализации проекта (мероприятия) :

Проблемные ситуации:

- что плохого и хорошего делает человек в природе?

- как помочь птицам зимой?

- где находится вода?

- что нужно сделать, чтобы стало меньше мусора в городе?

- как человек может помочь природе подготовиться к зиме?

2 этап

Сентябрь

Основные направления реализации проекта (мероприятия) :

1. Изучение литературы.

2. Разработка и внедрение перспективного плана.

3. Наблюдения в природе.

4. Беседы экологические.

5. Кружковая работа «Занимательная география».

6. Экологические игры.

7. Памятка для родителей «Природа в жизни вашей семьи».

Материалы и средства реализации проекта :

- перспективный план проекта, знакомство родителей с проектом.

- картотека наблюдений

- картотека бесед, наглядный материал.

- программа кружка.

- картотека игр.

- выпуск памятки.

Октябрь

Основные направления реализации проекта (мероприятия) :

1. Наблюдения в природе.

2. Беседы экологические.

3. Кружковая работа «Занимательная география».

4. Экологические игры.

5. Инсценировка сказки «Муха-Цокотуха».

6. Составление плана микрорайона.

7. Сбор материала для гербария.

Материалы и средства реализации проекта :

- картотека наблюдений.

- картотека бесед, наглядный материал.

- программа кружка.

- картотека игр.

- сценарий, изготовление костюмов и атрибутов к сказке, подбор музыки.

- план микрорайона.

- составление гербария, изготовление панно из сухих листьев, поделок из природного материала.

Ноябрь

Основные направления реализации проекта (мероприятия) :

1. Экскурсия «Как растения готовятся к зиме?»

2. Наблюдения в природе.

3. Беседы экологические.

4. Кружковая работа «Занимательная география».

5. Экологические игры.

6. Акция «Покормите птиц»

7. Мастер-класс «Картина для кухни» (из природного материала).

8. Коллективное сочинение сказки «Хорошие герои спасли волшебный лес.

Материалы и средства реализации проекта :

- Конспект экскурсии.

- картотека наблюдений.

- картотека бесед, наглядный материал.

- программа кружка.

- картотека игр.

- изготовление и установка кормушек для подкормки птиц.

- материал для создания картины, конспект.

- сказка.

Декабрь

Основные направления реализации проекта (мероприятия) :

1. «Экскурсия в зимний парк».

2. Экологическая игра «Знатоки природы».

3. Консультация для педагогов «Наблюдение, как средство развития экологической культуры дошкольника».

4. Наблюдения в природе.

5. Беседы экологические.

6. Кружковая работа «Занимательная география».

7. Экологические игры.

8. «Цветные льдинки» и украшение ими участка.

Материалы и средства реализации проекта :

- конспект экскурсии.

- конспект игры.

- консультация для педагогов.

- изготовление цветных льдинок.

- картотека наблюдений.

- программа кружка.

- картотека игр.

Январь

Основные направления реализации проекта (мероприятия) :

1. Творческая работа «Животные Красной Книги».

2. Наблюдения в природе.

3. Беседы экологические.

4. Кружковая деятельность «Занимательная география».

5. Экологические игры.

6. Консультация для родителей «Детская исследовательская деятельность в условиях семьи»

Материалы и средства реализации проекта :

- Составление мини-книги «Животные Красной книги.

- картотека наблюдений.

- конспекты бесед.

- программа кружка.

- консультация для родителей.

- картотека игр.

Февраль

Основные направления реализации проекта (мероприятия) :

1. Коллективное сочинение сказки «Волшебное перо».

2. Акция «Накормим птиц зимой»

3. Наблюдения в природе.

4. Беседы экологические.

5. Кружковая работа «Занимательная география».

6. Экологические игры.

Материалы и средства реализации проекта :

- иллюстрирование сказки.

- семена для птиц.

- картотека наблюдений.

- конспекты бесед.

- программа кружка.

- картотека игр.

Март

Основные направления реализации проекта (мероприятия) :

1. «Весенняя экскурсия».

2. Наблюдения в природе.

3. Беседы экологические

4. Кружковая работа «Занимательная география».

5. Экологические игры.

6. Коллективное сочинение «Сказка о медвежонке».

7. Консультация для родителей «Весна идет, весне дорогу!»

Материалы и средства реализации проекта :

- Конспект экскурсии.

- картотека наблюдений.

- конспект беседы.

- программа кружка.

- картотека игр.

- сочинение сказки.

- конспект консультации.

Апрель

Основные направления реализации проекта (мероприятия) :

1. Экологическая Акция «Добрые крышечки».

2. Наблюдения в природе.

3. Беседы экологические.

4. Кружковая работа «Занимательная география».

5. Экологические игры.

6. Мини-проект «Огород на подоконнике».

7. Обсуждение и проигрывание экологических ситуаций.

Материалы и средства реализации проекта :

- Сбор крышечек.

- картотека наблюдений.

- конспекты бесед.

- программа кружка.

- картотека игр.

- программа мини проекта.

- примеры экологических ситуаций.

3 этап (заключительный)

Представление продукта проектной деятельности :

1. Досуг «Юные экологи»

2. выставка творческих работ детей.

Материалы и средства реализации проекта :

- Конспект праздника.

- Выставка.

Анализ проекта

по теме «Наблюдение, как средство развития экологической культуры дошкольника»

группы подготовительного возраста «Ежики»

воспитателя ГБДОУ д/с 64 Тиуновой Т. Н.

Приоритетным направлением в своей работе я выбрала развитие экологической культуры старших дошкольников через метод - наблюдение.

Целью данного проекта является - показать роль и значение наблюдений в развитии экологической культуры детей старшего дошкольного возраста. Исходя из цели, были поставлены следующие задачи:

- расширять и обобщать знания детей о мире природы через наблюдения, как целостной взаимосвязанной системе;

- развивать общие познавательные способности: умение наблюдать, описывать, строить предположения и предлагать способы их проверки, находить причинно – следственные связи;

- развивать опыт практической и творческой деятельности по реализации и закреплению знаний и эмоционально-чувственных впечатлений, полученных при взаимодействии с природным окружением;

- формировать основы экологического мировоззрения и культуры, осознанное и бережное отношение детей к природе родного края.

Для решения поставленных задач, использовались разнообразные виды деятельности: экскурсии, досуги, чтение художественной литературы, кружковая работа, экологические игры, проигрывание экологических ситуаций, коллективное сочинение сказок, акция, продуктивные виды деятельности, трудовая деятельность, рассматривание иллюстраций и т. д.

Применение своих творческих знаний и практических умений позволили мне создать и внедрить в педагогическую деятельность следующие разработки:

- перспективный план кружка «Занимательная география»;

- картотеку экологических игр;

- конспекты экскурсий;

- памятки и консультации для воспитателей и родителей;

- конспекты экологических бесед;

- мини-проект «Растения огорода»;

- мастер-класс «Картина для кухни».

Данные разработки позволили повысить познавательный интерес у детей старшего дошкольного возраста к окружающему миру, развить творческие способности, любознательность, желание использовать разнообразные виды деятельности (опытно-экспериментальные, сочинение, пешие экскурсии, экологические игры, трудовые, исследовательские, чтение познавательной литературы) при совместной творческой работе с родителями и самостоятельно.

Работа по проектной деятельности осуществлялась систематически, что позволило вовлечь детей в процесс самостоятельного поиска и открытия новых знаний.

Некоторые воспитанники прогнозировали не только конечный результат, но и промежуточные этапы действия, были сосредоточены при исследовании новых объектов, удерживали внимание при решении поставленных задач и выполнении творческих заданий. Дети овладели простейшими приемами обобщения, систематизации, классификации.

Особое внимание в своей работе уделяла сотрудничеству с родителями. Работа с родителями выстраивалась в доверительных отношениях, через использование консультаций, индивидуальных бесед, приобщение родителей к участию в конкурсах, акциях, выставок совместного творчества родителей и детей в рамках ГБДОУ, организацию досугов и развлечений.

Родителям были даны следующие рекомендации:

- совместно с детьми наблюдать за явлениями и объектами природы во время прогулок;

- в домашних условиях создавать коллекции природных материалов;

- принимать участие в трудовой деятельности вместе с детьми;

- соблюдать правила поведения в природе;

- собрать материал для гербария.

Ожидаемые результаты:

1. Дети имеют представления о сезонных изменениях в природе, о многообразии растительного и животного мира, о нашей планете. Знают о природных явлениях.

2. Воспитанники отражают свои впечатления в продуктивных видах деятельности.

3. Знакомы с «правилами поведения в природе».

Считаю, что ожидаемые результаты проектной деятельности подтвердились. Планирую продолжить в следующем учебном году работу по развитию экологической культуры дошкольников.

Публикации по теме:

Игры для развития экологической культуры с детьми подготовительной группы ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ С ДЕТЬМИ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ. Мир растений Дидактическая игра «Похож - не похож» Цель: Воспитание.

Мастер-класс для педагогов «Экологические сказки как средство формирования экологической культуры дошкольников» Цель мастер-класса – оказание помощи педагогам дошкольных учреждений в овладении технологией ознакомления детей с элементарными экологическими.

Мастер-класс для воспитателей «Экологические сказки как средство формирования экологической культуры дошкольников» Мастер-класс для воспитателей «Экологические сказки как средство формирования экологической культуры дошкольников» Цель мастер-класса:.

Наблюдение как средство развития познавательного интереса к окружающему миру детей раннего возраста Ребенок появляется на свет с врождённой познавательной активностью, которая помогает ему адаптироваться к новым условиям жизнедеятельности.

Организация кружковой работы как средство формирования экологической культуры детей дошкольного возрастаОрганизация кружковой работы как средство формирования экологической культуры детей дошкольного возраста Обобщение педагогического опыта по теме «Организация кружковой работы, как средство формирования экологической культуры детей дошкольного.

Отчет по самообразованию на тему «Формирование экологической культуры дошкольников через наблюдение живой и неживой природы» В наши дни, когда мир находится на грани экологической катастрофы, экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальных проблем.

Проект «Изучение осенних народных и православных традиций русской культуры как средство всестороннего развития и воспитания» ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ на тему «Изучение осенних народных и православных традиций русской культуры как средство всестороннего развития.

Проект «Подвижные игры, как средство коррекции и воспитания физических качеств на уроках физической и адаптивной культуры» ПРОЕКТ «Подвижные игры как средство коррекции и воспитания физических качеств на уроках физической и адаптивной культуры для разных категорий.

Родительская встреча «Основы театральной культуры как средство речевого развития детей младшего дошкольного возраста» МБДОУ «Детский сад №77 «Полянка» ВОСПИТАТЕЛЬ: Шаныгина Ирина Викторовна Родительская встреча Тема: Основы театральной культуры как средство.

Самообразование педагога «Дидактические игры как средство формирования экологической культуры дошкольника» МДОУ «Детский сад «Улыбка» ИОМ педагога Ефимовой С. Н. Тема самообразования на 2018-2019 учебный год. : «Дидактические игры как средство формирования.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Наблюдение как средство развития экологической культуры»
Опубликовано: 25 февраля 2019 в 21:36
+113Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 31.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД