Папки-передвижки

Проект «Народно прикладное искусство на Руси»

чургулия жана
Проект «Народно прикладное искусство на Руси»

Тема проекта «Народно-прикладное искусство на Руси»

Сроки реализации проекта Долгосрочный,4 месяца

Интеграция образовательных областей Речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие, физическое развитие.

Участники проекта Дети подготовительной группы компенсирующей направленности, родители, воспитатели,воспитанники группы ЗПР, дети общеобразовательной группы с / п 156, художник-дизайнер.

Публикация «Проект „Народно прикладное искусство на Руси“» размещена в разделах

Актуальность темы Одна из наиболее актуальных проблем современного дошкольного образования-развитие детского творчества, ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах её становления. Данная проблема нашла широкое отражение в Федеральных государственных требованиях к содержанию образования детей дошкольного возраста, введенных в последние годы в организацию работы детских садов.. Художественные произведения, созданные народными мастерами, всегда отражают любовь к родному краю, умение видеть и понимать окружающий мир.»Искусство пробуждает первые яркие, образные представления о Родине, её культуре, способствует воспитанию чувства прекрасного, развивает творческие способности детей.» О роли и значении народного декоративно - прикладного искусства в воспитании детей писали многие ученые: А. В. Бакушинская, П. П. Блонский, Т. С. Шацкий, а также говорили современные исследователи Г. П. Волков, Т. С. Комарова, Т. Я. Шпикалова.

Содержание нашей жизни и жизни наших детей: народные игры, забавы и игрушки заменяются компьютерными играми и мультфильмами. Но воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, – задача, которая не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа и освоения народной культуры своей страны.

Народные художественные промыслы России - неотъемлемая часть отечественной культуры. В них воплощен многовековой опыт эстетического восприятия мира, обращенный в будущее, сохранены глубокие художественные традиции. Ознакомление с произведениями народного творчества пробуждает в детях первые представления о Родине, о ее культуре, способствует воспитанию патриотических чувств. Именно поэтому родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребенка. Воспитание гражданина и патриота знающего и любящего свою Родину не может быть успешно решено без глубокого познания духовного богатства своего народа и освоения народной культуры.

Каждое изделие народного искусства - это своеобразный памятник духовной жизни народа на протяжении столетий, национальная гордость, это наше начало, которое питает и сегодняшнюю культуру, искусство, образование. Народное и декоративно-прикладное искусство являются неотъемлемой частью художественной культуры. Произведения прикладного искусства отражают художественные традиции нации, миропонимание, мировосприятие и художественный опыт народа, сохраняют историческую память. Ценность произведений народного декоративно-прикладного искусства состоит не только в том, что они представляют природный мир, материальную культуру, но и в том, что они являются памятниками культуры духовной. Именно духовная значимость предметов народного искусства особенно возрастает в наше время - все больше они входят в наш быт как художественные произведения, отвечающие нашим эстетическим идеалам, сохраняя историческую связь времен. Уважение к искусству своего народа надо воспитывать терпеливо и тактично. Небольшие вещицы – доски, мисочки, ложки – похожих не найдешь нигде – стали любимыми подарками, сувенирами, разносящими далеко за пределы нашей Родины славу мастеров. Учитывая большое значение народного искусства в развитии личности дошкольника, мы решили познакомить детей с историей народного творчества и вызвать у них желание участвовать в творческой деятельности: составлять узоры и орнаменты, лепить, расписывать игрушки, для развития речи изделия народных промыслов дают богатый материал: можно составлять описательные рассказы по игрушкам (дымковские, филимоновские и богородские игрушки, матрёшки, жестовская подносы, придумывать сказки. Изделия народных промыслов помогают понять и почувствовать, что человек – часть природы, а именно это является основой гармоничного развития ребёнка. Знакомить детей с декоративно-прикладным искусством и открыть его многообразие можно практически через все виды деятельности детей.

Цель формировать основы народной художественной культуры через приобщение к декоративно-прикладному искусству России и патриотическое воспитание ребенка посредством ознакомления с народными промыслами русских народных умельцев

Задачи 1. Расширять представления детей о многообразии предметов декоративно-

прикладного искусства.

2. Формировать умение видеть взаимосвязь реальной действительности и народного искусства.

3. Расширять представления детей о происхождении данного вида народного искусства.

4. Донести до воспитанников, что они являются носителями русской культуры, наследниками великих народных умельцев и мастеров.

5. Активизировать и пополнять словарный запас детей, через знакомство с народным фольклором и устным народным творчеством.

6. Развивать наглядно-образное и логическое мышление, коммуникативные навыки, развивать эмоциональную сферу ребёнка; Развивать эмоциональную сферу ребёнка; закрепить умение выражать внутреннее состояние, чувства, настроения, с помощью движений, смены интонаций, темпа речи и других средств, как в устной речи, так и в музыкальной исполнительской деятельности.

7. Учить различать виды народного декоративно-прикладного искусства, разнообразие материалов (дерево, глина, фарфор, металл, видеть красоту узоров и их особенности.

8. Учить выделять средства выразительности: элементы, их чередование, цвет, колорит росписи.

9. Учить составлять узоры на основе изученных видов декоративно-прикладного искусства.

10. Воспитывать уважение к мастерам и желание создавать подобные работы самим.

11. Закреплять умение передавать колорит определенной росписи, ее характерную композицию

12. Воспитание чувства гордости за талант и самобытность русского народа, чувства дружелюбия.

13. Приобщать родителей к совместной деятельности.

Предполагаемые результаты 1. дети познакомились с народными промыслами, их особенностями по следующие разделам: дымковская игрушка (роспись, Богородская игрушка, Золотая Хохлома, жостовская роспись,Городецкая роспись, голубая Гжель, русская расписная матрешка.

2. дети стали обращать внимание на красоту окружающих предметов, правильно их называть и понимать из какого материала сделано изделие.

3. воспитанники стали проявлять самостоятельность в подборе изобразительных материалов, в продумывании содержания работы, активно проявлять творчество, выдумку;

4. пополнился словарный запас детей, через знакомство с народным фольклором и устным народным творчеством, народными играми.

5. Развита эмоциональная сфера ребёнка; дети умеют выражать внутреннее состояние, чувства, настроения, с помощью движений, смены интонаций, темпа речи и других средств, как в устной речи, так и в музыкальной исполнительской деятельности, подвижных играх.

6. дети научились самостоятельно анализировать изделия, составлять из отдельных элементов орнаменты, а также использовать в работе разнообразные способы лепки.

7. занятия развили у детей эстетический вкус и эстетическое восприятие действительности;

8. продукты детской деятельности стали отличаться большей выразительностью, разнообразием;

9. дети стали активнее и свободнее отражать свои впечатления от общения с предметами декоративно – прикладного искусства в продуктивной деятельности, связанных с изготовлением поделок расписанных изученными росписями и отдельными элементами.

10. произведения народного творчества пробудили в детях первые яркие представления о Родине, о ее культуре, способствовали воспитанию патриотических чувств.

11. Родители содействуют и принимают активное участие в создании среды, способствующей проявлению интереса к народно-прикладному искусству.

Этапы реализации 1 этап: (подготовительный)

1 этап – Подготовительный

1. Подбор необходимого методического материала (конспекты образовательной деятельности, бесед, презентации по разделам хохлома, городецкая роспись, гжель, дымковская игрушка, богородская игрушка, гжель, матрешка, жостовские подносы).

2. Опрос родителей. Анкетирование воспитанников. ( Цель: выявить уровень знаний и представлений о народных промысла)

3. Приобретение, пополнение картотек дидактических игр по народным промыслам.

4. пополнение образцов расписных изделий по разделам с привлечение родителей.

5. Оформление игрового уголка для организации сюжетно-ролевых игр и самостоятельной игровой деятельности с привлечением родителей.

6. Изготовление дидактических игр: «Собери картинку», «лото» (народные промыслы, разрезные картинки по разным разделам, домино.

7. составление картотеки устного народного творчества : колыбельные песни, потешки, прибаутки, сказки и легенды, загадок, пословиц, песенки, считалки, дразнилки

8. составление картотеки дидактических игр по народно-прикладному искусству

9. составление картотеки подвижных народных игр.

10. приобретение, изготовление, наглядного и демонстрационного материала по народно-прикладному искусству.

2 этап: основной

Работа с детьми:

Совместная деятельность с детьми включает:

1. Ознакомление с темой проекта и уточнение знаний детей по темеНародно-прикладное искусство на Руси»

2. Беседы «Что такое народная игрушка», «Кто делает народные игрушки», «Волшебные цветы. Жостово»,

«Расписная игрушка» «Золотая Хохлома"," Сине-голубое чудо", " Веселый Городец", "Дымковская сказочная страна", " Русская матрешка", "Богородская резная игрушка" Д/и «Городецкие узоры» «Какая народная игрушка вам больше нравится»,«Из чего сделана матрешка». Просмотр презентаций.

3. Игровые образовательные ситуации Д/И «Собери сервиз из Гжели» Д/И «Найди вторую половину» Д/и «Найди домик матрешки» Д/и «Художественные часы» Д/и «Угадай, какая роспись» Д/и «Составь хохломской узор» Д/и «Разрезные картинки» Д/и «Составь узор» Д/и «Найди пару» Д/и «Лото» Д/и «Домино» Д/и «Узнай элементы узора» Д/и «Что изменилось» Д/и «Художественный салон», Д / И проводим в течении каждого определенного блока.

4. Подвижные народные игры Мяч с топотом, Летучий мяч, Охотник, Стойки, Защищай город, Перебежки, Выбей шар, Встреча, Салки, Прятки, Гуси, Горелки, У медведя во бору, Красочки, Жмурки, Казаки-разбойники, Горячий картофель, Камень ножницы бумага, Испорченный телефон, Секретное задание. Ручеек, «Гори, гори, ясно»,

«Горелки», «Пятнашки», «Слепой козел», «Два мороза»

5. Артикуляционная гимнастика: Упражнение «Барабан», Упражнение «Лопаточка – Иголочка» Упражнение «Грибок», Упражнение «Лошадка», Упражнение «Слоненок – лягушка», Упражнение «Заборчик» Упражнение «Иголочка», Упражнение на выработку воздушной струи, «Забей мяч в ворота», Упражнение на выработку воздушной струи «Одуванчик».

6. Пальчиковая гимнастика (картотека пальчиковых игр) Гимнастика для глаз : «Чудеса»,

Физ. минутки: «Заводные игрушки», «Матрешки», «Вырастаем мы большие Пальчиковая игра «Петушок»

Веселые потешки (деревянные ложки, бубен)

7. Рассматривание тематических альбомов и иллюстраций :

«Хохлома», «Городецкая роспись», «Гжель», «Народные умельцы», «Дымковские узоры» ,»Жостовская роспись»,»филимоновские игрушки».

Рассматривание экспонатов в мини-музеи «Народные промыслы».

8. Чтение художественной литературы : русских потешек, прибауток,закличек,частушек,пословиц, чтение стихотворений:А. Барто «Игрушки»,Некрасова «Веселые матрешки»,И. Чернидская «Матрешки»,Рус. нар. сказки «Хаврошечка»,«Сестрица Аленушка и братец Иванушка»,«Лисичка сестричка и волк»,С. Маршак «О матрешках»,Загадки о народных промыслах,Чтение небылиц,Н. Глазков,. В. Боков «Хохлома, Хохлома!»

П. Синявский «Сине – голубое чудо»Н. Кутузова, «Городецкие узоры» И. В. Кадухина, чтение русских народных сказок,чтение сказок и легенд о появлении народных промыслов и умельцев.

9. Театрализованная деятельность: театрализованная игра «Колобок» ,по сказке «Царевна –Несмеяна», Лиса и Волк, пальчиковый театр, сюжетно-ролевые игры: «Угостим матрешек чаем», «магазин промыслов», «Одень куклу в национальный костюм», экскурсия в музей, в магазин за сувенирами,»дочки-матери», «детский сад»»веселые поворята»»кафе», в походе.

10. Слушание народных мелодий в записи и на музыкальных занят. Слушание колыбельных,частушек,игра на деревянных ложках, бубенцах.

11. Продуктивная деятельность по проекту :

- рисование: рисование элементов каждого вида росписи,

Декоративное рисование по мотивам: городецкой росписи «Завиток» закладка для книги, ваза для цветов (нетрадиционная техника рисования,разделочная доска с конями, декоративно-сюжетная композиция «Кони пасутся «, расписная тарелка с фазанами.

Декоративное рисование Роспись Гжель: разделочная доска с городецкой розой, сахарница, кружки и блюдца.

Хохлома: роспись ложек, ваза, рисование с натуры «ваза с ветками»

Роспись заготовок деревянной матрешки,

Использование раскрасок с изображениями всех видов росписи.

По мотивам Жостовской росписи» поднос

- лепка –«декоративная пластина»,»Птица»(дымковский петух)

-аппликация:

«Ваза с фруктами,ветками,цветами«(применение элементов росписи хохлома,гжель,»поздравительная открытка для мамы», «разделочная доска»(городецкие кони,дымковские петухи.

По окончании каждого блока выставка работ ребят, а также выставка поделок сделанных совместно с родителями: поделки к дню Защитника Отечества, к 8 Марта и ракет с применением изученных видов росписи.

12. Опытно-экспериментальная деятельность:

Опыты Радуга, Лед и соль, Сладкий и цветной, «Хроматография цвета», Получение нового цвета.

13. Просмотр презентаций (ИКТ) : «Городецкие мастера»»Чудо Гжели», «Богородская игрушка» «Ярмарки на Руси «

14. Мастер-класс художника- дизайнера

»Расписная Матрешка-символ России»

Роспись заготовок деревянных матрешек.

Работа с родителями в ходе реализации проекта :

1. Размещение в уголке для родителей консультации на тему «Народные промыслы», «Волшебные игрушки»

2. Привлечение родителей к пополнению игрового уголка атрибутами для организации сюжетно-ролевых игр и самостоятельной игровой деятельности.

3. Оформление альбомов :

Альбом «Искусство городецкой росписи».

Альбом «Вот она какая – дымковская игрушка».

Альбом «Расписная посуда».

4. Папка-раскладушка «Виды народных промыслов»

5. Оформление книги сказок и легенд о декоративно- прикладном искусстве в подарок детсаду (группе с ЗПР)

Привлечение родителей к театрализованной деятельности «Царевна-Несмеяна».

6. Показ театрализованной деятельности с привлечением родителей «Царевна-Несмеяна» воспитанникам других групп детского сада.

3 -заключительный этап:

Анализ результатов проектной деятельности.

1. Проведение итоговой диагностики знаний и умений детей по разным видам народно – прикладног искусства посредством дидактических игр.

2. Выставка детских работ (поделок, рисунков).

3. Пополнение развивающей среды (игры лото, домино, разрезные картинки, альбомы, книга сказок и легенд, картотеки народных игр, картотека пословиц, загадок, потешек,частушек, атрибуты для сюжетно-ролевых игр «музей», «магазин посуды»

4. Методическая разработка консультации для родителей на тему «Волшебные игрушки»Народные промыслы»

5. Подведение итогов работы (награждение родителей грамотами).

6. Опрос родителей. Узнать мнение родителей по поводу проводимых мероприятий.

7. Анкетирование детей.

8. Аналитическая работа.

Используемая литература:

1. Грибовская А. А. Детям о народном искусстве. М., 2004.

2. Дорожин Ю. Г., Соломенникова О. А. Филимоновские свистульки: Рабочая тетрадь по основам народного искусства. М., 2004.

3. Комарова Т. С. Детское художественное творчество. М., 2005.

4. Народное искусство в воспитании дошкольников / Под ред. Т. С. Комаровой. М., 2005.

5. Соломенникова О. А. Радость творчества // Развитие художественного творчества детей 5-7 лет. М., 2005.

6. Халезова Н. Б. Декоративная лепка в детском саду: Пособие для воспитателя / Под ред. М. Б. Халезовой-Зацепиной. М., 2005

7. Лыкова И. А. Народное искусство в детском саду. «Карапуз» 2008

8. Грибовская А. А. Народное искусство и детское творчество М Просвещение 2006

9. Демонстрационный материал серии «Окружающий мир» «Народные промыслы»

10. Демонстрационный материал серии «Мир вокруг нас» «Народные промыслы»

11. Т. С. Комарова» изобразительная деятельность в детском саду»(подготовительная к школе группа)2015 год

Публикации по теме:

Народное декоративно-прикладное искусство и его роль в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста (Консультация для родителей) Уважаемые родители! Давайте подумаем, что мы вкладываем в понятие эстетическое развитие личности ребенка.

Фото отчет (средняя группа) «Народное декоративно — прикладное искусство».Фото отчет (средняя группа) «Народное декоративно — прикладное искусство». Мы, с ребятами нашей группы, решили посвятить неделю народному декоративно – прикладному искусству. Решили остановить свое внимание на наиболее.

Фотоотчет о проведении конкурса «Калмыцкое народное прикладное искусство»Фотоотчет о проведении конкурса «Калмыцкое народное прикладное искусство» Накануне праздника Цаган Сар (Белый месяц) у нас в ДОУ состоялся конкурс «Хальмг улсин гарин эрдм» («Калмыцкое народное прикладное искусство»).

Итоговое развлечение «Ярмарка мастеров» по проекту «Декоративно-прикладное искусство» (старше-подготовительная группа) МКОУ «Повенецкая СОШ» (дошкольные группы). Воспитатели: Л. А. Артемьева, Л. И. Бирюкова итоговое занятие- развлечение по проекту «декоративно.

Конспект открытой ООД по ИЗО в подготовительной группе «Народно-прикладное искусство Дагестана. Табасаранские ковры»Конспект открытой ООД по ИЗО в подготовительной группе «Народно-прикладное искусство Дагестана. Табасаранские ковры» Конспект открытого ООД в подготовительной группе по ИЗО. Декоративное рисование Тема: «Народно—прикладное искусство Дагестана. Табасаранские.

Мастер-класс «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека». Искусство - способ познания и отражения действительности, результат творческой деятельности.

Презентация «Декоративно-прикладное искусство России» Слайд 1: «Декоративно-прикладное искусство России». Слайд 2 :Дымковская роспись. С высокого берега реки Вятки, на котором стоит город Киров,.

Проект «Декоративно-прикладное искусство. Дымковская игрушка» для средней группыПроект «Декоративно-прикладное искусство. Дымковская игрушка» для средней группы Автор проекта: Долматова Юлия Сергеевна Вид проекта: Долгосрочный, творчески-информационный Участники проекта: Дети средней группы, родители.

Фотоотчет о выставке «Русские народные куклы» в рамках проекта «Как жили люди на Руси»Фотоотчет о выставке «Русские народные куклы» в рамках проекта «Как жили люди на Руси» Здравствуйте дорогие коллеги! Наш проект " Как жили люди на Руси" долгосрочный, в его содержание входят разные мероприятия, в том числе.

Декоративно-прикладное искусство. Занятие по рисованию в старшей группе «Карельская вышивка»Декоративно-прикладное искусство. Занятие по рисованию в старшей группе «Карельская вышивка» Занятие по рисованию в старшей группе. Декоративно-прикладное искусство Карельская вышивка. Задачи: 1. Продолжать учить детей рассматривать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Народно прикладное искусство на Руси»
Опубликовано: 28 ноября 2021 в 21:17
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД