Людмила Артемьева
Итоговое развлечение «Ярмарка мастеров» по проекту «Декоративно-прикладное искусство» (старше-подготовительная группа)
▼ Скачать + Заказать документы
МКОУ «Повенецкая СОШ» (дошкольные группы).
Воспитатели: Л. А. Артемьева, Л. И. Бирюкова
итоговое занятие- развлечение по проекту
«декоративно – прикладное искусство»
(старше- подготовительная группа)
ТЕМА: «ЯРМАРКА МАСТЕРОВ».
Цель: Закрепить у детей сформированные у детей представления о традициях нашего народа, промыслах народных мастеров.
Публикация «Итоговое развлечение „Ярмарка мастеров“ по проекту „Декоративно-прикладное искусство“ (старше-подготовительная группа)» размещена в разделах
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Подготовительная группа
- Старшая группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Ярмарка. Фольклорные развлечения
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший сценарий праздника» март 2020
Задачи: Развивать у детей эмоциональную отзывчивость и интерес к народно – прикладному искусству. Закреплять умение рассказывать об особенностях народных росписей. Обобщить результаты коллективной творческой деятельности детей. Воспитывать уважение к работам мастеров России и Карелии.
Ход
Ведущие, одетые в русские народные костюмы под песню «Разноцветные ярмарки» (В. Леонтьев).
Дети входят в карельскую горницу, здороваются и отдают низкий поклон.
Ведущий : Здравствуйте дорогие гости, пожалуйте на веселую ярмарку.
Тайну вам друзья, откроем! Скажем все без лишних слов:
Вы сегодня оказались в чудо-граде мастеров!
Нынче прибыли на праздник мастера ремесел разных!
Давно известно всем на свете искусство русских мастеров.
В них – красота родной природы и мудрость древняя веков.
1 ребенок: На ярмарку! На ярмарку! Спешите все сюда!
Здесь шутки, песни, сладости давно вас ждут, друзья!
2 ребенок: Что душа твоя желает – все на ярмарке найдешь!
Всяк подарки выбирает, без покупки не уйдешь!
3 ребенок:Эй! Не стойте у дверей, заходите к нам скорей!
Народ собирается – наша ярмарка открывается!
Ребё нок: Эй, народ, народ, народ, в гости ярмарка идёт!
В гости ярмарка идёт, зазывает и поёт!
Ребё нок: Приглашает, веселит- улыбаться всем велит!
Карусели, балаган, и на разный вкус товар!
Ведущий:
Мы наш праздник начинаем и ворота отворяем!
Посмотрите! Эти вещи нынче в гости к нам пришли,
Чтоб поведать нам секреты древней чудной красоты.
Чтоб ввести нас в мир России, мир преданий и добра.
Чтоб сказать, что есть в России чудо-люди – мастера!
Ведущий:
В старину на Руси в воскресные дни проводили ярмарки. Из разных городов съезжались крестьяне, купцы со своими товарами, приходил народ посмотреть и что – нибудь купить. Тут же устраивались представления, игры, потехи, ребята катались на каруселях; играла музыка, по всюду были слышны песни, крики зазывал, споры торгующихся. На одной из таких ярмарок мы с вами побываем. Интересно, а вы знаете какие товары можно встретить на ярмарке? Послушайте загадки и попробуйте отгадать, откуда привезены эти товары?
Все игрушки не простые
Но представьте, расписные.
Кружочки и клеточки
На белой салфеточке.
Простой, казалось бы, узор,
Но отвести не в силах взор.
(Дымково)
Чашки, чайники и вазы
Отличите эти сразу.
Белый фон снегов белее
А на нём узор синеет.
(Гжель)
Листья, ягодки, цветочки,
Стебельки и завиточки,
Здесь, хозяин, цвет такой:
Чёрный, красный, золотой.
(Хохлома)
Скачут кони по дощечкам
Или птицы к нам летят,
А вокруг узор цветочный
Расцветает, будто сад.
(Городец)
Ведущий : К нам в город на ярмарку, прибыли купцы из города Городец. Они прославились расписной деревянной посудой и игрушками. Самое примечательное в городецкой росписи – это конь и диковинные птицы в окружении сказочных цветов. И получается, как будто живут они в сказочных садах. Их рисуют на дверцах шкафчиков, на спинках детских кроваток и стульях, на кухонных досках. Полюбуйтесь уважаемые зрители, какие мы с ребятами нарисовали кухонные дощечки. (Работы детей вывешены в горнице
ребенок: По розанам и купавкам городецкий скачет конь,
И цветами весь расписан, до чего красивый он.
ребенок: Коль на досточке девица иль удалый молодец,
Чудо – конь и чудо – птица- это значит Городец!
Ребё нок: Городецкий конь бежит!
Вся земля вокруг дрожит!
Птицы яркие летают,
И кувшинки расцветают.
Ребенок: Научилась, слава Богу, рисовать я, наконец,
Дайте денег на дорогу – уезжаю в Городец!
Дети (городецкие мастера) показывают свои работы, объясняют, почему изделия так называют, какие цвета и элементы используют.
Ведущий: Шире круг!
Песни, пляски, хороводы—
Никогда не выходят из моды.
Развеселый вышел пляс,
Здесь на празднике у нас.
(«Плясовая» под р. н. «АХ, вы сени, мои сени»)
Ведущий: А теперь, ребята, вам загадка. Откуда же эти мастера приехали сюда?
Ребё нок : Резные ложки ковши
Ты разгляди–ка, не спеши.
Там травка вьется и цветы
Растут нездешней красоты.
Блестят они, как золотые,
А может, солнцем залитые!
Ведущий: Да, это ХОХЛОМА! Много лет назад возник хохломской промысел.
Золотой краской расписывали деревянную посуду, покрывали ее
льняным маслом, прогревали в печи, и масляная пленка превращалась золотистый лак. Делали эту посуду в большом селе Хохлома.
По названию этого села стали называть ее хохломской.
Золотая хохлома
Принесла тепло в дома,
Среди зелени стеблей
Красны ягодки видней.
Хохломская роспись – алых ягод россыпь,
Отголоски лета в зелени травы,
Рощи, перелески, шёлковые всплески
Солнечно – медовой золотой листвы.
Ну, до чего ж весела эта хохлома!
А ну-ка, расскажите, чем отличаются хохломские узоры от других росписей.
(дети представляют свои работы, рассказывают об элементах хохломской росписи и почему она так названа)
Ведущий: А теперь с мы поиграем в игру «Золотые ворота.»
Ведущий: Из глубины веков до наших дней
Стараньем мастеров умелых.
Русь украшает чудо-Гжель узором синим в платьях белых.
Полюбуйтесь уважаемые гости, как наши юные мастера расписали свою посуду синей краской разных оттенков. Очень затейливая и нарядная посуда!
1 ребё нок: Гжель – посуда просто чудо,
Синий цвет бежит повсюду,
И рождается узор –
Невозможно отвести взор
2 ребё нок: Мыла гжельскую посуду,
Разлетелись брызги всюду.
Брызги вытру – не беда!
Ох, посуда хороша!
(дети представляют работы и рассказывают о элементах гжельской росписи)
Ведущий:
Но не только чудесную посуду мастера лепили и расписывали, любили в игры народные играть.
( проводится игра: «Гори, гори ясно».)
Ведущий: А вот какие мастера, вы сами догадайтесь. Отгадайте-ка загадку:
Ребё нок: Игрушки эти не простые, а волшебно-расписные:
Белоснежны как березки, кружочки, клеточки, полоски.
Простой, казалось бы, узор, но отвести не в силах взор.
Дети: (Это дымковские игрушки)
Ведущий: А вот гости знатные, из села Дымково!
Ребё нок: Ай да девица-краса! Как ты чудо – хороша
Клетчатая юбочка, в клеточке по точке.
Фартук полосатый, а вокруг кружочки
(Звучит аудиозапись мелодии «Русский сувенир»)
Выходит группа детей в руках у них дымковские игрушки, и читают стихи. (А. Дьяков Веселая дымка).
Ребё нок: Много сказочных мест у России
Городов у России не счесть.
Может где-то бывает красивей,
Но не будет роднее, чем здесь!
Ребё нок: Возле Вятки самой Дымково-поселок
Окружен лесами уголок веселый.
В Дымково, драгоценный продолжая труд, не ища покоя, мастерицы славные живут.
Ребё нок: Кто, то сделал индюка, распущенные бока
. У кого, то глина стала вдруг павлином.
Кто- то вылепил синицу, сразу стало веселей
Мастера и мастерицы живут в Дымково селе.
(По мере чтения стихотворений дети показывают свои рисунки, игрушки, вылепленные из глины, пластилина росписи.
Ведущий приглашает детей поиграть в игру «Шел козёл по лесу…»
Ведущий :
Из поколения в поколение передавалось народное ремесло. По сей день в Гжели, Городце, Хохломе, Дымково живут народные умельцы, продолжающие дело своих предков. И радуют нас своей сказочной посудой и игрушками.
Ведущий: Ох, Россия, ты Россия, славы не убавилось,
Хохломой, Гжелью и Городцом на весь мир прославилась!
-Сейчас мы познакомим наших гостей с народно-прикладным искусством Карелии.
Ребё нок: Карелия, страна чудесных грёз,
Высоких сосен, елей и берёз,
И солнцем озарённые стоят леса твои,
И птицы распевают в них песенки свои.
Ребё нок: Карелия, Карелия, как ты мне мила,
Милы твои озёра, реки и леса,
И это впечатление никак нельзя забыть,
И остаётся только Карелию любить.
Ведущий:
Раньше карельские деревни были совсем маленькие, часто всего два-три дома стояли на берегу рек и озёр. Карелы очень сильный, выносливый и трудолюбивый народ. Ребята, назовите мне основные занятия людей, живущих в Карелии? (рыболовство, охота, лесное хозяйство, изготовление изделий из дерева и бересты, вышивание)
Ведущий:
Север издавна славился умелыми плотниками, срубленные ими дома добротны, просторны, красивы и удобны. Круглый год промышляли в море рыбаки-поморы, а рыбаки, оставшиеся дома ловили рыбу у берегов рек и озёр. А ещё, люди занимались плетением изделий из бересты, изготовляли деревянную посуду, шили одежду, вышивали, плели кружева. Не один наряд не обходился без вышивки.
Ведущий: Ребята, отгадайте загадку.
-В одну дыру входит, из трёх выходит? (рубашка)
(Дети рассматривают изделия с карельской вышивкой и показывают свои работы)
Ведущий:
-Ребята, какие основные цвета используются в вышивке? (красный, зелёный, белый)
Назовите элементы карельского орнамента? (крестики, топорики, снежинки, цветы, фигуры людей и животных.)
А ещё у карельского народа были и свои танцы. Ну-ка,карелочки, выходите на танец!
(Дети исполняют карельский танец. «Уж ты прялица, кокорица моя»)
А какие игры весёлые у карельского народа. Ну-ка, становись скорее в круг!
( Проводится карельская игра: «Гори, гори ясно», «сиди, сиди, Яша».)
Ведущий: Да, велика Россия наша
И талантлив наш народ!
О Руси родной умельцах
На весь мир молва идёт!
У нас в городе Мастеров прошла чудесная ярмарка, на которой мы вместе увидели чудесные товары разных городов, много узнали о чудо – мастерах и их чудесных промыслах и традициях. Изделия мастеров показывают богатства культурных традиций России, открывают тайны русской души.
Ведущий:
Какие прекрасные изделия вы сейчас увидели. Сколько умения и терпения надо иметь, чтобы стать мастером. Мы надеемся, что в недалёком будущем каждый из вас станет мастером своего дела и прославит нашу землю.
Ведущий: Вы на ярмарке бывали?
Товар свой показали?
Все рассказали?
Ничего не забыли?
Ну, а теперь прощайте.
В следующем году приезжайте.
Позвольте, гости дорогие, отдать вам наше почтение,
И поблагодарить за посещение.
(Звучит русская народная песня «Светит месяц», дети уходят из горницы)
Фотоотчёт.