Алёна Журавлёва
Проект «Народные праздники как средство формирования нравственно-патриотических чувств дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект
НАРОДНЫЕ ПРАЗДНИКИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННО - ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ ДОШКОЛЬНИКОВ
«Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи
начинается с малого – с любви к своей семье, к своему
жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь,
эта любовь переходит в любовь к Родине, её истории,
прошлому и настоящему, ко всему человечеству»
Д. С. Лихачёв
Актуальность
Публикация «Проект „Народные праздники как средство формирования нравственно-патриотических чувств дошкольников“» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Народные, фольклорные праздники. Сценарии, развлечения
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Осень. Сценарии осенних развлечений
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» март 2024
Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному селу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка. В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, природе, культуре малой Родины.
Задача воспитания чувства патриотизма, любви к малой Родине традиционно решалась в детском саду, но результаты исследования показали необходимость усиления работы в данном направлении, наполнение ее новым содержанием. Поэтому возникла необходимость изменить формы организации педагогического процесса по ознакомлению детей с народной культурой. На наш взгляд, решением данной проблемы стала реализация проекта : «Моя малая Родина», модуль «Возрождение». Где решаются задачи патриотического воспитания подрастающего поколения через приобщение дошкольников к русским народным праздникам.
Русские народные праздники по своей природе педагогичны, они включают в единое праздничное действие и детей и взрослых. Народный праздник создает возможность развития ребенка, формирования основ музыкальной культуры в единстве всех ее важнейших компонентов, доступных детям старшего дошкольного возраста. Все это способствует развитию стойкого интереса не только к конкретным малым фольклорным формам, но и к музыкальному и народному искусству в целом.
Русские народные праздники позволяют решать многие задачи эстетического и нравственного воспитания. Именно через праздники взрослый приобщает ребенка к народному искусству и создает условия для его полноценного развития.
Вид проекта : познавательно-творческий, открытый, коллективный.
Сроки реализации проекта : долгосрочный (сентябрь- май).
Участники проекта : воспитанники подготовительной к школе группы, родители, педагоги детского сада.
Проблема: Дети не знакомы с историей своего села, обычаями, традициями.
Цель проекта : Воспитание творчески развитой личности дошкольников средствами приобщении детей к истокам русской народной культуры через народные праздники.
Задачи проекта :
Формировать знания и представления детей о культуре русского народа;
Развивать интерес к истории своего народа, к устному народному творчеству, к русским народным подвижным играм;
Показать детям красоту русского языка через устное народное творчество, выраженное в песнях, припевках, колядках, обрядах;
Познакомить детей с народными традициями и праздниками, т. к. в них отражена глубокая мудрость и творческий потенциал русского народа;
Воспитывать у дошкольников чувство патриотизма через возрождение и преображение богатого опыта русских традиций; уважение к членам своей семьи, к старшему поколению, к труду людей, любовь к Родине;
Привлечь родителей к сотрудничеству в воспитательно- образовательном процессе, в оказании помощи по созданию в зале предметно – развивающей среды, к активному совместному участию в праздниках, играх;
Способствовать развитию познавательной активности, любознательности у детей.
Предполагаемый результат.
Воспитывать устойчивый интерес к культуре русского народа.
Расширять знания детей об устном народном творчестве, старинных русских традициях, праздниках.
Использование детьми в активной речи потешек, песен, скороговорок, загадок, стихов.
Приобщение родителей к проведению народных праздников с русскими традициями.
Этапы реализации проекта
1 этап. Подготовительный:
- изучение методической литературы;
- составление перспективного плана;
- подбор игр и оборудования;
- обогащения развивающей среды зала.
2 этап. Основной:
- беседы с детьми;
- Сюжетно - ролевые игры;
- дидактические игры;
- показ презентации о праздниках и их обычаях;
- экскурсии;
- продуктивная деятельность;
- выставка детских рисунков "Моя малая Родина";
- чтение художественной литературы;
- разучивание стихов, песен, игр.
3 этап. Заключительный:
-обобщение знаний о традициях и истории народных праздников
- викторина «Знатоки народной песни»;
- презентация проекта «Моя малая родина»
Начиная с сентября, мы проводим уже полюбившиеся детям Праздники урожая, Кузьминки, Осенины. Покровские посиделки, плавно переходящие в новогодние: Никола зимний, Новогодние и Рождественские праздники, сопровождающиеся колядками и народными гуляньями.
Весна – это время проводов зимы. На масляной неделе в нашем детском саду проводятся развлечения, плясками, песнями и хороводами провожают зиму.
На Сороки (Жаворонки)– главный весенний праздник, дети с восторгом раскрашивают бумажных птичек, украшают ими участки, участвуют в народных играх и хороводах, поют заклички, угощаются выпечкой в форме птиц.
На Пасху по традиции воспитанники приносят в сад крашеные яйца, участвуют в инсценировках и спектаклях.
А лето – время чудес. В гости к маленьким зрителям приходят полюбившиеся народные персонажи : Русская Березка, Яблонька, травница.
Праздник Троицу мы проводим у русской березки, она олицетворяет молодость и красоту русской природы. Дети слушают кукушку, заплетают лентами березку, украшают венками участки и групповые комнаты. Этот обычай передает жизненную силу земле для лучшего урожая.
Игры и хороводы, которые мы включаем в этот праздник, способствуют толерантному отношению детей друг к другу и вносят большой вклад в формирование детского коллектива.
День Ивана Купалы – это праздник огня, полного рассвета природы и жизненных сил. На заре праздника было принято купаться и умываться росой, чтобы никогда не болеть. Детей знакомим с историей праздника и обычаями его проведения.
Если говорить о детском народном празднике в настоящее время, то можно сказать, что праздник есть синтез искусств, соединяющий в себе развитие речи, музыкальных способностей, логического и образного мышления, трудовых навыков.
Достигнутые результаты
В ходе реализации проекта дети познакомились с историей возникновения нашего села.
У детей расширились и пополнились знания о достопримечательностях села, традициях и праздниках, которые отмечаются на селе.
Дети стали больше интересоваться событиями, стали более отзывчивы, любознательны.
Повысился уровень активности родителей в организации детской деятельности.
Таким образом, система педагогических воздействий: подготовка к празднику, проведение, понимание (обсуждение после праздника) - положительно влияет на воспитание нравственного поведения дошкольников.
Большое и разностороннее влияние народных праздников на личность ребенка позволяет использовать их как сильное педагогическое средство. Сам ребенок при этом испытывает удовольствие, радость. Тематика и содержание русских народных праздников имеют нравственную направленность.
Участие детей в русском народном празднике позволяет формировать опыт нравственного поведения, умение поступать в соответствии с нравственными нормами.
Детство – это период рассвета жизни человека и поэтому наша задача, как взрослых, привить детям любовь к прекрасному, любовь к родине, привить такие качества как доброта, товарищество и благородство. Народный фольклор является кладезем для воспитания всех этих качеств, и мы будем продолжать работу в этом направлении и на примере народных праздников воспитывать все эти качества в детях.