Получи документы

Проект «Народные праздники как средство формирования нравственно-патриотических чувств дошкольников»

Алёна Журавлёва
Проект «Народные праздники как средство формирования нравственно-патриотических чувств дошкольников»

Проект

НАРОДНЫЕ ПРАЗДНИКИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННО - ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ ДОШКОЛЬНИКОВ

«Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи

начинается с малого – с любви к своей семье, к своему

жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь,

эта любовь переходит в любовь к Родине, её истории,

прошлому и настоящему, ко всему человечеству»

Д. С. Лихачёв

Актуальность

Публикация «Проект „Народные праздники как средство формирования нравственно-патриотических чувств дошкольников“» размещена в разделах

Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному селу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка. В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, природе, культуре малой Родины.

Задача воспитания чувства патриотизма, любви к малой Родине традиционно решалась в детском саду, но результаты исследования показали необходимость усиления работы в данном направлении, наполнение ее новым содержанием. Поэтому возникла необходимость изменить формы организации педагогического процесса по ознакомлению детей с народной культурой. На наш взгляд, решением данной проблемы стала реализация проекта : «Моя малая Родина», модуль «Возрождение». Где решаются задачи патриотического воспитания подрастающего поколения через приобщение дошкольников к русским народным праздникам.

Русские народные праздники по своей природе педагогичны, они включают в единое праздничное действие и детей и взрослых. Народный праздник создает возможность развития ребенка, формирования основ музыкальной культуры в единстве всех ее важнейших компонентов, доступных детям старшего дошкольного возраста. Все это способствует развитию стойкого интереса не только к конкретным малым фольклорным формам, но и к музыкальному и народному искусству в целом.

Русские народные праздники позволяют решать многие задачи эстетического и нравственного воспитания. Именно через праздники взрослый приобщает ребенка к народному искусству и создает условия для его полноценного развития.

Вид проекта : познавательно-творческий, открытый, коллективный.

Сроки реализации проекта : долгосрочный (сентябрь- май).

Участники проекта : воспитанники подготовительной к школе группы, родители, педагоги детского сада.

Проблема: Дети не знакомы с историей своего села, обычаями, традициями.

Цель проекта : Воспитание творчески развитой личности дошкольников средствами приобщении детей к истокам русской народной культуры через народные праздники.

Задачи проекта :

Формировать знания и представления детей о культуре русского народа;

Развивать интерес к истории своего народа, к устному народному творчеству,  к русским народным подвижным играм;  

Показать детям красоту русского языка через устное народное творчество,  выраженное в песнях, припевках, колядках, обрядах;

Познакомить детей с народными традициями и праздниками, т. к. в них отражена глубокая мудрость и творческий потенциал русского народа;

Воспитывать у дошкольников чувство патриотизма через возрождение и преображение богатого опыта русских традиций; уважение к членам своей семьи, к старшему поколению, к труду людей, любовь к Родине;

Привлечь родителей к сотрудничеству в воспитательно- образовательном процессе, в оказании помощи по созданию в зале предметно – развивающей среды, к активному совместному участию в праздниках, играх;

 Способствовать развитию познавательной активности, любознательности у  детей.  

Предполагаемый результат.

Воспитывать устойчивый интерес к культуре русского народа.

Расширять знания детей об устном народном творчестве, старинных русских традициях, праздниках.

Использование детьми в активной речи потешек, песен, скороговорок, загадок, стихов.

Приобщение родителей к проведению народных праздников с русскими традициями.

Этапы реализации проекта

1 этап.   Подготовительный:

- изучение методической литературы;

- составление перспективного плана;

- подбор игр и оборудования;

- обогащения развивающей среды зала.

2 этап. Основной:

- беседы с детьми;

- Сюжетно - ролевые игры;

- дидактические игры;

- показ презентации о праздниках и их обычаях;

- экскурсии;

- продуктивная деятельность;

- выставка детских рисунков "Моя малая Родина";

- чтение художественной литературы;

- разучивание стихов, песен, игр.

3 этап. Заключительный:

-обобщение знаний о традициях и истории народных праздников

- викторина «Знатоки народной песни»;

- презентация проекта «Моя малая родина»       

Начиная с сентября, мы проводим уже полюбившиеся детям Праздники урожая, Кузьминки, Осенины. Покровские посиделки, плавно переходящие в новогодние: Никола зимний, Новогодние и Рождественские праздники, сопровождающиеся колядками и народными гуляньями.

    Весна – это время проводов зимы. На масляной неделе в нашем детском саду проводятся развлечения, плясками, песнями и хороводами провожают зиму.

     На Сороки (Жаворонки)– главный весенний праздник, дети с восторгом раскрашивают бумажных птичек, украшают ими участки, участвуют в народных играх и хороводах, поют заклички, угощаются выпечкой в форме птиц.

     На Пасху по традиции воспитанники приносят в сад крашеные яйца, участвуют в инсценировках и спектаклях.

     А лето – время чудес. В гости к маленьким зрителям приходят полюбившиеся народные персонажи : Русская Березка, Яблонька, травница.

     Праздник Троицу мы проводим у русской березки, она олицетворяет молодость и красоту русской природы. Дети слушают кукушку, заплетают лентами березку, украшают венками участки и групповые комнаты. Этот обычай передает жизненную силу земле для лучшего урожая.

     Игры и хороводы, которые мы включаем в этот праздник, способствуют толерантному отношению детей друг к другу и вносят большой вклад в формирование детского коллектива.

     День Ивана Купалы – это праздник огня, полного рассвета природы и жизненных сил. На заре праздника было принято купаться и умываться росой, чтобы никогда не болеть. Детей знакомим с историей праздника и обычаями его проведения.

Если говорить о детском народном празднике в настоящее время, то можно сказать, что праздник есть синтез искусств, соединяющий в себе развитие речи, музыкальных способностей, логического и образного мышления, трудовых навыков.

Достигнутые результаты

В ходе реализации проекта дети познакомились с историей возникновения нашего села.

У детей расширились и пополнились знания о достопримечательностях села, традициях и праздниках, которые отмечаются на селе.

Дети стали больше интересоваться событиями, стали более отзывчивы, любознательны.

Повысился уровень активности родителей в организации детской деятельности.

Таким образом, система педагогических воздействий: подготовка к празднику, проведение, понимание (обсуждение после праздника) - положительно влияет на воспитание нравственного поведения дошкольников.

Большое и разностороннее влияние народных праздников на личность ребенка позволяет использовать их как сильное педагогическое средство. Сам ребенок при этом испытывает удовольствие, радость. Тематика и содержание русских народных праздников имеют нравственную направленность.

Участие детей в русском народном празднике позволяет формировать опыт нравственного поведения, умение поступать в соответствии с нравственными нормами.

     Детство – это период рассвета жизни человека и поэтому наша задача, как взрослых, привить детям любовь к прекрасному, любовь к родине, привить такие качества как доброта, товарищество и благородство. Народный фольклор является кладезем для воспитания всех этих качеств, и мы будем продолжать работу в этом направлении и на примере народных праздников воспитывать все эти качества в детях.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Формирование патриотических чувств у дошкольников «Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохранённое предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её, стать подлинным.

Стилизованный русский народный танец как средство формирования нравственно-патриотических чувств детейСтилизованный русский народный танец как средство формирования нравственно-патриотических чувств детей Сообщение из опыта работы «Стилизованный русский народный танец, как средство формирования нравственно-патриотических чувств детей старшего.

Экскурсия как средство развития начала патриотических чувствЭкскурсия как средство развития начала патриотических чувств Историческое значение каждого русского великого человека измеряется его заслугами родине, его человеческое достоинство – силою его патриотизма.

Дидактические игры по воспитанию нравственно-патриотических чувств у старших дошкольниковДидактические игры по воспитанию нравственно-патриотических чувств у старших дошкольников Курнина Любовь Владимировна воспитатель МБДОУ детский сад 54 г. Ковров. Уважаемые коллеги предлагаю вашему вниманию дидактические игры,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Народные праздники как средство формирования нравственно-патриотических чувств дошкольников»
Опубликовано: 27 марта 2024 в 11:05
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД