ксения евстропова
Проект «Народные промыслы нижегородской области»
▼ Скачать + Заказать документы
Тип проекта – информационно-творческий.
Участники проекта - воспитатели, дети, родители.
По продолжительности – краткосрочный (ноябрь-декабрь 2017г.)
По количеству участников – групповой.
Актуальность
Нижегородская область – один из ведущих центров современного народного декоративного искусства, родина многих художественных промыслов, чьи изделия известны не только в нашей стране, но и далеко за ее пределами. Сегодня тысячи мастеров – ткачи и вышивальщицы, металлисты и ювелиры, резчики и мастера росписи по дереву – успешно возрождают и развивают традиции старинного искусства.
Публикация «Проект „Народные промыслы нижегородской области“» размещена в разделах
- Декоративно-прикладное творчество. Проекты
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Нижегородская область, Нижний Новгород
- Проекты. Проектная деятельность
- Республика, область, край. Список городов
- Темочки
Я надеюсь, что реализация данного проекта, даст представление о богатстве народной художественной культуры, о ее древних традициях и о том бережном отношении к этим традициям.
Гипотеза
Если не знакомить ребенка в дошкольном детстве с народно-прикладным искусством, то не будет достигнуто полное ознакомление с историей, культурой своего народа, что в дальнейшем приведет к обеднению его нравственно-патриотических чувств.
Цель:
Знакомство детей младшего возраста с декоративно-прикладным искусством (народными промыслами)
Задачи:
- приобщать к многообразию и особенностям декоративно-прикладного искусства;
- познакомить детей с происхождением данного вида народного искусства;
- формировать эстетическое отношение к предметам искусства, учить видеть красоту, самобытность;
- вызывать желание создавать красивое своими руками;
- прививать уважение к культуре своего народа, воспитывать национальную гордость за мастеров нижегородского края;
- развивать у детей коммуникативные качества, обогащать словарный запас, знакомить с новыми словами и их значениями;
- приобщать родителей к совместной деятельности.
Этапы и сроки реализации проекта
Подготовительный этап
1. Информирование родителей о данном проекте.
2. Подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационного материала.
3. Разработка конспекта, создание развивающей среды.
4. Оформление выставочных работ детей по народно-прикладным промыслам для родителей.
Основной этап
1. Проведение занятий (фронтальных, подгрупповых, индивидуальных)
2. Знакомство со стихами и потешками о городецкой, хохломской росписях
3. Выставка детских работ по мотивам росписей нижегородского края
Заключительный этап
1. Анализ результативности.
2. Представление материалов проекта на педагогическом совете ДОУ.
Ожидаемый результат
В результате проведения комплексной работы по приобщению детей к декоративно-прикладному искусству у них появилось желание больше узнать о творчестве русских мастеров.
Знакомство с произведениями народных мастеров, с историей промыслов формирует у детей уважение и любовь к Родине, истории своего народа. Народное искусство способствует развитию нравственно-патриотического и эстетического воспитания, развивает творческие способности детей.
Реализация проекта
Этапы
проекта Деятельность педагога Деятельность детей
1 этап 1 Ввод в игровую ситуацию (получение письма и посылки с волшебным сундучком из Города Великих Мастеров)
2. Подведение к формированию задач:
- Познакомить с особенностями различных видов живописи (хохломской, городецкой);
- познакомить с различными видами матрешек;
- разучить танец «Русские матрешки»;
-познакомить с потешками и стихотворениями о народных промыслах нижегороской области;
- познакомить с новыми дидактическими играми;
- отразить впечатления в продуктах своей деятельности. Слушают стихотворения и потешки; рассматривают иллюстрации с различными видами художественной росписи (городецкой, хохломской, рассматривают изделия русских народных мастеров, играют с ними; знакомятся с новыми дидактическими играми; разучивают танец «Веселые матрешки», занимаются художественным творчеством (рисуют);
2 этап Организация деятельности людей:
- социально-коммуникативная
- познавательная
- речевая
- художественно-творческая
- игровая
3 этап Направляет и контролирует осуществление проекта
Приложение
«Разучивание движений русского танца «Матрешка»
Цель: Создание радостной атмосферы, формирование интереса к разучиванию танца.
Задачи:
1. Обучить детей ритмичным и танцевальным движениям, добиваясь простоты и выразительности исполнения движений.
2. Содействовать развитию физической активности и мышечно-двигательного аппарата
3. Создать атмосферу непринужденного общения.
4. Формировать умение работать в группе.
Дидактическая игра «Найди сестричку для матрёшки».
Цель: Развитие внимания, мышления, воображения.
Вариант 1
Ход игры: Перед ребенком, на столе, лежат матрешки (большие и маленькие). Воспитатель предлагает внимательно рассмотреть их, обратить внимание на сходства и различия.
Необходимо по одежке найти сестренку для матрешки.
Вариант 2
«Кто спрятался?»
Педагог: «Матрешки пошли на прогулку, но одна из них потерялась. Посмотрите внимательно, какие у нас матрешки (закрывает матрешек, убирает одну). Какая матрешка потерялась? (варианты ответов: «большая», «маленькая», «мама», «дочка» и т. п.)
Дидактическая игра «Собери матрёшку»
Цель:
Формирование умения не только подбирать части предмета, но и совмещать их в соответствии с рисунком.
Материал: (расписная матрешка, внутри которой несколько вкладывающихся матрешек, наименьшая из которых неразборная)
Ход игры:
Педагог ставит на стол матрешку. Ребенку предлагают открывать матрешку, доставая из нее другую, и правильно закрывать ее, совмещая части рисунка.
Потешки, стихи, загадки
Городецкая роспись.
В синих купавках,
В красных бутонах,
Крупных и мелких
Листьях зелёных
Привезли ларец
Из города ….(Городец).
…
Городецкие узоры,
Столько радости для глаз!
Подрастают мастерицы,
Может быть, и среди нас.
Сказочные птицы
Прилетели на цветы,
И украсили мы доски
Небывалой красоты.
…
Семеновская Хохлома
Вся золотиста-краснолика.
В тарелочках не полутьма.
Не сумрак в вазах и солонках,
Напоминает Хохлома
Родную, милую сторонку.
Золотая Хохлома.
Вы не знаете, ребята,
Отчего и почему
Очень часто называют
Золотою Хохлому?
Разве золотом покрыты
В ней деревья и дома,
Может всюду там сияют
Золотые купола?
Деревянная, резная,
Расписная Хохлома!
Удивительной посудой-
Вот чем славится она!
Этот тонкий, этот дивный
Золотистый завиток!
Раз увидишь – не забудешь,
И хотел бы, да не мог!
Ветка плавно изогнулась
И колечком завернулась.
Рядом с листиком трёхпалым
Земляничка цветом алым
Засияла, поднялась,
Сладким соком налилась
А трава как, бахрома,
Золотая хохлома!
Матрёшка.
Развесёлые сестрицы,
Озорные молодицы!
Хороши, румяны щёчки,
На передниках – цветочки!
Хлопайте в ладошки:
Загорские матрёшки!
Восемь кукол деревянных,
Круглолицых и румяных,
В разноцветных сарафанах
На столе у нас живут,
Всех матрёшками зовут.
Семёновские матрёшки.
У семёновских матрёшек
Сарафанчики в горошек,
Разноцветные платочки,
Нарумяненные щёчки.
Веселушки, хохотушки,
Деревянные подружки,
Любят в прятки поиграть
И попеть и поплясать.
Не нарадуется взгляд,
Если выстроятся в ряд,
А попрячутся друг в дружку-
Видишь старшую подружку.
С. Маршак
Мы – игрушки знатные,
Складные да ладные,
Мы повсюду славимся,
Мы и вам понравимся!
Загадка
Ростом разные подружки, но похожи друг на дружку
Все они сидят друг в дружке,
А всего одна игрушка. (Матрешка)
Стихотворения о матрешке
Мы матрешки,
Вот такие крошки
Как у нас, как у нас
Чистые ладошки
Мы матрешки,
Вот такие крошки
Как у нас, как у нас
Новые сапожки
Мы матрешки,
Вот такие крошки
Поплясать, поплясать
Мы хотим немножко. (Л. Олифирова)
Конспект занятия «Знакомство с городецкой росписью».
Цель: знакомство с городецкой росписью, ее особенностями;
Программные задачи:
Образовательные:
Познакомить детей с городецкой росписью.
Развивающие:
Формировать чувство цвета, чувство композиции, умение располагать узор в заданной форме;
Воспитательные:
Воспитывать у детей интерес и уважение к труду мастеров, создающих красивые вещи;
Предварительная работа: рассматривание изделий и иллюстраций с городецкой росписью; чтение потешек, загадок, стихотворений
Словарная работа: бутон, оживка
Демонстрационный и наглядный материал.
Для воспитателя: наглядно-демонстрационные пособия
Для детей :из альбомных листов заготовки разделочных досок; гуашь, кисточки, палитра, салфетки (на каждого ребенка) ,баночка с водой
ХОД занятия.
- Здравствуйте, дети! В нашей группе – светло и весело. А весело от наших улыбок, ведь каждая улыбка – это маленькое солнышко, от которого становится тепло и хорошо. Давайте будем чаще улыбаться друг другу и дарить свою радость окружающим. (Воспитатель)
- Ребята к нам в гости сегодня пришла Марья-искусница. (Воспитатель)
- Здравствуй, Марья-искусница! (Дети)
- Ребята, я принесла вам подарки от мастеров нижегородской области.
- Посмотрите, какие ложки, матрешки, какие на них красивые, необычные узоры. (Воспитатель)
- Но, это ещё не всё, наши мастера передали подарки для поваров вашего садика – это разделочные доски с городецкими узорами, но не успели их до конца расписать…
- Дети, хотите, помочь мастерам расписать доски для наших поваров? (Воспитатель)
- Да! (Дети)
- А вы знаете, как расписать городецкую роспись? (Воспитатель)
-Нет. (Дети)
- Ребята, мы сегодня познакомимся с городецкой росписью, и попробуем её рисовать. (Воспитатель)
(Воспитатель рассказывает)
На берегу Волги недалеко от Нижнего Новгорода есть город Городец. Там и зародилась городецкая роспись. Это – настоящее произведение искусства. На расписных Городецких изделиях можно увидеть птиц, коней, сценки чаепития, охоты. Эти сценки расписаны яркими цветами: розовым, голубым, красным, зеленым. Птица и конь – главные герои городецкой росписи. Все это по преимуществу фантастические цветы, птицы, кони, которые как будто пришли к нам из старой доброй сказки.
Далее воспитатель рассказывает и показывает, как правильно расписывать бутоны. Предлагает провести физкультмутку:
Спал цветок и вдруг проснулся,
(встать, руки на поясе)
Больше спать не захотел.
Шевельнулся, потянулся,
(руки вверх, потянуться вправо, влево, вверх)
Взвился вверх и полетел.
(бег)
Солнце утром лишь проснется,
Бабочка кружит и вьется.
- А теперь, я предлагаю приступить к росписи наших досок. (Воспитатель)
Воспитатель, напоминает, как держать кисточку, набирать краску. Помогает, тем детям, у которых возникли трудности.
- Посмотрите, ребята, какие замечательные доски у нас получились, молодцы! Как вы думайте, поварам понравятся эти доски? (Воспитатель)
- Да! (Дети)
- Ребята, я считаю, что наши мастера остались бы довольны, тем как вы расписали доски. А сейчас мне пора возвращаться обратно, до свидания!
- До свидания, Мария-искусница!
В конце занятия педагог вместе с детьми вспоминает, с каким узором они сегодня познакомились, что детям больше всего запомнилось /понравилось, вывешивает работы детей, на доску творчества и любуются ими.