МААМ-картинки

Проект «Народные промыслы и традиции страны»

Евгения Бородина
Проект «Народные промыслы и традиции страны»

«Народные промыслы и традиции страны»

Автор: Бородина Евгения Алексеевна, воспитатель Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада № 15 «Лучик» г. Павлово;

Актуальность: Развитие детского творчества является одной из наиболее актуальных проблем современного дошкольного образования, ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах её становления. Данная проблема нашла широкое отражение в ФГОС к содержанию образования детей дошкольного возраста, введенных в последние годы в организацию работы детских садов.

Публикация «Проект „Народные промыслы и традиции страны“» размещена в разделах

О роли и значении народного декоративно - прикладного искусства в воспитании детей писали многие ученые: А. В. Бакушинская, П. П. Блонский, Т. С. Шацкий, Н. П. Сакулина, а также говорили современные исследователи Г. П. Волков, Т. С. Комарова, Т. Я. Шпикалова. Они отмечали, что искусство пробуждает первые яркие, образные представления о Родине, её культуре, способствует воспитанию чувства прекрасного, развивает творческие способности детей.

Изменилось содержание нашей жизни и жизни наших детей: народные игры, забавы и игрушки заменяются компьютерными играми и телевизионными мультфильмами и передачами. Но воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, – задача, которая не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа и освоения народной культуры. Воспитателю предопределена высокая миссия – нести в мир детства все нравственные ценности, помочь ребёнку открыть многообразие декоративно-прикладного искусства. Поэтому любое занятие, встреча с игрушкой, творческое дело, беседа – подчинены единственной цели: развивать личность ребёнка посредством игры, сказки, музыки, фантазии и творчества.

Знакомство детей с основами декоративно-прикладного искусства осуществляется в программах воспитания и обучения в дошкольных учреждениях, но методических рекомендаций недостаточно, а в некоторых программах это направление работы вообще не предусмотрено. Необходимость организации данной работы существует, так как у детей нет возможности соприкоснуться с декоративно-прикладным искусством – подержать в руках подлинные изделия, дымковскую игрушку, предметы гжельской керамики, увидеть непосредственный технологический процесс изготовления художественной посуды, предметов быта и игрушек. Это значительно обедняет детское восприятие и впечатления дошкольников, и обязательно скажется потом на отношении к предметам искусства.

Тип проекта : познавательно-исследовательский, творческий;

Вид проекта : краткосрочный, групповой;

Сроки проведения проекта : 4 неделя марта

Участники проекта : педагоги, дети 6-7 лет, родители (законные представители)

Цель проекта : приобщение детей к родной культуре, посредством знакомства с народными промыслами и традициями страны;

Задачи проекта :

Развитие представлений детей о народных промыслах России;

Знакомство с особенностями народных и художественных промыслов родной страны;

Формирование представлений детей о ярмарке и ее назначении, о традициях и особенностях проведения;

Развитие художественно-творческих способностей детей, желание вносить элементы прекрасного в окружающую их обстановку;

Воспитание чувства уважения к труду земляков, гордости за их достижения, бережное отношение к традициям России;

Развитие монологической речи и поискового поведения у дошкольников: развитие активности детей, способности ставить цели, добывать знания, используя разные способы, приходить к результатам;

Закрепление навыков коллективной работы, умения договариваться и распределять обязанности, вместе достигать результатов;

Воспитание дружеских взаимоотношений между детьми, умения самостоятельно объединяться для игры, труда, коллективной творческой деятельности;

Привлечение внимания родителей к проблеме, обогащение знаниями в вопросах формирования гражданско-патриотических качеств дошкольников и формирование у родителей практических навыков воспитания детей;

Установление эмоционального контакта между участниками образовательных отношений (педагогами, родителями, детьми, приобретение опыта взаимодействия со своим ребенком и с родительской общественностью в целом.

Ресурсное обеспечение проекта :

Нормативно – правовое:

Устав ДОУ;

Программа развития ДОУ;

Согласование проекта с администрацией детского сада;

Утверждение проекта на заседании творческой группы педагогов

Материально – техническое:

Теле -, видео -, аудиоаппаратура;

Компьютер, сканер, принтер, ксерокс;

Фотокамера;

Канцтовары, расходные материалы;

Передвижные выставочные стеллажи;

Стенды для методической литературы;

Карта России;

Информационное:

Представление информации по реализации проекта на групповом стенде, сайте учреждения в сети Интернет

Программно-методическое:

Подбор методической, познавательной литературы, периодических изданий, интерактивных материалов;

Кадровое:

Совершенствование работы через повышение теоретического и практического уровня по проблеме гражданско-патриотического воспитания дошкольников;

Организация взаимодействия с семьями воспитанников для обеспечения единства подходов гражданско-патриотического воспитания дошкольников в условиях дошкольной образовательной организации и семьи

Ожидаемые результаты:

-У детей систематизированы и закреплены знания о разнообразии художественных промыслов страны, их традиционных особенностях;

Воспитанники демонстрируют развитие творческих способностей, первоначальные навыки исследовательской работы, партнерской деятельности и сотрудничества, познавательную активность, желание передавать имеющийся опыт, чувство любви, уважения, гордости и привязанности к Родине;

Родители обладают знаниями и практическими навыками воспитания детей в вопросах формирования гражданско-патриотических качеств дошкольников;

Между участниками образовательной деятельности установлены партнерские взаимоотношения;

Усиление ресурсного обеспечения группы.

Итоговые мероприятия:

- Мини-музей «Народные промыслы России»;

- Развлечение «Веселая ярмарка»;

- Альбом «Промыслы и традиции родной страны» (выставка детского творчества)

Предварительная работа:

Оценка индивидуального развития воспитанников по подразделу программы развития «Народные промыслы и традиции страны» (проводится до реализации проекта и после);

Выявление проблем, определение задач по теме проекта, составление плана работы по взаимодействию с участниками образовательных отношений (дети, семья, специалисты, социальным окружением;

Оценка условий предметно-пространственной развивающей среды реализации проекта, составление плана по оснащению

Этапы реализации проекта :

1 этап:

Цель: Обеспечение условий для успешной реализации проекта.

Задачи:

Обозначение проблемы, постановка цели проекта, определение задач, ожидаемых результатов;

Составление плана работы

Деятельность воспитателя Деятельность детей Срок

Формулировка проблемы, вопрос к детям: «А вы знаете, что народные художественные промыслы являются не просто искусством – это еще и целая отрасль промышленности по всей России, каждого города?»

Постановка задач и предложение видов продуктов проекта. Принятие участия в информационной беседе. Принятие проблемы, включение в игровую ситуацию.

Принятие задач и продуктов проекта – создание мини-музея «Народные промыслы России», проведение развлечения

«Весёлая ярмарка». 1 день

2 этап:

Цель: Выполнение задач проекта

Задачи:

Планирование деятельности всех участников образовательных отношений;

Решение задач через организацию разнообразных видов детской деятельности

Деятельность воспитателя Деятельность детей Срок

Составление плана деятельности по изучению народных промыслов и традиций страны.

Распределение детей по творческим подгруппам, помощь при распределении зон ответственности при организации деятельности.

Проведение круглого стола для родителей с обсуждением вопроса «Как познакомить ребенка с традициями, промыслами страны».

Составление плана взаимодействия со специалистами (музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре) Участие в составлении плана по изучению народных промыслов и традиций родной страны.

Объединение по творческим подгруппам, выбор капитанов групп, распределение обязанностей при подготовке продуктов детской деятельности, иных мероприятий (видов детской деятельности)

Привлечение семьи к реализации проекта

Привлечение семьи к взаимодействию с социальным окружением

Привлечение специалистов к реализации проекта 2 дня

3 этап

Цель: Организация проектной деятельности в соответствии с поставленными задачами;

Задачи:

Развитие представлений детей о народных промыслах России, исторической родиной которых является Россия;

Формирование навыков находить информацию из разных источников;

Знакомство с произведениями художественной литературы и музыки, посвященными родной стране;

Развитие творческих способностей, коммуникативных навыков через социальное взаимодействие на занятиях, во время совместной деятельности;

Воспитание положительной эмоциональной отзывчивости на художественные и музыкальные произведения, картины, рисунки, памятные места.

Деятельность воспитателя Деятельность детей Срок

Организация образовательной деятельности, помощь, направление деятельности, в изготовлении продуктов деятельности:

-организация экскурсии (с помощью семьи) в выставочный зал, музей;

- Рассматривание энциклопедий

Художественная роспись в России: «Семеновская роспись» «Жостовская роспись», «Городецкая роспись», «Полховско-Майданская роспись», «Палехская роспись», «Гжель», «Хохлома»

Русские ремесла, ставшие промыслами :

«Дымковская игрушка», «Филимоновская игрушка», «Каргопольская игрушка», «Богородская игрушка» Абрамцево-Кудринская резьба, «Вологодские Мценские, Елецкие) кружева», «Художественная обработка металла»

«Художественная резьба по камню»

«Городецкая золотая вышивка» «Нижегородский гипюр», «Филигрань», «Гусевской хрусталь», «Финифть», «Тульский самовар», «Шелогодская резная береста», «Тульский пряник»

«Художественная обработка кожи»

«Гончарное искусство и керамика»

«Ручное узорное ткачество»

«Художественная резьба по кости», «Оренбургский пуховый платок», «Ювелирная техника-скань», «Каслинское литье»

Новые народные промыслы :

«Роспись елочных игрушек-фабрика Ариель»

, картин, иллюстраций и фотографий с изделиями народных промыслов, характерных узоров и орнаментов художественной росписи;

- Просмотр и обсуждение видеоматериала

«Секрет Матрешки», «Городецкая роспись», «Народные промыслы и традиции России», «Народная вышивка»;

-совместные действия по изготовлению атрибутов к сюжетным играм, пополнение альбома «Промыслы и традиции родной страны», изготовление карты страны с отметкой центров народных промыслов и традиций

Утренние беседы:

«Устройство и украшение жилища» (откуда появились росписи, вышивка, «Таланты страны», «Русские народные промыслы», «Преемственность поколений», «Труд и ремесла на Руси», «Откуда появилась резьба по камню, коже», «Кто заложил начало художественной росписи металла», «Платки и гипюр», встречи с интересными людьми-умельцами.

Составление индивидуальных рассказов из опыта (о промыслах и традициях семьи, знакомых, поездках по центрам промыслов России);

Экскурсии в выставочный зал, музей;

Пальчиковые игры

«Мы плели-плели», «Цветок»;

Труд: поручения, дежурства, труд совместный, художественный-вышивание салфеток

Сюжетные игры:

«Путешественники»

Дидактические игры:

«Художественные промыслы», «Найди отличия», «Кому что нужно», «Чудо узоры», «Собери узор»;

Интерактивные игры:

«Что где производится» (выбрать лишнее», «Какие предметы подходят для работы»

Решение проблемных ситуаций «Кто может научить азам какого-либо промысла;

Составление картографа «Чем славится родная страна» с отметками на карте центров промышленных и художественных промыслов;

Экспериментирование: с материалами-«В поисках глины», «Свойства глины»; «Дерево и его свойства»; «Выбери ткань»

Коллекционирование:

изделия народного творчества страны, фотографии, иллюстрации, книги, журналы, открытки для организации мини-музея;

Моделирование: народные промыслы будущего

Просмотр видеодиска «Чем славен город»;

Народные игры :

«Кружева»; «Кузнецы», «Краски», «Сундучок», «Я-веселая ткачиха»;

Просмотр и обсуждение видеоматериала

«Секрет Матрешки», «Городецкая роспись», «Народные промыслы и традиции России», «Народная вышивка»;

Чтение:

Е. А. Никонова «Семёновские матрёшки», «Подарок из Жостова», «Дымковская игрушка», «Узоры Гжели», «Золотая Хохлома», «Городецкая роспись» Л. Куликова, «Аленький цветочек» С. Аксаков, сказка «Цветок Огонёк и цветок Снежинка», К. Ушинский «Как рубашка в поле выросла». «Я и мы» Орлов

П. Воронько «Лучше нет родного края»

И. Трубин «Хрустальные звоны»А. Власов, М. Горький

К. Ушинский: «Наше Отечество» (отрывок)

З. Александрова: «Родина»

Слушание:

«Камаринская», муз. рус. нар., «Палех», «Наша хохлома» сб. «Ромашковая Русь» муз. Ю. Чичкова, Ансамбль ложкарей «Барыня», «Яблочко» муз. рус. нар., «Хохлома» муз. М. Пахоменко

Пение:

«Русские ложки» муз. и сл. Г. Рузанова, Частушки о хохломе, ярмарке; «Ой, полным полна коробушка…», муз. и сл. рус. нар. ;

Танцевальная деятельность: «Коробейники», муз. рус. нар. ; «Русская пляска с ложками»;

Продуктивная деятельность:

Расписывание ложек под хохлому, «Матрешкин хоровод» (все виды росписи, лепка и роспись игрушек из глины: «Веселая матрешка», «Барыня», «Смешная корова», «Свистулька» и др. ; с использованием нетрадиционных техник рисования «Художественные металлоизделия», «Изделия с росписью на кости, коже», «Павлово-Посадские платки», «Изделия из льна, гипюра» и др.

Совместные действия по изготовлению атрибутов к сюжетным играм, пополнение альбома «Промыслы и традиции родной страны», изготовление карты страны с отметкой центров народных промыслов и традиций

Организация работы с семьей по формированию теоретических знаний и практического опыта по тематике (беседы, консультации о промыслах страны; совместное изготовление атрибутов, игр, подбор иллюстративного материала и др.)

Организация работы по взаимодействию с социумом (музей, библиотека);

Формирование специфических знаний и навыков в процессе проектной деятельности;

Совместные действия специалистов (музыкальный руководитель) в реализации проекта

Действия специалистов (инструктор по физической культуре) в реализации проекта 2 дня

4 этап

Цель: Презентация итогового продукта;

Задачи:

Формирование навыков построения устных сообщений о проделанной работе;

Развитие интонационной выразительности речи, эмоциональной сферы ребенка;

Закрепление умений согласовывать свои действия с действиями партнеров;

Деятельность воспитателя Деятельность детей Срок

Подготовка к презентации итоговых продуктов. Пригласительные для воспитанников старшей группы.

Организация презентации итоговых продуктов проекта.

Подготовка к презентации итоговых продуктов;

Представление продуктов деятельности:

-рассказ о родной стране по материалам : мини-музей «Народные промыслы страны». -Проведение развлечения «Весёлая ярмарка». 1 день

Оценка индивидуального развития воспитанников

Методологическая основа оценки индивидуального развития воспитанников по подразделу программы развития «Народные промыслы и традиции родной страны» обеспечивается при помощи следующих методик:

Методика Методы

изучения Формы представления

результатов Периодичность Возраст

Оценка уровня гражданско-правового развития Наблюдение Таблицы 2 раза: начало реализации проекта, конец реализации проекта 3-7 лет

Протокол исследования уровня представлений о родной стране

Группа ___подготовительная _ Количество детей ___25___

Дата обследования ___Обследование проводила воспитатель

Бородина Е. А

Показатели/

Список группы Народные

промыслы

родной страны Традиции декоративно-прикладного искусства родной страны

Ярмарка

Имеет представление о народном декоративно-прикладном искусстве России Может рассказать о многообразии видов декоративно-прикладного творчества Называет основные центры народных промыслов страны Знает характерные особенности народных промыслов России Может отличить и назвать различные виды художественной росписи России Знает элементы растительного и геометрического орнамента Умеет рисовать орнамент в различных геометрических формах, используя характерные элементы Имеет представление об истории возникновения Ярмарки в родной стране Может рассказать о цели и значении ярмарки для страны

Фамилия Имя

ребенка Начало проекта Конец проекта Начало проекта Конец проекта Начало проекта Конец проекта Начало проекта Конец проекта Начало проекта Конец проекта Начало проекта Конец проекта Начало проекта Конец проекта Начало проекта Конец проекта Начало проекта Конец проекта

1.

Критерии оценки:

3 балла – имеет представления;

1 балл – изредка проявляет представления;

0 баллов – не проявляет самостоятельно.

Определение уровня представлений воспитанников о родной стране осуществляется в соответствии с суммой баллов, полученных по результатам диагностики:

2,4 – 3,4 – оптимальный уровень;

1,3 – 2,3 – допустимый уровень;

менее 1,2 – критический уровень;

Оценка результатов исследования уровня представлений детей о родной стране по проекту «Народные промыслы и традиции страны» :

Результаты диагностики /

Уровень развития детей Данные на начало

проекта Данные на конец

проекта

Оптимальный Достаточный Критический Оптимальный Достаточный Критический

Народные промыслы родной страны Кол-во детей 5 11 9 17 8 0

% 26% 38% 36% 59% 41% 0%

Традиции декоративно-прикладного искусства родной страны Кол-во детей 10 8 7 18 7 0

% 37% 35% 28% 66% 34% 0%

Ярмарка Кол-во детей 5 5 15 16 9 0

% 17% 23% 60% 61% 39% 0%

Итого 28% 31% 41% 58% 42% 0%

Вывод: в результате реализации проекта количество детей с оптимальным уровнем развития увеличилось на 30%, с допустимым – на 11% за счет критического уровня.

ЛИТЕРАТУРА

1. Веракса Н. Е., Комарова Т. С., Васильева М. А. От рождения до школы. Основная образовательная программа дошкольного образования. М. : Мозаика-Синтез, 2015.

2. Агапова И. А., Давыдова М. А. Беседы о великих соотечественниках с детьми 5-7 лет. М. : Скрипторий, 2012г.

3. Антонова Г. А., Ельцова О. М., Николаева Н. Н. «Воспитание духовности через приобщение дошкольников к традиционной праздничной культуре русского народа» М. : Сфера, 2011г.

4. Груба Г. В., Помелова И. К. «Ребенок познает мир». Методическое пособие для дошкольных образовательных учреждений. Н. Н. : НИРО, 2003г.

5. Гройсман Я. И., Миронова И. В. Культурно-просветительское издание. Московский Государственный художественный музей. Том 1. Альбом. Москва: ДЕКОМ, 2013.

6. Дыбина О. В. «Предметный мир как средство формирования творчества детей»» М. : Сфера, 2011г.

7. Зеленова Н. Г., Осипова Л. Е. Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников. М. : ООО «Издательство «Скрипторий 2003», 2013г.

8. Емельянова Е. «Исследовательская деятельность детей» Ребенок в детском саду, 2009г. № 3.

9. Коломийченко Л. В., Чугаева Г. И., Югова Л. И. Занятия для детей 6-7 лет по социально-коммуникативному развитию и социальному воспитанию. М. : ТЦ Сфера, 2015г.

10. Комарова Т. С., Савенков А. И. Коллективное творчество дошкольников. М. : Педагогическое общество России, 2012 г.

11. Комратова Н. Г. ,. Грибова Л. Ф «Моя Родина» М. : Сфера, 2011г.

12. Куцакова Л. В. «Занятия по конструированию из строительного материала в подготовительной к школе группе» М. :Мозайка-Синтез, 2010г.

13. Куцакова Л. В. Нравственно-трудовое воспитание в детском саду. М. :Мозайка-Синтез, 2012 г.

14. Наумова О. И. Родная страна. Историко-культурный портрет. Москва: Кварц, 2013.

15. Извеков Б. С., Кессель А. В. Москва. Историческое и культурное наследие. Москва: РИ «Бегемот», 2013.

16. Петрова В. И., Стульник Т. Д. Этические беседы с детьми 4-7 лет. М. : Мозайка-Синтез, 2012г.

17. Павлова Л. Ю. Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром» М. : Мозайка-Синтез, 2011г.

18. Тугушева Г. П. Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей старшего дошкольного возраста» С-Пб. : Детство-пресс, 2011г.

19. Шорыгина Т. А. Наша Родина – Россия. Методическое пособие. – М. : ТЦ Сфера, 2011.

20. Якушева Т. А. Воспитание гражданско-патриотических чувств у ребёнка старшего дошкольного возраста. // Дошкольная педагогика 2006, № 6.

21. Под редакцией Комаровой Т. С. Народное искусство в воспитании дошкольников. М. : Мозайка-Синтез, 2005.

22. Кирсанов А. Знак русского этноса – М. : Родина, № 2, 2014.

23. Интернет-ресурсы:

https://uobrpavlovo.ru/ https://www.youtube.com/watch?v=AHwL11zTKYc

https://www.maam.ru/ https://www.youtube.com/watch?v=690p3w38CfE

https://www.youtube.com/watch?v=B3tDB5PpHt4 https://dohcolonoc.ru/

https://www.youtube.com/watch?v=inT5PK-sjIA https://nsportal.ru/

Публикации по теме:

Дидактическая игра «Угадай народные промыслы»Дидактическая игра «Угадай народные промыслы» У нас в Нижнем Новгороде есть музей истории нижегородских промыслов и в старшей группе, когда дети уже знали и различали росписи, но видели.

Выставка «Народные промыслы» в мини-музее в рамках проекта «Знакомство детей с декоративно-прикладным искусством»Выставка «Народные промыслы» в мини-музее в рамках проекта «Знакомство детей с декоративно-прикладным искусством» Ежегодно 18 мая Международный День Музеев стал отмечаться более чем в 150 странах. Музей - это способ сохранения культурных ценностей, передачи.

Мини-музей «Народные промыслы»Мини-музей «Народные промыслы» Выдающийся педагог В. А. Сухомлинский писал: «В период детства мыслительные процессы должны быть, как можно теснее связаны с живыми, яркими,.

Мини-музей «Народные промыслы»Мини-музей «Народные промыслы» Уважаемые коллеги хочу поделиться какой мини-музей "Народные промыслы" в младшей группе мы организовали. О важности приобщения ребенка.

Мини-проект «Народные промыслы» Цель: Дать представления детям о культурном наследии родного края и устном народном творчестве. Задачи: Познакомить детей с предметами быта.

Проект для детей средней группы «Народные промыслы» Цель проекта: знакомство детей с народными промыслами нашей страны, формирование у детей познавательного интереса к русской культуре через.

Проект «Народные промыслы» Проект «Народные промыслы» (старшая группа) Актуальность обусловлена большой значимостью воспитания нравственно-патриотических чувств у.

Проект «Народные промыслы России» «Народные промыслы России» Паспорт проекта Наименование проекта «Народные промыслы России» Вид проекта информационно-творческий Продолжительность.

Проект «Народные промыслы России-матушки» в подготовительной группеПроект «Народные промыслы России-матушки» в подготовительной группе Паспорт проекта. Вид проекта: творческий. Продолжительность: краткосрочный (06.02.17 – 18.02.17) Участники: дети подготовительной группы,.

Проект «Народные промыслы России»Проект «Народные промыслы России» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №12 «Василёк» Пушкинского муниципального района Московской области.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Народные промыслы и традиции страны»
Опубликовано: 16 октября 2017 в 20:26
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД