Ирина Каменова
Проект «Народные промыслы»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Народные промыслы»
(старшая группа)
Актуальность обусловлена большой значимостью воспитания нравственно-патриотических чувств у дошкольников в современном обществе. Знание истории своего народа, его культуры, любовь к родным местам - всё это помогает развивать в ребёнке как патриотические, так и нравственные чувства, формирует его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками. Знакомство детей с народными промыслами, мастерством народных умельцев способствует формированию основ патриотизма. Это позволяет нашим детям почувствовать себя частью своего народа, ощутить гордость за свою республику, за страну, богатую славными традициями. У ребёнка формируется не только представление о многообразии народных промыслов, но также складывается культурно- исторические представления о Родине, прививается любовь к народному творчеству и к труду людей. Как бы не менялось общество, воспитание у подрастающего поколения любви к своей Родине, гордости за неё необходимо всегда. Именно поэтому родная культура должна стать неотъемлемой частью души ребёнка, началом продолжающим личность.
Публикация «Проект „Народные промыслы“» размещена в разделах
- Декоративно-прикладное творчество. Проекты
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
В настоящее время дошкольники недостаточно дифференцируют понятия о декоративно-прикладном искусстве, неуверенно используют обобщающие понятия. У детей слабо развит познавательный интерес об истории народных промыслов, о народных мастерах. Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных, как в теоретическом, так и в практическом отношениях.
Цель: формирование у детей познавательного интереса к культуре своего края через ознакомление с народными промыслами и организацию художественно-продуктивной и творческой деятельности.
Задачи:
- Познакомить детей с народными промыслами.
- Содействовать развитию речи ребенка: обогащать словарь, повышать выразительность речи.
- Развивать индивидуальные эмоциональные проявления во всех видах деятельности.
- Осуществлять нравственное и эстетическое развитие личности ребенка.
- Развивать навыки художественного творчества детей.
Ожидаемые результаты: сформируются представления детей о значении декоративно-прикладного искусства, обогатится активный словарь, разовьётся связная речь, дети будут положительно относиться к национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам.
Методы реализации проекта :
Проект реализовывался через следующие виды совместной деятельности:
Познавательная деятельность.
Речевая деятельность.
Художественно-творческая деятельность.
Игровая деятельность.
Работа с родителями.
Этапы проведения проекта :
Подбор наглядных и дидактических материалов (тематические картинки, плакаты с элементами росписи);
Подготовка презентаций по ознакомлению детей с народными промыслами;
Подготовка картотеки хороводных и подвижных народных игр;
Подбор произведений фольклора, стихов на тему народных промыслов;
Подготовка материалов для организации творческой деятельности детей;
Основной этап – практический.
Познавательная деятельность
«Дымковские мастера». Познакомить детей с одним из видов народно-прикладного искусства - дымковской глиняной игрушкой, историей её возникновения, элементами росписи, колоритом.
«Что такое хохлома?» Познакомить детей с одним из народных промыслов России - хохломской росписью, с историей ее возрождения, воспитывать у детей гордость за свой народ.
«Веселые матрешки». Закрепить знания детей об истории русской матрешки. Развивать интерес к народному творчеству. Воспитывать доброе, бережное отношение к народным игрушкам и доброе отношение друг другу.
«Что такое лапти?» Формировать представления детей о русской народной обуви (лаптях, развитие памяти, словарного запаса, познавательного интереса, воображения и фантазии.
Знакомство с творчеством русских художников. Продолжить знакомство детей с пейзажем, как жанром изобразительного творчества. Рассказать о творчестве выдающихся художников Левитана, Шишкина, Васнецова. Учить детей воспринимать произведения искусства, находить в них поэтические образы природы.
Речевая деятельность
Чтение произведений фольклора на тему народных промыслов. Познакомить с характерными чертами русского фольклора, закреплять знания о жанрах и видах русского народного творчества, развивать любознательность, речевые умения, воспитывать интерес к культурному наследию народа.
Разучивание стихотворения Е. Никоновой «Узоры гжели» Вызвать желание заучивать и выразительно читать стихотворение, закрепить знания детей о русском народном декоративно-прикладном искусстве.
Художественно-творческая деятельность
Лепка «Дымковская барышня». Закреплять умение лепить по мотивам народной игрушки. Формировать умение лепить полые формы (юбка барышни, соблюдать пропорции фигуры. Развивать эстетическое восприятие, чувство формы, эстетический вкус, творчество. Совершенствовать умение правильно оценивать свою работу и работы товарищей.
Рисование матрешек. Продолжать обогащать представление детей о народном искусстве.
Познакомить с декоративно-прикладным искусством - русской матрешкой.
Дать представление детям о русской матрешке, как об одном из старинных народных промыслов. Привить интерес к народному творчеству.
Рисование «Укрась тарелочку» Продолжать знакомить детей с элементами марийского орнамента; учить самостоятельно, расписывать тарелочку, используя элементы марийской росписи, ее колорит, растительный орнамент.
Лепка посуды из слоёного теста. Развивать у детей интерес к лепке из соленого теста. Развивать умение пользоваться различными приё мами лепки: раскатывание, соединение деталей, сплющивание. Развивать мелкую моторику пальцев.
Подвижные народные игры Знакомить с русскими народными играми. Развивать быстроту движения. физические и умственные способности. Воспитывать доброжелательность, стремление к взаимопомощи, организованность, инициативу.
Сюжетно - ролевая игра «Ждём гостей» Развивать интерес к профессиям. Формировать разнообразные интересы и творческие способности детей. Прививать чувство коллективизма, отзывчивость, доброжелательность. Развивать ролевой диалог.
Сюжетно - ролевая игра «Поездка в музей» Отображать в игре события общественной жизни, поведения в культурных местах, учить внимательно, доброжелательно относиться друг к другу.
Развивать речь, обогащать и активизировать словарь детей по теме.
Работа с родителями:
1. Помочь со сбором предметов народных промыслов для мини-музея.
2. Активно интересоваться деятельностью ребенка в группе.
3. Помочь детям разучивать стихи.
4. Рекомендация в выходные дни посетить с детьми краеведческий музей.
5. Изготовление кукол-оберегов.
Обобщающий этап
1. Оформление выставки рисунков и поделок детей;
2. Презентация проекта для родителей и педагогического коллектива детского сада.
3. Открытое мероприятие «Поездка в музей».
Информационные ресурсы:
1. Антонов Ю. Е., Левина Л. В. Как научить детей любить Родину. - М. : Аркти, 2005.
2. Вершинина Н. Горбова О. Знакомство с особенностями декоративно-прикладного искусства в процессе дидактических игр. // Дошкольное воспитание. 2004 № 6.
3. Зеленова Н. Г., Осипова Л. Е. Мы живём в России. - М. : Скрипторий 2003, 2007.
4. Маханева М. Д. Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. - М. : Аркти, 2005 г.
5. Киселёва Л. С., Данилина Т. А. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения. - М. : Аркти, 2006.
7. Ляпина Л. А. Народные игры в детском саду. - М. : ТЦ Сфера, 2009.