Елена Ершова
Проект «Народный праздник «Капустная вечеринка» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Введение.
В современной практике дошкольного образования и семейного воспитания идет активное возрождение принципа народности воспитания, который предполагает приобщение детей к основам родной культуры, к традициям своего народа.
Публикация «Проект „Народный праздник „Капустная вечеринка“ в старшей группе» размещена в разделах
- Капустник, 8 октября
- Народная культура, фольклор
- Народные, фольклорные праздники. Сценарии, развлечения
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» январь 2021
Большое место в приобщении детей к народной культуре должны занимать народные праздники и традиции. В них фокусируются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причем эти наблюдения непосредственно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.
Согласно ФГОС дошкольного образования, развитие ребёнка должно осуществляться в общении, игре, познавательно – исследовательской, а не в учебной деятельности. Достижения детей дошкольного возраста должны определяться не конкретными знаниями, умениями и навыками, а совокупностью личностных качеств, обеспечивающих успешную социализацию при переходе на новую ступень образования.
В соответствии с «Законом об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением является «взаимодействие с семьёй для обеспечения полноценного развития личности ребёнка».
Сегодня одним из наиболее ярких, развивающих, интересных, значимых методов, как для взрослых, так и для детей старшего дошкольного возраста с родителями является проектная деятельность.
Метод проектов – это педегогическая технология, стержнем которой является самостоятельная деятельность детей – исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе колорой ребёнок познаёт окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты.
Возраст детей: 5-6 лет.
Тип проекта: информационно-творческий.
Продолжительность проекта: краткосрочный (1 месяц).
Сроки реализации проекта: 1октября – 2 ноября
Идея проекта
«Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохранённое предшествующим поколениям, может любить Родину, узнать её, стать подлинным патриотом» (С. Михалков)
Актуальность:
Каждый народ имеет национальную культуру, в которой существуют пласты народной и профессиональной (авторской) культуры. С древнейших времен люди выражали в фольклоре свои взгляды на жизнь, природу, общество и человека. Эти воззрения, основанные на жизненном опыте и мудрости, передавались молодому поколению в художественной форме. Задолго до создания педагогических теорий люди стремились воспитать молодежь, развивая чувство прекрасного, прививая подрастающему поколению такие качества, как честность, любовь к труду, гуманное отношение к человеку, преданность человеческим идеалам. Однако долгие годы формирование основ духовной и эстетической культуры подрастающего поколения было ущербным – народное искусство не изучалось, не преподавалось, не воспитывалось отношение к нему как к национальному достоянию. Сегодня, когда происходит переоценка ценностей, на первый план выдвигается задача воспитания личности ребенка, обладающего базовой культурой; формирование его культурных потребностей и эмоциональной отзывчивости. При ознакомлении детей дошкольного возраста со старинными традициями, обычаями, православными праздниками следует использовать то, что сделает ребят лучше, чище, духовно богаче.
Цель проекта: создать условия для проявления культурно-познавательных потребностей детей, интересов, запросов и предпочтений, а также использования полученных знаний и умений для проведения досуга.
Задачи:
- формирование представлений детей о православном празднике Воздвиженье;о русском обычае - делать заготовки на зиму, рубить капусту, помогать друг другу, а после работы с удовольствием отдыхать и развлекаться;
- расширение знаний детей о капусте, о блюдах из капусты;
- развитие музыкальных, художественных и творческих способностей;
- воспитание интереса к народным обычаям и традициям;
Участники проекта: воспитатели, дети и родители старшей группы №6 «Улыбка», специалисты.
Предполагаемый результат:
для детей:
- имеют представления о православном празднике Воздвиженье; о русских народных обычаях;
- знают русские народные песни, попевки, игры по теме;
- знают пословицы и поговорки о труде;
- активно участвуют в празднике «Капустная вечеринка»
для родителей:
- повысится активность участия родителей в жизнедеятельности группы.
Подготовительный этап:
Постановка проблемы перед детьми:в группу пришло приглашение от Галины Викторовны (музыкальный руководитель) на осенний праздник «Капустная вечеринка». Мы ничего не знаем об этом празднике.
Постановка детской цели: для участия в празднике нам нужно:
- познакомиться с обычаем русского народа отмечатьправославный праздник Воздвиженье («Капустная вечеринка»);
- пополнить знания о капусте и блюдах из капусты;
- разучить русские народные песни, попевки, частушки и танцы по теме праздника;
- познакомиться с русскими народными играми, пословицами и поговорками о труде;
- принять активное участие в празднике «Капустная вечеринка».
Планирование детьми совместно с воспитателем хода проекта:
1. Найти и познакомиться с информацией о православном празднике Воздвиженье.
2. Оформить альбом- презентацию «Народный праздник «Капустная вечеринка».
3. Подобрать и разучить русские народные народные игры, песни,частушки и танцы для участия в празднике.
4. Пригласить в гости родителей для проведения мероприятий:
- посещение музея «Русская изба» (знакомство со старинными предметами быта и орудиями труда);
- пятничные посиделки:«Гость группы «Моя мама - повар» (о пользе капусты, блюда из капусты);
- пополнение уголка Дружбы, уголка этикета (Бабушкин сундучок, кукла в русском народном костюме, альбом «Блюда из капусты», альбом-презентация «Капустная вечеринка»);
-мастер-класс «Играем вместе с мамами»(знакомство с русскими народными играми).
Основной этап реализации проекта
1неделя
- Д. и. «Вершки да корешки»
- Игра-драматизация «Мужик и медведь»
- С/р. игра «Приглашаем в гости к нам».
- Игры-загадки «Краски», «Дед Сысой» - Экскурсия в музей: знакомство со старинными орудиями труда и предметами домашнего обихода — деревянным корытцем, тяпкой и др.
- Занятие по познавательному развитию «Гуляй, да присматривайся» (приметы осенних месяцев) Беседа «Что летом родится, — зимой пригодится»
- Д. и. «Чудесный сундучок» (загадывание загадок об овощах.) - Ручной труд «Подарок другу»
- Аппликация «Осенний натюрморт»
- Лепка «Капуста на грядке»
- Рисование «Стоит изба из кирпича, то холодна, то горяча»
- Разучивание песенки-попевки «Восенушка-осень» - Русская народная игра «Вейся капуста»
- Пальчиковая гимнастика: «Семья», «Помошники»
- Игры-состязания «Кто сильнее», «Тяни-толкай» Анкетирование.
Оформление выставки в книжном уголке «Русские народные сказки»
Оформление альбома «Что мы знаем о капусте»
Результат: Пятничные посиделки: «Гость группы «Моя мама - повар» (о пользе капусты, блюда из капусты);
2 неделя
- Дидактическая игра «Что как называется»
- Дидактическая игра «Хозяйкины помощники»
- С/р игра «Путешествие по сказкам» - Занятие по познавательному развитию «Октябрь пахнет капустой». - Беседа о характерных для октября явлениях природы, народных обычаях и праздниках (Покров, Сергиев день).
- Чтение русской народной сказки «Вершки и корешки»
- Игра-упражнение «Вежливое обращение к гостям».
- Рисование по русской народной сказке «Медведь и мужик»
- Лепка «Натюрморт»
-Прослушивание русских народных песен (аудиозапись).
- Аппликация коллективная «Фантазии осени» - Хороводная игра «Что нам осень принесла»
- На прогулке – русские народные подвижные игры.
-Пальчиковая игра «Мы капусту рубим» - Консультация «Знакомим детей с народными традициями»
- Спортивное развлечение «Осенние посиделки» (знакомство с русскими народными играми- забавами).
Результат: развлечение «Осенние посиделки» (знакомство с русскими народными играми-забавами).
3 неделя
- Дидактическая игра «Кому что нужно для работы»
- С/и игра «Едем в гости к бабушке»
- Занятие по познавательному развитию «Знакомство с традициями народных гуляний» (Воздвижение).
- Беседа «Что нам осень принесла?» с использованием соответствующих народных примет, песенок, загадок, пословиц.
- Словесная игра «Дело мастера боится» (Повторение пословиц о труде и мастерстве) - Рисование декоративное «Чайный сервиз»
- Лепка посуды «Гость на гость — хозяйке радость»
- Разучивание песни "Долговязый журавель"
- Русские народные подвижные игры «Золотые ворота», «Колдуны», «Горячее место».
- Пятничные посиделки «Сказки у свечи»
(Словесные народные игры. Рассказывание докучных сказок. Пение частушек).
Результат: альбом-презентация «Народный праздник «Капустная вечеринка».
4 неделя
- Дидактическая игра:лото «Во саду ли, в огороде»
- Дидактическая игра «Оденем куклу»
- С/р игры «Семья»,«Едем на дачу»
- Игры-забавы «Осенние посиделки»
- Занятие по познавательному развитию «Поэзия народного костюма» (знакомство с русским народным костюмом)
- Просмотр презентации «Русский народный костюм»
- Беседа «Кем работают мои родители?»
- Ситуативный разговор «Как я помогаю дома»
- Минутки поэзии.
- Чтение русской народной сказки «Лутонюшка»
- Рисование «Сошью Маше сарафан»
- Аппликация «Украсим рубашку (сарафан)».
- Рисование «Витрина магазина» (овощи).
- Раучивание песенки-заклички «Осень, осень, в гости просим»
-Мастер-класс «Играем вместе с мамами» (русские подвижные игры на открытом воздухе).
- Совместное с детьми сочинение загадок о капусте.
- Родительское собрание на тему «Приобщение детей к народной культуре»
- Пополнение уголка Дружбы: в группе «Бабушкин сундучок»
- Мастер-класс «Играем вместе с мамами»
Результат: совместный праздник «Капустная вечеринка»
Заключительный этап
- Сбор и обобщение материала, пройденного за месяц.
- Подготовка и проведение праздника «Капустная вечеринка»
Результат: праздник «Капустная вечеринка»
Литература:
- Зацепина, М. Б. Народные праздники в детском саду: методическое пособие для педагогов и музыкальных руководителей: для работы с детьми 5-7 лет / М. Б. Зацепина, Т. В. Антонова. - Москва: Мозаика-Синтез, 2006. - 148,
- Князева О. Л., Маханева М. Д. К54 Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие — 2-е изд., перераб. и доп. — СПб: Детство- Пресс, 2010.— 304.
- Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н,Е,Вераксы, Т,С,Комаровой, М,А,Васильевой.
- Толковый словарь русского языка. С,И,Ожегов, Н,Ю,Шведова.
- Хрестоматия для дошкольников от 5-7 лет. Составители: Ильчук Н. П., Гербова В. В., Елисеева Л. Н., Бабурова Н. П. Издательство: АСТ (Москва); 1998.- 655.