Лычагова
Проект «Наши пернатые друзья — зимующие птицы»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад»№1 с. Степное
ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ ДЛЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ НА ТЕМУ: «НАШИ ПЕРНАТЫЕ ДРУЗЬЯ – ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ»
Воспитатель:
Лычагова Л. С.
2020г
ПАСПОРТ ПРОЕКТА :
«НАШИ ПЕРНАТЫЕ ДРУЗЬЯ
Публикация «Проект „Наши пернатые друзья — зимующие птицы“» размещена в разделах
- В мире животных. Проекты
- Зимующие птицы
- Зимующие птицы. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Птицы. Проекты
- Темочки
Название организации, реализующий проект : МКДОУ д/с№1 с. Степное
Полное название проекта : «Наши пернатые друзья - зимующие птицы»
Тип проекта : познавательно - творческий
Вид проекта : групповой
Продолжительность: краткосрочный
Возраст: 4-5 лет
Участники: воспитатель, дети и родители.
Воспитатель: Лычагова Лариса Сергеевна
Направление: «Познавательно–речевое,художественно эстетическое развитие».
Виды деятельности: игровая, двигательная, познавательная, коммуникативная, восприятие художественной литературы, изобразительная, музыкальная, конструирование из различных материалов.
Актуальность и проблема проекта. Самыми яркими и разнообразными представителями живой природы являются птицы, которые окружают нас круглый год, принося людям пользу и радость. Они не только сохраняют зеленые насаждения и оберегают урожай, но и украшают наши леса, радуют своим звонким чудесным пением. Представьте себе мир без птиц : рощу без соловья, поле без жаворонка, деревенскую улицу без милых, вечно суетящихся воробьев… Кажется, мы так привыкли к ним, что порой не замечаем. Но они рядом и часто нуждаются в нашем внимании и охране.
При комплексной работе дети видят все разнообразие пернатого мира, пополняют представления о видах, повадках и ареале обитания, а также постепенно повышается экологическое сознание ребёнка, стимулируется его интерес к помощи пернатым друзьям, тем самым, пробуждая у ребёнка эмоциональное отношение к природе.
Задачи решаемые в рамках реализуемого проекта :
- расширить и систематизировать знания детей о зимующих в наших краях птицах, их приспособленности к среде обитания в разные времена года
- развивать навыки познавательно-исследовательской деятельности при поиске информации о зимующих птицах, видах корма
- продолжить изучение с детьми поведения и повадок птиц, способствовать усвоению правил поведения при общении с птицами через наблюдение
- активизировать и расширить словарный запас детей по теме проекта
- формировать навыки совместной детско-взрослой деятельности, развивать творчество, фантазию
- воспитывать желание помогать птицам в трудное для них время
- пополнить развивающую среду по теме проекта
- привлечь родителей к участию в проекте, путём совместной деятельности – изготовлению кормушек для птиц, книги «Азбука пернатых»
Ожидаемый результат:
Предполагается получить результаты в области экологического воспитания детей: воспитание эмоционального, гуманного отношения к природе и стремление проявлять заботу о птицах, подкармливать птиц, воспитывать бережное отношение к живым существам, привитие навыков экологически грамотного поведения в природе.
Данный проект разработан в соответствии
со следующими нормативно-правовыми документами:
Экологическое образование дошкольных учреждений имеет под собой следующую нормативно-правовую базу.
- Извлечение из Федерального Закона «Об охране окружающей среды» № 7-ФЗ от 10 января 2002 г. в частности:
в статье 71 «Всеобщность и комплексность экологического образования»,
в статье 72 «Преподавание основ экологических знаний в образовательных учреждениях», в статье 74. «Экологическое просвещение».
- Постановление кабинета Министров Р. Ф. от 03.02.1997 г. № 137, которым утверждена программа мероприятий по реализации Концепции экологического образования и воспитания подрастающего поколения.
- «Конституции Российской Федерации» от 12.12.1993 г., статья 58 Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
- «Концепция дошкольного воспитания» от 16.06.1989 г. раздел «Воспитание дошкольников». Отношение к природе. Здесь ребенок приобретает начальный опыт приобщения к широкому кругу общечеловеческих ценностей. В результате формируются начала экологического сознания.
- «Конвенция о правах ребёнка», статья 29 Воспитание уважения к окружающей природе.
- «Концепция экологического воспитания детей дошкольного возраста
Образовательная область «Познавательное развитие» во ФГОС – познавательном развитии предполагается «формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира».
- Парциальная программа С. Н. Николаева «Юный эколог», Н. А. Рыжова «Наш дом – природа», А. Вересова «Мы земляне».
Федеральный Закон «Об охране окружающей среды» № 7-ФЗ от 10 января 2002 г.
Проблема. Тема проекта «Наши пернатые друзья - зимующие птицы» выбрана не случайно. Ведь именно птицы, окружают нас круглый год, принося людям пользу и радость. В холодное время года доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. И кто как не мы, люди, должны прийти им на помощь. Именно в таких ситуациях человек проверяется на гуманность, ответственность и бескорыстие. Но многие ли готовы к этому? Лишь изредка кое-где встретишь на дереве под окном кормушку. Вот и гибнут малые птахи десятками, не дожив до спасительных теплых дней. И мы, педагоги, совместно с родителями, должны научить воспитанников видеть это, пополняя представления о зимующих птицах, их повадках и образе жизни, создать условия для общения ребенка с миром природы.
Идея проекта. Во время одной из прогулок прилетели на игровую площадку зимующие птицы. Они летали по площадке в поисках корма. Дети заинтересовались птицами, стали задавать интересующие их вопросы:
- Какие птицы остаются зимовать?
- Как помочь птицам выжить в зимних условиях?
- Что мы можем сделать для зимующих птиц?
- Как называются эти птицы?
- Что они ищут?
- Чем кормятся зимой и как спасаются от холода?
Несколько детей предложили помочь птицам, которые прилетают к нам на площадку. Так и возникла идея проекта.
Цель:формирование основ экологической культуры дошкольников через развитие заботливого отношения к зимующим птицам, их подкормку, экологически грамотного поведения в природе, гуманного отношения к живым объектам природы - птицам.
Объект деятельности - зимующие птицы.
Предмет деятельности– образ жизниптиц зимой.
Гипотеза – Мы предположим, что включение детей в разные виды совместной, партнерской, образовательной деятельности, в ходе реализации проекта, будет способствовать развитию познавательной активности дошкольников к экологии, а сделанные кормушки помогут выжить зимующим птицам в холодное время года;
если каждый из нас будет много знать о птицах нашего края, знать особенности обитания разных птиц, постоянно подкармливать зимующих птиц то : возможно, мы сможем помочь им пережить холодный период года и сохранить их численность, станем относиться добрее и внимательнее не только к птицам, но и друг к другу, укрепятся связи родители – дети – педагоги.
Этапы реализации проекта :
I этап – подготовительный
- Определение уровня знаний детей о зимующих птицах.
- Анкетирование родителей.
- Определение темы проекта, постановка цели и задач.
- Изучение методической литературы по данной теме.
- Разработка и накопление методических материалов по проблеме.
- Выбор форм работы, основных мероприятий с детьми и родителями, определение объёма и содержание работы для внедрения проекта.
- Определение и формулировка ожидаемых результатов.
II этап – основной (практический)
Внедрение в воспитательно - образовательный процесс эффективных методов и приёмов по расширению, углублению и систематизации знаний дошкольников о зимующих птицах.
III этап - заключительный
Оформление результата проекта в виде презентации.
Изготовление книги: «Азбука пернатых».
Организация выставки «Птичья столовая».
Проведение акции «Сотвори добро птицам»,
Игра - викторина «Зимующие птицы».
Основной этап.
Совместная деятельность с детьми.
Задача: расширить знания детей о зимующих птицах, о роли человека в жизни зимующих птиц.
Эту задачу мы решали через все образовательные области:
«Познавательное развитие» – Вхождение в тему проекта.
- Беседы «Что ты знаешь о зимующих птицах», «Трудно птицам зимовать».
- Рассматривание зимующих птиц на иллюстрациях в книгах и журналах.
- Дидактические игры: «Птички на кормушках», «Каких птиц зимой не увидишь», «Зимующие птицы», «Третий лишний».
- Имитационная игра: «Птичка, птичка»
- ОД
по экологическому воспитанию «У кормушки» О. А. Новиковская
Задачи:
уточнить и расширить представления о зимующих птицах, их строении; формировать понятие «Зимующие птицы»;
активизировать словарь по теме, составлять описательный рассказ;
совершенствовать грамматический строй речи, учить образовывать качественные прилагательные.
ОД по экологическому воспитанию «Красная шапочка рассказывает о птицах.
Задачи: формировать умение распознавать птиц; расширять знания детей о жизни птиц зимой, об их повадках, питании; воспитывать сочувствие, сопереживание детей по отношению к «братьям нашим младшим».
- Ежедневное наблюдение на прогулках:
- наблюдение за погодой, как состояние погоды влияет на жизнь птиц,
- наблюдение за кормушками детского сада - кто еще подкармливает птиц кроме нас.
- наблюдение – за поведением птиц на кормушке, узнавать, называть, различать птиц (повадки).
- наблюдение – кого мы не увидим на кормушке?
- Презентация о зимующих птицах и их голосах.
- Ведение дневника наблюдений прилета птиц к кормушке.
«Социально – коммуникативное развитие»
- Чтение художественной литературы:
М. Горький «Воробьишко»,
Г. Снегирёв «Птицы наших лесов»,
Л. Берг. Пит и воробей стр 211
Черный. С «Воробей» стр 80
Э. Лир. «Чики – рики – воробей» стр. 204
Н. Рроманова «Котька и птичка» стр. 138
А. Барто «Пусть поют птицы».
- Научно – познавательная литература:
Г. К. Плотников «Птицы Кубани»,
М. Штейнбах «Как птицы выращивают птенцов» - природа России,
С. Ю. Модестов «Птицы» - моя первая энциклопедия.
Русские народные песенки потешки.
- «Сорока – белобока» стр. 20
- «Совушка»
- «Птичка- птичка» стр 19
- Заучивание стихотворений, скороговорок, считалок:
Клокова М. П. «Дятел» стр 36
Жуковский В. А. «Птичка» стр. 34
А. Тарасова «Воробей»,
А. Яшин «Покормите птиц зимой»,
Е. Благинина «Прилетайте в гости»,
А. Прокофьева «Снегири»,
А. Барто «Свиристели»,
З. Александрова «Птичья ёлка»,
Ю. Кушак «Слетайтесь, пичуги!»,
В. Берестов «Сова и синица»,
Р. Бухараев «Кормушка».
- Отгадывание загадок про зимующих птиц.
Художественно - эстетическое развитие
- Конструирование «Снегирь»
- Лепка: «Прилетайте в гости к нам»,
- Рисование ладошкой птиц.
- Раскрашивание птиц с использованием книг – раскрасок.
Речевое развитие
- Составление описательного рассказа об одной из зимующих птиц,
- Сравнительное наблюдение снегиря и воробья,
- Дидактические игры: «Угадай по описанию», «Кто как поёт», «Скажи наоборот», «Назови ласково», «Один - много», «Большой - маленький», «Сосчитай птиц», «Чьё это».
Трудовая деятельность
Изготовление кормушек, чистка кормушек, подкормка птиц.
Пополнить развивающую среду по теме проекта :
- оформление наглядной информации по теме проекта,
- оформление уголка «Теремок сказок» (подбор книг о птицах,
- пополнение экологического уголка изготовленными играми: Лото «Зимующие птицы», пазлы «Собери птицу», «Третий лишний»,
- изготовление шапочек для подвижных игр,
- оформление картотеки загадок, стихов о птицах,
- изготовление книги «Азбука пернатых».
Физическое развитие
Подвижные игры:
«Перелётные и зимующие птицы»,
«Птички в гнёздышках»,
«Совушка – сова»,
«Перелёт птиц»,
«Ворон и воронята».
Взаимодействие с родителями
Родителям сообщается тема проекта и даются домашние задания:
1. Рекомендации на совместные прогулки.
2. Рассмотреть зимующих птиц на иллюстрациях в книгах и журналах.
3. Принести картинки и рисунки птиц, подобрать стихи, загадки, рассказы, пословицы и поговорки, игры про птиц.
4. Выучить стихотворения о зимующих птицах.
5. Совместно с ребенком сделать кормушку.
Заключительный этап
- Оформление результата проекта в виде презентации.
- Оформление книги: «Азбука пернатых».
- Итоговое мероприятие: Игра - викторина «Зимующие птицы».
ОТЧЕТ О РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА «НАШИ ПЕРНАТЫЕ ДРУЗЬЯ – ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ»
Воспитатель: Лычагова Л. С
В результате реализации проекта все участники вовлечены в активную эколого-образовательную работу. Родители отмечают высокий уровень подготовки проекта, его ярко выраженную экологическую и социальную направленность, результативность. Расширились познавательные интересы у детей и представления о жизни птиц, их пользе для природы и человека. Сформировались навыки заботливого отношения к птицам. Улучшилась предметно – развивающая среда: литературой, фотографиями, иллюстрациями, стихотворениями, рассказами о птицах, загадками, книгами, презентациями о зимующих птицах. У детей сформировалась любознательность, творческие способности, коммуникативные навыки. Между участниками проекта было активное сотрудничество, появились теплые доверительные отношения. Дети и родители с большим желанием, активно участвовали в проекте. Рост мотивации к изучению проблемы у всех участников проекта. Взаимодействие педагогов, родителей, воспитанников ДОУ на основе открытости, взаимообогащения, установления и расширения деловых и творческих контактов.
В начале реализации проекта провела диагностическое обследование, с целью выявления уровня знаний у детей о птицах, среде их обитания. Предложила следующие дидактические игры: «Кто где живёт» - задание: назови птиц, распредели их в соответствии со средой обитания; «Перелётные и зимующие птицы» - задание: назови перелётных и зимующих птиц, предложила детям демонстрационный материал (карточки с изображением зимующих птиц -синица, снегирь, глухарь, щегол, дятел, клёст; карточки с изображением перелётных птиц- скворец, грач, ласточка, соловей, жаворонок; карточки с изображением среды обитания птиц- море, берег, лес, водоём, болото, луг).
С целью выявления уровня знаний у детей о различных природных явлениях, а также об умении детей объяснять экологические зависимости, устанавливать связи и взаимодействия человека с природой предложила дидактическое упражнение: «Что бывает, если?», дидактическую игру: «Знаешь ли ты правила поведения в лесу?»
Данные обследования показали: ни один ребёнок не назвал правильно всех птиц, затрудняются с ответами: какие перелётные, а какие зимующие птицы. Из этого следует, что у детей недостаточно информации о зимующих птицах, среде их обитания, дети мало наблюдают за ними в природе, у детей не сформированы навыки оказания помощи птицам зимой.
После проведённой работы анализ диагностического обследования показывает, что систематическое использование различных форм и методов работы по теме проекта «Наши пернатые друзья – зимующие птицы» позволило сформировать у детей чувство общности, они сталидоброжелательнее, отзывчивее по отношению друг к другу, к окружающему миру. Дети стали проявлять заботу, чуткость к зимующим птицам.
Проектируемые результаты продукта.
Продуктом этого проекта стало следующее :
- познавательная книга «Азбука пернатых»
- правила для всех «Как кормить птиц зимой»
- презентация «Наши пернатые друзья – зимующие птицы»
- шапочки птиц для подвижных игр
- игры: Лото «Зимующие птицы», пазлы «Собери птицу», «Третий лишний»
- картотека загадок, стихов о птицах
Практическая значимость проекта заключается в том, что был систематизирован материал по теме «Зимующие птицы», который может быть использован воспитателями при организации проектной деятельности, как методический материал, для обмена опытом работы.
Трансляция проекта :
размещение материала на сайте ДОУ.
Перспективы проекта :
В дальнейшем разработать весенний проект «Вестники весны - перелётные птицы».
Необходимые ресурсы для реализации проекта.
В реализации проекта принимают участие воспитатели средней группы, воспитанники группы и их родители
Материально - техническое обеспечение:
- мультимедийное оборудование: интерактивная доска, проектор, ноутбук, музыкальный центр, компьютер, принтер, ксерокс.
Информационно - методическое обеспечение:
- интернет - ресурсы,
- библиотека детской художественной литературы,
- дидактический материал по экологическому воспитанию дошкольников,
- презентации,
- фотоальбомы,
- картотека игр по экологическому воспитанию дошкольников, формированию экологической культуры,
- конспекты ОД, сценарии развлечений,
- книжный уголок «Теремок сказок», (художественная литература, репродукции картин о природе, энциклопедии для дошкольников,
- участок детского сада, - помещение группы.
Литература
1. Н. Е. Веракса Познавательно - исследовательская деятельность дошкольников. М. : Мозаика-Синтез, 2015.
2. Н. Е. Веракса Проектная деятельность дошкольников. М. : Мозаика-Синтез, 2015.
3. Е. Е. Крашенинников Развитие познавательных способностей дошкольников. М. : Мозаика-Синтез, 2015.
4. М. Д. Маханева Экологическое развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста. М., 2004.
5. Николаева С. Н. Экологическое воспитание дошкольников. М., 2002.
6. Николаева С. Н. Эколог в детском саду. М., 2003.
7. Н. В. Нищева Опытно – экспериментальная деятельность. ООО «Издательство «Детство – Пресс», 2016.
8. Шорыгина Т. А. «Птицы. Какие они?» М., 2003.