Папки-передвижки

Проект для детей старших групп «Навруз — Байрам»

Альбина Мусаева
Проект для детей старших групп «Навруз — Байрам»

Проект «Навруз – Байрам» для тетей старших групп

Вид проекта : музыкально-творческий.

Тип проекта :

• по числу детей – групповой, дети старших групп

• по доминирующему методу – познавательно-игровой, музыкально-творческий;

• по предметным областям – межпредметный (литература, музыка, физическая культура);

• по продолжительности – краткосрочный (с 18.03.2024 г. по 22.03.2024 г.).

Публикация «Проект для детей старших групп „Навруз — Байрам“» размещена в разделах

• Участники проекта : музыкальный руководитель Мусаева А. А. воспитатели старших групп, родители воспитанников.

Срок реализации: краткосрочный (с 18.03.2024 г. по 22.03.2024 г.)

Направление деятельности проекта : синтез нравственно-патриотического и эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста.

Интеграция с другими образовательными областями: физическое, познавательное, речевое, художественно – эстетическое и социально – коммуникативное развитие.

Актуальность:

Патриотизм в современных условиях – это, прежде всего, преданность своему Отечеству и сохранение культурной самобытности каждого народа.

Наши дети должны хорошо знать традиции дагестанской культуры, осознавать, понимать и активно участвовать в возрождении национальной культуры, самореализовать себя как личность любящую свою Родину, свою малую родину - Дагестан и все, что связано с её культурой.

Дагестан богат своими традициями, обычаями, народными праздниками. Одним из таких праздников является «Навруз – Байрам», который отмечают в день весеннего равноденствия 21 марта. Здесь всегда находятся желающие прыгнуть через костер, потягаться силой, удаль свою показать, вкусными блюдами угоститься да песни попеть. «Навруз – Байрам» один из самых радостных и светлых весенних праздников. Познакомить детей с традициями проведения этого праздника можно опираясь на региональную программу «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам родной культуры», но непосредственное участие в празднике оставляет более полное и глубокое представления о нем. Дает детям возможность понять всю глубину, широту и глубокий смысл этого праздника. В этот день еще отмечают и праздник «Праздник первой борозды», о котором дети не имеют никакого понятия. Поэтому и возникла идея в проведении этого праздника, силами педагогов, родителей и ребят.

Проблема проекта : имея богатейшие народные традиции в проведении календарных праздников, в том числе праздника «Навруз – Байрам», в котором переплелись народные корни, мы отходим от этих традиций, тем самым лишаем возможности детей прикоснуться к духовно-нравственным основам, к лучшим образцам устного и музыкального народного творчества.

Педагогическая цель проекта : решение задач нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста через приобщение к национальной культуре; формирование уважения, любви, бережного отношения к народным традициям; обобщение представления о народном празднике «Навруз - Байрам» и народных традициях, знакомство с национальными традициями своего народа.

Цели проекта :

1. создание условий для повышения интереса к традициям дагестанского народа - празднику «Навруз – Байрам».

2. воспитание патриотизма, приобщение детей к истокам народной культуры и духовности, на основе изучения фольклора родного края.

3. воспитание любви к родному краю.

4. воспитание нравственных качеств личности ребенка: справедливости, доброты, правдивости, гордости за свой край.

5. развитие творческих способностей: певческих навыков, актерского мастерства, музыкальности детей на основе разных жанров фольклора Дагестана.

Детская цель: умение ладить друг с другом, прислушиваться друг к другу, понимать, любить и прощать; уважительно относиться к дагестанским традициям.

Задачи:

• возрождать интерес к фольклорным праздникам;

• обогащать духовный мир детей;

• обобщить и закрепить знания детей о весеннем празднике.

• вызвать эмоциональное сопереживание и участие в игре-действии;

• приобщить всех участников проекта к традиции проведения фольклорного праздника.

• воспитывать чувство патриотизма, основанного на родных традициях;

• систематизация знаний, стимулирующих развитие познавательных и творческих способностей;

• формировать способности к творческому самовыражению и потребности в нем;

• формировать у детей начал национального самосознания, воспитание любви к Родине, ее традициям;

• знакомить детей с различными жанрами устного народного творчества;

• развивать художественно-творческую деятельность путем ознакомления с предметами декоративно-прикладного искусства родного края;

• формировать у детей гражданскую принадлежность;

развивать духовно-нравственные качества: доброту, великодушие, всепрощение, миролюбие, чуткость и внимание друг к другу.

Предшествующая работа:

Изучение литературного фольклора (сказки, пословицы, приговоры).

Изучение музыкального фольклора (песни, танцы, заклички).

Изучение игрового фольклора (разучивание хороводных и подвижных игр.)

Беседы (рассматривание иллюстраций народных гуляний, знакомство с бытом тружеников).

Слушание дагестанской народной музыки.

Планирование работы над проектом :

1. Выбор формы реализации проекта.

2. Составление сценария.

3. Работа в группах по сбору информации об истории праздника, ее обработке и поиску недостающей.

4. Проведение с детьми обсуждения идеи проекта, выявление интересующих детей вопросов.

5. - распределение ролей (среди воспитателей);

- выбор декораторов (помощь в оформлении);

- выбор затейников (для организации игр).

6. Подбор костюмов.

7. Разучивание песен, пословиц, закличек, игр, хороводов для выступления во время праздника.

8. Проведение праздника «Навруз - Байрам».

9. Подведение итогов реализации проекта.

10. Организация места проведения праздника (музыкальный зал).

11. Проведение инструктажа по технике безопасности.

Этапы реализации проекта :

I. Подготовительный.

Цель: Создать условия для ознакомления детей с традициями празднования «Навруз – Байрам»

Содержание:

1. Составить план совместных действий с детьми, поиск и сбор информации о празднике;

2. Подбор музыкального материала, пособия и литературу по теме «Навруз - Байрам»;

3. Привлечь родителей для исполнения ролей на празднике.

4. Определение темы проекта;

5. Формулировка цели и задач;

6. Создание творческой группы;

7. Мониторинг детей и родителей;

8. Подбор литературы;

9. Составление перспективного плана реализации основного плана проекта;

10. Разработка сценария мероприятия;

11. Подбор литературы, музыкальных произведений, презентаций;

12. Подготовка подвижных игр и соревнований.

II. Основной

Цель: Создать условия для национальной традиции формирования знаний детей о весеннем празднике.

Содержание:

1. Наблюдение за изменениями в природе;

2. Беседа: «Как в разных уголках Дагестана отмечают «Навруз – байрам»

3. Заучивание закличек, стихов;

4. Разучивание хороводов, народных танцев, музыкальных игр.

5. Знакомство со значением и обычаями праздника.

Дни недели Содержание

Понедельник Исследовательская деятельность: Посев пшеницы (символ праздника)

Знакомство с пословицами и поговорками про Навруз – Байрам». Заучивание закличек, частушек, муз. игры «Зулейха», «Уголечек – уголек». «Подними платок».

Разучивание танцев «Нежность», «Цветы», «Танец пастухов»

Вторник Разучивание песен «Весна идет» Г. Галимова, «Приезжайте в Дагестан»,

Подвижные игры: «Надень папаху». «Перепрыгни через костер»,

Знакомство со значением и символикой праздника «Навруз – Байрам»

Среда Лепка из соленого теста: «Угощения на Навруз – Байрам» - создание праздничного настроения.

Соревнования «Прыжки в мешках», «Ловкие и смелые», «Всадники»

Беседа «Что мы знаем о празднике «Навруз – Байрам».

Четверг Просмотр дагестанского мультфильма «День рождения»

Рисуем с детьми на тему «Весна в Дагестане» - выставка рисунков.

Пятница Праздничное мероприятие «Навруз - Байрам»

Презентация «Навруз – Байрам»

III. Заключительный

Цель: Создать условия для обобщения знаний детей о Навруз - Байрам, для формирования устойчивого интереса к дагестанской культуре.

Содержание:

1. Музыкально-спортивный праздник;

2. Консультация для родителей «Традиции и обычаи Дагестана».

3. Оформление паспорта проекта «Навруз – Байрам».

4. Фотоотчёт и видеозапись мероприятия.

5. Подготовка к презентации к защите проекта.

6. Защита проекта «Навруз - Байрам»

Развитие речи:

Беседа «История Масленицы».

Цель: рассказать детям о традициях и обычаях русского народа, что Масленица – один из самых радостных и светлых праздников, вызывать чувство интереса к истории России. Знакомство детей с Масленицей, с традициями ряженья на Масленицу, рассказ о каждом дне масленичной недели, заучивание масленичной песни.

Художественная литература:

1. Заучивание закличек о Наврузе : уточнить представления детей о жанровых особенностях, назначении закличек.

2. Знакомство с пословицами и поговорками о Наврузе : уточнить и закрепить представления детей о жанровых и языковых особенностях пословиц и поговорок.

3. Заучивание песенок о весне: поддерживать и развивать у детей интерес к пониманию смысла образных выражений, воспитывать любовь к устному народному творчеству.

Ручной труд: коллективное изготовление костра – символ возрождения, украшения для лягушки – символ достатка.

Ожидаемые результаты проекта.

Для детей :

1. Приобщение детей к традиции проведения праздника «Навруз – Байрам» - через сопереживание и непосредственное участие их в общем действии.

2. Создание атмосферы радости приобщения к традиционному празднику.

3. Повышение познавательного интереса среди детей к истории родного края.

4. Расширение кругозора детей.

5. Обеспечение развития у детей любознательности, кругозора, эстетическую восприимчивость, стремление изучить традиции родного края.

6. Развивать у детей чёткую выразительную речь, мимику, движения.

7. Развивать творческую самостоятельность детей в создании художественного образа, используя для этой цели игровые, песенные, танцевальные импровизации.

Для педагогов:

- самореализация, повышение творческого потенциала.

Для родителей:

- оптимизация детско-родительских отношений;

- создание атмосферы доверия, взаимопонимания и сотрудничества со всеми участниками образовательного процесса.

Достигнутые результаты.

Внедрение проекта в воспитательно-образовательный процесс помогло обогатить его содержание, обеспечило развитие у детей любознательности, стремление изучить традиции родного края. Дети ближе познакомились с традициями дагестанской культуры. Работа по проекту помогла развить у них кругозор, эстетическую восприимчивость. Дети получили возможность почувствовать себя свободными, раскрепощенными, обрели уверенность в себе, в своих силах.

Анализируя результаты проекта, мы увидели, что дети с большим интересом включаются в различные виды деятельности, проявляют чувство ответственности за себя и других. Реализуя проект, мы ставили перед собой цель – сделать жизнь детей интересной и содержательной, наполнить ее яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества.

Используемая литература:

1. Аксенова З. Ф. Спортивные праздники в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. -М. : ТЦ Сфера, 2003.

2. Амирова С. А., Исмаилова У. А. «Салам алейкум» - Махачкалала: ООО «НИИ педагогики», 2016 г.

3. А. В. Гришина «Волшебный мир сказок» - 2020 г.

4. А. В. Гришина «Познаем свой край родной» - Мах-ла: ООО «НИИ педагогики», 2016

5. А. В. Гришина «Дагестанские народные праздники в детском саду»- Махачкала 2021 г.

6. Идрисова З. И. «Подвижные игры НАРОДОВ Дагестана» - Махачкала, 2014 г.

7. Пензулаева Л. И. Подвижные игры и игровые упражнения для детей 5-7 лет. -М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.

8. Павлова П. А., Горбунова И. В. «Расти здоровым, малыш!» Программа оздоровления детей раннего возраста М., 2006

9. В. М. Петров «Весенние праздники, игры, забавы для детей», Москва «Творч. центр» 1998

10. «Народные праздники в детском саду 5-7 лет» М. Б. Зацепина, Москва 2005 г.

11. «Сценарии музыкальных, календарных и фольклорных праздников» М. А. Давыдова, Москва 2007 г.

12. Л. А. Лялина «Народные игры в детском саду», Москва 2008 г.

13. Г. А. Лапшина, «Календарные и народные праздники в детском саду», Волгоград 2001 г.

Публикации по теме:

Дидактическое пособие «Пицца» для детей старших и подготовительных группДидактическое пособие «Пицца» для детей старших и подготовительных групп Цель: развивать у дошкольников интерес к сюжетно-ролевой игре. Задачи: 1. Познакомить детей с таким блюдом как пицца, её ингредиентами;.

Комплексы утренней зарядки на год для детей старших групп ДОУКомплексы утренней зарядки на год для детей старших групп ДОУ Комплексы утренней гимнастики для детей старшей группы ДОУ. Подготовила инструктор по физической культуре Рассказова Л. В. СЕНТЯБРЬ Комплекс.

Мастер-класс «Чудесное превращение» для детей старших группМастер-класс «Чудесное превращение» для детей старших групп Мастер – класс Чудесное превращение (для детей старших групп). Цель: заинтересовать детей изготовлением игрушек из перчаток. Применять.

Автор публикации:
Проект для детей старших групп «Навруз — Байрам»
Опубликовано: 25 апреля 2024 в 11:24
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД