Юлия Шумкова
Проект недели «Широкая масленица»
▼ Скачать + Заказать документы
Тип проекта : познавательно-творческий, общественно-полезный, краткосрочный.
Срок реализации проекта : 1 неделя (с 04.02 по 07.02.2019г.).
Участники проекта : дети средней группы (4-5 лет, воспитатели,родители.
Эпиграф проекта : Солнце круглое как блин,
Улыбаясь, светит.
Рады теплой встрече с ним
Взрослые и дети.
(Т. Кайзер)
Актуальность проекта :
Публикация «Проект недели „Широкая масленица“» размещена в разделах
- Масленица. Русский народный праздник
- Планирование по лексическим темам. Тематические недели
- Проекты на тему Масленицы и масленичной недели
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Россия богата своими традициями, обычаями, народными праздниками. Одним из таких праздников является большое народное гулянье в конце зимы «Масленица». Здесь всегда находятся желающие силой потягаться, удаль свою показать, вкусными блинами угоститься да песни попеть. Глубокое нравственное начало содержит чин покаяния в день Прощеного воскресения. Масленица один из самых радостных и светлых праздников на Руси. Познакомить детей с традициями проведения этого праздника можно, опираясь на Программу «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской культуры», но непосредственное участие в празднике оставляет более полное и глубокое представления о нем. Дает детям возможность понять всю глубину, широту и глубокий смысл этого веселого и немножко грустного праздника. Поэтому и возникла идея в проведении праздничного гулянья «Масленица» силами воспитателей и детей.
Цель проекта :
Создание условий для знакомства детей с народным праздником Масленица; воспитание любви и патриотизма к своей Родине
Задачи:
-Обобщать и систематизировать представления детей о народных традициях, символах праздника, народных гуляньях, играх и забавах праздника Масленицы.
- Приобщать к ценностям русской культуры.
- Развивать интерес к познавательным развлечениям, знакомящим с традициями и обычаями русского народа, истоками культуры.
-Развивать творческие наклонности детей, желание заниматься интересным творческим делом (лепка, рисование, конструирование)
- Воспитывать чувство патриотизма основанного на русских традициях.
Проблема проекта :
Имея богатейшие народные традиции в проведении календарных праздников, в том числе праздника Масленицы, в котором переплелись народные и православные корни, мы отходим от этих традиций, тем самым лишаем возможности детей прикоснуться к духовно-нравственным основам, к лучшим образцам устного и музыкального народного творчества.
-Владеют знаниями о традициях, символах праздника, народных гуляньях, играх и забавах праздника Масленицы.
-Знают и называют времена года, изменения, происходящие весной в жизни людей и в природе.
-Умеют организовывать народные подвижные игры, выступать в роли организатора, водящего.
-Знакомы с произведениями народного искусства (заклички, заигрыши, загадки, песни, филимоновские игрушки)
-Создают свои художественные образы в изобразительной, конструктивной деятельности.
- Выражают эстетические чувства, проявляют эмоции от участия в народных праздниках, рассматривании предметов народного искусства, прослушивании произведений музыкального фольклора.
Этапы реализации:
1. Подготовительный – изучение методической литературы, Интернет-ресурсов, постановка цели, задач, разработка проекта, выбор форм и методов работы с детьми, определение содержания работы, изучение условии для проведения проекта, определение и формулировка ожидаемых результатов.
2. Организационный – НОД, досуги, беседа, подвижные игры и упражнения, наблюдения в природе, художественное творчество детей, оформление наглядной пропаганды для родителей.
3. Результативный – организация выставки детского творчества «Как на Масленичной неделе…», оформление фотоотчета, презентации проекта.
Перспективное планирование образовательной деятельности:
Понедельник «Встреча»
Рассказ воспитателя о русском традиционном празднике – Масленице – познакомить детей со значением и обычаями праздника.
Рузучивание масленичных закличек, поговорок – развивать кругозор, память.
Пальчиковая гимнастика «На блины» - развивать мелкую моторику рук, интерес к русскому народному фольклору.
Художественное творчество (рисование) : дымковская роспись, украшение наряда для куклы Масленицы – познакомить с символом праздника куклой - Масленицей, познакомить с русскими народными костюмами, с элементами дымковской росписи.
ассматривание картин Кустодиева «Масленица», «Деревенская масленица», «Масленичные катания»; Грузинского «Масленица» 1889, Кожина С. «Масленица. Проводы» 17 век, Френца «Масленица» 1903, Белых В. «Соборо Александра Невского. Масленица» 1908, Васильевой Л. «Масленица», Сырова «Ярморка» и др. на тему «Масленица» - развивать художественное восприятие картин, внимательность, патриотизм.
П/ и: «Малечина-калечина», «Заря»- развивать внимание, реакцию, ловкость.
Катание на санках – доставить детям радость от зимних развлечений.
Лепка снеговика – продолжать учить детей делать постройки из снега.
Слушание русских народных песен «Вот уж зимушка проходит», «Ах, вы сени, мои сени», «Барыня» - повышать интерес к русскому народному творчеству. Д/и «Когда это бывает» - упражнять детей в различении и назывании времен года по характерным приметам.
П/и «Мороз – красный нос» - учить детей действовать по сигналу, бегать по всей площадке, не наталкиваясь друг на друга.
Вторник «Заигрыши»
Коммуникативно-речевое развитие - расширять знания и представления детей о русских народных праздниках; развивать слуховое внимание, логическое мышление; активизировать словарь; совершенствовать умение ориентироваться во времени; развивать пальчиковую моторику, координацию; детей к русской истории.
д/и «Времена года» - обобщать и систематизировать знания детей о временах года, изменениях происходящих в жизни людей и в природе.
Художественное творчество по желанию в свободное время (раскрашивание) – создание положительного настроя детей, возможность выразить полученные знания про масленицу в рисунке.
Наблюдение: птицы – учить рассматривать внешний вид птиц, особенности их поведения; активизировать понятия «зимующие», «перелетные» птицы.
П/и «Снежны тир», «Кто быстрее на метле» - развивать целеустремленность, дружелюбие.
Повторение масленичных закличек – развивать кругозор, память.
П/и «Прятки» - развивать ориентировку в пространстве, умение играть дружно.
Катание с ледяной горки – развивать двигательную активность, создать хорошее настроение.
Среда «Лакомка»
Физкультурное занятие «Солнце красное взошло» - развивать двигательную способность, моторику разных частей тела, координацию движений.
Наблюдение: Весна, весна – иди сюда – учить наблюдать первые признаки весны.
П/и «Два Мороза», «Веснянка» - развивать двигательную активность, интерес к народным играм.
Катание с ледяной горки – учить детей скатываться с горки парами.
Конкурс рисунков на снегу – развивать воображение, самостоятельность. Просмотр мультфильма «Смешарики. Масленица» - обобщать знания детей о Масленице; доставить детям радость, хорошее настроение.
П/и «Салки-догонялки» - развивать навык бега, ловкость.
П/и «Ровным кругом» - упражнять детей в выполнении основных видов движений.
П/и «Ручеек», «Гори, гори ясно» - формировать интерес к народным подвижным играм, умение играть дружно.
Четверг «Разгуляй»
Пальчиковая гимнастика «Оладушки» - развивать мелкую моторику рук, интерес к русскому народному фольклору.
Наблюдение: первые проталины – учить наблюдать изменения, происходящие в природе весной, устанавливать причинно-следственные связи.
Праздник «Широкая масленица» - актуализировать и систематизировать представления детей о народных традициях, символах праздника, народных гуляньях, играх и забавах; формировать интерес к русскому народному фольклору; воспитывать чувство патриотизма, основанного на русских традициях.
Катание на санках – доставить детям радость от зимних развлечений.
Спортивный досуг «Вот уж зимушка проходит»– вызывать интерес к русским народным подвижным играм; активизировать двигательную активность детей.
Рисование по снегу – развивать воображение, умение воплощать замысел.
Повторение масленичных закличек – развивать кругозор, память.
П/и «Снежный тир» - развивать меткость.
Пятница «Вечёрки»
Артикуляционная гимнастика «Солнышко» - нарисовать надутыми губами солнце.
Физкультурное занятие «Солнце».
Лепка «Угощение для куклы Кати» - расширять представление детей о русских народных обычаях; формировать умение передавать в лепке выбранный объект, используя усвоенные ранее приемы; умение работать аккуратно; вызвать желание делать что-то для других.
Наблюдение: весеннее небо – солнце – учить детей наблюдать за явлениями неживой природы.
П/и «Русская метла», «Горелки», «Ручеек» - развивать двигательную активность, основные виды движений.
Катание на санках, с ледяной горки - доставить детям радость от зимних развлечений
Вечер загадок «Прощай Масленица!» - развивать воображение, память, быстроту мышления, умение разгадывать загадки.
Выставка детского творчества «Как на Масличной недели…» - учить детей радоваться результатам своего творчества и своих товарищей. П/и по желанию детей – формировать умение объединяться для игры в небольшие группы, играть дружно; выступать в роли организатора игры, водящего.
Самостоятельная игровая деятельность детей.
Беседа на тему:
«Как и из чего делали Обрядовую куклу- Масленица»
Масленица - в славянской мифологии персонаж, воплощающий плодородие и вместе с тем зиму и смерть. Название русского календарного праздника проводов зимы и встречи весны - Вечером сжигали Масленицу. Сначала чучело Масленицы окружали почетом, затем выносили за околицу и сжигали. Масленицей называли также чучело из соломы, обряженное в женское тряпье, иногда с блином (от масляного блина - само название Масленица ) или сковородой в руках; с ним вместе веселились, катались на тройках в течение масленичной недели, а затем хоронили или провожали в конце праздника, разрывая чучело на околице селения или (чаще) сжигая на костре, разводившемся на возвышенности. Похороны Масленицы сопровождались карнавальными процессиями, ряженьем, ритуальным смехом, призывами весны и поношением Масленицы в специальных песнях.
Обрядовую куклу Масленица делали из соломы или лыка, но обязательно использовали дерево – тонкий ствол берёзы. Солома, как и дерево, олицетворяла буйную силу растительности. Одежда на кукле должна быть с растительным рисунком. В Тульской губернии кукла Масленица была в человеческий рост, из лыка или соломы. Её закрепляли на крестовине из дерева. Куклу украшали лентами, искусственными цветами. На руки её ставили посуду, использовавшуюся при приготовлении блинов, вешали тесёмки, завязывая которые, люди загадывали желания. Эти тесёмки, чтобы желания сбылись, должны были сгореть вместе с куклой.
1. Масленичное чучело делается по принципу огородного пугала. Нужно взять два сухих бруска. Один длиннее, на нем чучело будет стоять. Второй короткий брусок – это будут руки. Бруски сбить крестом.
2. Самый активно горящий материал это солома и бумага. Нужно взять солому, бумагу или сухую траву и привязать ее бечевкой (бумажным шпагатом) к кресту, формируя тело чучела. Если кукла планируется небольшая, а соломы или травы не найти, можно пустить на сгорание пару веников.
3. Для головы можно использовать светлый полотняный мешок. В мешок набить солому или траву и зашить его внизу. Если мешка нет, можно просто обернуть солому белой бумагой. На голову чучелу надо повязать яркий платок. Он будет придерживать бумагу. Концами платка можно зафиксировать голову чучела на туловище.
3. Для головы можно использовать светлый полотняный мешок. В мешок набить солому или траву и зашить его внизу. Если мешка нет, можно просто обернуть солому белой бумагой. На голову чучелу надо повязать яркий платок. Он будет придерживать бумагу. Концами платка можно зафиксировать голову чучела на туловище.
4. Далее надо нарядить чучело в сарафан или старое платье. Если трава из чучела вываливается, можно зашить снизу подол платья. Чтобы сделать чучело более правдоподобным, нужно набить травой два маленьких полотняных мешочка и наденьте их на концы палки — это будут кисти рук. Опустить рукава и завязать их, чтобы скрыть завязки мешочков.
5. По желанию, можно нарисовать масляничной девице лицо. Румяные щеки и алые губы будут контрастно смотреться с белым снегом. А вот глаза чучельной красавице рисуют по обычаю закрытыми.
6. Из белой или желтоватой ткани или плотной бумаги можно сплести чучелу две косы. Прикрепить их под платком. На концах завязать яркие бумажные ленточки. Воткнуть готовую масляничную куклу в снег.
Достигнутые результаты:
В результате проектной деятельности у детей были сформированы представления о русском народном празднике Масленице, символах праздника, народных гуляньях; повысился интерес к народным подвижным играм, забавам, развлечениям; проект способствовал развитию у детей кругозора, любознательности, творческих способностей, двигательной активности; все проводимые мероприятия повлияли на стремление изучить традиции родной страны.