Антонина Перепелица
Проект «О чем нам осень рассказала?»
▼ Скачать + Заказать документы
«О чем нам осень рассказала?»
Направленность: экологическое воспитание через познавательную деятельность.
Вид проекта : информационно – исследовательский, познавательный, среднесрочный,
Участники проекта : воспитатели группы, воспитанники, родители. Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально- коммуникативное развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Публикация «Проект „О чем нам осень рассказала?“» размещена в разделах
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, восприятие художественной литературы, изобразительная, познавательная, исследовательская.
Всё хорошее в детях из детства!
Как истоки добра пробудить?
Прикоснуться к природе всем сердцем:
Удивиться, узнать, полюбить!
Мы хотим, чтоб земля расцветала.
Росли как цветы, малыши.
Чтоб для них экология стала
Не наукой, а частью души!
Актуальность проекта :
В. А. Сухомлинский считал природу главным источником всестороннего развития ребенка. К. Д. Ушинский называл природу великой воспитательницей: «Побудить в детях живое чувство природы – значит возбудить одно из самых благодетельных, воспитывающих душу влияний». Великий писатель Михаил Пришвин сказал: «Все прекрасное на Земле – от Солнца, и все хорошее от человека. Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степь, горы. А человеку нужна Родина. Охранять природу – значит охранять Родину». Дошкольники — начальное звено системы непрерывного образования, значит, содержание их образования должно быть увязано с содержанием экологического образования следующих ступеней — школьников. Элементарные экологические знания, полученные детьми в дошкольном возрасте, помогут им в дальнейшем осваивать предметы экологической направленности.
Цель экологического образования — на сегодняшний день очень важно формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой. Реализация знаний по экологии должна осуществляться не только на занятиях, но и в повседневном общении с детьми. Воспитателю следует использовать различные средства и методы. Проектная деятельность является отличной формой работы для актуализации и систематизации знаний детей по экологическому воспитанию детей.
Проблема: Современному дошкольному образованию в условиях введения ФГОС требуются такие методы организации образовательной деятельности, которые помогали бы воспитывать инициативного, ответственного человека, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора. Проблема поиска интересующей дошкольника информации остается в настоящее время одной из трудных, в силу еще развивающейся учебной деятельности. Таким образом, уникальным методом обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых является организация совместной проектной деятельности, в результате которой развивает умение ставить цель, планировать и получать результат.
Цель проекта : исследовательская деятельность детей по изучению природы во всех её проявлениях в осенний период, а также творческое выражение полученных впечатлений в различных видах деятельности.
Задачи:
- формировать у детей интерес к окружающему миру, родной природе; -создание предметно
-развивающей среды и условий для дальнейшего развития познавательных способностей дошкольников;
-способствовать развитию у детей инициативности в процессе участия в проектной деятельности
- воспитывать трудолюбие, целеустремленность, взаимопомощь, ответственность.
Ресурсы обеспечения проекта :
-Информационные: методические разработки, презентации, научная и художественная литература по теме проекта, ресурс Интернета.
-Материально – технические: наглядные и дидактические пособия, ноутбук, цифровой фотоаппарат.
Формы и методы работы:
- образовательная деятельность;
- наблюдения, экскурсии;
- художественная мастерская;
- опыты, исследования;
- дидактические настольные игры;
- чтение рассказов об осени, экологических сказок;
- тематическая выставка;
- беседы, поиск информации.
Ожидаемый результат:
• осуществление в группе образовательного процесса по обозначенной проблеме
; • развитие исследовательской деятельности дошкольников в ходе совместной практической деятельности с воспитателем;
• развитие логического мышления через осознание причинно-следственных механизмов экосистемы;
• совершенствование и обогащение развивающей среды группы;
• вовлечение родителей в педагогический процесс группы, укрепление заинтересованности в сотрудничестве с детским садом.
Продукт проекта :
• выставка поделок "Кладовая осени"
; • выставка детских рисунков.
Этапы реализации проекта :
I Подготовительный.
- подборка методической и художественной литературы,
- подбор наглядного и игрового материала,
- разработка плана совместных мероприятий
II Реализация проекта.
- взаимодействие с родителями,
- трудовая деятельность на огороде д/с,
-наблюдения и экологические экскурсии,
- беседы, игры,
- создание презентаций,
- познавательное чтение,
- продуктивная деятельность,
- создание экологической газеты.
III Подведение итогов.
- проведение итогового мероприятия по теме,
- выставка поделок из природного материала,
Содержание проекта :
В беседе с воспитателем воспитанники группы обсуждали тему «Осенняя пора». В ходе обсуждения содержания представлений о осеннем периоде использовалась художественная литература: книги писателей-природоведов, энциклопедии; картины известных художников, фотографии детей осенью. Воспитанники делились знаниями, впечатлениями об осени, обсуждали интересные факты, отгадывали и загадывали загадки. В результате беседы дети написали вопросы на которые не нашли ответа. Решили создать проект «О чем нам осень рассказала?». Распределили содержание вопросов между ребятами и стали искать информацию. Воспитатели и родители включились в поиск ответов на вопросы, был составлен план мероприятий для поддержания детской инициативы, создана предметно-развивающая среда в группе детского сада.
Взаимодействие с родителями.
1. Подбор книг по теме.
2. Чтение детям рассказов писателей-природоведов, стихов известных поэтов.
3. Помощь в изготовлении поделок из листьев.
4. Подбор фотографий и иллюстраций об осени.
5. Поиск информации о народном празднике.
6. Рисование перелетных птиц с детьми.
7. Участие в экологических акциях, субботниках.
Основное содержание о проблемных вопросах дети черпали из книг и рассказов родителей. Старались детям дать знания о самобытности осеннего периода, про закономерные связи, происходящие в природе. Детей заинтересовала проблема, как осень проявляется в разных широтах земного шара. Большую роль в проектной деятельности играют экскурсии и наблюдения в природе, что позволяет нам повышать теоретический уровень материала и развивать интерес у детей. Познавательные презентации дети создавали вместе с родителями, подбирали интересные кадры, вставляли личные фотографии. В работе над данным проектом много использовалось схем, моделей, таблиц, сделанных в совместной деятельности, что повышало уровень логического мышления дошкольников.
4План реализации проекта :
Сроки реализации Формы работы
1. Понедельник 1. ООД по эколого-познавательному развитию детей «Земля — наш общий дом»
2. Чтение рассказов об осени в разных широтах.
2. Вторник 1. Экскурсия по территории Доу.
2. Беседа «Осень наступила»
3. Ведение календаря погоды.
3. Среда 1. Беседа с детьми «День осеннего равноденствия»
2. Экспериментальная деятельность по измерению светового
3. Просмотр презентаций и сообщении детей об истории народных праздников.
4. Четверг 3. Дидактическая игра «Нарисуй осенний наряд для куклы»
1. Слушание сообщений детей о перелетных птицах.
2. Наклеивание на контурную карту России наклеек с местами миграции птиц.
3. Просмотр видеофильма «Пернатые друзья»
5. Пятница 1. Развлечение «В гостях у Осени»
2. Чтение загадок о приметах Осени.
3. Сюжетно-ролевая игра
«Путешествуем по осеннему лесу»
Результат проекта :
-отражение полученных знаний в различных видах деятельности (изобразительной, умственной, игровой (творческой, трудовой, музыкальной).
- накопление информационной базы (художественная литература, видеофильмы, конспекты игр и развлечений) по изучаемой проблеме в ходе практической деятельности.
. - создана выставка творческих работ из природного материала «Кладовая осени».
- по результатам диагностики повышения уровня экологических знаний у детей.
-сформированы универсальные познавательные учебные действия в исследовательской деятельности дошкольников в ходе совместной практической деятельности с воспитателем.
- ведение детьми дневника наблюдений.
- привлечение родителей к взаимодействию по вопросам экологического воспитания.
Методическая литература:
1. Алёшина И. В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром и социальной действительностью.
2. Алябьева, Е. А. Природа. Сказки и игры для детей / Е. А. Алябьева. - M. : Сфера, 2012. - 128 c.
3. БондаренкоТ. М. Комплексные занятия в старшей группе.
4. Волчкова, В. Н. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Экология. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ / В. Н. Волчкова, Н. В. Степанова. - М. : ТЦ "Учитель", 2006. - 132 c.
5. Волчкова В. Н. Конспекты занятий по познавательному развитию и экологии в старшей группе. Хрестоматия по природоведению.
6. Воронкевич, О. А. Добро пожаловать в экологию! Детские экологические проекты. Методическое пособие / О. А. Воронкевич. - М. : Детство-Пресс, 2014.
7. Зацепина, М. Б., Антонова, Т. В. Праздники и развлечения в детском саду. [Текст]
8. Молодова Л. П. Экологические праздники для детей: Учебно-методическое пособие. – М. : ЦГЛ, 2003.
9. Рыжова Н. А. Экологическое образование в детском саду. – М. : «Карапуз», 2001.