Абдулова Джюме Сиражутдиновна
Среднесрочный проект «Золотая осень»
▼ Скачать + Заказать документы
Автор проекта: воспитатель Абдулова Д. С.
Разработчик: воспитатель Абдулова Д. С.
Вид проекта: познавательно-творческий, среднесрочный (3 месяца)
Возраст детей: 4-5 лет средняя группа
Участники проекта: воспитанники ДОУ родители, педагоги
Проблема: мы живем на крайнем севере, где снег лежит уже в начале октября. Чтобы закрепить знания детей об осени, осенних признаках был разработан среднесрочный проект «Осень золотая».
Публикация «Среднесрочный проект „Золотая осень“» размещена в разделах
- Осень. Материалы для воспитателей
- Осень. Проекты
- Осень. Сценарии осенних развлечений
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2018
Актуальность: в условиях образовательного процесса управляем и расширяем связь с природой, воспитываем бережное отношение к живой и неживой природе. Приобщаем к совместной деятельности детей и родителей.
Цель: формировать у детей представления о осенних признаках и явлениях природы, расширять о растительном и животном мире, разнообразии погодных явлений и состоянии природы в период ранней и поздней осени
Задачи:
Образовательные:
• расширять представления детей об изменениях, происходящих в природе с приходом осени (растительный и животный мир родного края, погодные явления)
• обогащать словарь детей образной лексикой, упражнять в подборе эпитетов, сравнений к заданному слову
• учить детей чувствовать настроение, выраженное в музыке, поэтическом слове, живописи.
Развивающие:
• развивать воображение, мышление, речь в процессе наблюдения, исследования природных объектов
• развивать эстетическое восприятие окружающего мира, любознательность
• развивать умение передавать свои чувства от общения с природой в рисунках и поделках.
Воспитательные:
• воспитывать экологическую культуру детей
• воспитывать коммуникативные навыки (свободное общение со сверстниками, педагогом, родителями)
• воспитывать ребенка, как субъект детской деятельности.
• формировать интерес к красоте окружающего мира
• воспитывать нравственные и эстетические чувства дошкольника.
Краткое содержание проекта:
Чтение художественных произведений и беседа по прочитанному;
– Наблюдения в природе;
– Экологические и настольно-печатные игры;
– Работа с родителями по сбор природного материала;
– НОД: познавательное и художественно-эстетическое;
– Рассматривание книг; иллюстраций по теме: «Осень»
– Совместная выставка с родителями поделок: «Дары Осени», оформление выставки творческих работ «Что нам осень подарила», совместный досуг «Золотая осень»
Предполагаемый результат:
• закрепить знания детей и представления об осени, как времени года;
• дети будут узнавать приметы осени, выучить названия осенних месяцев;
• расширить и активизировать речевой запас детей в процессе знакомства с рассказами, стихами, пословицами, загадками осенней тематики;
• отразить знания детей в различных видах деятельности;
• заинтересованность и вовлечь родителей в образовательный процесс по данному проекту.
Проект состоит из трех этапов:
I. Подготовительный этап:
• изучение познавательной и методической литературы по экологическому воспитанию дошкольников
• Подготовка и подборка литературы для детей об осени
• Подготовка оборудования для оформления стенда «Осенние приметы» (картинки с изображением растений, животных, природных явлений, которые можно наблюдать на участке детского сада).
Работа с родителями:
• сбор материала (фотографии, картинки, иллюстрации об осени для создания альбома «Золотая осень», «Дары осени», «Осенние фантазии»)
• сбор природного материала:(интересные по форме плоды, коряги, листья необычной расцветки, поделки из природного материала
• организация сбора с детьми природного материала
• привлечение родителей к помощи в поиске необходимой детям информации об осени
• совместное словотворчество детей и родителей (стихи, рассказы, загадки, сказки о природе и т. д.).
• Совместная выставка поделок: «Дары Осени», оформление выставки: «Золотая осень
• Совместно провести праздник «Золотая осень»
Оснащение предметно-развивающей среды:
• выставка совместных работ детей и родителей
• выставка детского изобразительного творчества по теме «Золотая осень»
• оформление и пополнение уголка природы коллекция гербариев осенних листьев и семян деревьев
• альбом с семейными фотографиями для детей группы «Путешествие в осень».
II. Основной этап.
Сентябрь
1. «Дары осени»;
2. Рассматривание картин «Осень»;
3. Беседа о перелетных птицах
4. Дидактические игры «Узнай на вкус», «Овощи или фрукты», «Собери листочки»;;
5. «Наблюдение за погодными явлениями на прогулке»;
6. Рассматривание плаката «Овощи, фрукты, ягоды, грибы»;
Ведение календаря природы
Октябрь
1. Беседы «Здравствуй осень золотая»;
2. Беседа по картине Левитана «Золотая осень»;
3. Изготовление макета «Осенний лес» (лепка, коллективная работа)
4. Разучивание стихотворений, пословиц, поговорок;
5. Рассматривание плаката «Деревья, листья и плоды»
Ведение календаря природы;
Ноябрь
1. Рисование «Золотая осень»;
2. Беседа «Поздняя осень»;
3. Изготовлениеподелок из природного материала
4. Выставка творческих работ «Дары осени», «Что нам осень подарила»
5. Утренник «Золотая осень»
Ведение календаря природы
III. Завершающий этап:
Итог: приобретение детьми опыта собственной творческой деятельности, осознание детьми своих интересов, формирование умений их реализовывать, приобретение и применение детьми новых знаний жизни. Развитие познавательных способностей; развитие творческого воображения, мышления коммуникативных навыков.
Дети знают: название времени года и осенних месяцев, название деревьев и кустарников, осенних цветов, ягод, их разнообразие цвета, о природных явлениях и признаках осени.
Дети умеют: участвовать в наблюдениях, делиться своими познаниями, устанавливать простейшие связи, между явлениями происходящие в природе осенью, бережно относиться к растениям. Участвовать в совместной деятельности с родителями во время оформления гербария, поделок из природного материала и художественного творчества.
Используемая литература:
1. Горбатенко О. Ф. система экологического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях. О. Ф. Горбатенко, Издательство «Учитель», Волгоград, 2007.
2. Воронкевич О. А. Добро пожаловать в экологию! – СПб. : Детство-Пресс. 2006.
3. Марудова Е. В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Е. В. Марудова, Санкт-Петербург, Детство-Пресс, 2010.
4. Шорыгина Т. А. Беседы о воде в природе. Т. А. Шорыгина. – М. : ТЦ Сфера, 2008
5. Дрязгунова В. А. Дидактические игры для дошкольников с растениями. Дрязгунова В. А. – Москва Просвещение 1981.
6. Шорыгина Т. А. Беседы о том, кто, где живет. Т. А. Шорыгина. – М. : ТЦ Сфера, 2008
7. Князева О. Л., Маханева М. Д. приобщение детей к истокам русской народной культуры. Санкт-Петербург. Издательство 2Акцидент. 1997.
8. Листок на ладони: Методическое пособие по проведению экскурсий с целью экологического и эстетического воспитания дошкольников/ Под ред. Л. М. Маневцовой: - СПб. : «Детство-Пресс»
9. «Занятия по развитию речи для детей 3-5 лет» О. С. Ушакова, Москва, ТЦ «Сфера», 2010 г.
10. «Конспекты интегрированных занятий в средней группе детского сада» А. В. Аджи, Воронеж, ТЦ «Учитель», 2006
Приложение№ 1
НОД по лепке в средней группе «Грибы»
Составила: воспитатель Абдулова Д. С.
Задачи: -Закреплять умение лепить знакомые предметы, использовать знакомые приёмы: раскатывания пластилина прямыми и кругообразными движениями, сплющивания ладонями. -Учить лепке пальцами для уточнения формы. - Подводить к образной оценке работы.
Материал: Презентация «Грибы», картинки и муляжи грибов, пластилин, доска для лепки, макет осеннего леса, мяч, салфетки сухие и влажные
Воспитатель: Ребята я предлагаю, вам отгадать загадки (воспитатель использует ИКТ с презентацией «Грибы»)
Воспитатель:
Вырос он в березняке.
Носит шляпу на ноге.
Сверху лист к нему прилип.
Вы узнали?
Дети: Это гриб!
Воспитатель:
В мягкой травке на опушке
Всюду рыженькие ушки.
Золотистые сестрички
Называются.
Дети: Лисички
Воспитатель:
Точки белые на красном —
Ядовитый гриб, опасный.
Ни к чему тут разговор —
Не срывайте.
Дети: Мухомор
Воспитатель:
Он в осиннике родится,
Как в траве ни притаится,
Все равно его найдем:
Шляпа красная на нем.
Дети: Подосиновик
Воспитатель: Правильно, это грибы. А где же растут грибы?
Дети: В лесу.
Воспитатель: Дети, а все ли грибы можно собирать в лесу? Дети: Нет
Воспитатель: Давайте, вспомним, какие грибы съедобные и несъедобные
Игра с мячом «Съедобный, несъедобный»
Воспитатель: Молодцы, все вспомнили.
Воспитатель: Молодцы! Ребята, возьмите по одному грибу внимательно рассмотрите их и скажите, чем они похожи?
Дети: У грибов есть ножка и шляпка.
Воспитатель: Правильно, дети! А чем они отличаются?
Дети: Грибы бывают разных размеров и разных цветов.
Воспитатель: Правильно, дети! Я сегодня вам предлагаю слепить грибы из пластилина. Сначала я вам расскажу, как надо лепить грибы. Сначала я буду лепить ножку гриба, беру кусок пластилина раскатываю между ладоней движениями вперед – назад. Вот так получилась ножка гриба. Чтобы сделать шапку гриба я беру другой кусок пластилин, кладу на ладонь раскатываю его круговыми движениями, чтоб получился шар, потом этот шар надо положить между ладонями и расплющить. Вот так. Теперь я соединю шапку и ножку, вот такой красивый гриб у меня получился. Как называется этот гриб? (Подосиновик) Ребята, вам все понятно? Можете приступать к лепке. Но, сначала, я предлагаю вам размять наши пальчики. Смотрите и повторяйте за мной.
Пальчиковая гимнастика «Шла ворона через поле»
Шла ворона через поле,
Шесть грибов несла в подоле:
Сыроежку, боровик,
Подосиновик,
Груздь, опенок, шампиньон,
Кто не видел - выйди вон!
Самостоятельная деятельность детей, по необходимости оказывать помощь.
Итог
Воспитатель: Ребята, посмотрите какие у нас красивые грибы получились. Илюша расскажи, какими движениями ладоней мы лепили грибы? (прямыми и круговыми) Рома нам расскажет из каких частей состоит гриб (ножка и шляпка) А Саша покажет какие грибы мы слепили (Подосиновик, подберезовик). Дети оформляют выставку творческих работ «Грибы».
Приложение№ 2
Сценарий мероприятия с родителями ко Дню Матери «Вместе с мамой» для средней группы (4-5 лет)
Составила: воспитатель Абдулов Д. С.
Цель: формирование у детей 4-5 лет положительного, доброго, уважительного отношения к маме, умения проявлять свои чувства и эмоции.
Задачи:
1. Воспитывать уважительное отношение к маме.
2. Развивать у детей среднего дошкольного возраста интерес к театрализованным постановкам, разыгрыванию сценок, чтению стихов.
3. Показать важность совместного досуга мамы и ребенка
Предварительная работа:
1. Беседы о маме.
2. Подготовка фотовыставки «Наши мамы», открытки «С днем матери»
Воспитатель: В день осенний, в ноябре
Праздник замечательный!
Поздравляет вся страна
Мамочек с Днём Матери.
Словно теплой шалью руки
Обогреют и прижмут.
Не отнять на белом свете
У мамы деток никому.
В этот день России дети
Дарят мамочкам цветы,
Говорят: «Мам, на планете
Нет красивее, чем ты».
Воспитатель:
Мама – солнышко, цветочек,
Мама – воздуха глоточек,
Мама – радость, мама смех,
Наши мамы лучше всех
А теперь дорогие наши мамы, дети вам подготовили сюрприз сказку «Муха- цокотуха»
Воспитатель: Дорогие наши мамы, засиделись вы наверно. Приглашаем ребята, наших мам на танец «Звонкие ладошки»
Воспитатель: Проверим, как вы внимательно читаете детям сказки.
«Отгадываем загадки»
Вопросы:
1. Всех важней она в загадке,
Хоть и в погребе жила:
Репку вытащить из грядки
Деду с бабкой помогла.
(мышка)
2. Ждали маму с молоком,
А пустили волка в дом.
Кто же были эти
Маленькие дети?
(семеро козлят)
3. Уплетая калачи,
Ехал парень на печи.
Прокатился по деревне
И женился на царевне.
(Емеля из сказки «По щучьему веленью»)
4. Эта скатерть знаменита
Тем, что кормит всех до сыта,
Что сама собой она
Вкусных кушаний полна.
(скатерть - самобранка)
5. Сладкий яблок аромат
Заманил ту птицу в сад.
Перья светятся огнем,
И светло вокруг, как днем.
(Жар-птица)
6. Знает утка, знает птица,
Где Кощея смерть таиться.
Что же это за предмет?
Дай дружок скорей ответ.
(Игла)
7. Как у Бабы у Яги
Нет совсем одной ноги,
Зато есть замечательный
Аппарат летательный.
Какой?
(ступа)
8. Убежали от грязнули
Чашки, ложки и кастрюли.
Ищет их она, зовет
И в дороге слезы льет.
(Федора)
9. И зайчонок, и волчица –
Все бегут к нему лечиться.
(Айболит)
10. В гости к бабушке пошла,
Пироги ей понесла.
Серый Волк за ней следил,
Обманул и проглотил.
(Красная Шапочка)
11. У Золушки с ножки
Свалилась случайно.
Была не простою она,
А хрустальной.
(Туфелька)
Воспитатель: Дорогие наши мамы мы еще вам приготовили стихи:
1. МАМА – слово золотое,
Очень мягкое, простое,
Доброе… И все же
Слова нет дороже.
Это слово в целом свете
Произносят первым дети
2. Мама, так тебя люблю,
Что не знаю прямо!
Я большому кораблю
Дам названье "МАМА"
3. Сколько звезд на небе!
Всех не сосчитать.
Эти звезды маме
Подарю опять.
И однажды утром,
Глядя на меня,
Мама улыбнется:
"Звездочка моя!"
4. Ты живи на свете, мама, много-много лет.
Никого тебя роднее в целом мире нет.
5. Однажды я сказал друзьям:
На свете много добрых мам,
Но не найти, ручаюсь я,
Такую маму, как моя!
Она купила для меня
На колесиках коня.
Саблю, краски и альбом…
Только разве дело в том?
Я и так ее люблю,
Маму, мамочку мою!
6. Обойди весь мир вокруг,
Только знай заранее:
Не найдешь теплее рук
И нежнее маминых.
Не найдешь на свете глаз
Ласковей и строже.
Мама каждому из нас
Всех людей дороже.
Сто путей, дорог вокруг
Обойди по свету:
Мама — самый лучший друг,
Лучше мамы — нету!
Воспитатель:
Берегите своих детей,
Их за шалости не ругайте.
Зло своих неудачных дней
Никогда на них не срывайте.
Не сердитесь на них всерьез,
Даже если они провинились,
Ничего нет дороже слез,
Что с ресничек родных скатились.
Если валит усталость с ног
Совладать с нею нету мочи,
Ну а к Вам подойдет сынок
Или руки протянет дочка.
Обнимите покрепче их,
Детской ласкою дорожите
Это счастье - короткий миг,
Быть счастливыми поспешите.
Ведь растают как снег весной,
Промелькнут дни златые эти
И покинут очаг родной
Повзрослевшие Ваши дети.
Воспитатель: В такой дружеской обстановке мы хотим наши мамы вам вручит медали от наших детей
Воспитатель: в последний осенний праздник «День матери» хочется сказать, что у таких талантливых мам есть еще и замечательные детки, хочется сегодня наградить всех наших детей, участвующих в конкурсах различного уровня (детям вручаются дипломы)
Воспитатель: В завершении нашего праздника, давайте поиграем в самую добрую игру.
Все дети встают в круг. Начинается игра «Сердечко» (каждый ребенок получая сердечко, говорит теплые слова своей маме)
Воспитатель: Спасибо за ваше доброе сердце, за желание побыть рядом с детьми, подарить им душевное тепло. Нам очень приятно было видеть добрые и нежные улыбки мамочек, счастливые глаза детей.
А сейчас настало время для чаепития! Приглашайте мам за стол и угощайте их.
Приложение№ 3
Сценарий осеннего праздника для средней группы
«Осень золотая!»
Составила: музыкальный руководитель Одинцова Н. Н.
Дети под веселую музыку вбегают в музыкальный зал и встают возле центральной стены полукругом, в руках осенние листья.
Ведущая: Музыкальный зал у нас
так украшен в год лишь раз,
Листьями, грибами,
Посмотрите сами!
Мои милые ребятки,
Отгадайте-ка, загадку:
«Перестали птички петь,
Солнце плохо греет,
И на улице теперь стало холоднее.
дождик часто поливает,
А когда это бывает? (Дети отвечают)
1-й ребенок : Осень золотая,
Всюду листопад.
Желтые листочки
Кружатся, летят!
Листики мы соберем
Звонко песенку споем!
(Песня «Во дворе танцует осень с ветерком» муз. Е. Д. Гольцовой)
Ведущая: Вот и осень наступила,
Листики позолотила.
Давайте позовем все Осень,
Прийти ее мы к нам попросим!
Дети (повторяют за Ведущим)
Осень, Осень,
Приходи, мы просим!
Под музыку входит Осень
Осень : Я –Осень золотая
На праздник к вам пришла.
Подарки ожидали?
Я вам их принесла!
Я раскрасила листочки
В красный цвет в моем садочке.
Вот и красные листы,
До чего же хороши!
выходите погулять,
С листиками поплясать!
Танец осенних листочков.
Осень : А теперь вы отдохните,
Про Осень мне стихи прочтите.
(Дети присаживаются на стулья)
2-й ребенок: Вот уже и осень
Снова наступила
Листья золотые
дождиком умыла.
3-й ребенок ; Ягодки –рябинки
Вспыхнули огнями.
Осень золотая
Снова вместе с нами
4-й ребенок: И ведут по лесу
Мягкие тропинки
Мы грибов набрали
Полные корзинки.
5-й ребенок: Солнце улыбается,
Лучики играют,
И листву деревья
под ноги роняют.
Осень : Приглашаю вас гулять
И немножко поиграть!
ИГРА «Найди листок по цвету». Для каждого задания выбирает трех человек.
Осень: Красный цвет ребята знают?
Красные листочки собирают.
(Осень хвалит детей и приглашает поиграть следующих трех человек)
Осень: Желтый цвет ребята знают?
Желтые листочки собирают.
(Осень хвалит детей и приглашает поиграть следующих трех человек)
Осень : Зеленый цвет ребята знают?
Зеленые листочки собирают.
Осень хвалит всех детей.
6-й ребенок: Дождик лить не устает:
Целый день все льет и льет.
Под дождем хотим гулять,
Нужно зонтики нам взять.
ПЕСНЯ-ТАНЕЦ «ПОД ЗОНТИКОМ» муз. Старченко.
Осень: А сейчас мои ребятки,
Отгадайте-ка загадки!
1 Нарядилася Алена в сарафанчик свой зеленый
завила оборки густо, а зовут ее (капуста)
2 Дарит нам тепло и свет.
Его ярче в небе нет! (Солнце)
3 Что несем над головой,
Если дождик проливной? (Зонтик)
Ребята, а знаете ли вы, что осень встречают не только люди, но и звери в лесу. А какие звери- узнаете из моих загадок.
4. Хожу в пушистой шубке
Живу в густом лесу.
В дупле на старом дубе
Орешки я грызу. (Белка)
5 Это что за зверь лесной
Встал, как столбик, под сосной,
И стоит среди травы-
Ушки выше головы? (Заяц)
6. Словно елка, весь в иголках (Еж)
7. Он в берлоге спит зимой
Под большущею сосной,
А когда придет весна-
Просыпается от сна. (медведь)
Осень : Молодцы ребята!
Я всегда на праздник рада
Приходить к вам в детский сад
Я люблю повеселиться
Поиграть в кругу ребят!
Если солнце, то всегда
Дети очень рады,
Если дождик, то тогда
Зонт раскрыть нам надо!
Игра «Солнышко и Дождик»
Осень: Нет дождя можно играть,
Через лужицы скакать.
Игра «Перепрыгни через лужу»
Воспитатель раскладывает по залу «лужи». Сначала под музыку гуляют девочки, перешагивая через лужи, потом гуляют мальчики, также перешагивая или перепрыгивая через лужи.
Осень : А сейчас веселей
Становись в хоровод!
Оживает на глазах
Мой веселый огород!
Игра- песня «Огородная-хороводная»
Детям раздают шапочки.
дети, которые участвуют в сказке, выходят переодеваются.
Осень: Сейчас, ребята, мы все отдохнем!
И стульчики свои скорее займем.
Ой, ребята, тише, тише! Что-то странное я слышу.
Гость какой-то к нам спешит.
Кто б ты ни был заходи!
Далее «Осенняя сказка»
Действующие лица:
Гном, заяц, ежик, медведь, белка.
Декорация : деревья, пенек, домик с палисадником, на центральной стене- солнышко.
Звучит музыка вступления. С разных сторон выходят звери.
Медведь : Тили, тили, тили- бом!
На лесной полянке – дом.
Заяц: Под забором лопушок
А на крыше –петушок.
Белка; И цветочки под окном
Здесь живет веселый Гном!
Ежик : Солнце просыпается
Все: Сказка начинается!
Звучит музыка, звери уходят, появляется Гном. Весело шагает и поет:
Гном: Здравствуй, солнечный денек!
Здравствуй, быстрый ручеек!
И зеленый друг мой,лес,
Полный сказок и чудес!
Гном присаживается на пенек, с удивлением оглядывается по сторонам.
Гном; Тишина в лесу, покой
Нету птички ни одной!
Где же белочки, зайчишки?
нет ни ежика, ни мышки.
Вокруг пня я поскачу.
Поколдую, пошепчу,
Повернусь я много раз
И узнаю все сейчас.
(Звучит веселая музыка, Гном кружится, обегает вокруг пня. Появляется Заяц)
Заяц; Здравствуй, Гномик, что грустишь?
Здесь один на пне сидишь?
Гном Здравствуй, Зайка! Как живешь?
И откуда ты идешь?
Заяц Нынче дел невпроворот.
Так разросся огород
И капуста, и редис-
Собирай, да не ленись! (протягивает морковь)
Тебя друг я угощаю,
Некогда мне, убегаю.
(Звучит музыка, Заяц убегает, появляется Ежик с корзинкой)
Ежик : Здравствуй, Гномик,
Что грустишь?
здесь один на пне сидишь?
Гном ; Здравствуй, Ежик, как живешь?
Что в корзиночке несешь?
Ежик : Нынче славный урожай!
Не ленись, да собирай!
Много яблок и грибочков,
А в болоте- клюква в кочках.
Яблоками угощаю,
некогда мне, убегаю!
(Ежик убегает, одновременно появляется Медведь с бочонком меда)
Медведь; Здравствуй, Гномик,
Что грустишь?
Здесь один на пне сидишь?
Гном : Здравствуй, здравствуй, как живешь?
Что в бочоночке несешь?
Медведь: Пчелы летом потрудились,
Собирали сладкий мед.
Собирали не ленились,
Знали, что зима придет.
Тебя медом угощаю
Некогда мне, убегаю.
(Под музыку Медведь уходит. Появляется Белка с узелочком в руках)
Белка: Здравствуй, Гномик, что грустишь?
Здесь один на пне сидишь?
Гном; Вот и Белка. Как живешь?
В узелочке что несешь?
Белка : Собираю я орехи,
Но совсем не для потехи.
Чтоб зимою сытно было,
Я орехи раздобыла,
Вот возьми, я угощаю,
Некогда мне, убегаю!
(звучит музыка, Белка убегает, а Гномик идет по направлению к своему дому, Гном ставит корзину с угощениями,берет в руки лопату, «копает».
Гном : Что ж,и мне пора трудиться,
никому нельзя лениться.
У себя на огороде
Овощ вырастил я, вроде.
Овощ мой, растет на грядке,
Не простой он, -очень сладкий. (показывает тыкву)
(Выходят все звери)
Все вместе: Гном трудился, молодец!
Тут и сказочке –конец!
Все участники берутся за руки, кланяются.
Осень : Милые мои ребята!
Вам спасибо за старанье!
Я ребяток всех люблю
Всем по яблочку дарю.
Было весело, приятно,
Говорю вам «До свиданья!»
Ведущая; Вот и кончился наш праздник,
Попрощаться нам пора.
До свиданья, мамы, папы!
До свиданья, детвора!
(Звучит музыка, дети выстраиваются парами и идут в свою группу)
Приложение№ 4
Составила воспитатель Абдулова Д. С.
Осенние обычаи
Холодна осень, дождлива, да сытна. Осенью собирают урожай, поэтому и говорят:
«Весна красна цветами,
зима – белыми снегами,
лето – солнцем и грибами,
а осень – житом и снопами,
да румяными пирогами!».
Когда убирали последнюю копну, праздновали осенины. Детям отдавали последний сноп, они делали из него маленькие снопики и обходили дома. Дети дарили свои снопики хозяевами и желали им сытного года, пели осенинные песни, призывали осень с ее дарами. А Вы пробовали с детьми осень закликать? Попробуйте! Это очень поднимает настроение!
Осенница-царица,
По злату мастерица:
С пряльцем, с донцем,
С гребнем, с веретёнцем,
С высоким колосочком,
С широким снопочком.
Журавли-то – за моря!
Осенница – на поля!
Осень, осень,
Погости недель восемь:
Со громами сильными,
Со дождями, с ливнями,
С обмолоченным снопом
И румяным пирогом!
Осень, осень
В гости просим:
С обильными хлебами,
С высокими снопами,
С листопадом и дождем,
С перелетным журавлем!
Журавли осенью улетают на юг. Летят они клином, курлыкая. Им детишки кричат: «Колесом дорога!». Догадались, почему «колесом»? «Колесо» — это круг, чтобы вернулись журавли весною!
Журавли улетают на зимовку в теплые страны – в Африку, Индию, Китай, Египет. А могут перелететь и в южные области России, например, на Каспий. Покажите малышу на глобусе, где эти южные страны и куда улетают птицы. Скажите, что таких птиц называют «перелетные птицы»
Высоко в голубой далИ
Над землей летят журавли.
Летят они, курлычут,
Нас за собою кличут,
Как будто говоря:
«Летите вместе с нами!
За темными лесами,
За синими морями
Есть теплые края;
Там, в зелени долины,
Мы скоротаем зиму,
А раннею весной
Вернемся в край родной!
Птицы летят всегда группами — стаями. Во главе стаи – самая сильная птица – вожак. Порядок в стае очень строгий, каждая птица летит на своем месте. Весной птицы снова собираются в свои стаи. Эти стаи называются по-разному:
Вереница – гуси, лебеди.
Клин – журавли,
Стая – ласточки, грачи, скворцы
Гусям кричали так:
Гуси: га-га-га!
Вы куда? Вы куда?
Уга-Уга-Уга-Уга (ударение на первом слоге)
До юга-юга-юга-юга.
Север-шуг, север-шуг,
С севера на юг! С севера на юг!
А уткам говорили по-другому:
Ути-ути-ти-га-ти.
ТышкаУть-тышкаУть!
КуштУ, кыште со воды,
Тышкауть, тышкауть!
Тили-ти-ти, до весны!
Тышкауть! Тышкауть!
На Семенов день (14 сентября) заканчивали уборку хлеба и посев озимых, старались рассчитаться с долгами. Женщины начинали прясть и ткать. В избах зажигали новый огонь. Почему новый? Потому что в православном календаре 14 сентября до сих пор остается как начало года. А начинать новый год нужно с новым огнем. С этого дня начинались новоселья и свадьбы.
На Семенов день проводился один очень важный обряд, связанный с воспитанием сыновей – обряд сажания на коня. Мальчиков в возрасте трех лет постригали и сажали на настоящего коня, обставлялось это очень торжественно. Отец сажал сына на коня, поводья держал крестный и вместе они делали круг по двору. Если Вы никогда не катались верхом на коне, то вряд ли сможете представить ощущения от поездки верхом. А какие чувства испытывал мальчик трех лет! Фактически такой обряд посвящал мальчика именно в мужской образ жизни, в воина. Позже живого коня заменили игрушечным. И до сих пор лучшим подарком для маленького мальчика многие считают именно деревянного коня — качалку или коня на палочке.