Светлана Кравченко
Проект для детей среднего дошкольного возраста «Тайны народной игрушки»
▼ Скачать + Заказать документы
Паспорт проекта
Тема проекта: «Тайны народной игрушки»
Тип проекта: По методу, доминирующему в проекте: познавательно-творческий
По характеру содержания проекта: ребенок, общество и его культурные ценности.
По характеру участия ребенка в проектировании: участники от зарождения идеи до получения результата.
По характеру контактов: в контакте с семьей, местными рукодельницами.
По количеству участников: фронтальный.
Публикация «Проект для детей среднего дошкольного возраста „Тайны народной игрушки“» размещена в разделах
- Декоративно-прикладное творчество. Проекты
- Народная культура, фольклор
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
По продолжительности: краткосрочный - 2 неделя (с 29.08.22 по 09.09.22).
Место реализации проекта: МОУ «Ветютневская СШ» дошкольная группа «Елочка»
Возраст детей: 4-5 лет (средний возраст)
Участники проекта: Воспитатель, дети, родители (законные представители). Работа над проектом осуществлялось во взаимодействии с местными рукодельницами.
Разработчики проекта: Воспитатель Кравченко Светлана Викторовна.
Цель-результат проекта: У детей сформировано целостное представление о русской матрешке,дымковской, богородской игрушках, о куклах пеленашках, крупеничках, столбушках, закрутках. Родители активно вовлечены в совместную с детьми познавательно-творческую деятельность; укреплены семейные связи.
Задачи проекта:
Обучающие: Познакомить детей с историей народной игрушки, с народными промыслами, раскрыть детям суть народной игрушки, закрепить в их сознании связь между игрушкой и бытом своего народа; Активизировать речь, обогащать словарь и коммуникативные навыки.
Воспитательные: Воспитывать интерес к народному творчеству, уважение к труду народных мастеров, патриотические чувства. Способствовать созданию активной позиции родителей в совместной творческой деятельности с детьми
Развивающие: Развивать декоративно-прикладное творчество детей, чувство прекрасного, побуждать желание создавать красоту своими руками.
Предполагаемые результаты: - приобретение и обогащение знаний о русском народном прикладном творчестве;
- повышение интереса детей и родителей к русскому народному творчеству; создание творческого продукта (народной игрушки);
- пополнение и обновление предметно-развивающей среды по духовно-нравственному воспитанию;
- родители активно вовлечены в совместную с детьми деятельность.
Методы, используемые в проекте: сбор информации; беседы; наблюдения; моделирование; реализация проекта; анализ.
Актуальность:
Славилась Россия чудо-мастерами,
Дерево и глину в сказку превращали.
Красками и кистью красоту творили;
Своему искусству молодых учили.
- Народная игрушка – это игрушка развивающая, вобравшая в себя игровую культуру многих поколений. Она и эстетически привлекательна, и эмоционально комфортна, и многофункциональна.
- Несмотря на кажущуюся простоту, народная игрушка заставляет ребенка прилагать определенные физические и интеллектуальные усилия, чтобы получить радующий, положительный результат, поднимающий по ступенькам развития.
- Игры с народными игрушками развивают эстетическое восприятие, логическое мышление, внимание, воображение, сенсомоторные навыки, ловкость, смекалку.
Как здорово, что наши предки предлагали своим детям игрушки, с помощью которых они готовились к взрослой жизни. Мальчики скакали на игрушечных лошадках и представляли себя взрослыми мужчинами, мужественными и ответственными. Девочки с юных лет примеряли на себя роль матери – куклу можно было покачать, спеть ей колыбельную песню, покормить, а можно и рассказать сказку. А обереговые куклы, которые передавались от матери к дочери! Этому нужно учиться и нам, перенимая опыт у наших предков, - готовить детей к будущей взрослой жизни через приобщение к народной игрушке.
Содержание проекта.
Вместе с ребятами средней группы мы решили выяснить тайну народных игрушек, их секреты и красоту, увидеть разнообразие. Основным методом является творческая работа, в ходе которой дети с помощью взрослого обрабатывают результаты и представляют их в виде рисунков, поделок. Осуществляя проект, участники учатся пользоваться различными источниками и способами получения информации. В ходе работы над проектом формируются коммуникативные навыки, умение работать в команде.
Проблема:
Народная игрушка в наши дни стремительно превращается в сувенирную продукцию, не предназначенную для ребенка и не требующую педагогического сопровождения. Но именно народная игрушка всегда несла в себе огромный потенциал социального наследия. К сожалению, современные родители недооценивают развивающую роль народной игрушки.
Гипотеза.
Изготовление игрушки – это результат труда народных умельцев. Я предполагаю, если дети будут знать, сколько затрачено труда для того, чтобы сделать одну игрушку, то дети будут бережнее относиться к ним.
Проектная идея: создание в группе мини-музея "Дерево, лоскуток и глину в сказку превратили".
Оценка результатов.
Моя гипотеза подтвердилась: дети, в ходе наблюдений, общения, творческой деятельности получили целостное представление о процессе изготовления игрушек, профессиях людей, задействованных в этом процессе и значимости народных игрушек для человека.
Стратегия реализации проекта.
Этапы проекта
I этап (подготовительный)
Выяснение уровня знаний детей о происхождение народной игрушке.
Обоснование актуальности темы проекта.
Определение цели-результата, задач, содержание проекта. Подбор наглядно-демонстрационных материалов, работа с методической литературой, пополнение РППС.
Объявление детям и родителям о начале проекта.
Обсуждение с детьми и родителями проекта, выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации проекта.
II этап (практический)
Совместная деятельность участников проекта.
- Познавательное развитие
Рассматривание картинок с народными игрушками местных рукодельниц. Цель: познакомить детей с местными мастерицами
- Речевое развитие
Чтение «Краса ненаглядная» Е. Осетров; «Матрешкины потешки» В. Берестов;
Заучивание Птичка-свистулька. Цель: знакомство детей с прикладным искусством.
- Художественно-эстетический блок
Лепка
Мастер-класс «Дымковская барышня из бутылки и пластилина»
Цель: вызвать положительные эмоции у детей при изготовление игрушек.
НОД «Раскрась матрешку»
Цель: развивать творческие способности детей через приобщение к народному творчеству.
Задачи:
Образовательные:
-продолжить знакомство детей с матрешкой, как видом народной игрушки;
-закрепить практические навыки закрашивания круглой формы;
Развивающие:
-развивать эстетическое восприятие.
Воспитательные:
-формировать эстетическое отношение к окружающему миру.
Социально-коммуникативное развитие
Беседа о народной игрушке, истории возникновения.
Цель: познакомить с разнообразием русских народных игрушек, воспитывать добрые чувства к русскому народному творчеству.
- Физическое развитие
Подвижная русская народная игра; Народные игры : «Карусель».
Музыкально-дидактические игры «Весёлые подружки», «Игра с матрёшкой».
- Творческое взаимодействие с родителями
Совместная работа по сбору материала для создания мини-музея "Дерево, лоскуток и глину в сказку превратили "
Цель: создание условий для формирования на основе музея и его экспонатов культурного человека, имеющего устойчивый интерес и уважение к труду взрослых и к продуктам его производства.
III этап (заключительный)
Создание в группе мини-музея "Дерево, лоскуток и гли глину в сказку превратили".