МААМ-картинки

Проект «Образ мышки в русских народных сказках» в средней группе 4–5 лет

Елена Скобкина
Проект «Образ мышки в русских народных сказках» в средней группе 4–5 лет

Сказка учит добро понимать, о поступках людей рассуждать,

Коль плохой, то его осудить, ну а слабый – его защитить!

Дети учатся думать, мечтать, на вопросы ответ получать.

Каждый раз что-нибудь узнают, Родину свою познают!

(А. Лесных)

Актуальность темы.

Публикация «Проект „Образ мышки в русских народных сказках“ в средней группе 4–5 лет» размещена в разделах

Много веков назад, когда ещё не было письменности, возникло устное народное творчество, выполняющее ту же роль, какую в дальнейшем выполняла литература. Для детей народ создал замечательные сказки, песенки, загадки, поговорки. Произведения народного творчества не утратили своего воздействия на ребенка и в наши дни. В устных произведениях нашли отражение глубокие нравственные идеи, мечты и убеждения народа.

Высоко ценил народную сказку великий русский педагог К. Д. Ушинский: «Это первые и блестящие попытки русской народной педагогики, и я не думаю, чтобы кто — нибудь был в состоянии состязаться в этом случае с педагогическим гением народа».

Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь.

Сказка – проводник культуры в сердце ребёнка. Жизнь сказки – это непрерывный творческий процесс. Мысль в сказке очень простая : хочешь себе счастья, учись уму-разуму, а героика - это, хотя и воображаемые, но примеры истинного поведения человека.

Стремясь пробудить в детях лучшие чувства, уберечь их от черствости, эгоизма, равнодушия, народ красочно рисовал в сказках борьбу могущественных сил зла с силами добра. Сказка рассказывает нам о чрезвычайно важном в жизни, она учит нас быть добрыми и справедливыми, противостоять злу, презирать хитрецов и льстецов. Она утверждает народные принципы жизни : честность, смелость, преданность, коллективизм.

Сказка знакомит с языком народа, нравственными устоями, бытом и укладом жизни. Она отражает мечты народа, передает его мысли. Со сказки начинается знакомство ребенка с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом. Именно из сказки ребенок узнает, что без труда и стойких нравственных принципов невозможно счастье.

Сказка преподносит детям поэтический и многогранный образ своих героев, оставляя при этом простор воображения. Духовно-нравственные понятия, ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки ребенка.

Русская народная сказка служит не только средством умственного, нравственного и эстетического воспитания, но и оказывает огромное влияние на развитие речи. Сказки раскрывают перед детьми меткость и выразительность языка, как богата родная речь юмором, образными выражениями, сравнениями.

Однако сказка – это не только занимательно, это ещё очень серьёзно. Сказка помогает лучше узнать, понять и полюбить свою страну, оценить её своеобразие и неповторимость.

Сказка – средство эмоционально-волевого развития и духовно-нравственного воспитания дошкольников.

Напрасно думать, что сказка была и есть лишь плодом народного досуга. Она была и есть достоинством и умом народа, его исторической памятью, наполнявшей глубоким содержанием размерную жизнь, текущую по обычаям и обрядам.

Проблема:

К сожалению, на сегодняшний день, наши дети воспитываются не на сказках, а на современных мультфильмах. Большинство родителей не находят времени сесть с ребенком и почитать книгу. Детские психологи считают это большим упущением взрослых в воспитании своих детей. Анкетирование родителей и опрос детей нашей группы показали, что дома чтению детских книг уделяется очень мало времени. На самом деле сказка представляет собой одно из самых древних средств нравственного, эстетического воспитания, а так же формируют поведенческие стереотипы будущих членов взрослого общества. Поэтому мы решили уделить немного больше времени именно русским народным сказкам в развитии и воспитании наших детей.

Цель проекта : Изучить образ мышки (мышки норушки) в русских народных сказках. Воспитывать у детей любовь к русским народным сказкам, как к произведению искусства.

Задачи проекта :

Образовательные :

•Формировать и закреплять знания детей о культурном богатстве русского народа.

•Расширять представление детей о сказках.

•Расширять кругозор и обогащать словарный запас детей терминами родственных отношений, развивать связную речь.

Развивающие:

•Развитие совместного творчества родителей и детей;

•Развитие творческого потенциала ребенка;

•Укреплять дружеские отношения в семье.

•Прививать любовь и интерес к русским народным сказкам.

•Создание в семье благоприятных условий для развития ребенка, с учетом опыта детей приобретенного в детском саду;

•Показать родителям знания и умения детей, приобретенные в ходе реализации проекта.

Воспитательные:

Воспитывать на основе содержания русских народных сказок уважение к традициям народной культуры.

Вид проекта : исследовательский, творческий, познавательно- речевой;

Продолжительность проекта : краткосрочный (2 недели.)

Участники проекта : дети средней группы, воспитатели, родители (законные представители).

Литературный ряд: художественная литература по теме «Образ мышки в русских народных сказках» : сказки, загадки, стихи.

Демонстрационный ряд:

• - предметные картинки, иллюстрации.

• - настольно-печатные игры.

• - атрибуты для сюжетно-ролевых и театрализованных игр.

I этап: Подготовительный

• Составление плана работы над проектом.

• Определение цели и задач проекта.

• Сбор материала необходимого для реализации проекта.

• Организация предметно-развивающей среды по теме проекта.

• Подбор и разработка конспектов НОД по теме проекта.

• Подборка фотографий, иллюстраций, художественной литературы.

• Предварительная работа с родителями по взаимодействию в рамках проекта.

II этап: Основной

• Работа с детьми (организация совместной деятельности, проведение бесед, чтение художественной литературы;

• Презентация мышка-норушка в р. н. с. ; Образ мышкив р. н. с;

• Работа с родителями (организация совместной деятельности родителей и детей);

• Оснащение предметно — развивающей среды (оформление группы в соответствии с темой).

III этап: Заключительный

• Выставка рисунков, детских работ, фотографий по проекту;

Содержание работы в рамках реализации проекта

I этап – подготовительный (2 дня)

п/п

Наименование мероприятия

Цель

1. Подбор демонстрационного, раздаточного, аудио и видео материала, произведений художественной литературы. Расширить знания детей о русских народных сказках, их героях.

Дать понятия значимость сказки в жизни каждого человека.

2. Подбор пальчиковых игр, упражнений для зарядки в стихах. Развитие речевого аппарата.

3 Подбор материала для изучения материала по р. н. с. Учить детей проявлять интерес к русской сказке и их чтению. Привлеч родителей к подбору материала для реализации проекта.

II этап – основной (5 дней)

п/п

Наименование мероприятия

Цель

Направление «Социально-коммуникативное развитие»

4. Сюжетно-ролевые игры:

- «Курочка Ряба»

- «Теремок»

Формировать дружеские отношения между детьми, продолжать учить детей, проявлять эмоциональные реакции в ролевом взаимодействии. Уточнить и обогатить знаниями о русско-народных сказках.

Вспомнить порядок появления героев.

Развивать умение действовать согласованно, развивать речь, воображение, фантазию, мышление.

5. ТРИЗ:

- «Хорошо или плохо»

- «Цепочка слов»

- «Помоги мышке»

- «Что было потом»

Закреплять обобщающие признаки, активизировать познавательные способности; формировать активность, Развивать мыслительные процессы, фантазию, воображение и речь ребенка

6. Дидактические игры:

-«Расскажи сказку по серии картинок»

- «Составь сказку»,

- «Назови сказку)»,

- «Узнай сказку по зачину».

- «Что сначала, что потом?»

- «Из какой сказки пришёл герой (героиня?»,

-«Подбери иллюстрацию к сказке».

- «Сложи картинку и узнай сказку»

- «Сложи сказку»

- «Что лишнее?»

-«Путаница»

Развивать внимание, память.

Воспитывать познавательный интерес

Формировать словообразования.

Систематизировать и обобщать знания детей о полезных свойствах лекарственных растений

7. Презентация:

- «Образ мышки в р. н. с.» Побуждать детей рассказывать о любимых сказочных героях.

Образовательная область «Познавательное развитие»

1. Беседы:

-«В каких сказках живет мышка

- «В гостях у сказки» Составление сюжетных и описательных рассказов на основе иллюстративного материала, предметных картинок.

2. Просмотр мультфильмов:

- «Теремок»

- «Курочка Ряба»

- «Репка»

- «Рукавичка»

- «Кот Леопольд»

- «Под грибом»

- «Песенка мышонка»

Уточнять и закреплять знания детей о р. н. с. где встречается мышка.

Образовательная область «Речевое развитие»

1. Беседы на тему:

- «Кто рисует картинки к сказкам»

- «На кого из сказочных героев я похож» Познакомить детей с художниками.

Обогащение словаря детей за счет новых слов. Активизировать речь детей, учить их импровизировать. Формировать интерес детей к произведениям художественной литературы; активизировать словарный запас;

2. Литературная викторина:

- «В стране сказок» Закрепить знания детей о русских народных сказках. Формировать умение узнавать сказки, их героев.

Развить интерес к русскому народному творчеству. Воспитывать любовь к книге, бережное отношение к ней.

3. Дидактические игры:

- «Расскажи сказку по картинке».

- «Кто лишний?»

- «Найди сказочных героев». - «Что изменилось?»

- «Я начну, а ты продолжи».

- «Волшебный кубик»

- «Опиши героя»

Развивать внимание, память.

Воспитывать познавательный интерес.

Формировать словообразования.

Систематизировать и обобщать знания детей о семье.

4. Рассматривание картинок :

- «Герои р. н. с.»»

- «Картинки по сказкам»

Вовлечение детей в разговор во время рассматривания картины.

5. Чтение художественной литературы:

- Р. н. с. «Теремок»

- Р. Н. С. «Рукавичка»

- Р. н. с. «Курочка Ряба»

- Р. н. с. «Репка»

- В. Г. Сутеев «Под грибом»

- В. Г. Сутеев «Кто сказал мяу

- С. Маршак «Сказка об умном мышонке»

- С. Маршак «Сказка о глупом мышонке»

Помочь детям понять, что такое устное народное творчество.

Познакомить с понятиями волшебные сказки, бытовые сказки, сказки о животных.

Систематизировать знания о русских народных сказках.

Обеспечить развитие памяти, логического мышления.

Активизировать словарный запас детей (бытовые, волшебные сказки, сказки о животных, устное народное творчество).

Пробудить чувство любви к устному народному творчеству, чувство сострадания к окружающим.

6. Отгадывание загадок, чтение потешек, пословиц, поговорок:

- Загадки о сказочных героях.

Продолжать обогащение представлений о жизни героев сказок и рассказов учить отгадывать загадки.

Продолжать знакомить детей с народным фольклором.

7. Разучивание стихотворения:

- С. Я. Маршак «Говорила мышка мышке»

- С. Бахрушина «Мышка»

Тренировать долговременную память, Обогащение и развитие речи детей

8. Пальчиковые игры:

- «Сказки»

- «Пальчики-сказки»

- «Рукавичка»

- «Курочка-ряба»

- «Теремок»

- «Репка»

- «Мышка»

Повысить речевую активность, тренировать память ребенка, развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.

9. Рассматривание иллюстраций, альбомов, фотоматериалов, карточек:

- «Русские народные сказки» (в рисунках детей и родителей)

- «Предметы быта русской избы»

- «Узнай сказку» (иллюстрации к сказкам) Вызвать интерес к русским народным сказкам и предметам русской избы

Расширять и углублять о предметах домашней утвари, героях сказок.

Образовательная область «Физическая культура»

1. Утренняя гимнастика:

- «Репка»

- «Теремок»

- «Сказочная история»

- «В гости к сказке»

- «Сказочная зарядка» Повышение двигательной активности детей, приобщение детей к ведению ЗОЖ

2.

Подвижные игры:

- Х/и «Мыши в кладовой»

- Х/и «Бабка Ёжка»

- П/и «Теремок»

Повышать двигательную активность, развивать ловкость; вызывать положительные эмоции от совершаемых действий. Учить выполнять движения по сигналу воспитателя, находить свое место на площадке; упражнять в ходьбе и беге. Развивать ловкость, внимание.

3. Дыхательная гимнастика:

- «Курочка»

- «Хомячок»

Развитие речевого дыхания и голоса.

Развитие плавного, длительного выдоха.

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

1. Рисование:

-«Украшение платьица для мышки»,

- «Теремок».

- «Курочка ряба».

Аппликация:

- «Красивое платье»,

- «Мышка – норушка».

Лепка:

- «Мышка».

Знакомить детей с орнаментом. Учить детей аккуратно обводить и держать правильно карандаш. Учить детей рисовать животных методом тычка.

Развивать умение самостоятельно выбирать цветовую гамму для изображения.

Развивать воображение интерес к изобразительному искусству.

Радоваться своему исполнению. Доводить работу до конца.

Учить составлять композицию на листе. Закреплять приемы аккуратного наклеивания.

:Продолжать учить лепить предметы, состоящие из нескольких частей.

Закреплять знакомые приё мы лепки: скатывание, раскатывание, соединение частей приёмом примазывания.

Развивать фантазию, творческое воображение, мелкую моторику.

Учить составлять композицию по литературному произведению.

Воспитывать интерес и желание отображать в лепке эпизоды литературных произведений.

2. Музыкальное:

-«Мышиная история»

- «Песенка мышонка»

- «Про Красную шапочку»

- «Буратино»

-«Песенки кота Леопольда»

Учить вслушиваться в музыку, различать средства музыкальной выразительности.

Учить определять характер песни, отвечать на вопросы. Побуждать к сольному исполнению песен, петь

выразительно, передавая их характер.

- развивать творческое воображение,

- осваивать приемы игры на детских музыкальных инструментах,

- развивать ритмических слух,

- воспитывать эмоциональную отзывчивость.

3. Театрализация:

- «Курочка ряба»

- «Репка»

- «Теремок»

Воспитывать устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности.

4. Конструирование:

- «Дом для мышки»

- «Мебель для мышки»

Учить детей сооружать несложные постройки с перекрытиями.

5. Рассматривание иллюстраций к русским народным сказкам художников-иллюстраторов Е. Рачёва, В. Конашевича.

Обогащение представлений о жизни героев сказок и рассказов.

Работа с родителями (законными представителями)

1. Обогащение развивающей среды :

в книжный уголок – внесение русских народных сказок, иллюстрированных разными художниками; иллюстраций, открыток с изображением героев сказок;

в речевую зону – внесение дидактических и настольно-печатных игр по теме; изготовление и постепенное внесение театров (на фланелеграфе, плоскостной, настольный, на палочках, на ложках, перчаточный, пальчиковый);

в игровую зону – изготовление масок, элементы костюмов героев сказок;

в ИЗО – раскраски с изображением сюжетов и героев русских народных сказок, материалы для творческих работ, репродукции картин по русским народным сказкам;

Повышение знаний для обеспечения успешного развития детей.

Получение консультаций по вопросам формирования нравственного воспитания и развития детей.

2. - Оформление выставки рисунков с «Любимая сказка где живет мышка»

Привлечение родителей к совместной с детьми продуктивной деятельности.

Консультации:

- «Сказка в жизни ребенка»

- «Читайте детям сказки»

- «Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок»

Формировать и закреплять знания о культурном богатстве русского народа.

Воспитывать на основе содержания русских народных сказок уважение к традициям народной культуры.

. Анкетирование:

- «Русская народная сказка в жизни вашего ребенка».

III этап – итоговый (2 дня)

п/п

Наименование мероприятия

Цель

1. Выставка книг р. н. с. Обогащение опыта родителей совместной с детьми деятельностью.

2. Выставка рисунков, аппликации. (коллективная работа) Организация совместной деятельности родителей и детей

Результаты проекта :

В совместной работе дети активно и дружно работали, доводили начатое дело до конца, тем самым развивая в себе коммуникативные, познавательные способности. Были разучены и освоены новые сюжетно-ролевые, подвижные и дидактические игры; загадки и стихотворения. Детьми были получены системные знания о р. н. с. сформировано понятие значимости р. н. с. в жизни каждого человека. Совместная творческая деятельность способствовала укреплению детско - родительских отношений. Активизирован словарный запас детей по теме проекта.

Список используемой литературы:

1. Антипина Е. А. «Театрализованная деятельность в детском саду: игры, упражнения, сценарии» М. : ТЦ Сфера, 2003.

2. Битютская Н. П. - автор-составитель. «Система педагогического проектирования : опыт работы, проекты». Издательство «Учитель». Волгоград, 2012.

3. Джежелей О. В. «Колобок. Литературные игры и забавы» М. : «Просвещение», 1994.

4. Доронова Т. Н. «Играем в театр: театрализованная деятельность детей 4-6 лет: Метод. пособие для воспитателей дошкольного образовательного учреждения.»-2-е изд. -М. : Просвещение, 2005.

5. Малова В. В. «Конспекты занятий по духовно-нравственному воспитанию дошкольников на материале русской народной культуре» - М. «ВАЛДОС», 2013.

6. Рыжова Н., Логинова Л., Данюкова А. «Мини - музей в детском саду» - М. : «ЛИНКА-ПРЕСС», 2008.

7. Кудрявцева Н. Ю. «Готовимся к празднику. Методика изготовления костюмов, кукол, декораций для детского спектакля» - М. : Школьная Пресса, 2011.

8. Маханева М. Д. «Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошкольного учреждения» - : М. : ТЦ «Сфера», 2001.

9. Науменко Г. М. «Народное детское творчество : сборник фольклорных материалов» - М. : ЗАО Изд. Центрполиграф, 2001.

10. Поляк Л. Я. «Театр сказок : сценарии в стихах для дошкольников по мотивам русских народных сказок» - СПб. :«Детство-пресс», 2008.

11. Смирнова О. Д. «Метод проектирования в детском саду. Образовательная область «Чтение художественной литературы» - М. : Издательство «Скрипторий 2003», 2011.

12. Ушакова О. С., Гавриш Н. В. «Знакомим дошкольников с литературой: конспекты занятий» - М. : ТЦ Сфера, 2005.

13. Ушакова О. С. «Развитие речи детей 3-5 лет» - ООО «ТЦ Сфера», 2014.

Публикации по теме:

Фотоотчет «Чудеса в русских народных сказках»Фотоотчет «Чудеса в русских народных сказках» Фотоотчет «Чудеса в русских народных сказках» Это ещё одно мероприятие, которое мы провели совместно с библиотекой в младшей группе в Школе.

Фотоотчет о проекте «Оркестр русских народных инструментов» в старшей группеФотоотчет о проекте «Оркестр русских народных инструментов» в старшей группе Отлично начался учебный год! Вновь реализую полюбившийся в нашем детском саду проект "Оркестр русских народных инструментов" с воспитанниками.

Фотоотчет о проекте «Оркестр русских народных инструментов» в старшей группе (ноябрь)Фотоотчет о проекте «Оркестр русских народных инструментов» в старшей группе (ноябрь) В ноябре мы с воспитанниками старшей группы продолжили знакомиться с оркестром русских народных инструментов. Мы закончили изучать семейство.

Фотоотчет об изготовлении стенгазеты «Животные из русских народных сказок» дошкольниками с нарушением зрения средней группыФотоотчет об изготовлении стенгазеты «Животные из русских народных сказок» дошкольниками с нарушением зрения средней группы Фотоотчет об изготовлении стенгазеты «Животные из русских народных сказок» дошкольниками с нарушением зрения средней группы. Цель: создание.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Образ мышки в русских народных сказках» в средней группе 4–5 лет
Опубликовано: 21 марта 2024 в 18:19
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД