МААМ-картинки

Долгосрочный проект по развитию творческих способностей детей дошкольного возраста средствами технологии ТРИЗ

Ленара Исхакова
Долгосрочный проект по развитию творческих способностей детей дошкольного возраста средствами технологии ТРИЗ

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Тат. Каргалинская СОШ»

Проект

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ: «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ»

ТЕМА: «Раз словечко, два словечко…»

Срок реализации 05.09.22 – 19.05.23

Состав участников (дети, родители, педагоги)

Выполнила:

Исхакова Л. Т.

2023 год

Оглавление

Пояснительная записка… 3

Матрица проекта…. 4

Проектная карта…. 7

Используемая литература…. 13

Приложение… 14

Пояснительная записка

Актуальность

Публикация «Долгосрочный проект по развитию творческих способностей детей дошкольного возраста средствами технологии ТРИЗ» размещена в разделах

Проблема развития речевого творчества в системе образования подрастающего поколения в настоящее время все шире привлекает внимание философов, психологов, педагогов. С одной стороны общество ориентировано на потребность в творческих личностях, способных активно действовать, нестандартно мыслить, находить оригинальные решения любых жизненных проблем, с другой стороны в последние годы наблюдается резкое снижение уровня речевого развития дошкольников, которое является важным компонентом речевого творчества.

На сегодняшний день — образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем, поэтому еще на этапе становления речи детей родителям приходиться обращаться к дополнительным квалифицированным специалистам, таким как логопед, дефектолог и т. д.

Анализ ситуации в показал, что у детей старшего дошкольного возраста наблюдается снижение словарного запаса, недостаточное развитие связной, грамматически правильно построенной диалогической и монологической речи, несмотря на то, что целевые ориентиры (в соответствии со ФГОС ДО) на этапе завершения дошкольного детства должны быть следующими: ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности.

Таким образом, актуальной является проблема поиска оптимальных средств развития речи детей дошкольного возраста и их системного использования, на основе равноправного взаимодействия педагога и воспитанника, с учётом возрастных и индивидуальных особенностей развития последнего.

Такими средствами являются инновационные методы и приемы развития речи у дошкольников. Одной из таких технологий смело можно назвать технологию ТРИЗ – теорию решения изобретательных задач. Главное отличие технологии ТРИЗ от классического подхода к дошкольному развитию – это дать детям возможность самостоятельно находить ответы на вопросы, решать задачи, анализировать, а не повторять сказанное взрослыми.

Основной целью использования ТРИЗ – технологии в детском саду является развитие связной речи у детей в процессе игровой деятельности, а также развитие познавательных процессов детей (память, мышление, воображение) через использование игровых и развивающих упражнений.

Матрица проекта :

Название проекта : «Раз словечко, два словечко…»

Тема проекта : взаимодействие педагогов ДОУ, воспитанников дошкольного возраста и их родителей в вопросах развития творческих способностей детей средствами технологии ТРИЗ.

Проблемное поле проекта : Проблема развития речевого творчества недостаточное развитие связной, грамматически правильно построенной диалогической и монологической речи.

Педагогические технологии, методы и приемы, используемые при организации деятельности детей в рамках проекта

Триз технология. Игры. Беседы. Информационно-коммуникативные технологии (использование интернета в подготовке образовательной деятельности, использование проекционного оборудования)

Технология сотрудничества (ребята учатся вместе работать, учиться, творить, всегда быть готовыми прийти друг другу на помощь).

Художественное слово.

Цель: развитие мышления дошкольников, поисковой активности, стремления к новизне, развития речи и творческого воображения, с помощью использования приемов ТРИЗ технологий

Задачи:

Образовательные:

1. Обогащать активный и пассивный словарь детей, совершенствовать диалогическую и монологическую речь.

2. Повышать умственную активность: мышление, память, внимание, воображение.

3. Совершенствовать изобразительные навыки детей.

Развивающие :

1. Развивать социальный и эмоциональный интеллект детей, их эмоциональную отзывчивость, сопереживание, навыки доброжелательного общения и взаимодействия с взрослыми и сверстниками.

2. Развивать индивидуальность детей.

3. Развивать активность детей, как в самостоятельной, так и в совместно образовательной деятельности.

Воспитательные:

1. Воспитывать умение общаться в кругу сверстников и взрослых, учитывая правила общения (умение выслушать не перебивая ответы детей и т. д.)

Планируемые результаты

Личностные качества

расширение кругозора;

становление речи детей более образной, выразительной;

обогащение активного и пассивного словаря, усовершенствование монологической и диалогической речи;

усовершенствование изобразительных навыков;

развитие индивидуальности детей.

Интеллектуальные качества

формирование нестандартных и раскрепощенных ответов у детей;

формирование стремления к новизне, к фантазированию;

повышение умственной активности: памяти, внимания, мышления, воображения;

повышение уровня социального и эмоционального интеллекта детей, их эмоциональной отзывчивости, сопереживания.

Физические качества

формирование конструктивных навыков

умение использовать атрибуты, строительный материал

формирование ручной ловкости в процессе лепки

Содержание проекта

- План работы по содержанию проекта, разработка сценария развлечения

- Занятия, дидактические игры, творческая деятельность : аппликация, лепка, конструктивно- модельная деятельность, рисование.

- Деятельность каждой группы участников проекта по реализации содержания проекта (детей, родителей, коллег) подготовка к деятельности, самостоятельная работа с родителями, групповое обсуждение.

Дети

игровые упражнения, игры-говоломки, игры с элементами ТРИЗ;

развлечения, игровые тренинги;

сочинение загадок, рифмовок;

самостоятельны игры детей, сюжетно-ролевые, конструктивные, театрализованные;

рисование, лепка, аппликация - с использованием ТРИЗ

занятия с элементами ТРИЗ технологий.

Воспитатели групп

Подбор методической литературы по данной теме; разработка конспектов, дидактических игр;

подбор дидактических пособий, иллюстраций;

приготовление материалов для художественного творчества

консультирование, семинар - практикум, выступление.

Родители

консультирование, памятка, беседы о технологии ТРИЗ.

Описание продукта, полученного в результате проекта

Итоговое мероприятие развлечение «Прогулка в виде квест-игры с использованием триз-технологии»

Вид проекта – познавательно–исследовательский, творческий, групповой.

Состав участников

Дети подготовительной группы, родители воспитанников, воспитатели.

Проектная карта

Основные виды деятельности детей, организуемых педагогами Месяцы

Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь Январь

1 ОД

«Что означают наши имена?»

Познаватель-ное развитие

29.11.

2 Наблюдения (экскурсии, прогулки) Прогулка в осенний парк «Как деревья готовятся к зиме» 11.10 Прогулка «Здраствуй, Зимушка - зима»

12.12.

3 Рассказывание Сочинение сказки с использованием приемов и методов ТРИЗ-технологий

27.09. Рассматривание картины с использованием триз-технологий 04.10. Составление загадок о дом. животных» Триз технология 22.12.

4 Экспериментирование Мозговой штурм задача: Надо быстро) охладить стакан с кипятком. Как быть? Требуется найти 10 реш.» 09.11 Проведение эксперимента «Реактивный шарик» 13.01

5 Чтение художественной литературы «Сказка на изнанку: Красная шапочка»

30.09. Заучивание стихотворения Е. Благининой

«Посидим в тишине» по мнемотаблице

18.10. Пересказ рассказа В. Бианки «Купание медвежат» 17.01

6 Игры «Хорошо – плохо»

20.09 «Что будет, если…»

11.10 «Что умеет делать?» 15.11. «Раньше – позже» 07.12 «Паровозик» 25.01

7 Просмотр видеоматериала М. ф. «Тризовские мультфильмы» 26.10 М. ф. «Умная дочка и Храбрец»

22.11

8 Рисование «Сирень» печатанье мятой бумагой

19.10. «Спаси букву от буквоеда» (дорисовка)

15.12

Аппликация Выставка поделок из разного материала «Здравствуй – зимушка зима» 23.12

Лепка «Вот ёжик – ни головы, ни ножек…»

19.09 Пластилино-

графия «Снежинка» 30.01

Основные виды деятельности детей, организуемых педагогами

Февраль Март Апрель Май

1 ОД

«Сокровища пиратов»

Интегрированное занятие

24.03 «Скоро в школу» Познавательное развитие 15.05.23

2 Наблюдения (экскурсии, прогулки) Прогулка в форме квест игры с использованием ТРИЗ

17.05.23

3 Рассказывание «Рассказывание по сюжетной картине «Зимние забавы» 14.02 Составление рассказа по серии сюжетных картин «Профессия»

03.04 Составление загадок по алгоритму 10.05

4 Чтение художественной литературы Н. Н. Носов «Фантазеры»

14.03

5 Экспериментирование «Солнечные зайчики» с зеркалами

10.03

6 Игры «Шумовые коробочки» 21.02 «Назови одним словом»

28.03 «Цепочка»

04.04. «Чем был – чем стал»

05.05.

7 Просмотр видеоматериала М. ф. «Сказка наизнанку» 27.04. М. ф. «Триз с котом Потряскиным»

12.05

8 Рисование «Снегирь на ветке»

09.02

Аппликация Аппликация «Открытка маме» 06.03.

Лепка Пластилино

графия «Рыбка в аквариуме» 19.04

Материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта

Ноутбук

Проекционное оборудование

Фотоаппарат

Материалы для продуктивной деятельности детей

Планируемое время на реализацию проекта по этапам

Сентябрь 2022 - май 2023

№№ пп Этап Содержание деятельности Сроки

1 Поисковый Подбор и анализ литературного, иллюстративного, игрового, фото и видео материала по теме проекта.

Создание развивающей предметно-пространственной среды (РППС) группы. Разработка и изготовление вспомогательных пособий. 05.09-09.09. 2022

2 Аналитический

Анализ собранной информации и планирование практической деятельности по созданию продукта. 12.09-

16.09.

2022

3 Практический

Разработка ОД, беседы, картотеки игр с Триз - технологиями

Организация прогулок

Рассматривание картин, составление загадок по картинкам

Просмотр видеоматериалов

Рисование, лепка, аппликация

Дидактические игры

Экспериментирование

Разработка сценария развлечения «Прогулка в форме квест-игры с использованием ТРИЗ» 19.09.22 –

16.05.23

4 Презентационный Развлечение «Прогулка в форме квест-игры с использованием ТРИЗ 17.05

2023

5 Контрольный Анализ проведенных мероприятий по теме проекта, обобщение. 21.05.

2023

Организационные формы работы над проектом

№№ пп Формы работы Название / тема Сроки

1 Образовательная деятельность «Что означают наши имена?»

«Сокровища пиратов»

«Скоро в школу» 29.11.

24.03.

15.05.

2 Экспериментирование

Мозговой штурм, задача: «Надо быстро) охладить стакан с кипятком. Как быть? Требуется найти 10 решений»

Проведение эксперимента «Реактивный шарик»

«Солнечные зайчики»

09.11

13.01

10.03

3 Игры «Хорошо – плохо» (в режимные моменты)

«Что будет если…»

«Что умеет делать»

«Раньше – позже»

«Паровозик»

«Шумовые коробочки»

«Назови одним словом»

«Цепочка»

«Чем был – чем стал» 20.09

11.10

15.11

07.12

25.01

21.02

28.03

04.04.

05.05.

4 Самостоятельная работа детей Рисование на тему «Сирень» мятой бумагой

Лепка «Ежик»

«Спаси букву от буквоеда» (дорисовка)

Аппликация «Здраствуй зимушка -зима»

Лепка «Снежинка»

Рисование «Снегирь на ветке»

Пластилинография «Рыбка в аквариуме» 19.10

27.10

15.12

23.12

30.01

09.02

19.04

5 Взаимодействие с родителями Консультация для родителей

«Использование технологии ТРИЗ в детском саду и дома».

Памятка для родителей «В помощь родителям – развивающие игры ТРИЗ» 26.09.22

16.10.22

6 Взаимодействие с педагогами Консультация для воспитателей «Технология ТРИЗ в образовательной деятельности ОУ»

Семинар – практикум для педагогов Тема: «Развитие речевой активности детей дошкольного возраста посредством инновационных технологий» 22.09.22

31.01.23

7 Групповое обсуждение Чтение художественной литературы, обсуждение с использованием ТРИЗ-технологий

Форма проведения презентации

Развлечение - «Прогулка в форме квест-игры с использованием ТРИЗ»

Мероприятие проводится воспитателями и детьми подготовительной группы. Дети совместно с воспитателями на прогулке с помощью подсказок ищут задания – играют в подвижные и дидактические игры, разгадывают загадки, выполняют задания.

Используемая литература

Информационное обеспечение:

1. Альтшуллер, Г. С., Верткин, И. М. Как стать гением: Жизненная стратегия творческой личности. [Текст] / Г. С. Альтшуллер, И. М. Верткин— Минск: «Беларусь», 1994.

2. Березина,В. Г., Викентьев, И. Л., Модестов, С. Ю. Детство творческой личности : Встреча с чудом. Наставники. Достойная цель. [Текст] / В. Г. Березина, И. Л. Викентьев, С. Ю. Модестов — Санкт-Петербург: Изд. Буковского, 1995.

3. Викентьев, И. Л., Кайков, И. К. Лестница идей: Основы ТРИЗ в примерах и задачах. [Текст] / И. Л. Викентьев, И. К. Кайков,— Новосибирск, 1992.

4. Гин, А. А. Задачки-сказки от кота Потряскина. [Текст] / А. А. Гин — М. : «Вита-Пресс», 2002.

5. Гин, С. И. Мир фантазии: Методическое пособие для учителей 2-3 классов. [Текст] / А. А. Гин — М. : «Вита-Пресс», 2002.

6. Гин, С. И. Мир логики: Методическое пособие для учителей 3-4 классов. [Текст] / А. А. Гин — М. : «Вита-Пресс», 2001.

7. Клеймихина, Т. В., Крейнина, С. А. От Незнайки до. [Текст] / Т. В. Клеймихина, С. А. Крейникова— Санкт-Петербург: «Акцидент», 1996.

8. Мурашковская, И. Н., Валюмс, Н. П. Картинка без запинки: Методика рассказа по картинке. [Текст] / И. Н. Мурашковская, Н. П. Валюмс— Санкт-Петербург: ТОО «ТРИЗ-ШАНС», 1995.

9. Нестеренко, А. А. Страна загадок. [Текст] / А. А. Нестеренко— Ростовский университет, 1993.

10. Трифонов, Д. Н. Сборник задач из НФЛ: 43 задачи для развития воображения. [Текст] / Д. Н. Трифонов— Санкт-Петербург: ТОО «ТРИЗ-ШАНС», 1995.

11. Чернихович, Е. Винни-Пух решает вслух: Картотека сказочных задач. [Текст] / Е. Чернихович— Гомель: «Сож», 1995.

12. Шустерман, З. Г. "Новые приключения Колобка".[Текст] / З. Г. Шустерман — М. : «Педагогика-Пресс», 1993.

Публикации по теме:

Дидактическое пособие «Рыбки» по технологии ТРИЗ для детей младшего дошкольного возрастаДидактическое пособие «Рыбки» по технологии ТРИЗ для детей младшего дошкольного возраста Дидактическое пособие "Рыбки" - это многофункциональное пособие, позволяющее развивать речь, воображение, логическое мышление, внимание.

Формирование и развитие сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста средствами дидактической игрыФормирование и развитие сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста средствами дидактической игры Данная тема выбрана была не случайно. Именно сенсорное развитие составляет фундамент умственного развития ребенка, является залогом его.

Консультация для родителей «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста»Консультация для родителей «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста» «Творчество не приходит к детям по какому-то наитию. Творчеству надо учить. Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка,.

Консультация для родителей «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста»Консультация для родителей «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста» Творческое воображение – тот мотор, который запускает создание совершенно нового произведения или образа. Благодаря этому психическому.

Конспект мастер-класса для воспитателей «Развитие творческих способностей детей средствами театральной деятельности»Конспект мастер-класса для воспитателей «Развитие творческих способностей детей средствами театральной деятельности» Авторы: Цыганкова И. В. - музыкальный руководитель. Андреева Н. М. - воспитатель. Актуальность - театрализованная деятельность является одним.

Проект по развитию творческих способностей детей раннего возраста «Разноцветные ладошки» (фотоотчет)Проект по развитию творческих способностей детей раннего возраста «Разноцветные ладошки» (фотоотчет) В последнее время я очень активно работаю по проектной деятельности. Мне кажется,что этот метод работы является очень эффективным в работе.

Проект по развитию творческих способностей у детей подготовительной группы «Пластилиновое волшебство»Проект по развитию творческих способностей у детей подготовительной группы «Пластилиновое волшебство» Актуальность. Становление творческих способностей ребёнка может быть достигнуто только в случае выполнения набора условий: свобода в выборе.

Проект в средней группе «Сказкотерапия как средство развития творческих способностей детей среднего дошкольного возраста»Проект в средней группе «Сказкотерапия как средство развития творческих способностей детей среднего дошкольного возраста» «Сказкотерапия как средство развития творческих способностей детей среднего дошкольного возраста». Вид проекта: ролево-игровой, образовательный,.

Развитие творческих способностей детей подготовительного дошкольного возрастаРазвитие творческих способностей детей подготовительного дошкольного возраста КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ, МУЗЫКАЛЬНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ, ВОСПИТАТЕЛЕЙ. РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ РЕБЕНКА В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОМ ДОШКОЛЬНОМ.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Долгосрочный проект по развитию творческих способностей детей дошкольного возраста средствами технологии ТРИЗ
Опубликовано: 3 августа 2023 в 16:09
+15Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД